Факторы, способствующие и препятствующие притоку иностранных инвестиций в российскую экономику.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Факторы, способствующие и препятствующие притоку иностранных инвестиций в российскую экономику.

Оглавление:

I. Введение

II . Основные понятия и экономический смысл инвестиций.

III. Необходимость инвестиций для российской экономики

IV. Инвестиционный кризис в Российской экономике.

V. Оценка факторов, влияющих на инвестиционный климат

1. Природные ресурсы и инфраструктура

2. Рабочая сила.

3. Макроэкономические показатели.

4. Состояние государственного долга.

Государственное управление и экономическая политика

Права собственности и корпоративное управление

Законодательство и судебная защита

Соблюдение обязательств по контрактам

Виртуальная экономика и структурная политика

Преступность и коррупция

Налоговый режим

Банковская система. Институты финансового рынка

Проблемы адекватного бухгалтерского учета

Политика местных властей

Различия в инвестиционном климате для местных и иностранных инвесторов

16. Проблемы развития «Новой» экономики.

17. Экономическая политика по регулированию прямых иностранных инвестиций.

VI. Заключение

 

I. Введение

Целью данной работы является исследование факторов, влияющих на инвестиционный климат России. Оценка этих факторов с точки зрения благоприятствования иностранным инвестициям. Делается попытка выделить основные тенденции улучшения инвестиционного климата, а также дать анализ главным проблемам, которые сохраняются на протяжении всего периода развития цивилизованной экономики в России.

 

II . Основные понятия и экономический смысл инвестиций.

Виды инвестиций.

В современном мире многообразных и сложных экономических процессов и взаимоотноше­ний между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества.

Инвестиции принято подразделять на:

- денежные средства,

- целевые банковские вклады,

- паи, акции и другие ценные бумаги;

- движимое и недвижимое имущество;

- имущественные права, связанные с авторским правом, опытом и другими видами интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих и иных знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимого для организации того или иного вида производства, но не запатентованного (“ноу-хау”); права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права и другие ценности.

2. В отношении объектов вложения инвестиции подразделяются на

- реальные инвестиции, или вложения средств в материальные (здания, сооружения, оборудование и т.п.).

- нематериальные активы (патенты, лицензии, ”ноу-хау”, научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации, программные средства и т.п.). Сюда же можно отнести и инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способность персонала, и в конечном счете повышающее производительность их труда.

- финансовые инвестиции, или вложения средств в различные финансовые инструменты - ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады.

3. По характеру участия в инвестиционном процессе инвестиции подразделяются на:

- прямые, предполагающие непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств, при этом инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также производство конечной продукции. Прямой иностранной инвестицией, в соответствии с российским законодательством считается приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли в уставном капитале коммерческой организации

- косвенные, осуществляемые через различного рода финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образом финансовые средства.

4. Кроме того, инвестиции бывают частными, государственными и иностранными.

В соответ­ствии с российским законодательством под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иност­ранными инвесторами в объекты предпринимательской и др. видов дея­тельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут выступать: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бума­ги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, имущественные права.

 

Пример иностранного инвестирования в Российскую экономику.

26 июня 2001 переговоры, длившиеся почти 2 года, завершились подписанием договора между "РОСНО", АФК "Система" и страховой группой Альянс (Allianz AG) о покупке Альянсом 45% акций "РОСНО". Это событие стало началом интенсивного сотрудничества между ведущим страховщиком самой большой страны мира и одним из крупнейших мировых финансово-страховых концернов. Обе компании с самого начала восприняли этот союз как равноценное партнерство, в которое каждая из сторон вносит что-то особенное и ценное. "РОСНО" вносит понимание специфики российского страхового рынка, а также динамичной и комплексной бизнес-среды. Альянс вносит наработанный опыт международного страхования, ноу-хау и технологии, накопленные в течение более чем столетней работы в различных странах (т. е. вложение нематериальных активов)

Обе компании превосходно дополняют друг друга, глобальное сочетается с локальным. В этом изначально заложена твердая основа для успешного сотрудничества. Первым шагом на пути сотрудничества Альянса и Росно явилось создание проектной группы. Целью группы является ноу-хау трансферт к Росно и обширные консультации во всех важных областях страхования, т.е. в области продаж, разработки страховых продуктов, финансов, информационных технологий, персонала.

 

Рабочая сила.

Традиционно к благоприятным факторам относят также и высокий уровень образования, сильный интеллектуальный потенциал. Необходимо заметить, что вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы, соотношение зарплаты и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 от максимального уровня. Трудовая дисциплина по отношению к труду оценивается в 1/3 от возможного максимального уровня. Весьма ограниченное количество трудящихся обладает квалификацией и культурой производства, необходимыми для современного компьютеризированного производства.

