МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ

 

Направление: 44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: магистратура

Направленность (профиль): Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением речи

 

 

 

 



Оглавление

 

1. Пояснительная записка......………………………………………….…………4

2. Содержание дисциплины….……………………………………………….…..7

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины..…...27

4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине….………………..29

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……40

6. Перечень образовательных технологий ………………………………….…42

7. Описание материально-технической базы…………………………………..42

8. Иные сведения и (или) материалы…………………………………………...43





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Новый качественный уровень, на который выходит отечественная система высшего профессионального образования, предъявляет высокие требования к уровню и качеству подготовки специалистов. Педагогическая действительность предполагает востребованность специалистов, имеющих не только глубокие знания в области профилирующих наук, но и широкую осведомленность в смежных областях знания.

Для подготовки профессионалов в области психолого-педагогического сопровождения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет качественная подготовка по наукам медико-биологического цикла. Курс «Медико-биологические проблемы дефектологии» ­- одна из современных учебных дисциплин, входящих в научный комплекс «Биопсихология» и, наряду с другими предметами медико-биологического цикла, составляет основу естественнонаучной базы качественной подготовки магистров психологического сопровождения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках данной учебной дисциплины реализуется попытка познакомить магистрантов с медико-биологическими – психофизиологическими - механизмами нарушенного развития детей с ОВЗ.

Дисциплина «Медико-биологические проблемы дефектологии» является дисциплиной базовой части основной профессиональной образовательной программы.

Очная форма обучения

Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 20 часов – аудиторная (8 часов – лекционные занятия, 12 часов – практические занятия) и 52 часа - самостоятельная работа студентов. Дисциплина изучается в течение IV семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в IV семестре (1 ЗЕТ).

Заочная форма обучения

На заочной форме обучения дисциплина имеет трудоемкость 2 ЗЕТ (72 часа). Из них 20 часов – аудиторная нагрузка (6 часов – лекционные занятия, 14 часов – практические занятия), 43 часа отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в III семестре. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в III семестре (9 часов).

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

       Изучение «Медико-биологических проблем дефектологии» базируется на знаниях основ дисциплин медико-биологического содержания, полученных обучающимися в процессе бакалаврского образования и тесно связано с дисциплинами «Анатомо-физиологические основы сопровождения лиц с нарушениями речи», «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи, зрения», «Невропатология», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Медико-биологические основы дефектологии». В процессе обучения в магистратуре дисциплина «Медико-биологические проблемы дефектологии» тесно связана со знаниями по дисциплинам «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «История и философия специальной педагогики и психологии», «Методы научного исследования в логопедии», «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с недоразвитием речи», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения основ медико-биологических проблем дефектологии. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ нейробиологии, основных закономерностей онтогенеза речевой деятельности, представления о строении и функционировании головного мозга в норме и патологии; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные и общенаучные знания в осмыслении ключевых закономерностей дизонтогенеза. Магистрантам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

       При изучении дисциплины магистранты знакомятся с базовыми понятиями медико-биологических основ дефектологии, основными феноменами и механизмами нарушенного развития, влиянием основных нарушений мозга на психическое развитие ребенка. Благодаря этому курсу у магистрантов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления об основных причинах, механизмах и проявлениях нарушений функционирования центральной нервной системы. Это позволит им понимать на достаточном уровне медико-биологические основы дефектологии и применять полученные знания в собственной практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

       Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с дизартрией», «Проектирование коррекционных технологий в логопедической практике». «Медико-биологические проблемы дефектологии» изучаются в конце магистерского образования – в IV семестре на очной форме обучения и в III семестре – на ОЗО, носит обобщающий характер и поэтому знания, полученные в ходе ее изучения, могут быть использованы магистрантами на испытаниях итоговой аттестации.

Дисциплина «Медико-биологические проблемы дефектологии» закладывает более глубокое понимание содержания большей части дисциплин, изучаемых магистрантами в IV семестре.

1.4. Цели дисциплины: формирование у студентов необходимых представлений о медико-биологических проблемах дефектологии в сопровождении детей с ОВЗ, базовых теоретических категориях, принципах, механизмах нарушенного развития ребенка.

Задачи дисциплины:

- формировать у студентов систему знаний и умений, связанных с современным пониманием причин и медико-биологических механизмов нарушенного развития ребенка с ОВЗ;

- формировать представление о нейрофизиологических показателях нарушенного развития;

- формировать умения анализа показателей нейрофункциональной диагностики нормального и нарушенного развития.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1 ПК-8 Готов к консультированию педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.   З.1 – проблемы и особенности консультирования педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ. У.1 – определять тематику консультирования педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ. В.1 – навыками консультирования педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.
2 ПК-9 Способен изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. З.2 – основные достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. З.3 – закономерности систематизации результаты основных достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. У.2 – использовать знания основных медико-биологических проблем для понимания основных достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. У.3 – использовать знания основных медико-биологических проблем дефектологии для систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний.   В.2 – конкретными навыками использования знаний о медико-биологических проблемах дефектологии для  изучения достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. В.3 – навыками систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний на основе знаний медико-биологических проблем дефектологии.
  ПК-2 Готов к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач З.4 – знать координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач У.4 – уметь осуществлять координацию деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач В.4 – конкретными приемами осуществления координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач
  ПК-7 Готов к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения З.5 – основные составляющие комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения У.5 – реализовывать на практике комплексное психолого-педагогическое изучение с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения В.5 – конкретными приемами реализации комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения в собственной  практической деятельности
  ПК-13 Способен использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач З.6 - имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач У.6 – в полной мере реализовывать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач В.6 – конкретными приемами реализации возможностей образовательного пространства и проектирования новых, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Отделение дневного обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I . Раздел I . Основные этапы и медико-биологические показатели развития ребенка 4 - 2 12 1 8
I.1. Физиологические основы деятельности мозга - - - 4 4
I.2. ЦНС как биологический субстрат психофизического развития ребенка 2 - 2 4 8
I.3. Структурно-функциональная модель мозга как субстрата психики (по А.Р. Лурия) 2 - - 4 4
II . Раздел II . Медико-биологические показатели нарушенного развития в дефектологии 4 - 6 24 34
II.1. Концептуальные медико-биологические подходы к проблеме нормального и нарушенного развития 2 - 2 8 12
II.2. Основные нейрофизиологические показатели нарушенного развития 2 - 2 8 12
II.3. Основные медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий - - 2 8 10
III . Раздел III . Медико-биологические основы организации коррекционного воздействия в дефектологической практике - - 4 1 6 2 0
III.1. Методы нейрофизиологической диагностики нарушенного развития - - 2 8 10
III.2. Нейрофизиологические основы коррекции нарушенного развития ребенка - - 2 8 10
  ИТОГО: 8 - 1 2 52 7 2
  КОНТРОЛЬ:         36
  ВСЕГО:         108

