Потребительский рынок и торговля органически связаны с производством, трудовой деятельностью человека и, естественно, с денежной, финансовой и кредитно-банковской системами, поскольку опосредуют удовлетворение платежеспособного спроса людей на товары жизнеобеспечения. Тем сфера товарного обращения функционирует как составная часть единого целого - воспроизводственного процесса. Нарушение его целостности ведет к дезорганизации управления социально-экономическим развитием страны.
К сожалению, именно дезорганизация народного хозяйства стала основным последствием так называемых рыночных реформ. Подобный результат закономерен и свидетельствует о том, что разрушение общественно-экономического строя в стране осуществлялось не в силу объективных предпосылок, а под влиянием внеэкономических, т.е. субъективных и волюнтаристских интересов. Разрушительный путь, политически навязанный стране, не был неизбежным, 'китайский опыт преобразований наглядно показывает, каким образом можно и нужно корректировать социально-экономическую систему, чтобы наращивать движение по пути созидания и конкурентоспособности [30, с. 324].
В середине 1980-х гг. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Общество понимало необходимость прогрессивных перемен и полагало само собой разумеющимся, что курс на ускорение понимается в созидательном смысле, повышение темпов и изменение качества экономического роста на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, внедрения эффективных форм управления, организации и стимулирования труда в интересах качественного совершенствования жизни народа и динамичного развития страны. На начальном этапе реформаторы получили кредит социального доверия.
Товарная обеспеченность структуры потребления, платежеспособного спроса населения и товарооборота как в городской, так и сельской местности позволяла улучшать питание, повышать удовлетворение спроса населения на промышленные товары культурно-бытового и хозяйственного назначения. Положение потребительской сферы, вопреки многим оценкам и декларациям реформаторов, отнюдь не угрожало катастрофой.
К 1990 г. общественное питание было широко организовано на производственных предприятиях, в совхозах, школах, высших и средних учебных заведениях. Предприятия предоставляли бесплатно помещения под столовые, обеспечивали их водой, топливом и оборудованием, на удешевление питания использовали часть средств фонда социально-культурных мероприятий.
В годы десятой – двенадцатой пятилеток получили широкое распространение специализированные предприятия, комбинаты по выпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий, комплексное снабжение ими массовых столовых, буфетов, закусочных и магазинов кулинарии. К концу 1990 г. в стране функционировали 282 фабрики-кухни, где было организовано приготовление пищи на промышленной основе путем централизованного производства пищевых полуфабрикатов, продуктов высокой степени готовности. Однако эти преимущества, которые, казалось бы, должны были быть широко использованы пищевой промышленностью, не получили тогда, а ныне тем более, широкого распространения.
Расширялась сеть магазинов, столовых, складов, улучшилась их техническая оснащенность. Число розничных торговых предприятий (магазинов) государственной и кооперативной торговли за 1975-1990 гг. увеличилось на 10,2%, однако при этом их площадь возросла в 1,5 раза. Магазины стали крупнее, заметно увеличилось число специализированных магазинов по торговле одеждой, мебелью, книгами. Появились магазины нового типа - универсамы и универмаги, торгующие широким ассортиментом товаров и работающие по принципу самообслуживания.
Число предприятий общественного питания к началу 1991 г. превышало их наличие на начало 1976 г. в 1,3 раза, а по посадочным местам в 1,6 раза.
К сожалению, не отвечала требованиям масштабов необходимого хранения запасов товаров для обеспечения возросшего товарооборота (товарооборот увеличился за рассматриваемый период в 2,2 раза) торгово-складская сеть, что отражалось на диспропорциональном размещении запасов между оптовым и розничным звеньями.
В результате расстройства денежно-финансовых отношений в экономике расширился теневой сектор, доходы в котором, по оценке ЦСУ СССР, достигали в 1990 г. 100 млрд. руб., или 15% произведенного национального дохода. При общей несбалансированности денежных доходов населения с их товарным обеспечением сокращалось поступление в торговлю товаров первой необходимости. Тем самым создавались искусственный дефицит, ажиотажный спрос, сеялась паника, росло недовольство населения [31, с. 164].
