БИБЛИОТЕЧКА «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

БИБЛИОТЕЧКА «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»

Серия «Школьный психолог»

Выпуск 34

Стелла Антонова

ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА -ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ

Нейропсихологическая

Коррекционно-развивающая

Программа

Москва Чистые пруды

2010

УДК 371.7 ББК751.28

А72

Общая редакция серии «Школьный психолог»: И.В. Бачков

Антонова С.

А72 Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-

развивающая программа / Стелла Антонова. - М.: Чистые пруды, 2010. -32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 34).

15ВЫ 978-5-9667-0728-6

В брошюре, подготовленной С.Л. Антоновой, подробно описывается программа занятий для коррекции пространственных представлений и мелкой моторики у старших дошкольников и младших школьников, имеющих сложности в учебной деятельности. Автор-составитель предлагает эффективный метод оказания детям помощи средствами нейропсихологического подхода для преодолении трудностей в обучении. Такой метод видится очень перспективным.

УДК 371.7 ББК 751.28

Учебное издание

АНТОНОВА Стелла Леонидовна

ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА - ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа

Редактор Э.М. Тахтарова

Корректор В.Н. Фомичева

Компьютерная верстка О. А. Анфиногенова

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-19078 от 08.12.2004 г.

Подписано в печать 26.05.2010. Формат 60x90 '/|6. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Печ. л. 2,0.

ООО «Чистые пруды», ул. Киевская, д. 24, Москва, 121 165 Тел. (499) 249-28-77, ЬПр://\у\у\у. 1 $ер1етЬег.ги

Отпечатано в филиале ГУЛ МО «КГ» «Раменская типография». Московская обл., г. Раменское, Сафоновский пр., я 1- Тел.(496)46-393-65 Заказ№1045 ТиражбЗОО



I8ВN 978-5-9667-0728-6

 

 

© ООО «Чистые пруды», 2010

 

Отрывать психологию от законов мозга

значило бы делать не меньшую ошибку,

чем трактовать ее как чисто биологическую науку.

А.Р. Лурия

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОГРАММЫ

На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункцио­нального взаимодействия и образования новых психологических и функцио­нальных систем.

Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат «право-лево» и «верх-низ», сомато-пространственного гнозиса, зрительно-пространственного воспри­ятия, тактильного гнозиса, зрительно-моторных координации. Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и др.

Формирование двигательной сферы (в частности, мелкой моторики) можно осуществить следующими методами: подвижных игр (игры в мяч), дви­гательных ритмов, констуктивной деятельности (вырезание ножницами, работа с конструкторами), рисования, выполнения движений по речевой инструкции, игрой «Запрещенные движения».

Метод двигательных ритмов

Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: фор­мирование слухомоторных координации, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемости, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и др. Таким образом повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.

Метод тактильного опознания предметов

Направлен на повышение точности тактильного восприятия, развитие меж­модального переноса, формирование тонкой моторики рук.

Метод звукодыхательных упражнений

Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает само­контроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек, — ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

Релаксационный метод

Направлен на формирование произвольного внимания, дифференциро­ванных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипер­тонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела).

Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с за­конами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям (цефало-каудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответ­ственно от колен к пальцам ног (проксимодистальный закон).

Метод подвижных игр

Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкине­зий, мышечных зажимов,

В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. Перекрестные движения рук, ног и глаз активизируют развитие мозолистого тела.

При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций.

Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, пере­живания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития.

Метод визуализации

Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффек­тивно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга.

Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к кон­центрации внимания, развивает воображение (центральное новообразование дошкольного периода).

Арт-терапевтический метод

Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов, зоны ТРО.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

Занятие № 1

Прощание. «Башенка»

Дети становятся в круг и строят «башню» из больших пальцев в опреде­ленном направлении (например, начинают строить от Пети в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника.

После слов: «Всем, всем — до свидания!» — башня рушится.

Занятие № 2

Релаксация «Пляж»

Дети лежат. Звучит музыка для релаксации.

Ведущий. Закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом песке. Ваши руки и ноги тяжелые, они отдыхают. Ласково светит солнце и согревает вас. Дует легкий, нежный ветерок. Он колышет ваши волосы. Вы слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Вам спокойно и уютно. Вы отдыхаете...