 


 

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности (ЗФО)

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I . Раздел I . Основные этапы и медико-биологические показатели развития ребенка 2 - 4 1 8 2 4
I.1. Физиологические основы деятельности мозга - - - 4 4
I.2. ЦНС как биологический субстрат психофизического развития ребенка 2 - 2 7 11
I.3. Структурно-функциональная модель мозга как субстрата психики (по А.Р. Лурия) - - 2 7 9
II . Раздел II . Медико-биологические показатели нарушенного развития в дефектологии 4 - 6 18 2 8
II.1. Концептуальные медико-биологические подходы к проблеме нормального и нарушенного развития 2 - 2 6 10
II.2. Основные нейрофизиологические показатели нарушенного развития 2 - 2 6 10
II.3. Основные медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий - - 2 6 8
III . Раздел III . Медико-биологические основы организации коррекционного воздействия в дефектологической практике - - 4 7 1 1
III.1. Методы нейрофизиологической диагностики нарушенного развития - - 2 4 6
III.2. Нейрофизиологические основы коррекции нарушенного развития ребенка - - 2 3 5
  ИТОГО: 6 - 14 43 63
  КОНТРОЛЬ:         9
  ВСЕГО:         72

 


2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)



Содержание раздела

Лекция 1

Кол-во часов: 2

План:

1. Основные этапы созревания ЦНС (пренатальный период, перинатальный период, постнатальный период).

2. Гетерохронность морфогенеза ЦНС.

3. Гетерохронность функционального развития мозга.

Список литературы:

[2; 4]

Практическое занятие 1

Кол-во часов: 2

План:

1. Гетерохронность морфогенеза и функционального развития мозга.

2. Основные этапы созревания ЦНС – как основа этапности психического развития ребенка.

3. Проекционные и ассоциативные зоны коры больших полушарий.

Список литературы:

[2; 4; 14]

Лекция 2

Кол-во часов: 2

План:

1. Вклад А.Р. Лурия в изучение нейропсихологии и нейрофизиологии развития в детском возрасте.

2. Структурно-функциональная модель мозга как субстрата психики А.Р. Лурия.

3. Функциональные блоки мозга

Список литературы:

[2; 6; 12; 13]

Баллов

Баллов

Балла

Баллов

1. Составление мультимедийной презентации «Нейрофизиологические поля коры больших полушарий» – 2 2. Составление мультимедийной презентации: «Вклад А.Р. Лурия в изучение нейропсихологии детского возраста» - 2 3. Составление схемы-рисунка «Функциональная организация коры больших полушарий (по К. Бродману) – 5 4. Заполнение таблицы «Структуры и функции отделов мозга» - 3 5. Ведение терминологического словаря - 1 6. Обзор материалов сайтов по проблеме – 3

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-9: З.2 Знать основные достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний.

- Таблица «Основные поля и зоны коры больших полушарий».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологические поля коры больших полушарий».

- Таблица «Нейрофизиологические поля коры больших полушарий».

- Ведение терминологического словаря.

- Участие в деловой игре.

- Контрольная работа по разделу.

ПК-9: У.2 Уметь использовать знания основных медико-биологических проблем для понимания основных достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний.  

- Конспект работы А.Р. Лурия «Мозг человека и психические процессы».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологические поля коры больших полушарий».

- Таблица «Нейрофизиологические поля коры больших полушарий».

- Анализ предложенной образовательной программы (программу для анализа предлагает преподаватель по запросу руководителя СКОУ).

- Участие в деловой игре.

- Контрольная работа по разделу.

ПК-9: В.2 Владеть конкретными навыками использования знаний о медико-биологических проблемах дефектологии для изучения достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний.  

- Таблица «Основные поля и зоны коры больших полушарий».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологические поля коры больших полушарий».

- Таблица «Нейрофизиологические поля коры больших полушарий».

- Анализ предложенной образовательной программы (программу для анализа предлагает преподаватель по запросу руководителя СКОУ).

- Участие в деловой игре.

- Индивидуальное собеседование по разделу.

- Контрольная работа по разделу.

ПК-13: З.6 Знать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологические поля коры больших полушарий».

- Таблица «Нейрофизиологические поля коры больших полушарий».

- Ведение терминологического словаря.

- Участие в деловой игре.

- Контрольная работа по разделу.

ПК-13: У.6 Уметь в полной мере реализовывать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологические поля коры больших полушарий».

- Таблица «Нейрофизиологические поля коры больших полушарий».

- Контрольная работа по разделу.

ПК-13: В.6 Владеть конкретными приемами реализации возможностей образовательного пространства и проектирования новых, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач

- Таблица «Нейрофизиологические поля коры больших полушарий».

- Участие в деловой игре.

- Контрольная работа по разделу.

       

 

Раздел II. Медико-биологические показатели нарушенного развития в дефектологии (34 часа)

Требования к результатам освоения раздела:

ПК-9: З.3; У.3; В.3

ПК-7: З.5; У.5; В.5

Содержание раздела

Лекция 3

Кол-во часов: 2

План:

1. Концептуальный аппарат медико-биологического подхода к проблеме нормального и нарушенного развития:

· блок социально-биологических концепций;

· блок нейропсихологических концепций;

· блок психологических концепций.

2. Основные показатели нормального развития.

Список литературы:

[1; 5; 13]

Практическое занятие 2

Кол-во часов: 2

Форма проведения: дискуссия

План:

1. Концептуальный аппарат медико-биологического подхода к проблеме нормального и нарушенного развития:

· блок социально-биологических концепций;

· блок нейропсихологических концепций;

· блок психологических концепций.

2. Основные показатели нормального развития.

