УЧЕТ ОТЛОЖЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ – сч. 77
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

Долгосрочные инвестиции - это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования, не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные цб, цб и уставные капиталы других организаций.

Долгосрочные инвестиции связаны со следующими действиями: осуществление капитального строительства в форме нового строительства, реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих организаций и объектов непроизводственной сферы; приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других объектов ОС; приобретение земельных участков и объектов природопользования; приобретение и создание активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов).

Законченные долгосрочные инвестиции оценивают исходя из инвентарной стоимости законченных строительных объектов и приобретенных видов ОС и долгосрочных активов. В балансе долгосрочные инвестиции отражаются по статье "Незавершенное строительство". По этой статье застройщик показывает стоимость незаконченного строительства, осуществляемого хозяйственным и подрядным способами.

 

ДОКУМЕНТЫ ПО УЧЕТУ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ

 

Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (ф. Т-1) применяются для оформления и учета принимаемых на работу по трудовому договору (контракту). Подписанный руководителем приказ объявляют работнику под расписку. На основании приказа в трудовую книжку вносится запись о приеме на работу, заполняется личная карточка, в бухгалтерии открывается лицевой счет работника.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

 

Документальное оформление запасов зависит от источников их поступления. Запасы, которые поступили от поставщиков, сопровождаются накладными, счетами, платежными требованиями – поручениями, ярлыками, свидетельствами качества, которые подтверждают количество груза, удостоверение поставщика и порядок расчетов. Запасы, поступившие на склад, проверяют, уточняют соответствие качества, количества, ассортимента, условий поставки, данным сопроводительных документов. Если не установлено расхождений, запасы принимают. Возможны варианты оприходования: непосредственно на документе поставщика или путем выписки приходного ордера. В 1 случае, на одном экземпляре документа, подписываемого материально ответственным лицом, ставится печать приема. При выявлении несоответствия количества или качества запасов, приемку производит комиссия и составляет акт о принятии МЦ. Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то применяют товарно-транспортную накладную. Первичные документы поставщика регистрируются в журнале регистрации приходных документов. Каждому первичному документу присваивается порядковый номер. На поставленные материалы заполняется приходный ордер. Он выписывается на каждый номенклатурный номер или партию ТМЦ. После поступления приходных документов, составляется реестр на сдачу документов, который передается в одном экземпляре в бухгалтерию вместе с первичными документами. На склады предприятия могут также поступать материалы от своих цехов. Эти материалы приходуются накладной. Документами, отражающими отпуск запасов со склада, являются лимитно-заборные карты и накладные. Лимитно-заборные карты включают в себя распорядительный документ, содержащий предельный размер отпуска и накопительно-оправдательный, подтверждающий многоразовый отпуск запасов со склада в счет лимита. Они выписываются в 2х экземплярах, один передается цеху-потребителю, а другой – складу. В конце периода использования они сдаются в бухгалтерию. Складской учет материалов осуществляется при помощи карточек складского учета, записи в них делают материально-ответственные лица на основании первичных документов, подтверждающих движение материалов в день осуществления операции. В конце месяца материально ответственные лица составляют отчет о наличии и движении МЦ и сдают его в бухгалтерию предприятия.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Движение ОС связано с хозяйственными операциями по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию ОС. Эти операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации. Операциями по поступлению ОС являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее ОС, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение. Поступающие ОС принимает комиссия, назначаемая руководителем. Для оформления приемки она составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи ОС на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять в случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования. Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя. Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. Внутреннее перемещение ОС из одного цеха в другой, а также их передачу со склада в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи ОС. Операции по списанию всех ОС, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание ОС, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом на списание автотранспортных средств.



УЧЕТ ПЕРЕВОДОВ В ПУТИ

 

Денежные средства, поступающие в кассу, подлежат сдаче на счета в кредитных организациях. Порядок и сроки сдачи наличных денежных средств устанавливаются кредитной организацией с учетом территориального расположения организации, режима работы и специфики деятельности. Денежные средства могут быть сданы в кассы кредитной организации, инкассаторам, в сберкассы или в кассы почтовых отделений. С момента передачи денежных средств инкассаторам или непосредственно кредитным организациям, сберкассам или почтовым отделениям сданные денежные средства учитывают на активном счете 57 "Переводы в пути". Основанием для принятия денежных средств на учет являются квитанции кредитной организации, сберкассы или почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам или другие подобные документы. Суммы наличных денежных средств, сданных кредитным организациям, сбербанкам или почтовым отделениям, списывают в Д 57 с К 50 "Касса". С К 57 денежные средства списывают в Д 51 "Расчетные счета" (согласно выписке банка) или других счетов в зависимости от их использования (50, 52, 62, 73). Движение денежных средств (переводов) в иностранной валюте учитывают на счете 57 обособленно.

 

УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ ОС И НМА

 

20 лет. По окончании срока амортизацию по ним не начисляют. Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражают в учете: накоплением начисленных сумм на отдельном счете; путем уменьшения первоначальной стоимости объекта. При первом способе Д 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" К 05. При 2-ом - первоначальная стоимость НМА списывается на счета издержек производства или обращения со счета 04 "НМА". После полного списания первоначальной стоимости объектов при 2-м способе отражения амортизационных отчислений эти объекты отражаются в учете в условной оценке с отнесением суммы оценки на финансовые результаты организации.

 

УЧЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОС

 

По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонты ОС. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения. Ремонты ОС осуществляются хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций). 3 варианта учета затрат по ремонту ОС: 1-й вариант - фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту ОС могут относить на счета издержек производства и обращения с К счетов 10, 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Для учета ремонтного фонда открывают субсчет "Ремонтный фонд" по пассивному счету 96 "Резервы предстоящих расходов".

Отчисления туда оформляются Д 25 "Общепроизводственные расходы" К 96 "Резервы предстоящих расходов".