Необходимо отметить также и особый отечественный менталитет. Приведем характеристики кадрового потенциала России. Мы имеем примерно 6% активного населения, что практически соответствует мировым характеристикам, так как это именно тот слой активных промышленников, предпринимателей, являющихся своего рода двигателями, основными генераторами идей и в бизнесе, и в науке. Следующая градация людей (примерно 27%) - это люди, которые сориентированы в первую очередь на то, чтобы повторять поведение людей, которые добились успеха. Вместе с тем огромная доля населения (более 50%) относится в России к тому типу людей, которые в значительной мере зависимы - и считают это правильным - от решения тех или иных властей. Эта категория людей уверена, что их задача выполнять то, что говорит Президент, мэр города, руководитель предприятия, Правительство т.д  Но в этом случае всю ответственность за результаты своего поведения они перекладывают на тех людей, чьи указания они выполняют.

Поколение, которым сегодня больше 45 лет является продуктом воспроизведения старой социально-политической системы. Это поколение можно назвать потерянным. Значительное количество этих людей оказались невостребованными в реальной жизни. Достаточно заметить, что именно этот возрастной слой составляет очень незначительный процент среди удачных управляющих, он практически отсутствует в науке и высшем образовании. В кадровой политике сегодня происходит резкая смена кадров, практически «перепрыгнув» через это поколение. Рекрутские агентства отмечают, что на рынке труда чаще всего пользуются спросом люди с высшим образованием в возрасте до 35 лет, знающие иностранные языки и имеющие опыт работы за рубежом. Если проследить судьбу действительно высоких профессионалов, то легко просматриваются два основных пути – это: миграция за рубеж, что касается в первую очередь научных и технических кадров (не зря приток российских научно-технических кадров в Израиль помог уменьшить на 10-15 лет сроки научно-технического прогресса) или уход в мелкую коммерцию (челноки, гербалайф и т.д.), финансовые и охранные структуры. Поэтому квалификация работников, и особенно в сфере высоких технологий, практически потеряна. Многие технологии сегодня трудно восстановимы, если это касается необходимости привлечения работников высшей квалификации, которая нарабатывалась годами. Система профтехобразования тоже в значительной мере утеряна и мы, по существу, вернулись к системе подготовки кадров прямо на производстве, что выгодно для системы подготовки кадров массовых и не очень квалифицированных профессий, но не обеспечивает потребность в высоко квалифицированных кадрах.

Но не смотря на все отрицательные тенденции отечественная система образования является одной из самых лучших в мире, и это позволяет при небольших инвестициях в человеческий капитал добиться значительного повышения производительности труда и повышения качества продукции. Поэтому условно отнесем этот фактор к способствующему иностранному инвестированию.

 

Преступность и коррупция

Масштабы преступности и коррупции чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние на инвестиционный климат. По наиболее вероятным оценкам теневая экономика в России охватывает около четверти ВВП.

Компании, осуществляющие нелегальную деятельность, несут меньшее налоговое бремя, и они обычно тесно связаны с криминальным миром, что позволяет агрессивно продвигаться на новые рынки и ставит барьер законопослушным конкурентам для начала предпринимательской и инвестиционной деятельности. Издержки нелегального бизнеса, оцениваемые на уровне 10%, по-прежнему намного меньше совокупной налоговой нагрузки, получаемой от уменьшения налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, умеренного НДС и достаточно высокого единого социального налога. Размер налогового изъятия, уравнивающий легальный и теневой бизнес с учетом фактора риска, оценивается на уровне 15 - 20%, что в ближайшей перспективе недостижимо

Если крупные иностранные компании мало сталкиваются с организованной преступностью, то мелкие и средние, а российские - независимо от размера, испытывают ее давление. В таких условиях возможности ведения какой-либо предпринимательской деятельности (включая инвестиции) существенно сокращаются. Возможность же ведения "белой" деятельности в таких условиях, т.е. предполагающей уплату не только ренты бандитам, но и налогов государству, исключена полностью. Таким образом, организованная преступность стала реальным конкурентом государства в "сборе налогов". Кроме того, она объективно препятствует переходу предпринимателей из "теневой" экономики в легальную.

В последние годы коррупционные технологии существенно усложнились. В настоящее время чиновники и целые государственные органы все чаще используются финансовыми группами в качестве инструмента передела сфер влияния. Так, наиболее активно стало использование налоговых служб, судебных инстанций в технологии захвата контроля над компаниями путем банкротства. Все вышеперечисленное способствует росту трансакционных издержек предпринимателей.

Пока власти демонстрируют неспособность хотя бы уменьшить масштабы коррупции. Расследования коррупционных дел носят, как правило, не правовой, а политический характер, для дискредитации тех или иных лиц, поэтому стадия, на которой суд выносит решение, практически не достигается. Это одно из проявлений преобладания частных интересов над общественными.