При объемах производства (таблица 4), в разы превышающие нынешние масштабы, и высоком уровне покупок товаров в натуральном выражении были перебои в торговле многими продовольственными и непродовольственными товарами массового и повседневного спроса.
Таблица 6 – Производство основных продуктов питания и непродовольственных товаров
1990г. | 1995г. | 2000г. | 2004г. | 2004г. к 1990г., % | |
Мясо, включая субпродукты 1 категории, тыс. тон | 6484 | 2370 | 1193 | 1698 | 26,2 |
Колбасные изделия, тыс. тон | 2283 | 1293 | 1052 | 1832 | 80,2 |
Масло животное, тыс. тон | 833 | 421 | 267 | 271 | 32,5 |
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), млн. тон | 20,8 | 5,6 | 6,2 | 8,7 | 41,8 |
Консервы всех видов, млн. условных банок | 8206 | 2428 | 3223 | 8277 | 100,9 |
Мука, млн. тон | 20,7 | 14,0 | 12,1 | 10,8 | 52,2 |
Крупа, тыс. тон | 2854 | 1418 | 932 | 893 | 31,3 |
Кондитерские изделия, тыс. тон | 2886,9 | 1372 | 1628 | 2240 | 78,1 |
Макаронные изделия, тыс. тон | 1038 | 603 | 704 | 950 | 91,5 |
Ткани – всего, млн. м2 | 8449 | 1774 | 2329 | 2793 | 33,1 |
В том числе хлопчатобумажные, млн. м2 | 5624 | 1240 | 1822 | 2251 | 40,0 |
Трикотажные изделия, млн. шт. | 770 | 108 | 121 | 118 | 15,3 |
Обувь, млн. пар | 385 | 52 | 32,9 | 45,5 | 11,8 |
Холодильники и морозильные камеры, тыс. шт. | 3774 | 1789 | 1327 | 2554 | 67,7 |
Устройства радиоприемные, тыс. шт. | 5748 | 988 | 390 | 199 | 3,5 |
Телевизоры, тыс. шт. | 4717 | 1005 | 116 | 4505 | 95,5 |
Стиральные машины, тыс. шт. | 5419 | 1294 | 954 | 1447 | 26,7 |
Фотоаппараты, тыс. шт. | 1856 | 296 | 137 | 57,1 | 3,1 |
Часы, млн. шт. | 60 | 18 | 7,4 | 3,8 | 6,3 |
Велосипеды, (без детских), тыс. шт. | 3671 | 563 | 639 | 344 | 9,4 |
Мотоциклы и мотороллеры, тыс. шт. | 765 | 70 | 29,1 | 16,9 | 2,2 |
Синтетические моющие средств, тыс. тон | 876 | 334 | 436 | 470 | 53,6 |
Мыло хозяйственное, тыс. тон | 327 | 107 | 73 | 22,3 |
В частности, к основным мероприятиям по оздоровлению экономики в 1990-1992 гг. относились: укрепление денежного обращения и насыщение потребительского рынка, улучшение продовольственного снабжения населения, оздоровление финансов, проведение реформы ценообразования, нормализация инвестиционного процесса, стабилизация валютного положения страны, повышение материальной сбалансированности экономики и усиление ответственности за выполнение договорных и плановых обязательств.
Но стихия самотека вызвала обвал, который невозможно было оставить принятием указанной программы. Под лозунгами о перестройке, демократизации и децентрализации, экономической самостоятельности предприятий, самоокупаемости и самообеспечении республик и регионов открыто подрывались сложившиеся хозяйственные связи между промышленными предприятиями и торговлей, рушились экономические отношения между республиками и регионами, что в конечном итоге завершилось демонтажем вертикального управления народнохозяйственным комплексом и СССР в целом.
Ускорение и «перестройка» вылились в «шоковую терапию», форсированную денационализацию и либерализацию инфляции. Без слома системы государственного регулирования экономики такой поворот был бы объективно невозможным. Как следствие, страна получила не то, что было насущно необходимо для обновления еще в середине 1980-х гг. Общество отброшено назад. Разрушен высокотехнологический комплекс в экономике, промышленное и сельскохозяйственное производство в 2005 г. составляло менее % уровня 1990 г., а реальные денежные доходы – 60%.
