Предложения по совершенствованию по развитию конкурентной среды потребительского рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рыночные отношения внесли разнообразие в отношения продавец–покупатель: у покупателя появилась возможность выбора, а у продавца в связи с этим появились дополнительные проблемы. Во второй половине 90-х годов в России происходили не только структурные изменения в общественных отношениях, но менялось их качественное содержание, формировалась новое отношение людей к окружающему миру. С этой точки зрения будут интересны результаты социологических опросов того времени, зафиксировавших процесс становления новых общественных отношений [39, с. 339 – 345].

По статистическим данным в городе в 1998 году было 536 торговых точек с объемом торговых площадей – 49758 кв.м., из них продовольственных магазинов – 180, количество торговых площадей – 26237 кв.м; промтоварных магазинов – 120, количество торговых площадей – 20478 кв.м.

Ресторанов, кафе, баров, закусочных – 36

Столовых – 124

из них при предприятиях и школах – 116

Цехов по производству продтоваров,

колбас, хлеба, кулинарий т.п. – 49

Предприятий бытового обслуживания, – 81

из них парикмахерских – 28

Данные предприятия осуществляли обслуживание населения и получали определенный доход. Основные показатели их работы за 1997 и 1998 годы представлены в таблице 5.


Таблица 5 – Основные показатели работы торговых предприятий

Показатели Единицы измерения 1997 г. 1998 г. 1998 г. с учетом уровня инфляции
Общий объем товарооборота Млн. руб. 690,7 640,9 309,6
Из него продовольственные товары Млн. руб. 637,7 533 257,5
Объем товарооборота общественного питания Млн. руб. 102 129,5 62,6
Реализовано в рознице Млн. руб. 588,7 511,5 247,1
Товарооборота организованного рынка на 1 жителя Тыс. руб. 2,67 2,45 1,2
1 человек покупает товаров в 1 день руб. 7,31 6,71 3,2

 

Уровень инфляции (индекс потребительских цен в 1998 году по сравнению с 1997 годом) по г. Нижнекамску составил 206,7% [39, с. 339 – 340].

Сейчас потребительский рынок муниципального района в 2006 году характеризуется как стабильный, отличается высокой насыщенностью и разнообразием ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.

С целью эффективного выполнения основной задачи в 2006 году, путем пошагового обхода территории города, отделом Инспектирования и координации потребительского рынка сформирован муниципальный реестр объектов потребительского рынка муниципального района, который постоянно пополняется.

Количество стационарных торговых предприятий (без отделов в магазинах) – составляет 647 единиц, из них – 290 продовольственные, остальные – непродовольственные и смешанные. Количество работающих в торговле составляет - 6947 человек. Средняя заработная плата работающих в торговле составляет 7700 руб. Оборот розничной торговли составил 10 548 589 тыс. руб. (131,2 % по сравнению с 2005 г.) Оборот продовольственных товаров составил 5 175 560 000,0 тыс. руб., 5 372 729,0 тыс. руб. оборот непродовольственных товаров. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей составляет 305,7 кв.м. Открылись новые современные торговые предприятия, такие как «Эссен», «Алмаз», «Оптима», «Компьютерный мир», «Престиж», «Нептун», «Евро-Азия», «Керама Мараци», «Электромир», «Сити Центр» и другие. Общая торговая площадь предприятий торговли города составляет более 127000 квадратных метров. 

В целях усиления контроля над качеством и безопасностью товаров и услуг, отделом проводилась организационная и координационная работа по вопросам защиты потребительского рынка от поступления некачественных товаров. Организовано и проведено 2 месячника качества: месячник качества и безопасности плодоовощной продукции, фруктов и бахчевых; месячник качества и безопасности пиротехнической продукции. В течение года инициировались совместные с контрольно-надзорными службами проверки потребительских рынков муниципального района по фактам реализации некачественной и фальсифицированной продукции.

С целью продвижения продукции местных товаропроизводителей отделом проводилась работа по привлечению предприятий и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности области к участию в региональных, республиканских и общероссийских ярмарках, выставках и семинарах.

Оборот розничной торговли в большей части стал формироваться за счет продажи товаров крупными предприятиями торговли. Активно развивается сеть предприятий торговли и общественного питания, внедряются современные формы и методы обслуживания. В 2006 году отмечено увеличение торговой сети. Появились и развиваются современные форматы предприятий торговли (супер и гипермаркеты, магазины - дискаунтеры, торговые центры и комплексы, торговые дома). Развивается сеть социальных магазинов. Продолжает развиваться сеть фирменной торговли.

Подобный стремительный рост товарооборота отражает увеличение потребления населения и роста личных доходов граждан.


