Условные обозначения и сокращения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1 Теоретико-методологические основы обеспечения качества и конкурентоспособности товара

1.1 Конкурентоспособность и качество, их роль в стратегии управления

1.2 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях

1.3 Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества и конкурентоспособности

2 Анализ развития конкурентной среды потребительского рынка на современном этапе

2.1 Проблемы развития конкурентной среды потребительского рынка в РФ и РТ

2.2 Функционирование отдела инспектирования и координации потребительского рынка муниципального образования город Нижнекамск «Нижнекамский муниципальный район»

2.3 Анализ торговли и потребительских услуг муниципального образования город Нижнекамск «Нижнекамский муниципальный район»

3 Совершенствование конкурентной среды потребительского рынка

3.1 Отечественный и зарубежный опыт по развитию конкурентной среды потребительского рынка

3.2 Предложения по совершенствованию по развитию конкурентной среды потребительского рынка

3.3 Программа развития конкурентной среды потребительского рынка муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамский муниципальный район

4 Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы

4.1 Обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий

4.2 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.3 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.4 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы

Заключение

Ссылки на использованные источники

Список использованных источников

Приложение А Динамика оборота розничной торговли в нижнекамском муниципальном районе (в % к январю 2004 г.)

Приложение Б Структура потребительских расходов нижнекамского муниципального района в 2006 году

Приложение В Распределение общего объема розничной торговли и общественного питания по формам собственности (в % к итогу)

Приложение Г Прирост площадей за счет торговых центров в Нижнекамском муниципальном районе по годам

Приложение Д Структура бытовых услуг населения (в процентах к итогу)

Приложение Е Оборот розничной торговли, общественного питания и платные услуги населению в РТ

Приложение Ж Динамика изменения структуры потребления домашних хозяйств в Нижнекамском муниципальном районе на 2000 и 2005 годы( %)

Приложение З Отчет отдела инспектирования и координации потребительского рынка исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан за 2006 год

 



Условные обозначения и сокращения

 

г.- год

др.- другие

млн.- миллион

РФ- Российская Федерация

руб.- рублей

ст.- статья

США- Соединенные Штаты Америки

т.д.- так далее

т.е.- то есть

тыс.- тысяча



Введение

Актуальность темы. Тема настоящей выпускной квалификационной работы посвящена исследованию важного вопроса – развитию конкурентной среды потребительского рынка.

Актуальность темы состоит в том, что конкуренция является обязательным условием существования рынка. Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Если конкуренция отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Татарстана. При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды. В условиях постоянно меняющегося состояния маркетинговой среды предпринимательские структуры оказываются в сфере конкуренции, которая может быть функциональной, видовой и маркетинговой.

Конкуренция рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как "невидимая рука" рынка, уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Конкуренция один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизма регулирования осуществленного производства. Как общественная форма взаимодействия субъектов конкуренция выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, вовлеченного в борьбу между двумя, более или менее четко обозначенными соперниками по бизнесу [1, с. 45].

Конкуренция выступает также инструментом в устранении и предотвращении монополий.

Для исследователей важно видеть в конкуренции процесс соперничества между субъектами рынка (юридическими или физическими), которые осуществляют предпринимательскую деятельность и заинтересованы в достижении аналогичных целей. В маркетинге такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Смысл конкурентной борьбы заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Но, чтобы выиграть в конкурентной борьбе нужно обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара и средств его продвижения на рынке.

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности [2, с. 152].

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:

– она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

– она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

– в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

– придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

– ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

– ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.

Таким образом, конкуренция и сотрудничество выступают как диалектическое единство, которое нужно рассматривать во взаимодействии и дополнении друг друга. Непродуктивен хаотический и криминализированный рынок с непримиримой конкурентной борьбой «на уничтожение». И наоборот: чем шире будет распространяться не только конкуренция, но и деловое сотрудничество, тем быстрее мы перейдем к экономическому росту, которое обеспечит нормально функционирующий рынок, регулируемый этими факторами, а именно: конкуренцией и сотрудничеством.