На первый взгляд, самым губительным в ходе «перестройки», приведшим к дезорганизации экономики, было нарушение пропорций между темпами роста производительности труда и заработной платы, денежной и товарной массой, что выразилось в возрастании дефицита товаров для населения и дискредитации проводимых преобразований.
В торговле экономические преобразования, по сути, свелись лишь к приватизации, коммерциализации и демонополизации, которые были завершены уже к 1993 г. Смена форм собственности была самоцелью, а не средством улучшения торгово-экономической деятельности предприятий торговли и формирования развитой и эффективной рыночной инфраструктуры.
Ныне более 96% оборота розничной и оптовой торговли, около 90% оборота массового питания совершается в частном секторе. Крайне несовершенна организационно-правовая форма в торговле. Разрушен важнейший ее институт - оптовое звено. Баснословное количество возникших торгово-посреднических структур (более 500 тысяч) существенно замедляет товародвижение и искусственно повышает цены (розничные цены по многим товарам в 2-3 и более раз выше оптовых цен промышленности). Частные корпоративные интересы в торговле превалируют над общегосударственными. В теневом секторе совершается (по разным оценкам) более 40% оборота торговли [32, с. 94].
В розничной торговле резко снижены качество и культура обслуживания населения, ослаблен контроль за ассортиментом и качеством товаров, режимом работы предприятий, особенно по товарам повседневного и массового спроса. Близка к свертыванию деятельность потребительской кооперации на селе. Нормативно-правовая и методическая основа в торговле, по сути, не создана. Нет закона о государственном регулировании развития внутренней торговли, несовершенен действующий закон о потребительской кооперации. Отсутствуют на государственном уровне концепции и программы о развитии торговли, контрактной системе, качестве потребительских товаров. Не выработана государственная система мер поддержки отечественных товаропроизводителей, мелкого и среднего звена. Принимаемые же меры по либерализации политики стандартизации и сертификации продукции (с целью ускорения вступления в ВТО), связанные с сосредоточением функций государства лишь на вопросах безопасности продукции и на разработке так называемых технических регламентов, являются, с одной стороны, преждевременными (условия для подобных мер не созрели), с другой - за четыре года после введения соответствующего закона по данному вопросу принят только один технический регламент [33, с. 198].
Таким образом, потребительский рынок как важнейшая сфера экономики располагает потенциальными внутренними резервами и может, по нашему мнению, способствовать (даже находясь в сложившихся условиях) улучшению экономической ситуации, росту реального сектора экономики, но для начала в правительстве следовало бы иметь хотя бы какое-то структурное подразделение, имеющее отношение к проблеме внутренней торговли.
В целом же повышение роли торговли в общественном производстве должно происходить наряду с совершенствованием проводимого в стране экономического и социального курса, опирающегося на научно обоснованную долговременную стратегию экономического и социального развития страны.
Вопреки распространенному и активно внушаемому реформаторами населению мнению о том, что рынок и государственное регулирование несовместимы, на самом деле это не так, и можно смело констатировать, что современное российское государство защищает интересы потребителей значительно слабее, чем государства стран с развитой рыночной экономикой.
Представляется целесообразным познакомиться с опытом США в этой сфере.