А теперь почувствуйте пол, на котором вы лежите, прислушайтесь к звукам, которые окружают вас, откройте глаза. Потянитесь, повернитесь на бочок.

Можно встать. Потянитесь высоко-высоко, к солнцу!

 

5. Прощание «Башенка».

Занятие № 3

.

Прощание «Башенка».

Занятие № 4

Рисунок

Инструкция. Вспомни и нарисуй предмет или предметы, которые ты вы­брал в игре «Ближе дальше».

Прощание «Башенка».

Занятие № 5

Рисунок

Инструкция. Вспомните и нарисуйте план-схему своего пути из игры «Слепой и поводырь».

4. Релаксация «Ковер-самолет»

Дети лежат на ковре, на спине, руки вдоль туловища.

Инструкция. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая. Ветерок нежно обдувает ваши усталые ручки, ножки; все отдыхают... Да­ леко внизу проплывают дома, поля, леса, реки... Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате, и вы уже чувствуете пол под собой, вы приземлились...

Откройте глаза.

Выход из релаксации.

Прощание «Башенка».

Занятие № 6

Релаксация «Пляж»

Дети лежат на ковре. Звучит музыка для релаксации.

Ведущий. Закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом песке. Ваши руки и ноги тяжелые, они отдыхают. Ласково светит солнце и согревает вас. Дует легкий, нежный ветерок. Он колышет ваши волосы. Вы слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Вам спокойно и уютно. Вы отдыхаете...

 


А теперь почувствуйте пол, на котором вы лежите, прислушайтесь к звукам, которые окружают вас, откройте глаза. Потянитесь, повернитесь на бочок... А теперь можно встать.

Потянитесь высоко-высоко, к солнцу!


Прощание «Башенка».

Занятие № 7

Релаксация «Кораблик»

Дети стоят в кругу.

Инструкция. Представьте себе, что вы на корабле. Качает... Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох пауза, выдох пауза.

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обращается вни­мание ребенка на напряжение и расслабление мышц ног.

После релаксационного упражнения можно предложить детям отдохнуть и расслабиться в положении лежа.

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело...

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко...

Выход из релаксации.

Прощание «Башенка».

Занятие № 8

Прощание «Башенка».

Занятие № 9

Инструкция.

Ладошкой каждой руки катаем мяч (левой, правой),

Катаем ступней каждой ноги (левой, правой).

Перекатываем из одной руки в другую.

Работаем кистью рук

Перекатываем от одной ноги к другой.

Работаем ступнями ног.

Перекатываем мяч партнеру напротив только правой рукой и ловим
только правой.

Перекатываем мяч партнеру напротив только левой рукой и ловим
только левой.

Перекатываем мяч партнеру напротив только правой ногой и ловим
только правой.

Перекатываем мяч партнеру напротив только левой ногой и ловим
только левой.

• Развитие мелкой моторики

«Поиграем с пальчиками». Дети сидят за столами.

«Поздороваемся пальчиками».

«Кулак ребро ладонь».

«Ухо — нос».

 «Змейки».

«Сова». С силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, затем направо. Рас­слабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. По­вторить то же для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча — вдох, голова на груди выдох с вокализацией «у-у-у», голова у другого плеча — вдох и Т.д.





Рисунок моего настроения»

Инструкция. Закройте глаза и представьте, на что похоже ваше на­ строение:

какого оно цвета;

может быть, оно похоже на .животное;

на овощ или фрукт:

на явление природы;

на растение. И т.д.

Во время рисования можно включить музыку для релаксации.

Прощание «Башенка».

Занятие №10

Прощание «Башенка».

Занятие № 11

Инструкция.

Твой квадрат находится в верхнем правом углу;

снизу от верхнего правого квадрата;

твой квадрат синего цвета в нижнем ряду;

твой квадрат слева от красного верхнего. И т.д.

На обратной стороне каждого квадрата написано задание, которое нужно выполнить каждому игроку. Задания

Попрыгать на левой ноге;

поднять правую руку вверх и высунуть язык влево;

надуть щеки и вращать правой рукой назад;

вращать левой рукой вперед, а правой назад;

зажмурить глаза и высунуть язык. И т.д.

• Развитие мелкой моторики

«Поиграем с орешком». Дети сидят за столами. Каждому выдается по одному грецкому ореху.