При наличии ремонтных мастерских операции отражают на счете 23 "Вспомогательные производства". По Д учитывают фактические затраты по проведенному капитальному и текущему ремонтам собственных ОС, с К фактическую себестоимость ремонтных работ списывают в зависимости от выбранного варианта учета расходов по ремонту на счета учета затрат на производство 20, 23, 25, на уменьшение создаваемого резерва на ремонтные работы счет 96 "Резервы предстоящих расходов" или 97 "Расходы будущих периодов". Оприходование строительных материалов, полученных при ремонте объектов ОС, осуществляется по Д материальных счетов 10 и К 23 "Вспомогательные производства". Его применяют при равномерных расходах по ремонту в течение года или при небольших объемах ремонтных работ.

2-й вариант - создают резерв на осуществление ремонтных работ. Для учета созданного резерва открывают субсчет "Резерв на ремонт ОС" по пассивному счету 96 "Резервы предстоящих расходов". Отчисления в резерв оформляются Д 25 "Общепроизводственные расходы" К 96 "Резервы предстоящих расходов". По окончании отчетного года затраты на ремонт основных средств должны быть списаны на издержки производства.

3-й вариант - затраты учитывают по Д 97 "Расходы будущих периодов" с К материальных, расчетных счетов или 23, в течение года равномерно списывают на счета издержек производства.

На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, организация заключает договор с подрядчиком. Приемка законченного капитального ремонта оформляется актом приемки-сдачи. Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости их фактического объема.

Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому подрядным способом, могут быть списаны с К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в Д счетов издержек производства и обращения, в Д 96 "Резервы предстоящих расходов" и 97 "Расходы будущих периодов".

 

УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ ОС И НМА

 

Амортизация объектов ОС производится: линейный способ (и НМА); способ уменьшаемого остатка (и НМА); способ списания стоимости пропорционально объему продукции (и НМА); способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Один из способов применяется в течение всего срока их полезного использования. Срок полезного использования объекта ОС определяется при принятии объекта к учету. В течение срока полезного использования начисление амортизационных отчислений не приостанавливается. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются. Объекты ОС стоимостью не более 10 тыс. руб. за единицу, книги, брошюры разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы. В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчислений начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году. Амортизационные отчисления начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к учету, и прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания. Сумму амортизации за отчетный период определяют так: к сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших ОС за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости ОС, выбывших в прошлом месяце. В целях налогообложения амортизацию начисляют линейным и нелинейным способом. При линейном методе сумма амортизации за месяц определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортизации для данного объекта, а при нелинейном - умножением остаточной стоимости объекта на норму амортизации для соответствующего объекта. Линейный метод начисления амортизации применяют по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, к остальному амортизируемому имуществу организация вправе применять любой из двух методов. Для учета амортизации ОС используют пассивный счет 02 "Амортизация основных средств". Начисленную сумму амортизации по собственным ОС производственного назначения отражают по Д 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" К 02. По ОС, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается по Д 91 "Прочие доходы и расходы" и К 02, по ОС непроизводственного назначения - по Д 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и К 02. Сумма амортизации по полностью амортизированным ОС не начисляется. При выбытии собственных ОС сумму амортизации по ним списывают в Д 02 К 01 "ОС". Аналитический учет по счету 02 ведут по видам и отдельным инвентарным объектам ОС.

Величина амортизационных отчислений исчисляется по НМА ежемесячно по нормам, установленным организацией исходя из первоначальной или остаточной стоимости НМА и срока их полезного использования. Срок полезного действия НМА определяется организацией, при затруднениях в установлении этого срока он принимается за

УЧЕТ АРЕНДЫ И ЛИЗИНГА ОС

 

Доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе операционных доходов и расходов. В 1 случае расходы по этой деятельности учитывают на счетах учета производственных затрат (20, 26, 44), а доходы - на счете учета выручки от продажи (90). Во 2 случае доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитывают на счете 91 "Прочие доходы и расходы" в составе операционных доходов и расходов. Начисление амортизационных сумм по сданным в аренду ОС арендодатель относит на уменьшение прибыли Д 91"Прочие доходы и расходы" К 02. Начисление арендной платы за отчетный период отражается Д 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К 91. Начисление НДС отражают по Д 91 и К 68 "Расчеты по налогам и сборам". Арендная плата, начисленная авансом за будущие периоды, отражается по Д 76 и К 98 "Доходы будущих периодов". Поступившие арендные платежи записывают в Д 51 "Р/с" или 52 "Валютные счета" с К 76. При начислении авансовых платежей на сумму арендной платы, начисленной в виде текущего платежа, Д 98 и К 91. Арендатор учитывает арендованные ОС на счете 001 "Арендованные ОС" по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. На сумму арендной платы, начисленной арендодателю, арендатор Д 25 "Общепроизводственные расходы" К 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Перечисленные суммы арендной платы отражают по Д 76 и К счета 51 "Р/с" или 52 "Валютные счета". Начисление арендной платы за будущие периоды отражают по Д 97 "Расходы будущих периодов" К 76. Текущие начисления арендной платы списываются с К 97 в Д счетов издержек производства и обращения.

Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то затраты лизингодателя учитываются на счете 20 "Основное производство" с К 10, 69, 70. Начисление амортизации на полное восстановление лизингового имущества отражается по Д 20 и К 02. Ежемесячно учтенные на счете 20 расходы по лизинговому имуществу списывают с К счета в Д 90 "Продажи". Причитающаяся сумма лизинговых платежей отражается по Д 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в К 90 "Продажи". Поступление от лизингополучателя лизинговых платежей отражается по К 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Д счетами учета денежных средств. При возврате лизингового имущества и прекращении его использования для лизинга его стоимость списывают с К 03 "Доходные вложения в МЦ" в Д 01. Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то финансовый результат передачи лизингового имущества отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Передачу лизингового имущества лизингодателем лизингополучателю оформляют Д 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Задолженность по лизинговым платежам", - на сумму лизинговых платежей К 03 "Доходные вложения в МЦ" - на стоимость лизингового имущества К 98 "Доходы будущих периодов" - на разницу между суммой лизинговых платежей и стоимостью лизингового имущества. Поступающие по договору лизинговые платежи отражаются по Д учета денежных средств и К 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Одновременно на сумму поступивших платежей Д 98 "Доходы будущих периодов" и К 91 "Прочие доходы и расходы". При возврате лизингового имущества лизингодателю его остаточная стоимость приходуется по счету 03 "Доходные вложения в МЦ" с К 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Задолженность по лизинговым платежам".

Основные средства, сданные в аренду, учитывают на счете 011 "ОС, сданные в аренду" в оценке, указанной в договорах аренды. Если лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то у лизингополучателя поступившее лизинговое имущество учитывается на счете 001 "Арендованные ОС". Начисленные лизингодателю лизинговые платежи отражаются по Д 20, 26, 44 К 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Задолженность по лизинговым платежам". При погашении задолженности Д 76 и К счета учета денежных средств. При возврате лизингового имущества лизингодателю его стоимость списывают со счета 001. При выкупе лизингового имущества его стоимость на дату перехода права собственности списывают с счета 001 и приходуют по Д 01 "ОС" и К 02. В случае выкупа лизингового имущества до истечения срока договора лизинга досрочно начисленные платежи относят в Д 97 "Расходы будущих периодов" или 91 "Прочие доходы и расходы" К 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Арендные обязательства". Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то на стоимость поступившего лизингового имущества Д 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Приобретение объектов основных средств"К 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Арендные обязательства". Стоимость поступившего лизингового имущества и затраты, связанные с его получением, списывают с К 08 в Д 01. Начисленные лизингодателю платежи отражают по Д76, субсчет "Арендные обязательства", и К 76, субсчет "Задолженность по лизинговым платежам". Начисленная амортизация отражается по Д 20, 25, 26, 44 К 02. Возврат лизингового имущества при условии полной выплаты лизинговых платежей отражают на счете 91 "Прочие доходы и расходы". При этом остаточную стоимость лизингового имущества списывают в Д 91 с К 01. Сумма амортизации по лизинговому имуществу списывается в Д 02 с К 01. Досрочно начисленные платежи за лизинговое имущество относят в Д 97 "Расходы будущих периодов" или 91 "Прочие доходы и расходы" и К 02. Одновременно указанная сумма отражается по Д 76, субсчет "Задолженность по лизинговым платежам", и К 76, субсчет "Арендные обязательства".

 

УЧЕТ ОТЛОЖЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ – сч. 77

 

Счет 77 "Отложенные налоговые обязательства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых обязательств. Отложенные налоговые обязательства принимаются к бухгалтерскому учету в размере величины, определяемой как произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действовавшую на отчетную дату.

К 77 Д 68 "Расчеты по налогам и сборам"- отражается отложенный налог, уменьшающий величину условного расхода (дохода) отчетного периода.

Д 77 К 68 - отражается уменьшение или полное погашение отложенных налоговых обязательств, в счет начислений налога на прибыль отчетного периода.

Отложенное налоговое обязательство при выбытии объекта актива или вида обязательства, по которому оно было начислено, списывается Д 77 К 99 "Прибыли и убытки".

Аналитический учет отложенных налоговых обязательств ведется по видам активов или обязательств, в оценке которых возникла налогооблагаемая временная разница.

 

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

Это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хоздеятельности, составляемая на основе данных бухучета по установленным формам. Бухотчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из: -бухгалтерского баланса (ф.1);

- отчета о прибылях и убытках (ф. 2);

- отчета об изменениях капитала (ф. З);

- отчета о движении денежных средств (ф.4);

-приложений к бухгалтерскому балансу (ф.5); -пояснительной записки;

-аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухотчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту.

В бухготчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за 2 года — отчетный и предшествующий отчетному. При несопоставимости с данными за отчетный период они подлежат корректировке. Данные, подвергшиеся корректировке, обязательно отражаются в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

В бухотчетности после ее утверждение возможно изменение данных, в которых были обнаружены искажения, но зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, недопустим.

Организации по результатам своей хозяйственной деятельности составляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность; месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.

Отчетный год для всех организаций — с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первый отчетный год для создаваемых организаций считается с даты их государственной регистрации по 31 декабря для организаций, созданных после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Организации, за исключением бюджетных, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность:

- участникам или собственникам их имущества; - территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации; - другим органам исполнительной власти, банкам, финансовым органам налоговой инспекции и иным пользователям.

Государственные и муниципальные унитарные организации представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в указанные адреса бесплатно по 1 экземпляру. Все они, за исключением бюджетных, представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30-ти дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90-ти дней по окончании года. При наличии технических возможностей бухгалтерская отчетность может быть представлена на дискете или ином машинном носителе.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухотчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

Датой представления бухотчетности считается день фактической передачи ее по принадлежности,дата почтового отправления. Когда дата представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срок представления отчетности переносится на следующий за ним рабочий день.

ОТЧЕТНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ

 

Бухотчетность обязаны предоставлять в налоговые органы все организации любой организационно-правовой формы и формы собственности. Бухотчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета.

Бухгалтерская отчетность формируется и сдается в налоговые органы по состоянию на следующие даты:

на 01 апреля, первый квартал отчетного года;

на 01 июля, первое полугодие отчетного года;

на 01 октября, девять месяцев отчетного года;

на 01 января, отчетный год.

Виды бухотчетности:

Годовая: Все организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять годовую бухотчетность учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, территориальным органам госстатистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия должны представлять ее органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Налогоплательщики обязаны представлять бухотчетность и в налоговые органы. Это отчётность предоставляется в течение 90 дней по окончании года. При наличии технических возможностей отчетность м.б. представлена на дискете или ином машинном носителе.