Степень разработанности темы. Данная тема вызывает определенный интерес ряда ученых, юристов, экономистов, социологов, маркетологов.

По мнению Хруцкого, В.Е., Корнеевой, И.В., Автуховой Е.Э. Конкурентоспособность – стабильная возможность удовлетворять определенные запросы покупателей лучше, чем конкуренты, и благодаря этому успешно продавать продукцию с приемлемыми финансовыми результатами для производителя [3, с. 257].

Ж.–Ж. Ламбен считал, что конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты) является существенным фактором климата или конкурентной ситуации на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Ж.-Ж. Ламберн предложил многокритериальную матрицу для интерпретации стратегических позиций в условиях динамики привлекательности и конкурентоспособности рынка [4, с. 168].

Целью выпускной квалификационной работы – изучить проблемы развития конкурентной среды потребительского рынка и дать рекомендации по совершенствованию изученных проблем.

Для достижения поставленной цели работы необходимо и целесообразно разрешение следующих задач:

– дать общую характеристику конкурентной среды потребительского рынка;

– рассмотреть проблемы качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях;

–провести анализ проблем развития конкурентной среды потребительского рынка в РФ и РТ;

–определить место и роль отдела инспектирования и координации потребительского рынка;

–проанализировать основные формы и методы работы отдела инспектирования и координации потребительского рынка муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамский муниципальный район;

– изучить отечественный и зарубежный опыт по развитию конкурентной среды потребительского рынка;

–разработать мероприятия по развитию конкурентной среды потребительского рынка на примере муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района.

Объектом выпускной квалификационной работы является потребительского рынка.

Предмет – конкурентная среда потребительского рынка.

Научная новизна данной работы заключается в использовании статистических данных последних двух лет в городе Нижнекамске и Нижнекамском муниципальном районе Республики Татарстан. Предлагаются конкретные рекомендации по оптимизации данного процесса.

Практическая значимость . Содержащиеся в выпускной квалификационной работе теоретические положения и выводы, определение ряда актуальных понятий и методологические рекомендации окажутся полезными для дальнейших исследований, а также могут поспособствовать решению вопросов воспитательной деятельности в муниципальном образовании.

Данная работа может быть использована различными образовательными учреждениями, занимающимся решением проблемы воспитания студенческой молодежи города Нижнекамска, государственными и муниципальными служащими для анализа и подготовки соответствующих программ, а также средствами массовой информации. Предложенная программа может быть реализована в городе Нижнекамске для развития конкурентной среды потребительского рынка муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамский муниципальный район.

Методологическая основа исследования

Метод – это совокупность приемов исследовательской работы, имеющих достаточно четкое и определенное содержание, способных задавать своеобразный алгоритм действий исследователя.

Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность исследовательской работы.

Системный подход позволяет исследовать объект как сложную целостную социально-экономическую систему. В рамках системного подхода применялись исторический метод – для анализа развития проблемы во времени, что позволило проследить динамику изменения потребительского рынка за период 2005 – 2006 года.

В основе социологического метода лежит анализ документов. Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. В документах содержатся сведения о процессах и результатах деятельности отдельных индивидов, коллективов, больших групп населения и общества в целом. Документы могут носить официальный (постановления, приказы и распоряжения органов управления) и неофициальный статус (СМИ, письма населения, мемуары, дневники). Выделяется два основных вида анализа документов: качественный (традиционный) и формализованный, качественно-количественный (контент - анализ документов).

Правовой подход – для изучения нормативно-правовых основ, использованной при написании работы, которое основано на: Конституции Российской Федерации [1], Федеральном законе «О Защите прав потребителей» [2], Федеральном законе «О Стандартизации и сертификации» [3], Федеральном законе «Об охране окружающей среды»[4].

Сравнительный метод – для сбора, анализа необходимой информации, позволивший провести сравнительный анализ динамики конкурентной среды потребительского рынка по предыдущим годам и сделать выводы о проделанной работе.