Диаграмма 2 – Реальные располагаемые денежные доходы населения (в % к янв. 2004 г.).


По прогнозам увеличение роста доходов населения к 2008 году составит 40%, поэтому можно ожидать аналогичного роста и объемов товарооборота. Во многом это будет зависеть от уровня инфляции. По опросам общественного мнения, почти половина россиян, в том числе и жителей нашего района, считают снижение цен основной задачей власти.

В структуре оборота розничной торговли в 2005 и 2006 годах реализация непродовольственных товаров демонстрировала большую динамичность в сравнении с продуктами питания и их соотношение по состоянию на 31 декабря 2006 г. составляло 46,4% (продтовары) и 53,6% (непродовольственные товары).

Как видно из приведенной таблицы в структуре потребления жителей нашего района значительный вес занимают продукты питания – 46%, хотя и наблюдается очевидная подвижка по сравнению с 2000 годом (48%). Согласно имеющимся данным, треть жителей ежемесячно тратят на еду половину всех имеющихся средств, 28% - две трети, 27% - почти все средства и только 11% - менее половины. Тем не менее, тенденция изменения в сторону увеличения доли непродовольственных товаров налицо, тем более что потребление продуктов питания имеет свои естественные пределы, чего нет в другом сегменте, способном развиваться в соответствии с ростом доходов населения [40, с. 66].

За последние пять лет у нас введено в оборот более 6500 кв. м. торговых площадей современных форматов и этот процесс продолжается, поскольку норма прибыли в этом секторе недвижимости приближается к жилью и оценивается в 17-20% в год.

Наиболее яркими примерами бурного развития розничной торговли в нашем районе, являются компания «Фактория», предприятия ЗАО «Рамус», компании «Эльдорадо», «Элекам», «Домо», «Александр – НК», «Техносила», «Пятерочка», «Эссен», ЗАО «Форвард», торговая сеть «Народный» и другие.

В Нижнекамском районе стали активно развиваться такие виды деятельности, как услуги в области аудита, рекламы, оценки стоимости имущества, посреднические услуги в сделках с недвижимостью, информационно-компьютерное обслуживание и др. [41, с. 56].

Бытовое обслуживание населения является одним из важных звеньев в системе отраслей платных услуг. Эта отрасль обеспечивает сокращение времени населения на удовлетворение бытовых нужд в домашних условиях, способствуя увеличению свободного времени граждан на цели самообразования, отдыха, удовлетворения культурных потребностей и т.п.

Динамика объема бытовых услуг в Нижнекамском районе за период 2000-2006 гг. практически была такой же позитивной, как в целом по платным услугам, за исключением 2001 г., когда наблюдалось незначительное падение объема бытовых услуг по сравнению с 2000 г. на 0,9% в сопоставимых ценах. В 2000 г. прирост объема бытовых услуг составил 3,0% к уровню предыдущего года, в 2005 г. – 4,2%, в 2006 – 1,7%. Опережающими темпами в 2006 г. росли услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (на 5,3% выше уровня 2005г.), по ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств, машин и оборудования (на 4,2%) и услуги фотоателье, фото - лабораторий (на 3,5%).

По сравнению с началом 2000 г. число ателье, цехов, мастерских, салонов увеличилось на 30 %. Наиболее значительно увеличилось число мастерских по оказанию услуг по техобслуживанию и ремонту транспортных средств (на 51,7%), по изготовлению и ремонту мебели (на 22,5%), ремонту и строительству жилья и других построек (на 19,4%).

В Нижнекамском муниципальном районе на рынке бытовых услуг в 2006 году сохранялась устойчивая ситуация. В отчетном году 234 предприятия оказывали бытовые услуги населению. Общее количество точек бытового обслуживания составляло 326 единиц, численность работающих – 2038 человек. Объем реализации бытовых услуг населению города составил 178,7 млн. рублей, темпы роста - 115 % по сравнению с 2005 годом, общая площадь предприятий превышает 408 000 кв. м.

Свыше 180 наименований продукции выпускает ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат». За 12 месяцев 2006 предприятием произведено 13 199 тон продукции на 207 млн. рублей. Внедрены в производство новые виды хлеба, тортов, внедрена новая технология производства бисквитных полуфабрикатов с какао, отработана технология производства зефира.

