ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА - ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Редактор Э.М. Тахтарова

Корректор В.Н. Фомичева

Компьютерная верстка О. А. Анфиногенова

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-19078 от 08.12.2004 г.

Подписано в печать 26.05.2010. Формат 60x90 '/|6. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Печ. л. 2,0.

ООО «Чистые пруды», ул. Киевская, д. 24, Москва, 121 165 Тел. (499) 249-28-77, ЬПр://\у\у\у. 1 $ер1етЬег.ги

Отпечатано в филиале ГУЛ МО «КГ» «Раменская типография». Московская обл., г. Раменское, Сафоновский пр., я 1- Тел.(496)46-393-65 Заказ№1045 ТиражбЗОО



I8ВN 978-5-9667-0728-6

 

 

© ООО «Чистые пруды», 2010

 

Отрывать психологию от законов мозга

значило бы делать не меньшую ошибку,

чем трактовать ее как чисто биологическую науку.

А.Р. Лурия

НЕСКОЛЬКО ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ

Коррекционно-развивающая программа разработана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих особенности в раз­витии (ЗПР).

Разработка программы базировалась на результатах научных исследований В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, Е.М. Мастюковой, И.Ф. Марковской, М.С. Певзнер, У.В. Ульенковой.

Общими диагностическими признаками для всех вариантов ЗПР являются повышенная истощаемость и нарушение произвольной регуляции:

•импульсивность;

•нестойкость внимания;

•слабость контроля.

На основе комплексного нейропсихологического исследования были вы­явлены коррекционные приемы, приводящие к большей устойчивости психи­ческого тонуса:

1.Речевое программирование, проговаривание последовательности действий, сравнение предварительного плана с полученным результатом.

2.Организация внимания.

3.Смысловая организация движения, усиление речевого контроля.

4.Актуализация мотива деятельности.

5.Эмоциональная стимуляция.

Программа состоит из 17 занятий. При соблюдении режима проведения (2 занятия в неделю) цикл рассчитан на два месяца. Последнее занятие пла­нируется полностью посвятить релаксационному тренингу.

Цель программы: формирование межфункционального взаимодействия ВПФ у старших дошкольников с ЗПР. Задачи программы

1. Развитие пространственных представлений:

а) формирование устойчивых координат («право-лево», «верх-низ»); ,

б) формирование сомато-пространственного гнозиса (название частей тела);

в) формирование зрительно-пространственного восприятия;

г) формирование тактильного гнозиса;

д) формирование зрительно-моторных координации.

2. Развитие двигательной сферы:

а) развитие тонкой моторики — возможность точного выполнения изоли­рованных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;

б) развитие плавности, переключаемости точности движений;

в) повышение общей подвижности ребенка;

г) развитие произвольной регуляции движений.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы:

а) умения адекватно выражать эмоциональные состояния;

б) произвольной регуляции своего эмоционального состояния;

в) произвольной регуляции поведения;

г) умения произвольно улавливать основные телесные ощущения;

д) снятие тревожности.

4. Повышение групповой сплоченности.

Время проведения: 40-50 минут.

Максимальное число участников: 8 человек.

Возраст: 5,5-9 лет. При усложненном варианте программы возраст детей может варьироваться от 7 до 11 лет. При необходимости цикл может быть продлен за счет комбинации игр и упражнений.

В программе используются упражнения, разработанные А.Л Сиротюк, А.В Семенович, В. Оклендер, О.В. Хухлаевой, С.В. Покровской, С.Л. Ан­тоновой, Р.В. Овчаровой.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОГРАММЫ

На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункцио­нального взаимодействия и образования новых психологических и функцио­нальных систем.

Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат «право-лево» и «верх-низ», сомато-пространственного гнозиса, зрительно-пространственного воспри­ятия, тактильного гнозиса, зрительно-моторных координации. Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и др.

Формирование двигательной сферы (в частности, мелкой моторики) можно осуществить следующими методами: подвижных игр (игры в мяч), дви­гательных ритмов, констуктивной деятельности (вырезание ножницами, работа с конструкторами), рисования, выполнения движений по речевой инструкции, игрой «Запрещенные движения».

Метод двигательных ритмов

Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: фор­мирование слухомоторных координации, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемости, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и др. Таким образом повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 238.