Эмпирическая база работы представлена разнообразными источниками информации, посвященных конкурентной среды потребительского рынка, а именно:

– нормативно-правовыми источниками;

– учебными пособиями;

– материалами научных периодических изданий;

– средствами массовой информации;

– справочно-правовыми системами «Гарант» и «Консультант Плюс»;

– словарями и справочной литературой;

– данными интернет сайтов;

– ежегодными отчетами главы муниципального образования;

– отчетами о деятельности работы отдела инспектирования и координации потребительского рынка за 2006 года.

Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа, состоит из введения, четырех разделов основной части, заключения, списка использованных источников и приложений. Введение включает: определение актуальности темы, степень ее разработанности, новизну темы, цель, задачи работы, объект и предмет, а также методологическую и эмпирическую базу исследования.

Первый раздел – теоретико-методологическая, посвящена изучению социального партнерства в воспитании студенческой молодежи в вузах, раскрыты основные понятия, подходы к изучению социального партнерства, приведена государственная и муниципальная молодежная политика.

Второй раздел – проблемно-аналитическая, содержит оценку конкурентной среды потребительского рынка в Республике Татарстан и Российской Федерации, опыт применения воспитания студенческой молодежи в вузах, где в завершении проводится комплексный анализ социального партнерства в воспитании и образовании на основе полученных данных социологического исследования.

Третий раздел – проектно-прогностическая, содержит отечественный и зарубежный опыт конкурентной среды потребительского рынка. На основе представленного опыта и результатов проведенного анализа документов разработана программа мероприятий для развития конкурентной среды потребительского рынка на примере муниципального образовании город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района.

Четвертый раздел содержит программу мер по обеспечению выпускной квалификационной работы, включает обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий проекта, обзор нормативно-правового, компьютерного, социологического и математического обеспечения.

Заключение содержит краткие выводы по разделам основной части выпускной квалификационной работы, оценку полноты решения поставленных во введении задач, перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Список использованных источников содержит сведения об источниках, использованных при написании основной части выпускной квалификационной работы.

Приложения включают таблицы и рисунки, связанные с выполнением выпускной квалификационной работы и с программой социологического исследования, дополняющие текст дипломной работы.



Заключение

Конкуренция в рыночной экономике, претерпев заметные изменения за последние десятилетия, продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в прошлом веке, сохраняя важнейшее место в экономическом механизме. Сохранение конкурентных и монопольных сил в экономике ныне таково, что позволяет считать современный капитализм не в меньшей мере конкурентным, чем монополистическим. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, стимулируют товаропроизводителей, «вымывают» неэффективные звенья. Конкуренция воплощает в себе стихийно-регулирующее (или саморегулирующее) начало. Силы её действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих к обеспечению динамического равновесия спроса и предложения при общем повышении эффективности всего производственного процесса. В силу своего стихийного характера конкуренция, особенно при условии её полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с её жёсткими законами – главный двигатель современного прогресса

Конкуренция – эффективный, дешевый метод экономического контроля. Они толкает производителя на сокращение издержек производства, иен, увеличение объема сбыта, па борьбу за потребителя и улучшение качества.

Важная составляющая муниципального управления – регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит повседневная жизнь населения.

Структура потребительского рынка как составная часть городского хозяйства обеспечивает потребности населения услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Подавляющая часть потребительского рынка представлена в настоящее время частными предприятиями и организациями. В то же время огромный объем ресурсов, обращающихся в сфере потребительского рынка, делают его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления внимательно следить за его состоянием, своевременно принимать предупредительные меры, поддерживая и развивая данную сферу исходя из нужд населения.

Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству услуг выступает необходимой составляющей оценки качества жизни населения.

В связи с обострением экологических проблем в России и во всем мире особое значение для конкурентоспособности продукции приобретают такие признаки качества, как безопасность для жизни населения и экологическая чистота продукции.

В условиях перехода России к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства действительно конкурентоспособных товаров. В этой связи возникает проблема поиска экономически рациональных уровней конкурентоспособности товаров и затрат на их достижение. Все это повышает роль управления в целенаправленном воздействии на качество, а через него – на конкурентоспособность продукции.