ООО «Нижнекамское мясоперерабатывающее предприятие» в 2006 году произведено 2048 тон мясной продукции на сумму 217 988 тыс. рублей. В настоящее время предприятие выпускает 92 наименования колбасных изделий, 8 наименований сырокопченых продуктов, 11 наименований мясных замороженных полуфабрикатов, 17 – копченостей, 4 – мясных полуфабрикатов, 22 наименования мясной продукции, 17 наименований субпродуктов. В ассортименте колбасных изделий имеются диабетические колбасы, колбасы и полуфабрикаты, приготовленные в соответствии с нормами шариата, сосиски, сардельки, полуфабрикаты для детей и школьников. До 98% выпускаемой предприятием продукции реализуется в г. Нижнекамске. Среднемесячный объем реализации колбасных изделий составляет 116 тон, мясопродуктов – 54 тон.

Производство ликероводочной продукции филиалом ОАО «Татспиртпром» «Нижнекамский ликероводочный завод» за 12 месяцев отчетного года составило 480,6 тыс. дал. Реализовано 412,7 тыс. дал. продукции. На заводе создана система менеджмента качества на основе требований международных стандартов серии ИСО 9000.

Кроме своей основной работы, специалисты отдела организовывают и практически ежемесячно проводят, совместно с другими отделами и управлениями исполнительного комитета, многочисленные мероприятия городского и республиканского масштабов. Выполняют поручения и задания руководства Совета, исполнительного комитета и Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан.

Специалисты отдела готовили проекты постановлений и распоряжений руководителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан по весенне-летней торговле, по организации летних кафе, по новогодним праздникам, по реализации алкогольной продукции, по реализации бахчевых и многие другие документы.

Специалисты отдела принимали самое непосредственное и прямое участие в ликвидации на территории муниципального района субъектов игорного бизнеса. Координация действий всех контрольно-надзорных служб города по исполнению Закона Республики Татарстан от 05.04.2006 года № 25 - ЗРТ «О размещении игорных заведений на территории Республики Татарстан» была возложена на отдел торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ.

С участием представителей Межведомственной комиссии проведено 4 совещания с организаторами игорного бизнеса, из них 2 в поселок городского типа Камские Поляны. На совещании разъяснены нормы законодательства, ответственность за их неисполнение.

Непосредственная работа велась с арендодателями, предоставляющими площади для размещения игорных заведений. После проведенного 28 августа 2006 года совещания подавляющее большинство из них, уведомили владельцев игорных заведений о расторжении с ними договоров аренды.

В период с 15 июля 2006 года по 15 октября 2006 года силами двух рабочих групп, созданных в рамках межведомственной комиссии, под координацией специалистов отдела торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ, согласно утвержденному графику, проведено 42 рейдовых мероприятия по контролю над деятельностью игорных заведений.

По результатам, которых составлен 51 протокол о совершении административных правонарушений.

– Выдано 26 предписаний об устранении выявленных нарушений.

– Наложено штрафных санкции на сумму более 100 тыс. рублей.

– Приостановлена деятельность 45 игорных заведений.

В марте месяце информация о предоставлении торговых площадей в ООО «Нижнекамский коммерческий центр» гражданам Вьетнама взбудоражила предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в ООО «НКЦ» и ООО «Рыночный комплекс». В отдел торговли и потребительских услуг исполкома посыпались письма и звонки от предпринимателей с просьбой оградить их от конкурентов из Вьетнама. Предприниматели организовали несколько стихийных несанкционированных митингов протеста у здания Совета Нижнекамского муниципального района РТ. На территории Нижнекамского коммерческого центра возрос поток нелегальных мигрантов из числа граждан Республики Вьетнам. Совместно с контрольно-надзорными органами города и сотрудниками ОУФМС РФ по РТ в г. Нижнекамске, специалисты отдела провели рейды в Нижнекамском коммерческом центре. К административной ответственности за нарушение миграционных правил было привлечено 17 граждан Республики Вьетнам. Принимающая вьетнамцев организация «Намус», допустившая грубые нарушения в области миграционного законодательства, дважды в судебном порядке привлечена к ответственности. С 1 ноября 2006 года организация «Намус» прекратила свою деятельность на рынке «Нижнекамский коммерческий центр».

Предприниматели города выражали серьезную озабоченность тем, что допуск вьетнамцев приведет к серьезному росту социальной напряженности среди предпринимателей. Несмотря на то, что конкуренция неизбежно приведет к снижению цен, от чего население города только выиграет, специалисты отдела провели необходимые превентивные и оперативные мероприятия и недопустили появления вьетнамцев на оптово-розничном рынке Нижнекамского коммерческого центра, чем сняли социальную напряженность в предпринимательской среде.

С целью ликвидации мест стихийной и несанкционированной торговли проведено более 100 рейдов. Совместно с контролирующими и надзорными службами города проводились мероприятия по пресечению незаконной торговли речной рыбой и рыбопродуктами, пиротехническими изделиями, спиртосодержащей продукцией, елками, бахчевыми и другие мероприятия.