Механизм государственного регулирования качества и безопасности потребительских товаров в США
В условиях господства свободной конкуренции решающую роль в процессе формирования качества потребительских товаров играла конъюнктура рынка сбыта, которая и по сей день сохраняет первостепенное значение. Однако в эпоху современного развитого капитализма все больший вес начинают приобретать факторы, выступающие в качестве обязательных «внешних» требований — вынужденных ограничений, накладываемых правительственными органами на частнокапиталистические фирмы. Наличие подобных требований объясняется следующими объективными причинами:
– проблемы обеспечения безопасности, улучшения качества жизни населения, защиты потребителя не могут быть решены в рамках частного бизнеса из-за неискоренимых противоречий между трудом и капиталом, производителями и потребителями;
– эти проблемы вышли за рамки одной отрасли или одной сферы бизнеса и требуют создания механизма межотраслевой координации в общенациональном масштабе;
– комплекс задач, подлежащих решению в рамках указанных проблем, вы ходит за границы чисто производственной сферы, охватывая науку и инфраструктуру, что также требует соответствующего механизма увязки;
– ярко выраженный социальный характер проблемы обеспечения качества потребительских товаров требует создания механизма интеграции, предусматривающего, помимо производственных мероприятий, проведение системы мер образовательного, воспитательного и принудительного характера.
Средства воздействия государства на процесс формирования уровня качества потребительских товаров многообразны, но они определяются в основном той ролью, которую государство играет как сила, способная оказать давление на корпорации или привлечь бизнес к выполнению правительственных заказов, и осуществляются через механизм экономико-правового регулирования [34, с. 218].
Основные этапы становления и развития механизма государственного регулирования качества потребительских товаров
Первые шаги государства по правовому регулированию качества потребительских товаров были сделаны в начале прошлого века. В 1906 г. конгресс США принял законы о контроле мясных продуктов и о чистоте продуктов питания и медикаментов, запрещавшие продажу опасных в употреблении, фальсифицированных, низкосортных товаров этих категорий. Бюро по химии, учрежденное в соответствии с последним законом, в 1931 г. было преобразовано в Администрацию по пищевым товарам и лекарственным средствам, которая и поныне является могущественным регулирующим органом. Сам закон в 1938 г. был значительно ужесточен, а в последующем была принята серия поправок и дополнений к нему, расширяющих полномочия этого органа.
Пик государственного регулирования в социальной сфере пришелся на 60—70-е годы. Он сопровождался настоящим бумом в области консьюмеризма — движения потребителей в защиту своих прав. В этот период конгресс США принял ряд дополнительных законов, связанных с качеством и безопасностью потребительских товаров и направленных на защиту интересов потребителя. В соответствии с некоторыми из этих законов были учреждены новые государственные органы, нацеленные на обеспечение качества и безопасности товаров, поступающих в торговую сеть. По некоторым данным, к середине 70-х годов в США действовало свыше 100 государственных агентств, осуществлявших регулирование деятельности частных фирм, оказывающей влияние на социальную сферу [35, с. 221].
Несмотря на то что в 80-е годы начался процесс регулирования в этой сфере, согласно оценке Административно-бюджетного управления в администрации президента, сделанной в 1999 г., ежегодные затраты, связанные с федеральным регулированием в области охраны здоровья и защиты населения от опасных в эксплуатации и употреблении товаров, варьировались от 170 до 230 млн долларов., причем к концу 90-х годов они практически остались неизменными по сравнению с 1988 г.
Есть основания утверждать, что за истекшее столетие в США сложился и продолжает устойчиво функционировать механизм государственного регулирования качества потребительских товаров, который стал неотъемлемой частью общественно-политической системы [36, с. 116].
Образование потребителей в вопросах качества и безопасности продукции
Государственные регулирующие органы проводят большую работу по образованию потребителей в вопросах качества и безопасности продукции. КПСК выпускала бюллетени и средства наглядной информации об опасных в употреблении товарах, распространяла списки запрещенных и подлежащих возврату продуктов, организовывала серию радио и телепередач, информируя потребителя о возможной опасности. Комиссия выпустила серию инструктивных материалов по включению в программы общеобразовательных школ и детских садов вопросов, связанных с безопасностью продукции. Она также устраивала многочисленные семинары для представителей общественности, торговой сети и промышленных фирм.