Проблема коррупции в настоящее время стоит также остро, как и 10 лет назад. Решение этой проблемы в ближайшей перспективе не предвидится. Для этого потребуется время, политическая воля и серьезные усилия. Поэтому фактор коррупции и криминала в значительной степени препятствует притоку иностранных инвестиций.

 

Налоговый режим

Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее чем в большинстве европейских стран.

Существеннее тяжести налогового бремени то, что предприятия не защищены от произвола налоговых и таможенных органов. Значительная неполнота и противоречивость налогового законодательства создают зоны правовой неопределенности. Учитывая, что налоговые отношения могут регулироваться лишь государством, в условиях хронического дефицита бюджета налогоплательщики оказываются под усиленным давлением фискальных служб. При этом ощущение у налогоплательщиков такое, что они всегда не правы. Сложность получения необходимой информации о трактовке изменений в законодательстве, частота нововведений неоправданно увеличивают издержки по мониторингу законодательства и увеличивают фискальные риски, которые являются одной их главных составляющих для неблагоприятной оценки России инвесторами

МНС, технически не справляясь с мониторингом всего множества налогоплательщиков, концентрирует свое внимание на "крупной рыбе", рентабельных и заметных предприятиях. Данная группа находится в неравном положении по отношению к остальным агентам экономики. Политика доения тех, кто платит, особенно иностранцев - это приоритетная стратегия МНС при развалившейся, но не подвергнутой санации значительной части производственного сектора. Практика договариваться с крупными налогоплательщиками о режиме уплаты, не предусмотренном законодательством, списание накопленной задолженности и влиятельность лоббистских группировок подрывают стабильность и достаточность доходов бюджета и ложатся дополнительным бременем на добросовестных налогоплательщиков. Подобное неравноправное положение разных агентов экономики приводит к негативной селекции среди них и эрозии налоговой базы.

Объем налоговых изъятий из дохода граждан согласно действующим нормам неадекватен уровню развития их правосознания и оценке допустимого фискального бремени, о чем свидетельствует широкомасштабное уклонение от уплаты подоходного налога. Низкая налоговая дисциплина физических лиц может быть повышена при введении пониженных ставок налога.

Пеня за просрочку уплаты налогов по своему размеру носит штрафной характер и не является средством обеспечения уплаты налога. Другие штрафы не делают различия между ошибкой налогоплательщика по причине неясных и нечетких формулировок нормативных актов и умышленным уклонением от уплаты налогов. Меры административного воздействия, предусмотренные Налоговым Кодексом, позволяют сделать вывод о приоритете фискальных интересов государства перед задачами частных налогоплательщиков.

Вместе с тем нельзя не отметить явные успехи Налоговой реформы. Решается основная проблема снижения налогового давления на фонд оплаты труда. Целью является размораживание заработной платы и обеспечение экономические условия для ее реального роста, притом роста легального, уменьшения объемов нелегальных, а следовательно, не облагаемых налогами выплат. Именно эти задачи реализуются снижением ставок социального налога по сравнению со страховыми платежами, установлением единой низкой ставки на трудовые доходы физических лиц, введением повышенных налоговых ставок на доходы физических лиц, полученных в виде дивидендов, а также с помощью депозитных, страховых и тому подобных «схем».

Еще более очевиден успех в замене страховых платежей в четыре государственных внебюджетных социальных фонда единым социальным налогом. И это несмотря на серьезнейшие недостатки самого закона. Переход контроля за уплатой налога от внебюджетных фондов к Министерству РФ по налогам и сборам, как и предполагалось, принес высокие результаты. Jсновная ставка налога, применяемая для доходов до 100 тысяч рублей в год, снижена с 39,5% до 35,6%, то есть на 3,9 пункта. Для более высоких доходов введено регрессивное налогообложение с быстроснижающейся ставкой. Это безусловный успех налоговой службы страны, которая добилась существенного повышения собираемости налога по сравнению с государственными внебюджетными фондами.

Конечно, закон не идеален. Например, проблема регрессивного налогообложения. Не приходится сомневаться, что она была введена с самыми лучшими намерениями: стимулировать появление высокой заработной платы на предприятиях. Однако известно, что дорога в ад вымощена самыми лучшими намерениями. Для бухгалтерских и финансовых служб предприятий, а также налоговых инспекций налог, взимаемый с юридических лиц, превратился почти в налог с лиц физических. Ведь приходится вести по нескольку лицевых счетов на каждого работника предприятия или организации, улавливая момент, когда его доход перейдет за 100 тысяч рублей, затем за 300 тысяч, за 600 тысяч рублей. Притом регрессия перечисления социального налога в разные фонды различна.

Наибольшее значение для иностранных инвесторов приобрело введение 25 главы Налогового кодекса. Теперь как для российских юридических лиц, так и для иностранных юридических лиц, действующих через постоянное представительство, объектом налогообложения признается разница между доходами и расходами – прибыль организации (ранее это был доход).