Список литературы:

[1; 5; 13]

Лекция 4

Кол-во часов: 2

План:

1. Нейрофизиологический аспект содержания понятие нарушенного развития.

2. Основные показатели нарушенного развития: нейрофизиологический подход.

Список литературы:

[2; 3; 4; 8]

Практическое занятие 3

Кол-во часов: 2

Форма проведения: деловая игра

План:

1. Нейрофизиологические механизмы нарушенного развития.

2. Причины возникновения дизонтогенеза.

3. Нейрофизиологические параметры дизонтогенеза.

Список литературы:

[2; 3; 4; 5]

Практическое занятие 4

Кол-во часов: 2

Форма проведения: дискуссия

План:

1. Слабая дифференцированность нервных клеток.

2. Малый размер нервных клеток.

3. Недостаточность верхних слоев коры, обеспечивающих связь клеток в единую функциональную систему.

4. Понятие миелинизации нервной системы.

5. Основные механизмы и этапы миелинизации ЦНС.

6. Причины и последствия нарушения миелинизации нервной системы

Список литературы:

[4; 6; 12]

Балла

Баллов

Балла

Баллов

1. Составление мультимедийной презентации «Социальное и биологическое в развитии психики в онтогенезе» - 2

2. Составление мультимедийной презентации «Нейропсихологические подходы к пониманию нормального и нарушенного развития» -2

3.  Составление мультимедийной презентации «Психологические концепции нарушенного развития ребенка» - 2

4.  Составление мультимедийной презентации «Причины возникновения дизонтогенеза» - 2

5.  Составление мультимедийной презентации «Нейрофизиологические параметры дизонтогенеза» – 2

6.  Составление мультимедийной презентации «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: слабая дифференцированность нервных клеток» - 2

7.  Составление мультимедийной презентации «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: малый размер нервных клеток» - 2

8.  Составление мультимедийной презентации «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: недостаточность верхних слоев коры, обеспечивающих связь клеток в единую функциональную систему» -2

9. Составление мультимедийной презентации «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: слабая меилинизация нервного волокна» - 2

10. Ведение терминологического словаря – 1

11. Обзор материалов сайтов по проблеме – 3

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-9: З.3 Знать закономерности систематизации результаты основных достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний.

- Участие в деловой игре.

-  Таблица «Концептуальный аппарат теории вопроса нормального и нарушенного развития».

- Индивидуальное собеседование.

- Конспект статьи «Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия».

- Участие в дискуссии.

- Контрольная работа.

ПК-9: У.3 Уметь использовать знания основных медико-биологических проблем дефектологии для систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний.    

- Участие в деловой игре.

-  Таблица «Концептуальный аппарат теории вопроса нормального и нарушенного развития».

- Мультимедийная презентация «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: слабая дифференцированность нервных клеток».

- Мультимедийная презентация «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: малый размер нервных клеток».

- Мультимедийная презентация «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: недостаточность верхних слоев коры, обеспечивающих связь клеток в единую функциональную систему».

- Мультимедийная презентация «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: слабая меилинизация нервного волокна»

- Индивидуальное собеседование.

- Конспект статьи «Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия».

- Участие в дискуссии.

- Контрольная работа.

ПК-9: В.3 Владеть навыками систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний на основе знаний медико-биологических проблем дефектологии.

- Участие в деловой игре.

- Подробный, развернутый нейрофизиологический анализ предложенного диагноза ребенка.

-  Таблица «Концептуальный аппарат теории вопроса нормального и нарушенного развития».

- Мультимедийная презентация «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: слабая дифференцированность нервных клеток».

- Мультимедийная презентация «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: малый размер нервных клеток».

- Мультимедийная презентация «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: недостаточность верхних слоев коры, обеспечивающих связь клеток в единую функциональную систему».

- Мультимедийная презентация «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: слабая меилинизация нервного волокна»

- Индивидуальное собеседование.

- Конспект статьи «Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия».

- Участие в дискуссии.

- Контрольная работа.

ПК-7: З.5 Знать основные составляющие комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения

- Участие в деловой игре.

- Подробный, развернутый нейрофизиологический анализ предложенного диагноза ребенка.

-  Таблица «Концептуальный аппарат теории вопроса нормального и нарушенного развития».

- Конспект статьи «Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия».

- Участие в дискуссии.

- Контрольная работа.

ПК-7: У.5 Уметь реализовывать на практике комплексное психолого-педагогическое изучение с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения

- Участие в деловой игре.

- Подробный, развернутый нейрофизиологический анализ предложенного диагноза ребенка.

- Мультимедийная презентация «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: слабая дифференцированность нервных клеток».

- Мультимедийная презентация «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: малый размер нервных клеток».

- Мультимедийная презентация «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: недостаточность верхних слоев коры, обеспечивающих связь клеток в единую функциональную систему».

- Мультимедийная презентация «Медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий: слабая меилинизация нервного волокна»

- Индивидуальное собеседование.

- Участие в дискуссии.

- Контрольная работа.

ПК-7: В.5 Владеть конкретными приемами реализации комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения в собственной практической деятельности

- Участие в деловой игре.

- Подробный, развернутый нейрофизиологический анализ предложенного диагноза ребенка.

- Контрольная работа.

Раздел III. Медико-биологические основы организации коррекционного воздействия в дефектологической практике (20 часов)

Требования к результатам освоения раздела:

ПК-8: З.1; У.1; В.1

ПК-9: З.3

ПК-2: З.4; У.4; В.4

Содержание раздела

Практическое занятие 5

Кол-во часов: 2

Форма проведения: деловая игра

План:

1. Основные принципы нейрофизиологической диагностики.

2. Компендиум методов нейрофизиологической диагностики нарушенного развития:

· электроэнцефалография;

· допплерография;

· вызванные потенциалы;

· реоэнцефалография.

Список литературы:

[6; 8; 10; 12; 18]

Практическое занятие 6

Кол-во часов: 2

Форма проведения: дискуссия

План:

1. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

2. Коррекция межполушарного взаимодействия и специализации правого и левого полушария.

3. Оптимизация и абилитация функциональной роли лобных отделов мозга.