Квартальная бухотчетность представляется по тому же принципу и тем же организациям что и годовая, в течение 30-ти дней по окончании квартала. В указанную отчетность входит: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. При наличии технических возможностей отчетность может быть представлена на дискете или ином машинном носителе.

Месячная: На практике многие организации не составляют месячную бухотчетность из-за отсутствия необходимости ее представления налоговой инспекции. Однако ЗД о бухгалтерском учете требует составления данной отчетности в течение 30 дней с даты окончания месяца.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

УЧЕТ РЕЗЕРВОВ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ- сч. 96

 

Создаются в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки пр-ва или обращения. Организации могут создавать резервы: на предстоящую оплату отпусков работников, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. На покрытие расходов по ремонту ОС, на возмещение производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным пр-вом, на покрытие затрат по ремонту предметов проката, на выплату вознаграждений по итогам работы за год. Для их учета используют пассивный сч. 96 «Резервы предстоящих расходов». Операции по начислению резервов отражают по К 96 и Д сч. 20, 23, 25 и т.п. Фактические расходы и платежи, осуществляемые за счет резервных сумм, списывают на уменьшение резервов (Д 96) с К 10, 70 и т.п. Для создания соответствующих резервов организация должна предусмотреть их создание в учетной политике на соответствующий год, составить расчет ежемесячных отчислений на текущий год и остатка резерва на начало следующего года. В конце года после инвентаризации расчетов, начисленные суммы резервов доводят до величины фактических расходов. Аналитический учет по сч. 96 ведется по отдельным резервам.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БУХОТЧЕТНОСТИ

Основные принципы составления финансовой отчетности:

• полнота отражения хозяйственных операций за отчетный период;

• правильность отнесения расходов к соответствующим отчетным периодам;

• соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета;

• соблюдение принятой учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки объектов учета;

• подтверждение всех статей годового баланса и других форм годовой отчетности данными инвентаризации.

Бухотчетность должна отвечать следующим требованиям:

достоверности и полноты означает, что бухотчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухотчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами. Если при составлении бухотчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, то в бухотчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

нейтральности - при формировании бухотчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

целостности -необходимость включения в бухотчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в т. ч. выделенными на отдельные балансы.

последовательности - необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

сопоставимости в бухотчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. Если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке.

соблюдения отчетного периода - в качестве отчетного года в РФ принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

правильного оформления - соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте РФ (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

 

УЧЕТ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ

 

Учет нераспределенной прибыли ведется на активно-пассивном счете 84 "Нераспределенная прибыль". При закрытии бухбаланса сумма чистой прибыли отчетного года, сформировавшаяся на счете 99 "Прибыли и убытки", переносится в кредит счета 84. Уже в следующем за отчетным году на основании решения общего собрания акционеров (учредителей) производится распределение прибыли. Оно подразумевает начисление дивидендов (доходов), отчисление средств в резервные фонды организации, покрытие убытков прошлых лет. Все эти операции регистрируются в учете по:

Д84 в К 75 "Расчеты с учредителями" — на сумму начисленных дивидендов,

К 82 "Резервный капитал" — на сумму отчислений в резервные фонды. После отражения указанных операций сальдо по счету 84 показывает сумму нераспределенной прибыли, которая остается неизменной до соответствующего решения акционеров (учредителей) организации.

Производственные предприятия с помощью аналитического учета по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" могут организовать системный контроль состояния и движения средств нераспределенной прибыли. С этой целью к данному счету можно открывать следующие субсчета:

"Прибыль, подлежащая распределению", "Нераспределенная прибыль в обращении", "Нераспределенная прибыль использованная".

На субсчет "Прибыль, подлежащая распределению" зачисляется вся сумма чистой прибыли отчетного года, из которой затем начисляются дивиденды (доходы) и производятся отчисления в резервные фонды. После отражения этих операций сальдо данного субсчета переносится в кредит субсчета "Нераспределенная прибыль в обращении". На субсчете "Нераспределенная прибыль в обращении" с течением времени собирается общая сумма нераспределенной между акционерами (учредителями) прибыли. По существу, сальдо данного субсчета показывает величину средств, накопленных для создания нового имущества в форме основных и других материальных ресурсов. Записи по дебету этого субсчета производятся в корреспонденции с субсчетом "Нераспределенная прибыль использованная" лишь при фактическом использовании соответствующих средств на создание нового имущества. После отражения использования средств сальдо субсчета "Нераспределенная прибыль в обращении" представляет величину свободного остатка нераспределенной прибыли.

На субсчете "Нераспределенная прибыль использованная" обобщается информация о том, какая часть средств нераспределенной прибыли превращена из денежной формы в товарную, т. е. на какую сумму приобретено новое имущество. Например, по мере производства в бухгалтерском учете производится внутренняя запись по счету 84 "Нераспределенная прибыль": Д "Нераспределенная прибыль в обращении" и К "Нераспределенная прибыль использованная". Как и по другим субсчетам, сальдо данного субсчета может быть лишь кредитовым, а кредитовые записи по нему (в части нераспределенной прибыли отчетного года) возможны лишь после принятия акционерами (учредителями) решения о распределении прибыли отчетного года.

Независимо от внутренних записей по субсчетам сальдо счету 84 сохраняет свою величину и остается неизменным.

УЧЕТ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ

 

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году используют счет 99 "Прибыли и убытки". По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки. Хозяйственные операции отражают на счете 99 нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:

а) финансового результата от продажи продукции (работ, услуг);

б) финансового результата от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов);

в) операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества);

г) внереализационных прибылей и убытков;

д) чрезвычайных доходов и расходов.

Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 "Продажи". Со счета 90 прибыль или убыток от обычной деятельности списывается на счет 99 "Прибыли и убытки". Финансовый результат от продажи имущества, операционные и внереализационные доходы и расходы вначале отражают на счете 91 "Прочие доходы и расходы", с которого затем ежемесячно списывают на счет 99. Чрезвычайные доходы и расходы сразу относят на счет 99 без предварительной записи на промежуточных счетах в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств. Кроме того, по Д 99 отражают начисленные платежи на прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам". Платежи по перерасчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 68 и 99. По окончании отчетного года счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. Заключительной записью декабря сумму чистой прибыли списывают с Д 99 в К 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Сумма убытка списывается с К 99 в Д 84. Аналитический учет по счету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

Чрезвычайные доходы и расходы отражаются непосредственно на счете 99 "Прибыли и убытки", доходы — по кредиту, расходы — по дебету в корреспонденции с соответствующими счетами по учету денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов.

 

УЧЕТ ПРОЧИХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ- сч. 91

К прочим относятся доходы и расходы, не связанные с обычными видами деятельности предприятия. К операционным доходам и операционным расходам относятся:

• поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

• поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и др. видов интеллектуальной собственности;

•поступления и расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

•прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности;

• поступления и расходы от продажи основных средств, продукции, товаров;

• проценты, полученные и уплачиваемые за пользование и за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

•расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

•отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами. В состав внереализационных доходов и внереализационных расходов включаются:

• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

•активы, полученные безвозмездно;

• поступления в возмещение причиненных организации убытков и причиненных организацией;

• прибыль и убытки прошлых лет, выявленная в отчетном году;

• суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, долгов, нереальных для взыскания;

•курсовые разницы;

•сумма дооценки и уценки активов.

• перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений.

Учет прочих доходов и расходов ведется на сч.91 «Прочие доходы и расходы». К сч. 91 могут быть открыты субсчета: 91-1 «Прочие доходы»; 91-2 «Прочие расходы»; 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов». Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К 91-1 – отражены доходы от продажи;

Д 91-2 К 01,04,10 - списана остаточная

стоимость имущества;

Д 91-2 К 68 «Расчеты по налогам и сборам» – начислен НДС с выручки от продаж;

Д 91-2 К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – начислены благотворит. Сборы;

Д 91-2 К 76 – начислен штраф, пени.

Д 91-9 К 99 - отражена прибыль от прочих видов деятельности.

Д 99 К 91-2 - отражен убыток от прочих видов деятельности. Счет 91 в конце года закрывается аналогично сч.90.

 

УЧЕТ РАСХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ сч. 97

 

это затраты в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам. Основную их часть составляют расходы на подготовку и освоение производства, также расходы по ремонту ОС в сезонных отраслях промышленности, по оплате аренды объектов ОС или их отдельных частей, расходы на рекламу, приобретение лицензий, расходы, связанные с оплатой услуг телефонной и радиосвязи, перечисляемой за следующие периоды.

Учет расходов будущих периодов осущ-ся по Д активного сч. 97 с К сч. 10,50,51,70 «по оплате труда»,69 «по соц.страх-ию»,76. Ежемесячно или в др. сроки учтенные на Д 97 расходы списываются в Д сч. 20 «Осн. Пр-во», 23 «Вспомогат-ое пр-во», 25 «Общепр-ные расходы», 26 «Общехоз-ые расходы», 44 «Расходы на продажу».Сроки списания расходов будущих периодов, соотв-ие издержки и источники, на кот. Они списываются регламентируются ЗД или опред-ся самими организациями.

Из общего состава расходов будущих периодов отдельной калькуляционной статьей по сч. 20 «Осн. Пр-во» отражают лишь расходы по подготовке и освоению производства. Остальные расходы списываются со сч. 97 в Д собирательно-распределительных (25, 26) и др. счетов. Расходы на рекламу учитываются по Д 97 и К 76, с последующим списанием расходов с К 97 в Д счетов учета затрат на пр-во и расходов на продажу.

С К 97 стоимость лицензий в течении срока их действия списывается равномерно по месяцам на сч. 26 или 44.

 

Учет оборудования для монтажа

 

Учет ведется на ч. 005 по заказчикам и видам оборудования по ценам, указанным в договоре. Прием оборудования оформляется актом. У заказчика оборудование учит-ся на сч. 07 «Оборудование к установке». Затраты по монтажу оборудования учит-ся у строительной орг-ции по Д 20 с К 70, 69. По окончании работ затраты списываются с К20 в Д90. Ст-сть законченного объекта у строит. орг-ции отражается по Д 62 «Расчет с покуп-ями и заказ-ами» и К 90. Начисленные налоги отражаются на сч. 90, 91, 68.

 

Учет бланков строгой отчетности

 

Учитываются на сч. 006 в условной оценке. Перечень, порядок хранения и использования уст-ся организацией. Аналитический учет ведут по видам бланков строгой отчетности и местам их хранения.


УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ И ЦЕННОСТЕЙ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ПРЕДПРИЯТИЮ

 

Учет операций на забалансовых счетах ведется без применения двойной записи. Полученные ценности или возникшие обязательства учитываются по Д, а выбытие ценностей или погашение обязательств по К.

Учет арендованных ОС по договору текущей аренды

Арендатор учитывает арендованные ОС на сч. 001 «Арендованные ОС» по первоначальной стоимости, указанной в договоре аренды. Аналитический учет ведут по объектам, принятым в аренду, и арендодателям.

Для учета расчетов с арендодателями испытывают сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Начисление арендной платы отражают по Д счетов издержек пр-ва или обращения и К сч. 76. Оплаченную задолженность списывают с К счетов учета денежных средств в Д сч. 76. Стоимость арендованных ОС при их возвращении арендодателю списывают у арендатора с К 001. Аналитический учет по сч. 001 ведется по арендодателям, по каждому объекту арендованных ОС.