Налоговая система продолжает совершенствоваться. Но, тем не менее, в данный момент Российское налоговое законодательство является серьезным препятствием на пути иностранных инвестиций.

Политика местных властей

Это один из важнейших факторов инвестиционного климата. Важность инвестиций осознается во многих регионах, поэтому там инвесторам представляются налоговые освобождения и другие льготы. Основным типом предусмотренных этим законодательством стимулов являются фискальные льготы (по уплате налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет). Однако в данной сфере сделаны только первые шаги, и картина по территории Российской Федерации весьма пестрая. Порой создается впечатление, что Россия не единое государство, а ряд феодальных княжеств со своими собственными порядками в каждом.

В то же время во многих регионах наблюдаются схожие явления, препятствующие развитию предпринимательской и инвестиционной активности:

· Стремление захватить собственность или участвовать в ней как условие содействия инвестициям (Москва, Башкирия, Татарстан, Красноярск и др.).

· Стремление строить барьеры на пути вывоза или ввоза продукции (Краснодарский край, Белгородская, Курская, Ульяновская, Тульская области, и т.д.).

· Особые отношения с отдельными предпринимателями, ограничения конкуренции, поддержка отдельных предприятий.

·  Необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов.

· Необоснованный прямой запрет на осуществление отдельных видов деятельности.

· Не предусмотренные в законодательстве поборы и лицензии.

· Прямая коррупция (особенно при выдаче лицензий и регистрации).

· Противоречие федеральному законодательству, особенно в налоговой сфере (подавляющее большинство субъектов РФ).

· Излишняя бюрократичность административных процедур.

· Создание препятствий для миграции рабочей силы.

· Совмещение функций хозяйствующих субъектов с функциями органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Чаще всего органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления своими актами и действиями препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов (около 30 процентов всех выявленных антимонопольными органами нарушений) и необоснованно предоставляют льготы отдельным хозяйствующим субъектам (15 процентов нарушений).

Таким образом, политика местных властей зачастую является важнейшим факторов, определяющим решения инвестора о вложении средств в данный регион.

 

VI. Заключение

Подводя итоги, хочется сказать, что факторов препятствующих притоку иностранного капитала заведомо больше, чем факторов способствующих этому. И не смотря на положительную тенденцию притока иностранного капитала в Российскую экономику, сохраняется ряд глобальных проблем, требующих конструктивного решения. У России есть огромный потенциал для развития, и необходимо использовать все возможности способствующие экономическому росту. В условиях, когда возможности государственных инвестиций крайне ограничены и к тому же их эффективность низка, иностранные инвестиции являются существенным фактором, определяющим экономическое развитие страны. Большинство рисков, существовавших в российской экономике в предыдущие годы, сохраняется, так как они связаны с несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями, доставшимся в наследство от советского народного хозяйства.

Поскольку улучшение инвестиционного климата может происходить лишь постепенно, в процессе эволюции институтов рыночной среды и роста позитивных ожиданий у инвесторов и предпринимателей, необходимо уже сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.

Решение данной задачи предполагает дерегулирование экономики, снижение административных и прочих барьеров на пути инвестиций, достижение эффективной защиты прав собственников и равных условий конкуренции, повышение прозрачности экономических процессов и их финансовых результатов.

 

Список литературы

1. Доклад Экспертного института. «Инвестиционный климат в России», Москва, 2000 г.

2. «Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России», Ясин Е. Г. совместно НБФ "Экспертный институт" и Американская Торговая Палата в России. 2001 г.

3. «Регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы», Р. Павличенко, МЭиМО, 2001 г.  №4.

4. «Новая экономика в пространстве постмодерна» Л. Мясникова, МЭиМО, 2001 №12

5. «Кривая дорога прямых инвестиций», В. Стародубровский, Вопросы экономики, 2003г. №1

6. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год"

7.  «Экономический рост и кадровый потенциал России» А. А. Нещадин., Экспертный институт, 2000 г.

8. «Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов», П. Фишер, Вопросы экономики, 2002 №2.

9. Большой токовый словарь экономических и юридических терминов. Л. П. Кураков, 2001 г.

10. «О некоторых итогах налоговой реформы». Директор Научно-исследовательского института развития налоговой системы, академик РАЕН Д.Г. Черник

11. Данные сайта www.InvestmentRussia.ru

12. Данные Межрегионального сайта информационных технологий. Макроэкономическая ситуация в России. «Минэкономразвития: основные тенденции января-мая 2002 Г. И оценки до конца года»

 

Факторы, способствующие и препятствующие притоку иностранных инвестиций в российскую экономику.

Оглавление:

I. Введение

II . Основные понятия и экономический смысл инвестиций.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 271.