(18 часов)
Требования к результатам освоения раздела:
ПК-9: З.2; У.2; В.2
ПК-13: З.6; У.6; В.6
Содержание раздела
Тема I .1. «Физиологические основы деятельности мозга»
Уровни организации и реализации деятельности ЦНС: молекулярный, нейронный, ансамблевый, системный, организменный. Особенности организации и функционирования ЦНС на каждом уровне. Структурно-функциональная организация нейронной мембраны. Механизм транспорта субстратных и лекарственных веществ как основа обменных процессов ЦНС. Доминанта А.А. Ухтомского – основной принцип функционирования нейронного ансамбля.
Физиологические процессы в нервной системе человека: возбуждение и торможение, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Понятие нейродинамики. Механизм возникновения и распространения возбуждения в ЦНС. Причины возникновения и виды торможения в ЦНС.
Тема I .2. «ЦНС как биологический субстрат психофизического развития ребенка»
Уровни организации и реализации деятельности ЦНС, обеспечивающие психическую деятельность человека: глубинные структуры головного мозга, подкорка, кора больших полушарий. Роль каждого уровня в организации психического развития ребенка: глубинные структуры мозга – энергопотенциал психической деятельности; подкорка – зачатки психического развития; кора больших полушарий – субстрат высшей формы психического развития – развития интеллектуального. Основные возрастные закономерности формирования ЦНС. Гетерохронность морфогенеза и функционального развития отдельных структур мозга. Роль социальных и биологических факторов на различных этапах взросления ребенка.
Принципы кодирования информации в ЦНС: принцип специфичности рецепторов, принцип меченой линии, принцип частотного кода, принцип числа нервных элементов, принцип паттерна ответа нейронов, принцип ансамбля нейронов, принцип кодирования информации номером детектора, принцип векторного кодирования.
Декодирование информации в ЦНС.
Тема I .3. «Структурно-функциональная модель мозга как субстрата психики (по А.Р. Лурия)»
Основные положения учения А.Р. Лурия о структурно-функциональной организации ЦНС как субстрата психики: три основных блока переработки информации. I блок – блок активации и активации и модуляции мозговых структур и процессов. II блок – блок приема и переработки информации. III блок – блок переработки информации и формирования адекватного ответа на поведенческом уровне.
План лекций
План семинарских занятий
Лекция 1
Тема I .2 «ЦНС как биологический субстрат психофизического развития ребенка»
Кол-во часов: 2
План:
1. Основные этапы созревания ЦНС (пренатальный период, перинатальный период, постнатальный период).
2. Гетерохронность морфогенеза ЦНС.
3. Гетерохронность функционального развития мозга.
Список литературы:
[2; 4]
Информационное сопровождение:
Мультимедийная презентация:
· «Морфогенез ЦНС».
Практическое занятие 1
Тема 1.2 «ЦНС как биологический субстрат психофизического развития ребенка»
Форма проведения: деловая игра
Кол-во часов: 2
План:
1. Гетерохронность морфогенеза и функционального развития мозга.
2. Основные этапы созревания ЦНС – как основа этапности психического развития ребенка.
3. Проекционные и ассоциативные зоны коры больших полушарий.
Список литературы:
[2; 4; 14]
Информационное сопровождение:
1 Мультимедийные презентации, выполненные магистрантами:
· «Нейрофизиологические поля коры больших полушарий» .
Лекция 2
Тема 1.3 «Структурно-функциональная модель мозга как субстрата психики (по А.Р. Лурия)»
Кол-во часов: 2
План:
1. Вклад А.Р. Лурия в изучение нейропсихологии и нейрофизиологии развития в детском возрасте.
2. Структурно-функциональная модель мозга как субстрата психики А.Р. Лурия.
3. Функциональные блоки мозга
Список литературы:
[2; 6; 12; 13]
Дата: 2019-07-31, просмотров: 241.