Учет арендованных и сданных в аренду ОС по лизинговым операциям

Если лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то у лизингодателя оно отражается по Д сч. 011 «ОС, сданные в аренду». При возвращении лизингового имущества лизингодателю оно списывается у него с К сч. 011. Аналитический учет по сч. 011 ведут по арендаторам, по каждому объекту ОС, сданных в аренду.

Если лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то у лизингополучателя оно отражается по Д сч. 001. При возвращении лизингового имущества лизингодателю или выкупе его лизингополучателем оно списывается у него с К сч. 001.

Учет ТМЦ, принятых на ответственное хранение(002), в переработку(003) и на комиссию(004)

ТМЦ, принятые на ответственное хранение, учитываются на сч. 002 в ценах, указанных в приемо-сдаточных актах или в счетах - платежных требованиях. Аналитический учет по сч. 002 ведется по организациям-владельцам, сортам и местам хранения ТМЦ. Принятые на комиссию товары учитывают на сч. 004 в ценах, указанных в приемо-сдаточных актах. Реализованные товары списывают со сч. 004. Аналит. учет по сч. 004 ведут по видам товаров и орг-циям-комитентам.

Учет ТМЦ в переработку ведется по Д сч. 003, по заказчикам, по видам ценностей в оценке, указанной в договоре. Расходы по переработке давальческого сырья учит-ся у переработчика по Д 20 «Осн. пр-во» с К сч. 70, 69 «Расчеты по соц. страху». Ст-сть переданной давальцу готовой продукции отражается у переработчика по Д 62 «Расчеты с покуп-ями и заказчиками» и К 90. Затраты по переработке давальческого сырья списывают в Д 90 с К 20. Начисленные НДС и акцизы отражают по Д 90 и К 68 «Расчеты по налогам и сборам», налоги с оборота отражают по Д 91 и К 68. Переработанное дав. сырье списывается у переработчика с К 003.

 

УЧЕТ НЕДОСТАЧ И ПОТЕРЬ ОТ ПОРЧИ ЦЕННОСТЕЙ-сч. 94

 

В Д 94 с К сч. недостающих или полностью испорченных ценностей списывается их фактическая себестоимость (по ТМЦ) или остаточная себестоимость (по ОС и НМА). По частично испорч-ым МЦ в Д 94 списывают сумму определившихся потерт. При выявлении недостач при приемке МЦ от поставщиков сумму недостач в пределах предусм-ых в договоре величин покупатель относит при оприходовании ценностей в Д 94 с К 60 «Расчеты с пост-ами и подряд-ами». Сумму потерь сверх договора покупатель предъявляет поставщику или трансп-ой орг-ции и учитывает по Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и К 60. При отказе судом во взыскании с поставщиков или трансп. орг. Эти суммы списываются с 76 на 94. Если суд принял решение о взыскании, то поставщик сторнирует ранее отраженную сумму продажи на сумму недостач (Д 62 «Расчет с покуп. и заказч.» и К 90), а также обороты по Д 90 и К 43 «Готовая продукция». Восстановленная так сумма недостач списывается в Д 94 с К 43.

С К 94 недостачи списываются след. образом:

- недостачи в пределах договора – на сч.учета МЦ (когда выявлены при заготовлении);

- недостачи в пределах норм ест-ной убыли – на затраты на пр-во и расходы на продажу (когда выявлены при хранении или продаже);

- недостачи сверх норм убыли – в Д 73 «Расчеты с персоналом по пр. операциям»;

- недостачи сверх норм при отсутствии виновников или отказе судом - на сч. 91.

По К 94 отражают суммы в размерах, принятых по Д 94.

При взыскании с виновных ст-сти недостач разница между их ст-стью, зачисленной на сч. 73, и их ст-стью, отраженной на сч. 94, учитывается на сч. 98 «Доходы будущих периодов». По мере взыскания с виновных эти суммы списываются в Д 98 и К 91.

Недостачи, выявленные в отчетном периоде, но относящиеся к прошлым периодам отражаются по Д 94 и К 98. Одновременно на эти суммы Д 73 и К 94. По мере погашения задолженности Д 98 и К 91.

 

УЧЕТ РЕЗЕРВОВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ –сч.63

 

Орг-ции могут создавать данные резервы с отнесением сумм резервов на финн. результаты. Сомнительным долгом признают дебиторскую задолженность орг-ции, не погашенную в сроки договора и не обеспеченная гарантиями. Эти резервы создаются на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финн-ого состояния орг-ции-должника и оценки вероятности погашения ею долга. На сумму создаваемых резервов Д 91 и К 63 «Резервы по сомнительным долгам». Списание невостребованных долгов отражают по Д 63 с К 62 «Расчеты с покуп-ями и заказ-ами» и 76 «Расчеты с разными деб-ами и кред-ами». Списанные долги учитываются в течение 5 лет на сч. 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». По окончании отчетного года суммы резервов, созданные в предыдущем отчетном году и не использованные в отчетном периоде, присоединяются к прибыли отчетного года и пишется в Д 63 с К 91. Дебиторская задолженность, по которой созданы резервы, отражают в балансе в оценке нетто (за вычетом сумм указанных резервов). Сумма этих резервов отдельно в балансе не отражается.

УЧЕТ ДОХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ-сч. 98

 

По К пассивного сч. 98 учитывают доходы, относящиеся к будущим периодам, предстоящие поступления задолженностей, доходы из-зи превышения взыскиваемых недостач над их балансовой ст-стью. По Д 98 отражают списание доходов будущих периодов на счета учета имущества, расчетов, сч. 91. К 98 открывают субсчета:

1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов»

Учит-ся арендная и квартирная плата, плата за ком-ые услуги, пользование средствами связи. Полученные и начисленные суммы доходов отражают по К 98-1 и Д счетов учета ден.средств и расчетов; списание доходов на расходы наступившего отчетного периода – по Д98-1 и К ден-ых и р/с. Аналитич. учет ведется по каждому виду доходов.

