Раздел I. Основные этапы и медико-биологические показатели развития ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 (18 часов)

Требования к результатам освоения раздела:

ПК-9: З.2; У.2; В.2

ПК-13: З.6; У.6; В.6

Содержание раздела

Тема I .1. «Физиологические основы деятельности мозга»

Уровни организации и реализации деятельности ЦНС: молекулярный, нейронный, ансамблевый, системный, организменный. Особенности организации и функционирования ЦНС на каждом уровне. Структурно-функциональная организация нейронной мембраны. Механизм транспорта субстратных и лекарственных веществ как основа обменных процессов ЦНС. Доминанта А.А. Ухтомского – основной принцип функционирования нейронного ансамбля.

Физиологические процессы в нервной системе человека: возбуждение и торможение, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Понятие нейродинамики. Механизм возникновения и распространения возбуждения в ЦНС. Причины возникновения и виды торможения в ЦНС.

Тема I .2. «ЦНС как биологический субстрат психофизического развития ребенка»

Уровни организации и реализации деятельности ЦНС, обеспечивающие психическую деятельность человека: глубинные структуры головного мозга, подкорка, кора больших полушарий. Роль каждого уровня в организации психического развития ребенка: глубинные структуры мозга – энергопотенциал психической деятельности; подкорка – зачатки психического развития; кора больших полушарий – субстрат высшей формы психического развития – развития интеллектуального. Основные возрастные закономерности формирования ЦНС. Гетерохронность морфогенеза и функционального развития отдельных структур мозга. Роль социальных и биологических факторов на различных этапах взросления ребенка.

Принципы кодирования информации в ЦНС: принцип специфичности рецепторов, принцип меченой линии, принцип частотного кода, принцип числа нервных элементов, принцип паттерна ответа нейронов, принцип ансамбля нейронов, принцип кодирования информации номером детектора, принцип векторного кодирования.

Декодирование информации в ЦНС.

Тема I .3. «Структурно-функциональная модель мозга как субстрата психики (по А.Р. Лурия)»

Основные положения учения А.Р. Лурия о структурно-функциональной организации ЦНС как субстрата психики: три основных блока переработки информации. I блок – блок активации и активации и модуляции мозговых структур и процессов. II блок – блок приема и переработки информации. III блок – блок переработки информации и формирования адекватного ответа на поведенческом уровне.

План лекций

План семинарских занятий

Лекция 1

Тема I .2 «ЦНС как биологический субстрат психофизического развития ребенка»

Кол-во часов: 2

План:

1. Основные этапы созревания ЦНС (пренатальный период, перинатальный период, постнатальный период).

2. Гетерохронность морфогенеза ЦНС.

3. Гетерохронность функционального развития мозга.

Список литературы:

[2; 4]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация:

·  «Морфогенез ЦНС».

Практическое занятие 1

Тема 1.2 «ЦНС как биологический субстрат психофизического развития ребенка»

Форма проведения: деловая игра

Кол-во часов: 2

План:

1. Гетерохронность морфогенеза и функционального развития мозга.

2. Основные этапы созревания ЦНС – как основа этапности психического развития ребенка.

3. Проекционные и ассоциативные зоны коры больших полушарий.

Список литературы:

[2; 4; 14]

Информационное сопровождение:

1 Мультимедийные презентации, выполненные магистрантами:

· «Нейрофизиологические поля коры больших полушарий»      .

Лекция 2

Тема 1.3 «Структурно-функциональная модель мозга как субстрата психики (по А.Р. Лурия)»

Кол-во часов: 2

План:

1. Вклад А.Р. Лурия в изучение нейропсихологии и нейрофизиологии развития в детском возрасте.

2. Структурно-функциональная модель мозга как субстрата психики А.Р. Лурия.

3. Функциональные блоки мозга

Список литературы:

[2; 6; 12; 13]

Дата: 2019-07-31, просмотров: 216.