В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы обязательно проходит двойной контроль. Внешний контроль производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную оценку этой деятельности дает в конечном счете покупатель (потребитель). Конкуренция — самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, который не имеет себе равных. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок. Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.

Решение проблемы качества в России в новых условиях во многом зависит от создания соответствующей законодательной базы. Ее составные элементы – Закон о защите прав потребителей; Законы о стандартизации и сертификации; Закон о государственном надзоре за стандартами, нормами и правилами; Закон о метрологии, — тесно увязанные с другими «смежными» законодательными актами (например, такими, как Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Закон «Об охране окружающей среды»).

Разработана Государственная программа России по управлению качеством продукции. В ней отражена государственная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересованность товаропроизводителей в выпуске продукции в ассортименте, отвечающем интересам различных групп потребителей, а также отвечающих задачам социально-экономического развития России. Имеется в виду, что государство, влияя на управление качеством, не будет непосредственно вмешиваться в практическую деятельность предприятий.

В региональном анализе потребительского рынка выделяются направления, которые имеют существенное значение как для государственной статистики, так и для бизнес-статистики. В частности, определяется круг интересов государственного управления, вытекающих из оценок уровня и скорости развития региональных рынков, связанных с территориальной дифференциацией налогообложения, проведением демографической политики, политики занятости и социальной защиты, стимулированием или, наоборот, ограничением тех или иных форм региональной рыночной деятельности, политики государственных заказов и инвестирования и т. д. В бизнес-статистике и стратегическом маркетинге региональный анализ товарооборота в значительной степени подчинен такой цели, как сегментация потребительского рынка по географическому принципу: обоснование инвестирования в региональную экономику, разработка маркетинговой стратегии дистрибыоции в территориальном разрезе, определение емкости рынка отдельных регионов. Это целиком и полностью относится и к макроанализу рынка на уровне таких социально-экономических образований, как федеральные округа.

Развитие торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов торговли на уровне региона, города при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом торговли, разработки новых видов изделий и товаров и т.д.

Отдел торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан создан для реализации функций муниципального управления в сфере торговли и внешнеэкономической деятельности, защиты прав потребителей, потребительских услуг на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан.

Основной целью деятельности данного отдела является создание условий для обеспечения жителей г.Нижнекамска услугами торговли, общественного питания и бытовых услуг, а также осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы, в подведомственных отраслях и видах деятельности.

Отдел инспектирования и координации потребительского рынка входит в структуру исполнительного комитета муниципального района РТ и состоит из шести штатных единиц: начальника отдела, двух главных специалистов, одного ведущего специалиста, двух специалистов 1-ой категории с высшим профильным образованием.

В своей деятельности отдел инспектирования и координации потребительского рынка исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ непосредственно подчиняется Руководителю информационно-аналитического сектора отдела инспектирования и координации потребительского рынка исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ.

Отдел инспектирования и координации потребительского рынка:

– содействует созданию благоприятных условий для развития и насыщения городского потребительского рынка товаров и услуг. Приоритетное направление работы – поддержка местных производителей и продвижение их товаров на потребительском рынке.

– осуществляет контроль обеспечения безопасности потребительского рынка товаров и услуг.

– оказывает возможное содействие в трудоустройстве безработных работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

– содействует повышению профессионального мастерства работников сферы торговли, общественного питания и бытовых услуг.

– осуществляет постоянный контроль состояния и содержания объектов торговой отрасли и организации работ по благоустройству прилегающей к ним территории.

– оказывает помощь населению муниципального района в области защиты прав потребителей и улучшении организации торговли в Нижнекамском муниципальном районе РТ.

Основной задачей деятельности отдела является осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы в сфере торговли, внешнеэкономической деятельности и потребительских услуг. Выполняя свою основную задачу, направленную на проведение на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан единой политики стимулирования развития потребительского рынка товаров и услуг, отдел торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан координирует работу предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания.