2 «Безвозмездные поступления»

Безвозмездно получ-ые активы отражаются по рыночной ст-сти по Д 08 «Вложения во внеоб-ые активы», 10 с К 98-2. Сумма бюджетных ср-в запис-ся в К 98-2 и Д 86 «Целевое финансирование».

Сумм, учтенные на К 98, спис-ся в Д 98 с К 91: по мере начисления амортизации (получ-ые ОС); по мере списания на пр-во или при продаже (по получ-ым МЦ). Аналитич. учет ведется по каждому получению ценностей.

3 «Предстоящие поступления задолж-ей по недостачам, выявленным за прошлые годы»

По К 98-3 отражают суммы недостач за прошлые годы, признанные виновными лицами или присужденные к взысканию, в корреспонденции со сч. 94. Одновременно на эти суммы К 94 и Д 73 «Расчеты персоналом по прочим операциям». Одновременно оплаченную задолженность отражают по Д 98-3 и К 91. Аналитич. учет ведут по каждому виду недостач.

4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой ст-стью по недостачам ценностей»

Выявленную разницу отражают по К 98-4 и Д 73-2. При погашении задолженности по разнице К 73-2 и Д счета учета ден.средств или др. имущества. Одновременно погашенную часть разницы списывают в Д 98-4 и К 91. Аналитич. учет ведут по видам недостающих ценностей.

 

УЧЕТ РЕЗЕРВОВ ПОД ОБЕСЦЕНЕНИЕ ВЛОЖЕНИЙ В ЦБ –сч. 59

 

Он создается по каждому виду ЦБ на разницу между учетной и рыночной стоимостью при условии, если рыночная стоимость ЦБ ниже их учетной. Образование резерва отражается по Д 91 и К 59. Сумма резерва используется для формирования балансовой стоимости финансовых вложений, которая выступает как разница между учетной стоимостью и созданным резервом. Созданный резерв обеспечивает покрытие возможных убытков по операциям с ЦБ. Если по итогам года рыночная стоимость ЦБ повысилась, то на сумму повышения производится корректировка созданного резерва. При этом Д 59 и К 91. Такая же запись делается при списании с баланса ЦБ, по которым были созданы резервы. Аналитический учет ведется по каждой ЦБ. Если до конца года, следующего за годом создания резерва, этот резерв не будет использован в какой-то части, то неизрасходованные суммы при составлении баланса присоединяют на конец года к финансовым результатам соответствующего года (Д 59 К 91).

 

УЧЕТ РЕЗЕРВОВ ПОД СНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ МЦ –сч.14

 

Перед составлением бухбаланса за год фактическая себестоимость МЦ сравнивается с рыночной стоимостью. Если фактическая себестоимость МЦ ниже их рыночной стоимости, то эти ценности отражаются в балансе по фактической себестоимости. Если наоборот, то МЦ отражаются в балансе по рыночной стоимости. Рыночную стоимость МЦ определяют вычитанием из фактической себестоимости сумм резервов под снижение стоимости МЦ, которые учитываются на сч. 14.

На общую сумму резервов под снижение стоимости МЦ Д 91 и К 14. В начале периода, следующего за тем, в котором была сделана такая запись, зарезервированная сумму восстанавливается записью Д 14 и К 91. Закрытие сч. 14 осуществляется исходя из предположения полного расходования МЦ в следующем отчетном периоде. Остаток на сч. 14 показывает превышение фактической себестоимости МЦ над их рыночной только на конец отчетного периода. При составлении баланса за год сумма резерва (сальдо по сч. 14) сопоставляется с сальдо по сч. 10, 20 «Основное пр-во», 23 «Вспомогательное пр-во», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары». После сопоставления МЦ отражают в балансе в нетто-оценке.

 

УЧЕТ ДОБАВОЧНОГО КАПИТАЛА–83

 

Он показывает общую собственность всех участников. Складывается из: - эмиссионного дохода, возникающего при реализации акций по цене, превышающей их номинальную, и дополнительной эмиссии акций;

- прироста стоимости имущества по переоценке;

- безвозмездно полученного имущества (до 01.01.2000г.);

- курсовых разниц, образовавшихся при внесении учредителями вкладов в уставный капитал.

Он учитывается на пассивном счете 83, к которому открывают субсчета:

1 «Прирост стоимости имущества по переоценке»

Увеличение ст-сти имущества при переоценке внеоборотных активов отражается по Д 01 и К 83. Уменьшение ст-сти отражается по Д 83 и К 01.

2 «Эмиссионный доход»

Отражается по Д 50, 51, 52 и К 83.

3 «Курсовые разницы»

Положительные курсовые разницы отражаются по Д 75 «Расчеты с учредителями» и К 83, а отрицательные – по Д 83 и К 75.

Средства добавочного капитала могут быть направлены на :

- увеличение уставного капитала (Д 83 К 80);

- погашение снижения ст-сти внеоборотных активов, выявившихся по результатам их переоценки (Д 83 К счета учета внеоборотных активов);

- распределение между учредителями (Д 83 К 75).

Аналитический учет ведут по источникам образования и направлениям использования средств.

 

УЧЕТ РЕЗЕРВНОГО КАПИТАЛА – сч. 82

 

Его создают обязательно АО и совместные организации в соответствии с ЗД, а другие организации – по усмотрению.

Средства этого капитала АО предназначены для покрытия убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Размер резервного капитала определяется уставом . в АО – не менее 15%от уставного капитала, на совместных предприятиях–25 %.