Список литературы:

[8; 9; 13; 17]

Баллов

Баллов

1. Составление мультимедийной презентации «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: томография» - 2 2. Составление мультимедийной презентации «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: допплерография» – 2 3. Составление мультимедийной презентации «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: реоэнцефалография» - 2 4. Составление мультимедийной презентации «Нейрофизиологические основы коррекции нарушенного развития ребенка: повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов» - 2 5. Составление мультимедийной презентации «Нейрофизиологические основы коррекции нарушенного развития ребенка: оптимизация и абилитация функциональной роли лобных отделов мозга» - 2 6. Составление мультимедийной презентации «Развитие специального образования в Австралии» - 2 7. Ведение терминологического словаря – 1 8. Обзор материалов сайтов по проблеме – 3

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-8: З.1

Знать проблемы и особенности консультирования педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.

- Участие в деловой игре.

- Подробный, развернутый нейрофизиологический анализ предложенного диагноза ребенка.

-  Мультимедийная презентация «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: томография».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: допплерография».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: метод вызванных потенциалов».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: реоэнцефалография»

- Индивидуальное собеседование.

-  Картотека основных упражнений и заданий, направленных на коррекцию недостаточных функций у детей младшего школьного возраста (по 7 упражнений на каждую функцию).

- Ведение терминологического словаря.

- Участие в дискуссии.

ПК-8: У.1

Уметь определять тематику консультирования педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.

 

- Участие в деловой игре.

- Подробный, развернутый нейрофизиологический анализ предложенного диагноза ребенка.

-  Мультимедийная презентация «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: томография».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: допплерография».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: метод вызванных потенциалов».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: реоэнцефалография»

- Индивидуальное собеседование.

-  Картотека основных упражнений и заданий, направленных на коррекцию недостаточных функций у детей младшего школьного возраста (по 7 упражнений на каждую функцию).

-  Кейс-папка «Методы нейрофизиологической диагностики нарушенного развития», охарактеризовав 10 методов диагностики по выбору преподавателя

- Участие в дискуссии.

ПК-8: В.1

Владеть В.1 – навыками консультирования педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.

- Участие в деловой игре.

- Подробный, развернутый нейрофизиологический анализ предложенного диагноза ребенка.

-  Мультимедийная презентация «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: томография».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: допплерография».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: метод вызванных потенциалов».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологическая диагностика нарушенного развития: реоэнцефалография»

- Индивидуальное собеседование.

-  Картотека основных упражнений и заданий, направленных на коррекцию недостаточных функций у детей младшего школьного возраста (по 7 упражнений на каждую функцию).

-  Кейс-папка «Методы нейрофизиологической диагностики нарушенного развития», охарактеризовав 10 методов диагностики по выбору преподавателя

- Участие в дискуссии.

ПК-9: З.3

Знать закономерности систематизации результаты основных достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний.

- Участие в деловой игре.

- Подробный, развернутый нейрофизиологический анализ предложенного диагноза ребенка.

-  Мультимедийная презентация «Нейрофизиологические основы коррекции нарушенного развития ребенка: оптимизация и абилитация функциональной роли лобных отделов мозга».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологические основы коррекции нарушенного развития ребенка: коррекция межполушарного взаимодействия и специализации правого и левого полушария».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологические основы коррекции нарушенного развития ребенка: повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов».

- Индивидуальное собеседование.

-  Картотека основных упражнений и заданий, направленных на коррекцию недостаточных функций у детей младшего школьного возраста (по 7 упражнений на каждую функцию).

-  Кейс-папка «Методы нейрофизиологической диагностики нарушенного развития», охарактеризовав 10 методов диагностики по выбору преподавателя

- Участие в дискуссии.

ПК-2: З.4

Знать основы координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологические основы коррекции нарушенного развития ребенка: оптимизация и абилитация функциональной роли лобных отделов мозга».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологические основы коррекции нарушенного развития ребенка: коррекция межполушарного взаимодействия и специализации правого и левого полушария».

- Мультимедийная презентация «Нейрофизиологические основы коррекции нарушенного развития ребенка: повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов».

- Индивидуальное собеседование.

-  Картотека основных упражнений и заданий, направленных на коррекцию недостаточных функций у детей младшего школьного возраста (по 7 упражнений на каждую функцию).

- Участие в дискуссии.

ПК-2: У.4

Уметь осуществлять координацию деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач

- Участие в деловой игре.

- Подробный, развернутый нейрофизиологический анализ предложенного диагноза ребенка.

-  Индивидуальное собеседование.

-  Картотека основных упражнений и заданий, направленных на коррекцию недостаточных функций у детей младшего школьного возраста (по 7 упражнений на каждую функцию).

-  Кейс-папка «Методы нейрофизиологической диагностики нарушенного развития», охарактеризовав 10 методов диагностики по выбору преподавателя

- Участие в дискуссии.

ПК-2: В.4

Владеть конкретными приемами осуществления координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач

- Подробный, развернутый нейрофизиологический анализ предложенного диагноза ребенка.

-  Индивидуальное собеседование.

-  Картотека основных упражнений и заданий, направленных на коррекцию недостаточных функций у детей младшего школьного возраста (по 7 упражнений на каждую функцию).

-  Кейс-папка «Методы нейрофизиологической диагностики нарушенного развития», охарактеризовав 10 методов диагностики по выбору преподавателя

- Участие в дискуссии.

             

 

Максимальное количество баллов по дисциплине 96 (задания инвариантной части) + 30 (выступления на практических занятиях) = 126 баллов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам [Электронный ресурс] / Ж.М. Глозман. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 288 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11251.html

2. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении [Электронный ресурс] / Е.Г. Амелина [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Генезис, 2016. — 336 c. — 978-5-98563-364-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54347.html

Дополнительная литература

 

3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста [Электронный ресурс] : учебное  пособие / Ж.М. Глозман. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 254 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11250.html

4. Николаенко Н.Н. Нейронауки [Электронный ресурс] : курс лекций по невропатологии, нейропсихологии, психопатологии, сексологии / Н.Н. Николаенко. — Электрон. текстовые данные. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 288 c. — 978-5-222-21013-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58962.html

5. Карен Каплан-Солмз Клинические исследования в нейропсихоанализе. Введение в глубинную нейропсихологию [Электронный ресурс] / Каплан-Солмз Карен, Солмз Марк. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический проект, 2016. — 272 c. — 978-5-8291-1881-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60132.html

6. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.М. Астапов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Пер Сэ, 2006. — 176 c. — 5-98549-017-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7428.html

7. Балашова Е.Ю. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. — Электрон. текстовые данные. — М. : Генезис, 2017. — 240 c. — 978-5-98563-270-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64223.html

 

3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

8. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : учеб. пособие / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили ; под ред. Л.С. Цветковой. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московск. психол.-пед. инст-та ; Воронеж : Изд-во НПО « МОДЭК», 2011. – 296 с.

9. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии : учеб. пособие / А.П. Бизюк. – СПб. : Речь, 2005. – 293 с.

10. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Л.П. Григорьева, Л.И. Фильчикова, З.С. Алиева и др. ; под ред. Л.П. Григорьевой. – М. : ИКЦ «Академкнига», 2002. – 415 с.

11. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 144 с. : ил.

12. Зенков, Л.Р. Функциональная диагностика нервных болезней : руководство для врачей / Л.Р. Зенков, М.А. Ронкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1991. – 640 с. : ил.

13. Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы / А.Р. Лурия. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 480 с.

14. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А.В. Семенович. – М. : Издат. центр «Академия», 2002. – 232 с.

15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. / Лев Семенович Выготский. – М., 1986. – Т.3.

16. Губарева, Л.И. Психофизиология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.В. Агаркова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 188 с. : ил.

17. Данилова, Н.Н. Психофизиология : учебник для вузов / Н.Н. Данилова. – М. : Аспект Пресс, 1998. – 373 с.

18. Ермолаев, О.Ю. Введение в психофизиологию / О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина. – М. : Изд-во Московск. психол.-пед. инст-та, 2001. – 400 с.

19. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии : учеб. пособие / В.Г. Каменская. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2005. – 288 с.

20. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. – 3-е изд. – М. : Академический проект, 2000. – 512 с.

21. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / В.М. Смирнов. – М. : Издат. центр «Академия», 2000. – 400 с.

22. Хомская, Е.Д. Нейропсихология : учебник для вузов / Е.Д. Хомская. – 3-е изд. – СПБ. : Питер, 2003. – 496 с. : ил.

23. Цветкова, Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение : учеб. пособие / Л.С. Цветкова. – М. : Изд-во Московск. психол.-пед. инст-та, 2000. – 148 с.

24. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л.С. Цветкова. – 3-е изд. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 128 с.

25. Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Л.С. Цветкова. – М. : Просвещение ; АО «Учеб. лит.», 1995. – 304 с.

3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

26. http://www.iprbookshop.ru - электронная библиотечная система «IPRbooks»

27.  http://ebs.cspu.ru/xmlui - электронная библиотечная система ЮУрГГПУ (ЭБС ЮУрГГПУ)

28.  https://elibrary.ru/ - электронная библиотечная система «Еlibrary»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПК-9

Способен изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний

Знать: З.2 – основные достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. З.3 – закономерности систематизации результаты основных достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. Уметь: У.2 – использовать знания основных медико-биологических проблем для понимания основных достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. У.3 – использовать знания основных медико-биологических проблем дефектологии для систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. Владеть: В.2 – конкретными навыками использования знаний о медико-биологических проблемах дефектологии для изучения достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. В.3 – навыками систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний на основе знаний медико-биологических проблем дефектологии. Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц), конспектов, тезауруса; групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, коллоквиум, контрольная работа по 1 модулю. Промежуточная аттестация: экзамен

ПК-2

Готов к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач

З.4 – знать координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач. У.4 – уметь осуществлять координацию деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач. В.4 – конкретными приемами осуществления координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач. Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц), конспектов, тезауруса; групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, коллоквиум, контрольная работа по 1 модулю. Промежуточная аттестация: экзамен

ПК-7

Готов к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения

        З.5 – основные составляющие комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения. У.5 – реализовывать на практике комплексное психолого-педагогическое изучение с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения. В.5 – конкретными приемами реализации комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения в собственной  практической деятельности. Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц), конспектов, тезауруса; групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, коллоквиум, контрольная работа по 2 модулю. Промежуточная аттестация: экзамен

ПК-13

Способен использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач

З.6 - имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач. У.6 – в полной мере реализовывать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач. В.6 – конкретными приемами реализации возможностей образовательного пространства и проектирования новых, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц), конспектов, тезауруса; групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, коллоквиум, деловая игра. Промежуточная аттестация: экзамен

4.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Контрольные вопросы и задания по разделу I

1. Какова общая структура нервной системы?

2. Что является основной структурной единицей нервной системы?

3. На какое число долей делятся полушария мозга?

4. На какое количество полей морфологически и функционально разделена поверхность коры головного мозга?

5. Какой тип волокон обеспечивает целостную работу одного полушария?

6. Между какими нервными структурами обеспечивается связь проекционными волокнами?

7. Какую функцию выполняют лимбико-ретикулярные волокна?

8. Какими факторами обусловлен диапазон основных параметров функционирования мозга?

9. В чем суть процесса цефализации?

10. Какие функциональные области мозга почти полностью сформированы к моменту рождения?

11. В какой последовательности происходит миелинизация нервных волокон различных областей мозга ребенка?

12. Какие возрастные этапы являются ключевыми для созревания большинства зон коры головного мозга ребенка?

13. Какие зоны мозга наиболее поздно заканчивают свое формирование?

14. Каковы основные этапы формирования ЦНС в онтогенезе?

15. В чем состоит принцип гетерохронности развития ЦНС?

16. Как проявляется гетерохронность в этапах становления межполушарной асимметрии?

17. В чем состоит принцип системной динамической локализаций функций в ЦНС?

18. С какими фило- и онтогенетическими особенностями в организации деятельности мозга связаны жесткость и пластичность в работе его функциональных систем?

19. Сколько структурно-функциональных блоков мозга предусматривается концепцией А.Р. Лурия?

20. Какие анатомические структуры входят в энергетический блок мозга?

21. За какие проецируемые на психику функции ответственен энергетический блок мозга?

22. Каково направление и качество влияний на психику ретикулярной формации?

23. Какие анализаторные системы составляют функциональную базу второго мозгового блока?

24. В чем разница итогов работы первичных, вторичных и третичных полей блока приема, переработки и хранения информации?