Пик государственного регулирования в социальной сфере пришелся на 60—70-е годы. Он сопровождался настоящим бумом в области консьюмеризма — движения потребителей в защиту своих прав. В этот период конгресс США принял ряд дополнительных законов, связанных с качеством и безопасностью потребительских товаров и направленных на защиту интересов потребителя. В соответствии с некоторыми из этих законов были учреждены новые государственные органы, нацеленные на обеспечение качества и безопасности товаров, поступающих в торговую сеть.

Есть основания утверждать, что за истекшее столетие в США сложился и продолжает устойчиво функционировать механизм государственного регулирования качества потребительских товаров, который стал неотъемлемой частью общественно-политической системы.

Гипотеза данной работы подтвердилась, действительно, недостаточно применяются формы и методы взаимодействия отдела инспектирования и координации потребительского рынка с предприятиями различных форм собственности. Для развития конкурентной среды потребительского рынка автор предлагает разработать программу для усовершенствования этой проблемы.

Целью разработки программы является определение направлений развития оптовой, розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивающих развитие предприятий всех форм собственности, их хозяйственных связей с местными и отечественными производителями для накопления рынка современными высококачественными товарами и услугами, достижение на этой основе роста занятости, доходов и благосостояния населения города, т.е. развитие конкурентной среды потребительского рынка.

Основными задачами регулирования конкурентной среды потребительского рынка должны стать:

– развитие конкурентной среды и предупреждения возможных проявлений монополизма;

– устранение административных барьеров при развитии малого предпринимательства;

– осуществление обучения работников потребительского рынка по вопросам защиты прав потребителей через фонд поддержки малого предпринимательства, учебно-методический центр охраны труда;

– освещение через средства массовой информации консультационных материалов и материалов методологического характера;

– обеспечение безопасности товаров и услуг;

– защита потребительского рынка на основе поддержки местных и областных товаропроизводителей;

– обеспечение соблюдения действующего законодательства всеми участниками сферы потребительского рынка.

Можно также еще раз подчеркнуть, что основу для решения проблемы формирования конкурентной среды потребительского рынка создает политика государства в этой области, а полученные возможности уже в той или иной мере реализуются на фирменном уровне. Важное значение имеет поддержка государством наукоемкого сектора; создание системы льгот для хозяйственников, применяющих новые технологии, повышающих качество продукции, увеличивающих объемы продаж своей продукции за рубеж.

Кроме этого, поддержка и помощь должны заключаться в развитии и укреплении информационной базы потребительского рынка; создании возможности сертификации и контроля качества товаров и упрощении их процедуры; создании кредитной системы, доступной всем субъектам рынка; упрощении процедуры налогообложения; сокращении форм отчетности для частного предпринимателя; повышении правовой культуры участников рынка; обеспечении соблюдения требований закона всеми участниками рыночных отношений.

 



Приложение А

 

Динамика оборота розничной торговли в нижнекамском муниципальном районе (в % к январю 2004 г.)

 

 



Приложение Б

 

Структура потребительских расходов нижнекамского муниципального района в 2006 году

 




Приложение В

 

Распределение общего объема розничной торговли и общественного питания по формам собственности (в % к итогу)

  2003 2004 2005
Объем розничной торговли – всего В том числе по формам собственности: 100 100 100
Негосударственная 97 98 98
Государственная 3 2 2
Объем общественного питания – всего В том числе по формам собственности: 100 100 100
Негосударственное 84 87 91
Государственная 16 13 9


Приложение Г

 

Прирост площадей за счет торговых центров в Нижнекамском муниципальном районе по годам

 


Приложение Д

 

Структура бытовых услуг населения (в процентах к итогу)