В целях продвижения продукции местных производителей на потребительский рынок проведен «круглый стол» с руководителями предприятий агропромышленного комплекса, крупных предприятий оптовой и розничной торговли. По инициативе специалистов отдела на рынках выделены дополнительные торговые места по реализации продукции местных товаропроизводителей. Организован и проведен конкурс «Лучшее предприятие торговли по продвижению товаров Республики Татарстан».

Специалистами отдела также осуществляется постоянный контроль за бесперебойным обеспечением хлебобулочными изделиями розничной торговой сети города. В порядке контроля за качеством хлеба специалистами отдела, совместно с ТО ТУ Роспотребнадзора, регулярно проводятся проверки хлебопекарных предприятий города.

В Нижнекамском муниципальном районе функционируют 5 рынков и 1 рыночный комплекс. Торговая площадь рынков составляет более 74 000 квадратных метров.

Во исполнение Поручения Президента Российской Федерации Путина В.В. и резолюции Президента Республики Татарстан Шаймиева М.Ш., специалисты отдела приняли участие в совещании, в котором принимали участие все контрольно-надзорные органы и службы города. На совещании были рассмотрены вопросы о состоянии торговли на оптовых и розничных рынках города в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и населения. Было принято решение о подготовке плана оперативно-профилактических мероприятий по декриминализации рыночной торговли, о создании рабочей комиссии и подготовке проекта распоряжения руководителя исполнительного комитета.

На основании проекта распоряжения, подготовленного в кратчайшие сроки отделом торговли и потребительских услуг исполкома, издано распоряжение руководителя исполнительного комитета «О создании межведомственной комиссии по упорядочению торговли на предприятиях потребительского рынка на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан № 1207-р». В состав межведомственной комиссии вошли все контрольно-надзорные органы и службы города.

Всем контрольно-надзорным органам города было дано задание – осуществить соответствующие проверки предприятий потребительского рынка, функционирующих на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан, а отделу торговли координировать действия всех задействованных служб.

Выполняя поручение, отдел довел до руководителей рынков информацию о принятии дополнительных мер по упорядочению торговли на оптовых и розничных рынках в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и населения и о соблюдении миграционного законодательства Российской Федерации.

Совместно с контрольно-надзорными органами города и сотрудниками ОУФМС РФ по РТ в г. Нижнекамске, отделом было проведено свыше 20 рейдов по рынкам города на предмет проверки документов у иностранных граждан, занимающихся коммерческой деятельностью. В ходе проведенных мероприятий выявлено 56 нарушителей миграционного законодательства Российской Федерации.

Отделом постоянно проводятся мероприятия:

– по мониторингу цен на основные виды продуктов;

– по определению стоимости потребительской корзины; (за отчетный период стоимость потребительской корзины составила 4262,90 руб);

– по прожиточному минимуму трудоспособного населения; (за отчетный период прожиточный минимум трудоспособного населения составил 3027 руб);

– по сбору и обработке информации по основным показателям деятельности предприятий торговли Нижнекамского муниципального района;

– по сбору и обработке информации согласно Программе развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания Нижнекамского района на 2004-2010 годы.

Специалистами отдела проведены мероприятия:

– организовано 5 ярмарок - продаж: «Школьная», «Осенняя», «Овощная», «Новогодняя», «Цветочная» посвященная 40-летию города.

– проведено 30 заседаний рабочей группы по координации деятельности контролирующих органов на потребительском рынке товаров и услуг;

– проведены совместные проверки и обследования по вопросам: работы предприятий торговли (по обращениям граждан), соблюдения Правил торговли на рынках, организации продажи предметов религиозного назначения, организации торговли квасом, мороженым, прохладительными напитками, плодоовощной продукцией, бахчевыми, соблюдения требований Закона «О защите прав потребителей »;

– проведено 24 рабочих совещаний с руководителями торговой отрасли, представителями контролирующих служб и подразделений города по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

– прорабатывались коммерческие предложения предприятий – производителей, организовывалось участие торговых предприятий города в региональных, республиканских и общероссийских ярмарках - выставках;

– проведена работа по оказанию адресной помощи предприятиями сферы торговли и услуг ветеранам Великой Отечественной войны:

– на личном приеме начальника отдела принято 1154 человека;

– проведено 4 учебных методических семинаров с предприятиями торговой отрасли , 2 «круглых стола»: «Здоровое питание – здоровая нация» и «О взаимодействии отдела торговли и потребительских услуг исполнительного комитета с контролирующими, правоохранительными органами и оптовыми предприятиями по обеспечению контроля соблюдения законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за её качеством»;

– принято участие в организации и проведении семинаров по вопросам трудового законодательства, административной ответственности в сфере предпринимательства, развития потребительского рынка;

– проведена работа совместно с МУ "Инспекция по благоустройству" и Управлением строительства и архитектуры по определению первоочередных территорий, прилегающих к объектам сферы торговли и услуг и подлежащих реконструкции и благоустройству;

– в преддверии новогодних праздников проведена работа с руководителями предприятий отрасли по их участию в световом оформлении фасадов зданий предприятий и прилегающих территорий.