25. Какая зона мозга второго блока реализует наиболее сложные интегративные функции?

26. Каким законам подчиняется работа второго блока мозга?

27. Какая часть мозга осуществляет функцию программирования, регуляции и контроля поведения?

Контрольные вопросы и задания по разделу II

1. Охарактеризуйте каждую их 7 социально-биологических концепций психического развития ребенка.

2. Охарактеризуйте каждую их 3 нейропсихологических концепций психического развития ребенка.

3. Охарактеризуйте каждую их 4 психологических концепций развития ребенка.

4. В чем состоит нейрофизиологический смысл понятия «дизонтогенез»?

5. Каковы основные причины возникновения дизонтогенеза?

6. Каковы нейрофизиологические механизмы нарушенного развития?

7. Охарактеризуйте такой показатель незрелости коры больших полушарий как слабая дифференцированность нервных клеток.

8. Охарактеризуйте такой показатель незрелости коры больших полушарий как малый размер нервных клеток.

9. Охарактеризуйте такой показатель незрелости коры больших полушарий как недостаточность верхних слоев коры, обеспечивающих связь клеток в единую функциональную систему.

10. Охарактеризуйте такой показатель незрелости коры больших полушарий как слабая миелинизация нервного волокна.

11. Каков механизм миелинизации?

12. Какова последовательность миелинизации нервных структур в ЦНС?

13. Каковы последствия нарушения скорости и последовательности миелинизации в ЦНС?

14. Охарактеризуйте межполушарную асимметрию как фактор психического развития в норме и при отклонении?

15. Каковы основные положения современной теории о межполушарной асимметрии?

Контрольные вопросы и задания по разделу III

1. Охарактеризуйте основные принципы нейрофизиологической диагностики.

2. Охарактеризуйте электроэнцефалографию как метод нейрофизиологической диагностики нарушенного развития: диагностические возможности и показания к применению. Достоинства и недостатки метода.

3. Охарактеризуйте метод вызванных потенциалов как метод нейрофизиологической диагностики нарушенного развития: диагностические возможности и показания к применению. Достоинства и недостатки метода.

4. Охарактеризуйте томографию как метод нейрофизиологической диагностики нарушенного развития: диагностические возможности и показания к применению. Достоинства и недостатки метода.

5. Охарактеризуйте допплерографию как метод нейрофизиологической диагностики нарушенного развития: диагностические возможности и показания к применению. Достоинства и недостатки метода.

6. Охарактеризуйте реоэнцефалографию как метод нейрофизиологической диагностики нарушенного развития: диагностические возможности и показания к применению. Достоинства и недостатки метода.

7. Охарактеризуйте деятельность дефектолога, направленную на повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

8. Охарактеризуйте деятельность дефектолога, направленную на повышение коррекцию межполушарного взаимодействия и специализации правого и левого полушария.

9. Охарактеризуйте деятельность дефектолога, направленную на оптимизацию и абилитацию функциональной роли лобных отделов мозга.

Шкалы оценивания

Порядка Наименования Отношения Интервалов Знать I II III распознание запоминание понимание

I : II : III : IV : V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

I : II : III : IV : V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

4:12: 20 : 28:36

Уметь IV применение Владеть V владение

 

Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1.    Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2.    Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3.    Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

4.5  Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1.    Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy = n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.

 

2.    Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

       Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

       Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что магистрант, у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике

Первый этап

Студент получает положительную оценку, если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

Типовые задания для проведения промежуточной формы контроля (первый этап).

1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2.    Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3.    Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

 

Компетенции Конкретизированные цели освоения дисциплины (ЗУВ), вынесенные на промежуточную аттестацию Вопросы или задания для проверки освоения конкретизированной цели обучения Коэффициент успешности Коэффициент сформиро-ванности компетенции

ПК-9

Способен изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний

 

Знать

Кy1=n/5;

 

 

Уком=(0,36* К y 1)+(0,28* К y 2)+(0,36* К y 3)

З.2 – основные достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. . 1. Перечислите основные показатели нарушенного развития. 2. Перечислите основные методы нейрофизиологической диагностики нарушенного развития. 3. Опишите один из современных методов нейрофизиологической диагностики состояния центральной нервной системы.
З.3 – закономерности систематизации результаты основных достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний 4. Вскройте основные нейромеханизмы нарушенного развития. 5. Охарактеризуйте учение А.Р. Лурия о функциональных блоках как основное теоретическое положение современной нейронауки.

Уметь

Кy2=n/6;

 

У.2 – использовать знания основных медико-биологических проблем для понимания основных достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. 6. Составьте схему функционирования ЦНС при тотальном недоразвитии коры больших полушарий (олигофрении)   (max - 3 балла)
У.3 – использовать знания основных медико-биологических проблем дефектологии для систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. 7. Охарактеризуйте недостаточность межполушарного взаимодействия как один из биологических механизмов нарушенного развития (max - 3 балла).  

Владеть

Кy3=n/3.

 

В.2 – конкретными навыками использования знаний о медико-биологических проблемах дефектологии для изучения достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. 8. Составьте тематику консультаций для родителей детей с ОВЗ по вопросам нейрофизиологической диагностики (max - 2 балла).
В.3 – навыками систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний на основе знаний медико-биологических проблем дефектологии. 9. Обоснуйте выбор коррекционно-развивающих упражнений на основе нейрофизиологического заключения ребенка с ОВЗ. (max - 1 балл).

 

Второй этап - экзамен

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Общая структура нервной системы.

2. Основная структурная единица нервной системы.

3. Морфологические и функциональные поля коры головного мозга.

4. Проекционные волокна ЦНС: особенности строения и функций.

5. Лимбико-ретикулярные волокна: особенности строения и функций.

6. Основные параметры функционирования мозга.

7. Роль процесса цефализации в психическом развитии ребенка.

8. Функциональная зрелость мозга к моменту рождения.

9. Возрастные этапы созревания основных зон коры головного мозга ребенка.

10. Основные этапы формирования ЦНС в онтогенезе.

11. Принцип гетерохронности развития ЦНС.

12. Проявления гетерохронии в этапах становления межполушарной асимметрии.

13. Принцип системной динамической локализаций функций в ЦНС.

14. Жесткость и пластичность в работе функциональных систем мозга.

15. Структурно-функциональные блоки мозга по А.Р. Лурия.

