Себестоимость продукции, работ и услуг — это выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных средств, природного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.
Анализ себестоимости продукции позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Объекты анализа себестоимости продукции:
• полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
• уровень затрат на рубль выпущенной продукции;
• себестоимость отдельных изделий;
• отдельные статьи затрат.
Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат.
Элементы затрат – Материальные, 3аработная плата, Отчисления в фонды социальной защиты, Амортизация основных средств, Прочие расходы
Полная себестоимость: В том числе постоянные затраты; переменные затраты;
При изменении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги), постоянные затраты (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала) остаются неизменными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия). В процессе анализа необходимо оценить также изменения в структуре по элементам затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, росте производительности труда. Удельный вес заработной платы сокращается и в том случае, если увеличивается доля комплектующих деталей, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации предприятия.
Общая сумма затрат может измениться из-за:
• объема производства продукции;
• структуры продукции;
• уровня переменных затрат на единицу продукции;
• суммы постоянных затрат.
Затраты на рубль произведенной продукции – очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален, поскольку может рассчитываться в любой отрасли производства, а во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.
Исчисляется данный показатель - отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.
Если его уровень ниже единицы, производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным.
В процессе анализа выявляют отклонение фактических затрат на рубль товарной продукции от базисного показателя. Затем рассматривают факторы, влияющие на это изменение, и рассчитывают размер влияния каждого фактора. На изменение затрат на рубль товарной продукции оказывают влияние следующие факторы:
1. изменение объема выпуска продукции;
2. изменение структуры выпуска продукции;
3. изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию;
4. изменение себестоимости изделий.
Влияние факторов рассчитывают способом цепной подстановки. Если на предприятии имеются изменения в объеме выпуска продукции, при чем такие, что увеличивается продукция, которая предприятию обходится дешевле, то затраты на рубль товарной продукции снижаются. Чем выше себестоимость товарной продукции, тем выше затраты на рубль товарной продукции. При повышении цен на продукцию затраты на рубль товарной продукции снижаются.
Далее проводится анализ влияния на себестоимость отдельных групп продукции по уровню их рентабельности. В процессе этого анализа устанавливается на общий показатель себестоимости отдельных групп продукции с разной рентабельностью. Для этого анализа всю продукцию разделяют по следующим группам: нерентабельная (убыточная), низкорентабельная (с уровнем рентабельности ниже среднеотраслевой), среднерентабельная (на уровне среднеотраслевой), высокорентабельная (уровень выше среднеотраслевой рентабельности).
Далее проводят анализ затрат по элементам затрат (материальные, оплата труда, амортизация, отчисления в социальные фонды, прочие затраты). Определяется удельный вес каждой группы затрат в их общем объеме. В результате дается оценка характера производства (материалоемкое, фондоемкое, трудоемкое) и отсюда определяются важнейшие направления поиска резервов снижения себестоимости продукции.
Анализ себестоимости по статьям калькуляции позволяет дать оценку экономии или перерасхода в связи с отклонением фактической себестоимости от плановой.
Общая сумма перерасхода (экономии) от изменения себестоимости по каждому виду продукции определяется следующим образом:
Δz факт. = (z1 –z0)* q1
где z1 и z0 себестоимость соответственно отчетного и базисного периодов, q1 –выпуск продукции в отчетном периоде.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 221.