Главная задача предприятий сферы сервиса состоит в удовлетворении потребностей населения в услугах с высокими потребительскими свойствами при эффективном использовании производственных ресурсов. Поэтому анализ хозяйственной деятельности предприятий начинают с изучения объема производства и реализации услуг.
Основная цель данного анализа – дать объективную оценку развития исследуемого предприятия МУПБО «Бодрость», определить темпы и характер изменения объема реализации услуг за ряд лет, определить факторы, влияющие на объем производства и реализации услуг.
Для этого определим темпы роста и прироста показателей, абсолютную и относительную величину изменения объема услуг, значение одного процента прироста объема по годам.
Прежде чем приступить к анализу, необходимо учесть влияние инфляционных процессов на фактические величины основных показателей деятельности МУПБО «Бодрость». В связи с этим скорректируем величины показателей производственной деятельности на повышающий коэффициент, изменяющийся под действием инфляции.
Наибольшую долю в общем объеме производства составляют услуги бани. В 1996 и в 1997 годах цена на эти услуги сохранялась на одном уровне (25 руб. –стоимость одной помывки в бане). А в 1998 году цена повысилась и составила 30 руб.
Для приведения фактических показателей деятельности исследуемого предприятия к сопоставимым данным определим коэффициент перерасчета:
К = Ц 98/ Ц 97 = 30 / 25 = 1,2
Теперь рассчитаем основные показатели деятельности МУПБО «Бодрость» в сопоставимых ценах:
1996 год:
Объем реализации: V 1,2 * 815000 = 978000 (руб).
Полная себестоимость: С = 1,2 * 690000 = 828000 (руб).
Анализ динамики объема реализации услуг на МУПБО «Бодрость» проведем с помощью таблицы 2.3.1.
Таблица 2.3.1.
Динамика объема реализации услуг МУПБО «Бодрость» за 1996-1998 годы».
Годы | V р.у., руб. |
Абс. прирост р.у.
Темп роста V, %
Темп прироста v, %
Знач.1 % прироста
Из таблицы 2.3.1. можно видеть, что первые два года на МУПБО «Бодрость» происходило стабильное развитие. Об этом свидетельствует значительный рост объема реализации услуг в 1997 году по сравнению с 1996 годом (он составил 194353,2 руб.), который связан с внедрением новых видов услуг. В 1997 году на МУПБО «Бодрость» при парикмахерской был открыт салон красоты «Каприз».
За все три года наблюдается повышение абсолютного значения одного процента прироста объема. Если в 1997 году значение 1% прироста составило 9766,5 руб., то в 1998 году – 11702 руб., то есть возросло на 1935,5 руб.
Величина абсолютного прироста объема реализации услуг в 1998 году по сравнению с 1997 годом составила 162658,2 руб., то есть объем реализации уменьшился на 13,9%. Хотя эта величина по сравнению с 1996 годом увеличилась на 3,2% и составила 31695 руб. Уменьшение объема реализации услуг в 1998 году связано с ростом цен на основные виды деятельности, а также с экономическим кризисом и снижением общего уровня жизни.
Важной особенностью предприятий бытового обслуживания населения является сезонный характер поступления заказов. Сущность этой особенности заключается в том, что в различные периоды года наблюдается неравномерное поступление заказов, что приводит к нерациональному использованию оборудования. в периоды сезонных спадов часть оборудования простаивает, а в периоды максимальной загрузки порой не проводятся профилактические осмотры, что приводит к преждевременному износу оборудования.
Проанализируем данные сезонных колебаний спроса на МУПБО «Бодрость» на основе данных таблицы 2.3.2.
Для этого используем показатели:
1. Коэффициент сезонности:
_
К сез. = О i / О, где (2.3.1.)
Оi – объем услуг за месяц;
О - среднемесячный объем услуг.
2. Размах вариации:
Rv = К сез. max – К сез. м in ; (2.3.2.)
3. Среднее линейное (абсолютное) отклонение:
q = Абсолютная сумма отклонений / 12; (2.3.3.)
4. Среднее квадратическое отклонение:
________________
t = (К сез. – К сез) 2 , где (2.3.4)
12
К сез – среднемесячный коэффициент сезонности, равный единице.
5. Коэффициент вариации:
К v = t * 100 (2.3.5)
К сез
Определим эти показатели по каждому из рассматриваемых периодов:
1996 год:
Rv = 1,78 – 0,54 =1,24;
q = 3,41 / 12 = 0,28;
_________
t = Ö1,3943 / 12 = 0,34;
Кv = 0,17 * 100 = 34%.
1997 год:
Rv = 1,43 – 0,47 = 0,93;
q = 3,46 / 12 = 0,29;
_________
t = Ö1,2174 / 12 = 0,32;
Кv = 0,32 * 100 = 32%.
1998 год:
Rv = 1,7 – 0,45 =1,25;
q = 4,42 / 12 = 0,37;
__________
t = Ö2,021 / 12 = 0,41; Кv = 0,26 * 100 = 41%.
Таблица 2.3.2.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 196.