  1995 2003 2004 2005 2006
Все оказанные услуги в %, в том числе: 100% 100% 100% 100% 100%
ремонт, окраска и пошив обуви 2,2 2,8 2,7 2,9 2,9
ремонт и пошив одежды, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий 15 10,4 9,9 10,8 10,2
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий 7,4 7,8 7,5 8 7,7
изготовление и ремонт мебели 1,8 1,6 1,6 1,9 1,9
химическая чистка и крашение 0,4 0,7 0,7 0,8 0,8
услуги прачечных 3 1,3 1,2 1,1 1,1
ремонт и строительство жилья и других построек 27,4 21,1 22 25 25,9
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования 7,3 20,4 20 21,9 21,7
услуги фотоателье, фото и кино лабораторий 1,7 2,8 3 3,3 3,1
услуги бань и душевых 1,2 1,6 1,7 1,9 2
услуги парикмахерских 4,7 5,1 5,8 6,5 6,7
услуги по прокату 0,5 0,3 0,3 0,3 0,4
ритуальные услуги 4,1 5,9 6,2 6,9 7,3
транспортно-экспедиторские услуги 13,3 9,8 9,4 --- ---
другие услуги 10 8,4 8 8,7 8,3



Приложение Е

 

Оборот розничной торговли, общественного питания и платные услуги населению в РТ

  2003 2004 2005
Общий объем розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению млн. рублей 129869,4 166130,1 226516,9
В процентах 100 100 100
В том числе: Оборот розничной торговли млн. рублей 96969,8 121736,6 161441,0
В процентах к итогу 74,7 73,3 71,3
Оборот общественного питания млн. рублей 6549,4 7837,6 10543,5
В процентах к итогу 5,0 4,7 4,6
Платные услуги населению млн. рублей 26351,2 36555,9 54532,4
В процентах к итогу 20,3 22,0 24,1
Оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году) 117,1 116,0 123,4
В том числе: Продовольственные товары 115,3 109,2 111,6
Непродовольственные товары 119,4 124,2 135,9
Оборот общественного питания (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году) 113,1 102,2 104,2
Платные услуги (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году) 103,6 116,5 125,4


Приложение Ж

 

Динамика изменения структуры потребления домашних хозяйств в Нижнекамском муниципальном районе на 2000 и 2005 годы( %)

 


Содержание

 

Введение

1 Теоретико-методологические основы обеспечения качества и конкурентоспособности товара

1.1 Конкурентоспособность и качество, их роль в стратегии управления

1.2 Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях

1.3 Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества и конкурентоспособности

2 Анализ развития конкурентной среды потребительского рынка на современном этапе

2.1 Проблемы развития конкурентной среды потребительского рынка в РФ и РТ

2.2 Функционирование отдела инспектирования и координации потребительского рынка муниципального образования город Нижнекамск «Нижнекамский муниципальный район»

2.3 Анализ торговли и потребительских услуг муниципального образования город Нижнекамск «Нижнекамский муниципальный район»

3 Совершенствование конкурентной среды потребительского рынка

3.1 Отечественный и зарубежный опыт по развитию конкурентной среды потребительского рынка

3.2 Предложения по совершенствованию по развитию конкурентной среды потребительского рынка

3.3 Программа развития конкурентной среды потребительского рынка муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамский муниципальный район

4 Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы

4.1 Обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий

4.2 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.3 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

4.4 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы

Заключение

Ссылки на использованные источники

Список использованных источников

Приложение А Динамика оборота розничной торговли в нижнекамском муниципальном районе (в % к январю 2004 г.)

Приложение Б Структура потребительских расходов нижнекамского муниципального района в 2006 году

Приложение В Распределение общего объема розничной торговли и общественного питания по формам собственности (в % к итогу)

Приложение Г Прирост площадей за счет торговых центров в Нижнекамском муниципальном районе по годам

Приложение Д Структура бытовых услуг населения (в процентах к итогу)

Приложение Е Оборот розничной торговли, общественного питания и платные услуги населению в РТ

Приложение Ж Динамика изменения структуры потребления домашних хозяйств в Нижнекамском муниципальном районе на 2000 и 2005 годы( %)

Приложение З Отчет отдела инспектирования и координации потребительского рынка исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан за 2006 год

 



Условные обозначения и сокращения

 

г.- год

др.- другие

млн.- миллион

РФ- Российская Федерация

руб.- рублей

ст.- статья

США- Соединенные Штаты Америки

т.д.- так далее

т.е.- то есть

тыс.- тысяча



Введение

Актуальность темы. Тема настоящей выпускной квалификационной работы посвящена исследованию важного вопроса – развитию конкурентной среды потребительского рынка.