В 2006 году состоялись 4 заседания Межведомственной комиссии по координации действий правоохранительных и контролирующих органов, направленных на пресечение нарушений в сфере оборота спирта и алкогольной продукции, по графику проводились заседания её рабочей группы.

Таким образом, отдел инспектирования и координации потребительского рынка:

– содействует созданию благоприятных условий для развития и насыщения городского потребительского рынка товаров и услуг. Приоритетное направление работы – поддержка местных производителей и продвижение их товаров на потребительском рынке.

– осуществляет контроль обеспечения безопасности потребительского рынка товаров и услуг.

– оказывает возможное содействие в трудоустройстве безработных работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

– содействует повышению профессионального мастерства работников сферы торговли, общественного питания и бытовых услуг.

– осуществляет постоянный контроль состояния и содержания объектов торговой отрасли и организации работ по благоустройству прилегающей к ним территории.

– оказывает помощь населению муниципального района в области защиты прав потребителей и улучшении организации торговли в Нижнекамском муниципальном районе РТ.

За 2006 год в отдел по предупреждению нарушений на потребительском рынке Нижнекамского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан поступило 2598 обращений граждан по вопросам приобретения товаров несоответствующего качества и ненадлежащего качества оказываемых услуг населению. Из общего количества обращений 2473 устных и 125 – письменных.

Рассматривая поступившие обращения, была проведена их разбивка по группам и сферам товаров и услуг.

Продовольственные товары. За рассматриваемый период поступило 97 обращений с нареканиями на реализацию товаров с истекшим сроком годности, обсчет и обвес, антисанитарное состояние в предприятиях торговли, реализующих продукты питания.

В пользу потребителей было решено 90 жалоб. В ходе проведенных проверок по данным обращениям было выявлено и снято с реализации товаров с истекшим сроком годности на сумму более 40 тысяч рублей. Потребителям возвращено денежных средств на сумму 2540 рублей.

Непродовольственные товары. Всего по данной группе товаров поступило 2022 жалобы. Большая половина обращений связана с приобретением сложно–технических товаров ненадлежащего качества, в том числе: 498 – средства мобильной (сотовой) связи; 84 – телевизоры; 88 – компьютеры; 56 – холодильники и 69 – стиральные машины. На прочую сложно-бытовую технику поступило 274 обращения. В данную подгруппу вошли электробытовые товары (электрические чайники, утюги, радиаторы, кондиционеры, газовые плиты, пылесосы, музыкальные центры и т.д.) [42, с. 187].

Предприятиями - «лидерами» по количеству поступивших обращений на низкое

качество бытовой техники явяi6тся:

– ООО «Эльдорадо» – 174 жалобы, в т.ч. сотовые телефоны – 30;

– ООО «Элекам» – 97 обращений, в т.ч. сотовые телефоны – 25;

– ООО «ДОМО» – 55 обращений, в т.ч. сотовые телефоны – 1;

– ООО «Ника» – 35 жалоб, в т.ч. сотовые телефоны – 5.

Основными предприятиями, реализующими компьютерную технику, являются

ООО «МЭЛТ», 000 «Формоза» и магазин «Бридж». Поступившие обращения по

данным предприятиям распределились следующим образом:

– ООО «МЭЛТ» – 30;

– ООО «Формоза» – 12;

– м-н «Бридж» – 6;

– ООО «Эльдорадо» – 9;

– ООО «Элекам» – 7.

Реализация сотовых телефонов осуществляется как в специализированных салонах сотовой связи, так и в торговых комплексах, реализующих сложно-бытовую технику. Однако, в течении года неоднократно поступало 6 обращений граждан, купивших сотовые телефоны у частных лиц по объявлениям в газетах. В данном случае не всегда удавалось решить обращение в пользу потребителя, так как в большинстве случаев место нахождения продавца установить было невозможно.