Важным направлением деятельности государства является контроль качества обслуживания потребителя, в частности, обеспечение достоверности рекламы, пресечение практики обмана потребителя фирмами-производителями, торговыми организациями и запрещение «нечестной торговли». К методам «нечестной торговли», среди прочих, относятся:
– ложные сообщения со стороны продавцов, что товары обладают свойствами, имеют показатели, ингредиенты, которых на самом деле нет, или что товары получили одобрение со стороны тех или иных организаций, если они такого одобрения не получали;
– выдача переделанных, измененных, модифицированных, бывших в употреблении, повторно рекламируемых товаров за новые;
– утверждения, что товары (или оказываемые услуги) соответствуют определенным стандартам, обладают качеством, имеют данную марку, сорт, если на самом деле это товары другого сорта, марки, качества соответствуют другим стандартам;
– ложные или дезориентирующие сведения о причинах снижения цен на товары;
– рекламирование свойств товаров без достаточно обоснованного подтверждения об их наличии;
– использование рекламных приемов, рассчитанных на особо «восприимчивые» группы потребителей (например, демонстрация каких-то свойств продукции на детях);
– сокрытие информации, облегчающей потребителю возможность ориентироваться при выборе товаров [37, с. 43].
Регламентация качества с помощью нормативных документов
Одно из средств воздействия государственного регулирования на качество выпускаемой продукции — регламентация не только показателей качества, но и всех процедур его обеспечения на фирмах-изготовителях с помощью нормативных документов. Так, КПСК выпустила документ под названием «Справочник и стандарт на производство безопасных потребительских товаров». Этот документ представляет собой руководство, которое рекомендовано для всех промышленных фирм с целью совершенствования производственной системы и предотвращения ситуаций, ведущих к нарушению закона о безопасности продукции. Хотя он не обязателен к применению, его несоблюдение служит дополнительным обвинением, представляемым комиссией при рассмотрении дел в судах.
ФДА в начале 70-х годов разработала и выпустила нормативный документ «Методы хорошего производства — МХП» (Good Manufacturing Practice — GMP), регламентирующий как организационные процедуры, так и технологические методы, которые надлежит использовать для обеспечения качества и безопасности тех групп товаров, на которые распространяется сфера ее воздействия. Согласно требованию ФДА, этот документ подлежит внедрению на всех фирмах, выпускающих продукты питания, косметические и парфюмерные товары, лекарственные средства, биомедицинские приборы и аппаратуру.
Проводя регулярные инспекции, ФДА проверяет не только соблюдение требований стандартов на продукты этой категории, но и наличие управленческих и организационных процедур, регламентируемых нормативным документом. За несоблюдение требований, установленных этим документом, ФДА имеет право через судебные органы применять юридические санкции, включая конфискацию продукции, наложение запрета на производство, объявление несоответствия продукции торговой марке, привлечение руководства фирмы к уголовной ответственности.
Следует отметить, что сама процедура проверки на соответствие требованиям МХП весьма длительна и может занимать до нескольких недель. Из-за бюджетных ограничений отдел по оценке соответствия ФДА в 1997 г. опробовал новую программу по применению процедуры «Анализ рисков и критические контрольные точки» (Hazard Analysis and Critical Control Points — НАССР — ХАССП) применительно к производству морских пищевых продуктов. По подсчетам, эта программа должна была дать эффект в размере от 1,4 до 2,6 млрд долл. за счет предотвращения 58 тыс. заболеваний, регистрировавшихся ежегодно .из-за употребления этих продуктов. В 2001 г. ФДА запустила эту программу на фирмах, производящих медицинские приборы.
Суть ее сводится к следующему. Компания, которая ранее прошла проверку на соответствие МХП, должна разработать специальный план мероприятий, предусматривающий следующие элементы:
– проведение анализа опасности;
– определение критических точек контроля;
– установление критически допустимых пределов параметров;
– учреждение процедуры мониторинга;
– учреждение системы проведения корректирующих воздействий;
– разработка и внедрение процедур верификации плана и функционирования системы в соответствии с ним;
– внедрение процедур хранения данных, обеспечения наличия необходимой документации и ее поддержания в надлежащем порядке [38, с. 76].
Таким образом, осуществляя комплекс описанных мероприятий, государственные регулирующие органы оказывают большое воздействие на организацию работ и методы обеспечения качества и безопасности продукции на фирмах, выпускающих потребительские товары.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 217.