Актуальность темы состоит в том, что конкуренция является обязательным условием существования рынка. Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Если конкуренция отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Татарстана. При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды. В условиях постоянно меняющегося состояния маркетинговой среды предпринимательские структуры оказываются в сфере конкуренции, которая может быть функциональной, видовой и маркетинговой.

Конкуренция рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как "невидимая рука" рынка, уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Конкуренция один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизма регулирования осуществленного производства. Как общественная форма взаимодействия субъектов конкуренция выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, вовлеченного в борьбу между двумя, более или менее четко обозначенными соперниками по бизнесу [1, с. 45].

Конкуренция выступает также инструментом в устранении и предотвращении монополий.

Для исследователей важно видеть в конкуренции процесс соперничества между субъектами рынка (юридическими или физическими), которые осуществляют предпринимательскую деятельность и заинтересованы в достижении аналогичных целей. В маркетинге такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Смысл конкурентной борьбы заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Но, чтобы выиграть в конкурентной борьбе нужно обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара и средств его продвижения на рынке.

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности [2, с. 152].

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:

– она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

– она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

– в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

– придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

– ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

– ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.

Таким образом, конкуренция и сотрудничество выступают как диалектическое единство, которое нужно рассматривать во взаимодействии и дополнении друг друга. Непродуктивен хаотический и криминализированный рынок с непримиримой конкурентной борьбой «на уничтожение». И наоборот: чем шире будет распространяться не только конкуренция, но и деловое сотрудничество, тем быстрее мы перейдем к экономическому росту, которое обеспечит нормально функционирующий рынок, регулируемый этими факторами, а именно: конкуренцией и сотрудничеством.

Степень разработанности темы. Данная тема вызывает определенный интерес ряда ученых, юристов, экономистов, социологов, маркетологов.

По мнению Хруцкого, В.Е., Корнеевой, И.В., Автуховой Е.Э. Конкурентоспособность – стабильная возможность удовлетворять определенные запросы покупателей лучше, чем конкуренты, и благодаря этому успешно продавать продукцию с приемлемыми финансовыми результатами для производителя [3, с. 257].

Ж.–Ж. Ламбен считал, что конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты) является существенным фактором климата или конкурентной ситуации на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Ж.-Ж. Ламберн предложил многокритериальную матрицу для интерпретации стратегических позиций в условиях динамики привлекательности и конкурентоспособности рынка [4, с. 168].

Целью выпускной квалификационной работы – изучить проблемы развития конкурентной среды потребительского рынка и дать рекомендации по совершенствованию изученных проблем.

Для достижения поставленной цели работы необходимо и целесообразно разрешение следующих задач:

– дать общую характеристику конкурентной среды потребительского рынка;

– рассмотреть проблемы качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях;

–провести анализ проблем развития конкурентной среды потребительского рынка в РФ и РТ;

–определить место и роль отдела инспектирования и координации потребительского рынка;

–проанализировать основные формы и методы работы отдела инспектирования и координации потребительского рынка муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамский муниципальный район;

– изучить отечественный и зарубежный опыт по развитию конкурентной среды потребительского рынка;

–разработать мероприятия по развитию конкурентной среды потребительского рынка на примере муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района.

Объектом выпускной квалификационной работы является потребительского рынка.

Предмет – конкурентная среда потребительского рынка.

Научная новизна данной работы заключается в использовании статистических данных последних двух лет в городе Нижнекамске и Нижнекамском муниципальном районе Республики Татарстан. Предлагаются конкретные рекомендации по оптимизации данного процесса.

Практическая значимость . Содержащиеся в выпускной квалификационной работе теоретические положения и выводы, определение ряда актуальных понятий и методологические рекомендации окажутся полезными для дальнейших исследований, а также могут поспособствовать решению вопросов воспитательной деятельности в муниципальном образовании.