Инструкция. Покатаем орешек:

всей ладошкой (на опоре столе, ковре);

каждым пальчиком;

покатаем орешек между ладоней.

Усложнения: один хлопок катаем правой рукой; два хлопка катаем левой рукой.

Рисунок «Соедини точки». Дети сидят за столами. Каждому выдается лист с изображением 20 точек. Задание для каждого свое.

Инструкция. Соедини точки так, чтобы получились:

кораблик;

птица;

кот;

елочка;

гусеница;

цветок;

солнце;

ручеек. И т.п.

После того как получился рисунок, ребятам предлагается его разукра­сить.

Релаксация «Снеговик»

Дети стоят в кругу.

Инструкция. Представьте себе, что вытолько что слепленный снеговик. Вы крепкие, как замерзший снег.

Но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снеговички стали таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки, затем слабыми становятся ноги и совсем тают. Снеговик растаял и превратился в лужицу...

(Дети ложатся и расслабляются.)

Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Дети встают и покачивающимися, летящими движениями изображают об­лачко.

Прощание «Башенка».

Занятие № 12

Релаксация «Свеча на торте»

Дети стоят в кругу.

Инструкция. Представьте себе, что вы свечи на праздничном торте. Вы цветные (цвет можете выбрать сами), стройные, прямые. Вы стоите с высоко поднятой головой, ваши плечи распрямлены, спина прямая.

Но вот кто-то из взрослых стал зажигать свечи: сначала одну, потом вторую... И вот уже горят все свечи. Именинник хлопает в ладоши, а свечи постепенно начинают оплывать. (Дети сгибают голову, затем опускают плечи, руки.)

Воск, из которого вы сделаны, тает медленно. Ваши ноги делаются сла­быми, вы садитесь, потом ложитесь, то есть превращаетесь в застывшую лужицу воска.

Но мастер решил восстановить красивые цветные свечи. Он собрал весь воск и сделал из него одну разноцветную большую свечу...

(Дети встают, подходят друг к другу и, обняв друг друга, делают одну большую свечу.)

А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета получилась ваша свечка.

Прощание «Башенка».

Занятие № 13

Правила игры

1.Судья крутит рулетку и объявляет, какую ногу или руку должны передвигать игроки и в кружок какого цвета ее следует поставить (цвет также указывает стрелка рулетки).

2.Один кружок не может быть занят несколькими игроками.

3.Игрок должен находиться на своей позиции до следующего хода.

4.Если игрок потерял равновесие и упал, он выбывает из игры.

• Развитие мелкой моторики.

«Поиграем с орешком».

См. занятие № 12.

Работа с бумагой. Изготовление из цветной бумаги бабочки. Используем технику работы с мятой и рваной бумагой.

Релаксация «Ковер-самолет»

Дети лежат на ковре, на спине, руки вдоль туловища.

Инструкция. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая. Ветерок нежно обдувает ваши усталые ручки, ножки; все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки...

Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате... Вы уже чувствуете под собой пол вы приземлились... Откройте глаза.

Выход из релаксации.

Прощание «Башенка».

Занятие № 14

Работа с бумагой «Бабочки».

Прощание «Башенка».

Занятие № 15

Релаксация «Зернышко»

Дети сидят в кругу. Инструкция

1. Сейчас каждый из вас будет зернышком. Для этого нужно обнять руками
колени и спрятать голову. Вот так (можно показать). Вас посадили в саду и
очень хотят, чтобы вы выросли. Солнышко вас согревает... (Ведущий подходит
к каждому ребенку и гладит его по спине.)
Дождик вас поливает... (Ведущий
подходит к каждому ребенку и пальцами постукивает по спине.)

2.И вот у зернышка появились корешочки подвигайте ножками-«корешочками».

3.Появился маленький стебелек (дети поднимаются и стоят на коленях).

4.Он еще тонкий, и его качает от ветра (покачивания в разные сторо ны).

5.Но солнышко и ветер помогают ему расти, и он вырастает (дети встают
во весь рост).

6.Это уже не хрупкий маленький стебелек, у него появился бутон (дети под нимают руки над головой и соединяют ладошки в форме бутона).

7. Солнышко светит, дождик поливает, и бутончик раскрывается (дети разводят ладошки в стороны — бутончик раскрылся).