16. Характеристика энергетического блока мозга.

17. Влияние на психику ретикулярной формации.

18. Характеристика второго мозгового блока в концепции А.Р. Лурия.

19. Уровень работы первичных, вторичных и третичных полей блока приема, переработки и хранения информации.

20. Законы функционирования второго блока мозга.

21. Основные социально-биологические концепции психического развития ребенка (общий обзор).

22. Нейропсихологические концепции психического развития ребенка.

23. Психологические концепции развития ребенка.

24. Нейрофизиологический смысл понятия «дизонтогенез».

25. Нейрофизиологические причины возникновения дизонтогенеза.

26. Нейрофизиологические механизмы нарушенного развития.

27. Слабая дифференцированность нервных клеток как показатель незрелости коры больших полушарий.

28. Малый размер нервных клеток как показатель незрелости коры больших полушарий.

29. Недостаточность верхних слоев коры, обеспечивающих связь клеток в единую функциональную систему как показатель незрелости коры больших полушарий.

30. Слабая миелинизация нервного волокна как показатель незрелости коры больших полушарий как.

31. Механизм миелинизации.

32. Последовательность миелинизации нервных структур в ЦНС.

33. Последствия нарушения скорости и последовательности миелинизации в ЦНС.

34. Межполушарная асимметрия как фактор психического развития в норме и при отклонении.

35. Основные положения современной теории о межполушарной асимметрии.

36. Основные принципы нейрофизиологической диагностики.

37. Электроэнцефалография как метод нейрофизиологической диагностики нарушенного развития: диагностические возможности и показания к применению. Достоинства и недостатки метода.

38. Метод вызванных потенциалов как метод нейрофизиологической диагностики нарушенного развития: диагностические возможности и показания к применению. Достоинства и недостатки метода.

39. Томография как метод нейрофизиологической диагностики нарушенного развития: диагностические возможности и показания к применению. Достоинства и недостатки метода.

40. Допплерография как метод нейрофизиологической диагностики нарушенного развития: диагностические возможности и показания к применению. Достоинства и недостатки метода.

41. Реоэнцефалография как метод нейрофизиологической диагностики нарушенного развития: диагностические возможности и показания к применению. Достоинства и недостатки метода.

42. Картирование мозга как метод нейрофизиологической диагностики нарушенного развития: диагностические возможности и показания к применению. Достоинства и недостатки метода.

43. Деятельность дефектолога, направленная на повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

44. Деятельность дефектолога, направленная на повышение коррекцию межполушарного взаимодействия и специализации правого и левого полушария.

45. Деятельность дефектолога, направленная на оптимизацию и абилитацию функциональной роли лобных отделов мозга.

46. Нейрофункциональная диагностика в Челябинске и регионе

4.7  Примерные критерии оценивания знаний студентов на экзамене

 

5 «отлично» -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
4 «хорошо» -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
3 «удовлетворительно» -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов.
2 «неудовлетворительно» - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Методические указания к организации деятельности студентов

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (социально-биологическая интеграция, локализация психических функций в мозге, социально-биологические концепции психического развития ребенка, нейропсихологические концепции развития ребенка, психологические концепции развития ребенка, дизонтогенез (нарушенное развитие), незрелость ЦНС, незрелость коры больших полушарий, миелинизация, межполушарная асимметрия, диагностика, нейрофизиологическая диагностика, электроэнцефалография - ЭЭГ, допплерография, метод вызванных потенциалов - ВП, реоэнцефалография - РЭГ, томография, ядерно-магнитно-резонансная томография – ЯМРТ) и др.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом.
Контрольная работа/индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Коллоквиум Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др.
Подготовка к экзамену При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, материалы самостоятельной работы и практических занятий, рекомендуемую литературу и др.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1. Проблемного обучения

2. Технология активного (контекстного) обучения

3. Технология деловой игры

4. Технологии семинарских учебных занятий

5. Технологии игр, имитирующих профессиональную среду и профессиональные решения.

6. Технологии по созданию и управлению дискуссией

7. Объяснительно-иллюстративные технологии

8. Информационные технологии

9. Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты.

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

РПД «Медико-биологические проблемы дефектологии»

Утверждена «17» мая 2017 г.

Внесены изменения:

Содержание изменения Дата и № протокола заседания кафедры
     
     
     
     
     
     
     
     
   

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ

 

Направление: 44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: магистратура

Направленность (профиль): Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением речи

 

 

 

 



Оглавление

 

1. Пояснительная записка......………………………………………….…………4

2. Содержание дисциплины….……………………………………………….…..7

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины..…...27

4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине….………………..29

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……40

6. Перечень образовательных технологий ………………………………….…42

7. Описание материально-технической базы…………………………………..42

8. Иные сведения и (или) материалы…………………………………………...43





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Новый качественный уровень, на который выходит отечественная система высшего профессионального образования, предъявляет высокие требования к уровню и качеству подготовки специалистов. Педагогическая действительность предполагает востребованность специалистов, имеющих не только глубокие знания в области профилирующих наук, но и широкую осведомленность в смежных областях знания.

Для подготовки профессионалов в области психолого-педагогического сопровождения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет качественная подготовка по наукам медико-биологического цикла. Курс «Медико-биологические проблемы дефектологии» ­- одна из современных учебных дисциплин, входящих в научный комплекс «Биопсихология» и, наряду с другими предметами медико-биологического цикла, составляет основу естественнонаучной базы качественной подготовки магистров психологического сопровождения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках данной учебной дисциплины реализуется попытка познакомить магистрантов с медико-биологическими – психофизиологическими - механизмами нарушенного развития детей с ОВЗ.

Дисциплина «Медико-биологические проблемы дефектологии» является дисциплиной базовой части основной профессиональной образовательной программы.

Очная форма обучения

Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 20 часов – аудиторная (8 часов – лекционные занятия, 12 часов – практические занятия) и 52 часа - самостоятельная работа студентов. Дисциплина изучается в течение IV семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в IV семестре (1 ЗЕТ).

Заочная форма обучения

На заочной форме обучения дисциплина имеет трудоемкость 2 ЗЕТ (72 часа). Из них 20 часов – аудиторная нагрузка (6 часов – лекционные занятия, 14 часов – практические занятия), 43 часа отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в III семестре. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в III семестре (9 часов).