Статистика обращений по вопросам приобретения некачественных сотовых телефонов с разбивкой по предприятиям, их реализующим, выглядит следующим образом:

– ООО «Евросеть» - 141 (в т.ч. решено в пользу потребителя 121 обращение);

– ООО «Связной» - 66 (решено в пользу потребителя - 56);

– ООО «Бета Линкх - 52 (решено в пользу потребителя — 46);

– ИП Донгузов С. —44 (решено в пользу потребителя — 34);

– м-н «диксис», ИП Умудов —27 (решено в пользу потребителя — 24);

– ООО «Эльдорадо» - 30 (решено в пользу потребителя 27);

– ООО «Элекам» - 25 (решено в пользу потребителя — 19).

После обращения потребителя в отдел по предупреждению нарушений на потребительском рынке специалисты оказывали содействие в составлении претензий, после чего, как правило, товар отправлялся на диагностику. В случае, когда в процессе диагностики выявлялся не существенный недостаток, сервисные центры производили его устранение. В случае выявления существенных недостатков клиенту предлагался гарантийный ремонт, а если потребитель отказывался – либо обмен товара, либо расторжение договора купли продажи.

Из общего количества обращений на средства сотовой (мобильной) связи в

пользу потребителя решено более 400 жалоб, в том числе:

– 101 – расторжение договоров купли-продажи и возврат денежных средств;

– 141 – обмен некачественного товара на аналогичный соответствующего качества;

– 168 – произведено устранение недостатков в результате гарантийного ремонта.

17 обращений являются необоснованными (товар надлежащего качества, но по каким-либо параметрам не подходит клиенту) — в данном случае покупателя даны консультации и разъяснены статьи закона «О защите прав потребителей» [43, с. 112].

Всего по сложно-бытовой технике потребителям возвращено денежных средств на сумму более 1,3 млн.руб.

По автомототоварам поступило 41 обращение автолюбителей. Большая половина обращении приходится на приобретение некачественных авто затiчастеи. В данном случае, в результате претензионной работы с продавцом, достигается соглашение о проведении проверки качества товара и в случае подтверждения недостатка покупателю предлагается обмен товара либо расторжение договора купли продажи и возврат денежных средств.

Бытовые услуги. Общее количество поступивших обращений на различные виды услуг составило 479. Из них «лидируют»:

– услуги по изготовлению и установке окон и дверей – 142 обращения;

– ремонт бытовой техники – 37 обращений (нарушение сроков ремонта);

– прочие услуги – 261.

Основные обращения по некачественной установке окон и дверей адресованы таким организациям и индивидуальным предпринимателям, как 000 «Сабинские окна», 000 «Баварские окна», м-н «Суперинтерьер» (ИП Егоров В.), м-н «Окна двери» (ИП Иванов С.), ИП Ахметшин Р. В пользу потребителей решено более 100 обращений на данный вид услуг; заказчикам возвращено денежных средств на сумму более 220 тыс.руб.

Среди прочих услуг особенно стоит выделить такие как:

– услуги жилищно-коммунального хозяйства – 73;

– строительство и реконструкция балконов – 29;

– услуги связи – 5;

– услуги автосервиса – 7;

– медицинские услуги – 8 (в том числе услуги стоматологии – 7);

– культура обслуживания покупателей – 25.

Основное количество обращений в сфере ЖКХ было связано с несоответствием температуры воздуха в жилых помещениях и температуры горячей воды относительно нормативов. Также были случаи обращений в результате порывов коммуникации и затоплений квартир. В обоих случаях оказывалось содействие в организации комиссионных обследований и составлении соответствующих актов. Кроме того организовывались комиссии по оценке нанесенного ущерба в следствии некачественно оказанных жилищно-коммунальньих услуг [44, с. 111].

Неоднократно поступая обращения, связанные с неправильным начислением коммунальных платежей. В данном случае составлялись претензии, в результате чего производился перерасчет начислений за оказанные услуги.

Специалистами отдела по предупреждению нарушений на потребительском рынке Нижнекамского территориального органа Госалкогольинспекции РТ было оказано содействие в составлении более 20 исковых заявлений. Однако составленные иски подали в суд не все заказчики, отказавшись от дальнейших действий. По 12 исковым заявлениям вынесены решения в пользу потребителей (расторжение договоров услуги и возврат денежных средств с учетом неустойки и морального ущерба), но не все решения до настоящего времени исполнены в связи с тем, что Баширова И. «скрылась в неизвестном направлении» (предположительно в г. Казань). Но до отъезда руководителя фирмы часть обращений все же удалось решить в опрос в досудебном порядке и вернуть Заказчикам денежные средства на сумму более 50 т.р.

Немало обращений в течении года поступало и на низкую культуру обслуживания (25). В данном случае проводились беседы с администрацией предприятий, индивидуальными предпринимателями, а также непосредственно с работниками, допустившими нарушения. Кроме того, в целях повышения культуры обслуживания покупателей и предупреждения нарушений на потребительском рынке, специалистами отдела проводится соответствующая работа: учеба работников предприятий торговли и сферы услуг по основным направлениям правил торговли и закона «О защите прав потребителей» [45, с. 65].

Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы, основной задачей деятельности отдела является осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы в сфере торговли, внешнеэкономической деятельности и потребительских услуг. Выполняя свою основную задачу, направленную на проведение на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан единой политики стимулирования развития потребительского рынка товаров и услуг, отдел торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан координирует работу предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания.

3.3 Программа развития конкурентной среды потребительского рынка муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамский муниципальный район

 

За период рыночных преобразований с 1992 года потребительский рынок претерпел коренные экономические и социальные изменения, сегодня потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью товаров, товарного дефицита практически нет. Решены главные системные задачи – сформирована рыночная инфраструктура отрасли, созданы организационные, экономические и правовые условия для дальнейшего развития потребительского рынка на базе частной предпринимательской инициативы. В результате приватизации и коммерциализации сектор частного предпринимательства занял ведущее положение на потребительском рынке. На его долю в городе приходится 98% от общего розничного товарооборота, более 89% объемов общественного питания и 97,4% реализации бытовых услуг. В результате координации органов местного самоуправления и представителей малого и среднего бизнеса на процессы развития потребительского рынка и правовое регулирование этих процессов в сочетании с частной предпринимательской инициативой, свободным ценообразованием, развитием конкурентной среды и другими факторами рыночной экономики обеспечена высокая насыщенность потребительского рынка товарами и услугами в широком ассортименте [46, с. 87].

Сегодня потребительский рынок является важной бюджетообразующей отраслевой системой.

За период рыночных преобразований сфера потребительского рынка сформировала динамичную конкурентную среду, высокую предпринимательскую активность, увеличивается количество и разнообразие торговых предприятий.

Основной задачей развития оптового звена города является формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка, вовлечения дополнительных ресурсов в денежный оборот и обеспечения продовольственной безопасности.

Основными направлениями развития оптовой торговли следует считать:

– развитие сети оптовых предприятий;

– оснащение оптового звена современным торговым и холодильным оборудованием;

– расширение ассортиментного перечня товаров;

– доступность ценовой политики;

– снижение доли теневого оборота;

– привлечение в город продукции областных и местных товаропроизводителей;

– организация и проведение оптовых ярмарок, выставок-продаж.

Программа рассматривает вопросы современного состояния и перспектив дальнейшего развития отраслей потребительского рынка муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района. Она направлена на поддержку торговли, общественного питания и бытового обслуживания и призвана содействовать развитию экономики области и удовлетворению потребностей населения и предприятий в товарах и услугах.

Целью разработки программы является определение направлений развития оптовой, розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивающих развитие предприятий всех форм собственности, их хозяйственных связей с местными и отечественными производителями для накопления рынка современными высококачественными товарами и услугами, достижение на этой основе роста занятости, доходов и благосостояния населения города, т.е. развитие конкурентной среды потребительского рынка.

Основными задачами регулирования потребительского рынка следует считать:

- развитие конкурентной среды и предупреждения возможных проявлений монополизма;

- устранение административных барьеров при развитии малого предпринимательства;

- осуществление обучения работников потребительского рынка по вопросам защиты прав потребителей через фонд поддержки малого предпринимательства, учебно-методический центр охраны труда;

- освещение через средства массовой информации консультационных материалов и материалов методологического характера;

- обеспечение безопасности товаров и услуг;

- защита потребительского рынка на основе поддержки местных и областных товаропроизводителей;

- обеспечение соблюдения действующего законодательства всеми участниками сферы потребительского рынка.

Конечный результат деятельности сферы развития конкурентной среды потребительского рынка во многом определяется человеческим капиталом. Профессионализм персонала, высокая культура обслуживания - залог успешного роста, как предприятия потребительского рынка, так и благосостояния жизни населения. Поэтому необходима дальнейшая концентрация в отрасли высокообразованных, квалифицированных руководителей и специалистов, владеющих современными методами управления, необходимой профессиональной подготовкой [47, с. 217].

Основными направлениями совершенствования этой работы являются:

- укрепление сотрудничества с профессиональными и высшими учебными заведениями для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников отрасли;

- проведение семинаров, лекций, учебы с руководителями отрасли, продавцами, работниками общественного питания и бытового обслуживания;

Последовательное решение поставленных данной Программы задач и направлений развития сферы потребительского рынка поможет в развитии малого предпринимательства, послужит началом в улучшении культуры обслуживания, современного качества оказываемых услуг, обеспечит развитие конкурентной среды потребительского рынка города.