Отчисления в резервный капитал АО и СП производятся за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли. Сумма отчислений в резервный капитал не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли. РК остальных орг-ций создается за счет прибыли, оставшейся в ее распоряжении. Учитывается на пассивном счете 82. Отчисления отражаются по К 82 и Д 84 «Нераспределенная прибыть, непокрытый убыток». Использование резервного капитала отражается по Д 82 и К:

- 84 – на суммы, направляемые на покрытие убытка за отчетный год;

- 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» ил 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - на погашение облигаций АО.

Орг-ции, создающие резервный капитал по своему усмотрению могут использовать его на:

- покрытие убытков от хоз. деят-сти (К 84);

- выплату доходов и дивидендов по акциям в случае отсутствия прибыли (К 70 и 75);

- увеличение уставного капитала (К 80);

- покрытие различных непредвиденных расходов.

При журнально-ордерной форме учета учет резервного капитала осуществляется в журнале-ордере №12, в котором на основании данных из других учетных регистров и документов первичного учета отражают операции по образованию, получению и использованию резервного капитала. На оборотной стороне журнала приведены аналитические данные по направлениям использования капитала и о его остатках на начало и конец месяца. Эти данные используют при составлении отчета о движении капитала.

 

УЧЕТ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ – сч.44

 

В состав расходов на продажу включают расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции; на транспортировку продукции; комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям по договорам; затраты на рекламу; расходы по хранению, подработке. Используют активный сч. 44. По Д учитывают расходы на продажу с К:

- 10 – на ст-сть израсходованной тары;

- 23 «Вспомогательное пр-во» - на ст-сть услуг по отправке продукции со склада на станцию отправления или склад покупателя автотранспортом предприятия;

- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на ст-сть услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;

- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на оплату труда работников, сопровождающих продукцию.

Аналитический учет ведут по общехозяйственнным расходам, расходам будущих периодов, расходов на продажу по видам и статьям расходов. Каждый месяц эти расходы списывают на себестоимость проданной продукции. Списание расходов оформляют по Д 90 К 44.

 

УЧЕТ УСТАВНОГО КАПИТАЛА – сч. 80

 

Учет ведется на пассивном счете 80. Сальдо его должно соответствовать размеру уставного капитала, оговоренного в учредительных документах. После госрегистрации уставный капитал отражают по К 80 в корреспонденции со счетом 75. Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по К 75 в Д:

-08 «Вложения во внеоборотные активы» - на стоимость внесенных в счет вкладов имущества, относящегося к ОС;

- 08 – на стоимость внесенных в счет вкладов НМА. Поступившие ОС и НМА списывают со счета 08 на счета 01 и 04;

- производственных запасов(10, 11) – на стоимость внесенных в счет вкладов МЦ, относящихся к оборотным средствам;

 - денежных средств(50, 51, 52) – на сумму денежных средств, внесенных участниками.

МЦ, НМА, ЦБ и другие финансовые активы оценивают по согласованной стоимости, ориентированной на рыночные цены. Их оценка может отличаться от оценки в учредительных документах. Возникающую разницу списывают на счет 83 «Добавочный капитал». Внесенные в уставный капитал вклады в иностр.валюте отражают:

Д 75 К 80 – на сумму задолженности иностранного учредителя;

Д 52 К 75 – на поступления от иностранного учредителя денежных средств;

Д 75 К 83 – на сумму положительной курсовой разницы;

Д 83 К 75 – на сумму отрицательной курсовой разницы.

Переданное в пользование имущество, право собственности на которое остается у акционеров и вкладчиков, оценивают по величине арендной платы за него, исчисленной за весь срок его использования, но не более срока ее существования.

Увеличение и уменьшение уставного капитала осуществляется по решению учредителей после внесения изменений в устав и учредительные документы. При увеличении К 80 Д счета:

- 83 – на сумму добавочного капитала, направляемого на увеличение уставного капитала;

- 84 «Нераспределенная прибыль» - на сумму нераспределенной прибыли, направляемой на увеличение уставного капитала;

- 75 – на сумму выпуска дополнительных акций.

При уменьшении Д 80 и К счета:

- 75 – на сумму вкладов, возвращенных учредителям;

- 81 «Собственные акции» - на номинальную стоимость аннулированных акций. Аналитический учет ведут по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ДВИЖЕНИЮ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

оплачиваемых тары и упаковки, транспортные тарифы, подлежащие возмещению покупателями, сумму НДС. Данные расчетных документов ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции. Учет отгрузки ведут в отделе сбыта в специальных карточках, книгах или журналах, а при использовании ЭВМ — в машинограммах.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЧЕТА 42 «ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА»

 

На нем учитываются скидки, предоставленные поставщикам орг-циям розничной торговли на возможные потери товаров, на возмещение дополнительных транспортных расходов. Он предназначен для обобщения информации о торговых наценках на товары в розничной торговле, ведущих учет по продажным ценам. Они оприходуют поступившие от поставщиков товары Д 41 «Товары» К 60 по покупным ценам. Для доведения покупной ст-сти товаров до ст-сти по продажным ценам определяют разницу между ст-стью приобретения товаров и их ст-стью по продажным ценам и на эту разницу Д 41 и К 42. По мере продажитоваров сумма торговой наценки списывается с К 42 в Д 90 или 45 «Товары отгруженные» (при продаже), 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (при порче и недостаче), 41 (при естественной убыли) способом «КРАСНОЕ СТОРНО». Суммы торговых наценок, к товарам оставшимся у организации, уточняются по данным инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки на товары в соответствии с установленными размерами. Сумма скидки или накидки на остаток непроданных товаров может быть определена исходя из отношения суммы скидок или накидок на остаток товаров на начало месяца и оборота по К 42 к сумме проданных товаров за месяц и остатка товаров на конец месяца (по продажным ценам). Аналитический учет обеспечивает раздельное отражение сумм скидок и разницу в ценах, относящихся к товарам отгруженным и товарам, оставшимся в организации.

 


Дата: 2019-07-31, просмотров: 159.