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

       Изучение «Медико-биологических проблем дефектологии» базируется на знаниях основ дисциплин медико-биологического содержания, полученных обучающимися в процессе бакалаврского образования и тесно связано с дисциплинами «Анатомо-физиологические основы сопровождения лиц с нарушениями речи», «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи, зрения», «Невропатология», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Медико-биологические основы дефектологии». В процессе обучения в магистратуре дисциплина «Медико-биологические проблемы дефектологии» тесно связана со знаниями по дисциплинам «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «История и философия специальной педагогики и психологии», «Методы научного исследования в логопедии», «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с недоразвитием речи», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения основ медико-биологических проблем дефектологии. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ нейробиологии, основных закономерностей онтогенеза речевой деятельности, представления о строении и функционировании головного мозга в норме и патологии; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные и общенаучные знания в осмыслении ключевых закономерностей дизонтогенеза. Магистрантам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

       При изучении дисциплины магистранты знакомятся с базовыми понятиями медико-биологических основ дефектологии, основными феноменами и механизмами нарушенного развития, влиянием основных нарушений мозга на психическое развитие ребенка. Благодаря этому курсу у магистрантов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления об основных причинах, механизмах и проявлениях нарушений функционирования центральной нервной системы. Это позволит им понимать на достаточном уровне медико-биологические основы дефектологии и применять полученные знания в собственной практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

       Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с дизартрией», «Проектирование коррекционных технологий в логопедической практике». «Медико-биологические проблемы дефектологии» изучаются в конце магистерского образования – в IV семестре на очной форме обучения и в III семестре – на ОЗО, носит обобщающий характер и поэтому знания, полученные в ходе ее изучения, могут быть использованы магистрантами на испытаниях итоговой аттестации.

Дисциплина «Медико-биологические проблемы дефектологии» закладывает более глубокое понимание содержания большей части дисциплин, изучаемых магистрантами в IV семестре.

1.4. Цели дисциплины: формирование у студентов необходимых представлений о медико-биологических проблемах дефектологии в сопровождении детей с ОВЗ, базовых теоретических категориях, принципах, механизмах нарушенного развития ребенка.

Задачи дисциплины:

- формировать у студентов систему знаний и умений, связанных с современным пониманием причин и медико-биологических механизмов нарушенного развития ребенка с ОВЗ;

- формировать представление о нейрофизиологических показателях нарушенного развития;

- формировать умения анализа показателей нейрофункциональной диагностики нормального и нарушенного развития.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1 ПК-8 Готов к консультированию педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.   З.1 – проблемы и особенности консультирования педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ. У.1 – определять тематику консультирования педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ. В.1 – навыками консультирования педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.
2 ПК-9 Способен изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. З.2 – основные достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. З.3 – закономерности систематизации результаты основных достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. У.2 – использовать знания основных медико-биологических проблем для понимания основных достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. У.3 – использовать знания основных медико-биологических проблем дефектологии для систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний.   В.2 – конкретными навыками использования знаний о медико-биологических проблемах дефектологии для  изучения достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний. В.3 – навыками систематизации достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний на основе знаний медико-биологических проблем дефектологии.
  ПК-2 Готов к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач З.4 – знать координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач У.4 – уметь осуществлять координацию деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач В.4 – конкретными приемами осуществления координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными (в т.ч. иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач
  ПК-7 Готов к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения З.5 – основные составляющие комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения У.5 – реализовывать на практике комплексное психолого-педагогическое изучение с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения В.5 – конкретными приемами реализации комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения в собственной  практической деятельности
  ПК-13 Способен использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач З.6 - имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач У.6 – в полной мере реализовывать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач В.6 – конкретными приемами реализации возможностей образовательного пространства и проектирования новых, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Отделение дневного обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I . Раздел I . Основные этапы и медико-биологические показатели развития ребенка 4 - 2 12 1 8
I.1. Физиологические основы деятельности мозга - - - 4 4
I.2. ЦНС как биологический субстрат психофизического развития ребенка 2 - 2 4 8
I.3. Структурно-функциональная модель мозга как субстрата психики (по А.Р. Лурия) 2 - - 4 4
II . Раздел II . Медико-биологические показатели нарушенного развития в дефектологии 4 - 6 24 34
II.1. Концептуальные медико-биологические подходы к проблеме нормального и нарушенного развития 2 - 2 8 12
II.2. Основные нейрофизиологические показатели нарушенного развития 2 - 2 8 12
II.3. Основные медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий - - 2 8 10
III . Раздел III . Медико-биологические основы организации коррекционного воздействия в дефектологической практике - - 4 1 6 2 0
III.1. Методы нейрофизиологической диагностики нарушенного развития - - 2 8 10
III.2. Нейрофизиологические основы коррекции нарушенного развития ребенка - - 2 8 10
  ИТОГО: 8 - 1 2 52 7 2
  КОНТРОЛЬ:         36
  ВСЕГО:         108

 


 

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности (ЗФО)

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I . Раздел I . Основные этапы и медико-биологические показатели развития ребенка 2 - 4 1 8 2 4
I.1. Физиологические основы деятельности мозга - - - 4 4
I.2. ЦНС как биологический субстрат психофизического развития ребенка 2 - 2 7 11
I.3. Структурно-функциональная модель мозга как субстрата психики (по А.Р. Лурия) - - 2 7 9
II . Раздел II . Медико-биологические показатели нарушенного развития в дефектологии 4 - 6 18 2 8
II.1. Концептуальные медико-биологические подходы к проблеме нормального и нарушенного развития 2 - 2 6 10
II.2. Основные нейрофизиологические показатели нарушенного развития 2 - 2 6 10
II.3. Основные медико-биологические показатели незрелости коры больших полушарий - - 2 6 8
III . Раздел III . Медико-биологические основы организации коррекционного воздействия в дефектологической практике - - 4 7 1 1
III.1. Методы нейрофизиологической диагностики нарушенного развития - - 2 4 6
III.2. Нейрофизиологические основы коррекции нарушенного развития ребенка - - 2 3 5
  ИТОГО: 6 - 14 43 63
  КОНТРОЛЬ:         9
  ВСЕГО:         72

 


2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)



Дата: 2019-07-31, просмотров: 400.