8.Он тянется высоко-высоко к солнцу (дети становятся на носочки и тянутся вверх).

«Увядание цветка» — упражнение выполняется в обратном порядке.






Прощание «Башенка».

Занятие № 16

Релаксация «Звезда»

Дети ложатся по кругу в виде звезды. При этом они держатся за руки.

Инструкция. Закройте глаза и представьте себе звездное ночное небо... Звезды так далеко, до них не достать рукой, как ни тянись. Они светят вам сверху и как бы подмигивают. Они вам рады... Вам спокойно и легко... Нов<.т одна звездочка решила прилететь к нам. Она падает, падает, падает... И пока она падает, можно загадать желание... Загадайте желание.

Звучит музыка для релаксации.

Выход из релаксации.

Прощание «Башенка».

Литература

Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // Сб. докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. — М.: РПО, 1998.

Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю. Методы нейропсихо-логического обследования детей // Вестник Московского ун-та. — Сер. 14. Психология. — 1996. — № 2.

Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Изд-во АПН, 1947.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Про­свещение, 1973.

Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. Т. 1.

ВыготскийЛ.С. Развитие высших психических функций. — М.: Педагогика, 1960.

Глас Д., Стэнли Д. Диагностика школьной дезадаптации. — М., 1993.

Глас Д., Стэнли Д. Статистические методы в психологии и педагогике. — М.: Прогресс, 1976.

ГлозманЖ.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диа­гностика в дошкольном возрасте. — СПб.: Питер, 2006.

Корсакова Н.К., МикадзеЮ.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейро-психологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М.: Роспедагентство, 1997.

Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. — М.: МГУ, 1985.

Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах пси­хологического исследования школьников. — М.: Советская педагогика. 1974.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М.: МГУ, 1982.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973.

Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. // Школа здоровья. — 1999. — № 1.

Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейро-психологическая диагностика. — М.: Компенс-центр, 1993.

Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и кор­рекция школьников. — М.: Интелтех, 1994.

Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. — М.: Ме­дицина, 1996.

Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. — 1972. — № 3.

Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Комплексный подход к коррекционно-развивающему обучению детей младшего школьного возраста / Актуальные проблемы педагогической практики. — СПб.: Акционер и К, 2004.

Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2 т. / Под ред. Л.С. Цвет­ковой. — М.: МГУ, 1975. Т. 1; 1979. Т .2.


Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5-6 лет с задержкой психического развития // Вестник МГУ. Психология. — 1995 -№ 3. С. 37-45.

Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника — М 1979.

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Асаёегша, 2002.

Симернщкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе — М.: МГУ,1985.

Симернщкая Э.Г., Осипенко Т.Н. Нейропсихологические аспекты перина­тальных поражений мозга // Проблемы современной педиатрической невроло­гии.— М., 1986.

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. — М • Сфера, 2003.

Схема нейропсихологического исследования / Под ред. А.Р. Лурия — М • МГУ, 1973.

Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990

Хамская Е.Д. Нейропсихология. — СПб.: Питер, 2007.

Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возра­ста. — М.: МГУ, 2001.

Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обсле­дования детей. — М., 1997.

Цветкова Л.С. Нейропсихология письма, чтения и счета. — М.: Юрист 1997.

 


БИБЛИОТЕЧКА «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»

Серия «Школьный психолог»

Выпуск 34

Стелла Антонова

ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА -ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ

Нейропсихологическая

Коррекционно-развивающая

Программа

Москва Чистые пруды

2010

УДК 371.7 ББК751.28

А72

Общая редакция серии «Школьный психолог»: И.В. Бачков

Антонова С.

А72 Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-

развивающая программа / Стелла Антонова. - М.: Чистые пруды, 2010. -32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 34).

15ВЫ 978-5-9667-0728-6

В брошюре, подготовленной С.Л. Антоновой, подробно описывается программа занятий для коррекции пространственных представлений и мелкой моторики у старших дошкольников и младших школьников, имеющих сложности в учебной деятельности. Автор-составитель предлагает эффективный метод оказания детям помощи средствами нейропсихологического подхода для преодолении трудностей в обучении. Такой метод видится очень перспективным.

УДК 371.7 ББК 751.28

Учебное издание

АНТОНОВА Стелла Леонидовна

Дата: 2019-07-31, просмотров: 301.