Данная работа может быть использована различными образовательными учреждениями, занимающимся решением проблемы воспитания студенческой молодежи города Нижнекамска, государственными и муниципальными служащими для анализа и подготовки соответствующих программ, а также средствами массовой информации. Предложенная программа может быть реализована в городе Нижнекамске для развития конкурентной среды потребительского рынка муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамский муниципальный район.

Методологическая основа исследования

Метод – это совокупность приемов исследовательской работы, имеющих достаточно четкое и определенное содержание, способных задавать своеобразный алгоритм действий исследователя.

Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность исследовательской работы.

Системный подход позволяет исследовать объект как сложную целостную социально-экономическую систему. В рамках системного подхода применялись исторический метод – для анализа развития проблемы во времени, что позволило проследить динамику изменения потребительского рынка за период 2005 – 2006 года.

В основе социологического метода лежит анализ документов. Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. В документах содержатся сведения о процессах и результатах деятельности отдельных индивидов, коллективов, больших групп населения и общества в целом. Документы могут носить официальный (постановления, приказы и распоряжения органов управления) и неофициальный статус (СМИ, письма населения, мемуары, дневники). Выделяется два основных вида анализа документов: качественный (традиционный) и формализованный, качественно-количественный (контент - анализ документов).

Правовой подход – для изучения нормативно-правовых основ, использованной при написании работы, которое основано на: Конституции Российской Федерации [1], Федеральном законе «О Защите прав потребителей» [2], Федеральном законе «О Стандартизации и сертификации» [3], Федеральном законе «Об охране окружающей среды»[4].

Сравнительный метод – для сбора, анализа необходимой информации, позволивший провести сравнительный анализ динамики конкурентной среды потребительского рынка по предыдущим годам и сделать выводы о проделанной работе.

Эмпирическая база работы представлена разнообразными источниками информации, посвященных конкурентной среды потребительского рынка, а именно:

– нормативно-правовыми источниками;

– учебными пособиями;

– материалами научных периодических изданий;

– средствами массовой информации;

– справочно-правовыми системами «Гарант» и «Консультант Плюс»;

– словарями и справочной литературой;

– данными интернет сайтов;

– ежегодными отчетами главы муниципального образования;

– отчетами о деятельности работы отдела инспектирования и координации потребительского рынка за 2006 года.

Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа, состоит из введения, четырех разделов основной части, заключения, списка использованных источников и приложений. Введение включает: определение актуальности темы, степень ее разработанности, новизну темы, цель, задачи работы, объект и предмет, а также методологическую и эмпирическую базу исследования.

Первый раздел – теоретико-методологическая, посвящена изучению социального партнерства в воспитании студенческой молодежи в вузах, раскрыты основные понятия, подходы к изучению социального партнерства, приведена государственная и муниципальная молодежная политика.

Второй раздел – проблемно-аналитическая, содержит оценку конкурентной среды потребительского рынка в Республике Татарстан и Российской Федерации, опыт применения воспитания студенческой молодежи в вузах, где в завершении проводится комплексный анализ социального партнерства в воспитании и образовании на основе полученных данных социологического исследования.

Третий раздел – проектно-прогностическая, содержит отечественный и зарубежный опыт конкурентной среды потребительского рынка. На основе представленного опыта и результатов проведенного анализа документов разработана программа мероприятий для развития конкурентной среды потребительского рынка на примере муниципального образовании город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района.

Четвертый раздел содержит программу мер по обеспечению выпускной квалификационной работы, включает обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий проекта, обзор нормативно-правового, компьютерного, социологического и математического обеспечения.

Заключение содержит краткие выводы по разделам основной части выпускной квалификационной работы, оценку полноты решения поставленных во введении задач, перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Список использованных источников содержит сведения об источниках, использованных при написании основной части выпускной квалификационной работы.

Приложения включают таблицы и рисунки, связанные с выполнением выпускной квалификационной работы и с программой социологического исследования, дополняющие текст дипломной работы.



Дата: 2019-07-31, просмотров: 196.