Сегодня, когда доходы населения дифференцированы, одной из главных проблем развития потребительского рынка города является обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения: ветеранов, малообеспеченной категории населения, пенсионеров

Основными направлениями развития стационарной торговли следует считать:

– качественное улучшение ее структуры за счет роста числа крупных современных торговых объектов (гипермаркетов и супермаркетов, торговых центров);

– создание эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен;

– обеспечение условий и создание в жилых кварталах магазинов пешеходной доступности для населения;

– улучшение качества и культуры обслуживания населения, за счет проведения конкурсов мастерства и профессионализма работников торговли, оформления объектов торговли по праздничной тематике, проведения семинаров, лекций, встреч, обучений;

– развитие сети специализированных и узкоспециализированных магазинов по районам города;

– развитие сети фирменных продовольственных магазинов.

Мелкорозничной торговой сети и рынков:

– перевод торговли в объектах мелкорозничной торговли некапитального характера в многопрофильные торговые комплексы и центры;

– сохранение сельскохозяйственных рынков, их модернизация;

– сохранение и развитие ярмарок по реализации сельхозпродукции, произведенной фермерами, хозяйствами, садоводами-огородниками;

– проведение реконструкции рынков;

– ориентация руководителей рынков на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности своих объектов в целях безопасности жизни и здоровья продавцов и покупателей, на соблюдение требований пожарной безопасности, реализации качественной и безопасной продукции.

Общественное питание претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики. Обостряется санитарно-эпидемиологическая обстановка в общественном питании. Поэтому для восстановления многообразия предприятий общественного питания, отвечающего особенностям современного переходного периода и последующей специализации рыночных отношений необходимо выполнить следующее:

– работа над развитием общедоступной сети предприятий общественного питания;

– стимулирование развитие сети предприятий общественного питания по доставке заказов потребителям на дом, в офис, организацию;

– содействие открытию в городе точек общественного питания типа «Бистро», детское кафе-мороженое, молодежное кафе, коктейль-бар.

Основной целью развития бытового обслуживания населения является удовлетворение растущего спроса населения на услуги предприятий бытового обслуживания.

Основными приоритетами станут:

– обеспечение ценовой доступности услуг объектов бытового обслуживания для населения города;

– повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг;

– расширение спектра оказываемых услуг, внедрение новых технологий в систему бытового обслуживания;

– обеспечение прав потребителей;

– создание новых объектов бытового обслуживания;

– предоставление площадей под объекты бытового обслуживания в крупных торговых центрах

Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание являются одним из социально значимых отраслей экономики. Удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах создает прочную базу для экономической и политической стабильности, обеспечивает морально-психологический климат среди населения.

Анализ итогов реформирования сферы потребительского рынка позволяет сделать вывод о том, что с 90-х годов в развитии отрасли произошли коренные изменения, начинается качественно новый этап, появился механизм взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов сферы потребительского рынка.

Основными задачами регулирования конкурентной среды потребительского рынка должны стать:

– развитие конкурентной среды и предупреждения возможных проявлений монополизма;

– устранение административных барьеров при развитии малого предпринимательства;

– осуществление обучения работников потребительского рынка по вопросам защиты прав потребителей через фонд поддержки малого предпринимательства, учебно-методический центр охраны труда;

– освещение через средства массовой информации консультационных материалов и материалов методологического характера;

– обеспечение безопасности товаров и услуг;

– защита потребительского рынка на основе поддержки местных и областных товаропроизводителей;

– обеспечение соблюдения действующего законодательства всеми участниками сферы потребительского рынка.

Конечный результат деятельности сферы развития конкурентной среды потребительского рынка во многом определяется человеческим капиталом. Профессионализм персонала, высокая культура обслуживания - залог успешного роста, как предприятия потребительского рынка, так и благосостояния жизни населения. Поэтому необходима дальнейшая концентрация в отрасли высокообразованных, квалифицированных руководителей и специалистов, владеющих современными методами управления, необходимой профессиональной подготовкой.

Основными направлениями совершенствования работы являются:

– укрепление сотрудничества с профессиональными и высшими учебными заведениями для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников отрасли;

– проведение семинаров, лекций, учебы с руководителями отрасли, продавцами, работниками общественного питания и бытового обслуживания;

Последовательное решение поставленных данной Программы задач и направлений развития сферы потребительского рынка поможет в развитии малого предпринимательства, послужит началом в улучшении культуры обслуживания, современного качества оказываемых услуг, обеспечит развитие конкурентной среды потребительского рынка города.

 





Дата: 2019-07-31, просмотров: 208.