В региональном анализе потребительского рынка выделяются направления, которые имеют существенное значение как для государственной статистики, так и для бизнес-статистики. В частности, определяется круг интересов государственного управления, вытекающих из оценок уровня и скорости развития региональных рынков, связанных с территориальной дифференциацией налогообложения, проведением демографической политики, политики занятости и социальной защиты, стимулированием или, наоборот, ограничением тех или иных форм региональной рыночной деятельности, политики государственных заказов и инвестирования и т. д. В бизнес-статистике и стратегическом маркетинге региональный анализ товарооборота в значительной степени подчинен такой цели, как сегментация потребительского рынка по географическому принципу: обоснование инвестирования в региональную экономику, разработка маркетинговой стратегии дистрибыоции в территориальном разрезе, определение емкости рынка отдельных регионов. Это целиком и полностью относится и к макроанализу рынка на уровне таких социально-экономических образований, как федеральные округа.
Следует учитывать, что в границах округов также присутствует эффект региональной колеблемости душевого товарооборота. Исключение составляют Центральный и Северо-Западный федеральные округа, где внутриокружная вариация определялась без Москвы и Санкт-Петербурга. Показательно, что в ЦФО вариация душевого товарооборота без Москвы оказалась на 20% ниже, чем в среднем по всему округу. Наиболее высокий уровень вариации в пределах каждого округа отмечен в Южном и Приволжском федеральных округах. В округах за Уралом товарооборот на душу населения значительно ниже. Наряду с душевым товарооборотом, отражающим уровень удовлетворения покупательского спроса, широко известным показателем благосостояния является товарная структура товарооборота, и в первую очередь соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в общем объем продажи товаров. Уровень жизни косвенно оценивается по удельному весу (доле) этих товаров. Данный показатель занимает видное место в региональном анализе.
1 - Центральный; 2 - Северо-Западный; 3 - Южный; 4 - Приволжский; 5 - Уральский; 6 - Сибирский; 7 – Дальневосточный федеральные округа
Рисунок 3 – Товарооборот на душу населения по федеральным округам
Колебания структурных различий в товарообороте федеральных округов сравнительно незначительна: коэффициент вариации показателя удельного веса непродовольственных товаров составил всего 4,5%. Однако размах вариации достаточно заметен: он равен ±8,4% (от 48,6% к общему объему товарооборота в Дальневосточном округе 43% в Центральном). Связь соотношения продовольственных и непродовольственных товаров, как показывает коэффициент корреляции рангов, невысокая: 6= -0,286. Относительная устойчивость данного показателя по федеральным округам свидетельствует об известной стабильности структуры товарооборота в пространстве, что может рассматриваться как признак выравнивания уровня благосостояния, хотя сложившиеся соотношения продовольственных и непродовольственных товаров далеки от оптимальных [18, с. 135 – 154].
В анализе товарооборота на душу населения следует учитывать, что он (душевой товарооборот) является относительной величиной, где в числителе присутствует объемно-стоимостный рыночный показатель, а в знаменателе - демографическая характеристика - численность населения. Поэтому в исследовании уровня развития рынка по регионам необходимо принимать во внимание демографические факторы. В таблице 3, которая содержит группировку регионов по признаку товарооборота на душу населения, приведены соответствующие демографические показатели [19, с. 265].
Таблица 3 – Взаимосвязь товарооборота на душу населения с удельным весом городских жителей и возрастной структурой населения
Группы регионов с товарооборотом на душу населения тыс. рублей | Численность населения в % к среднему уровню | Товарооборот на душу населения, в % к общей численности | Удельный вес городского населения, в % к общей численности | Удельный вес, в % | ||
Детей, молодежи трудоспо-собного возраста | Лиц в трудоспо-собном возрасте | Лиц в возрасте старше трудоспособного | ||||
До 15,0 | 8,0 | 51 | 58,9 | 21,8 | 60,8 | 17,5 |
15,0 – 19,9 | 16,2 | 71 | 67,6 | 17,1 | 60,8 | 22,1 |
20,0 – 24,9 | 24,4 | 88 | 67,4 | 17,1 | 61,4 | 21,4 |
25,0 – 29,9 | 31,1 | 108 | 71,4 | 17,2 | 62,1 | 20,7 |
30,0 и выше | 20,3 | 143 | 80,2 | 18,0 | 64,5 | 17,5 |
По всем регионам | 100,0 | 100 | 70,6 | 17,7 | 62,1 | 20,2 |
Влияние демографических факторов на уровень товарного потребления широко известно. Из них в первую очередь проявляется действие возрастной структуры населения. В частности, расходы на покупку товаров в семье, где имеется один ребенок, примерно на 4% выше среднего уровня, а в семье, имеющей 4-х и более детей, - на 60% ниже среднего уровня (в расчете на одного человека) и т. д. Однако региональный аспект этой демографической проблемы, на наш взгляд, исследован недостаточно. Группировка регионов по размеру товарооборота на душу населения была нами дополнена относительными показателями возрастной структуры населения [20, с. 129].
Естественно, доля в общей численности населения тех людей, которые по своему возрасту способны трудиться и приносить доход, является главным фактором формирования товарооборота на душу населения как в целом, так и в разрезе регионов. К трудоспособному населению относится 2/3 общей численности жителей России. Группировка регионов по товарообороту на душу населения указывает на четко выраженную зависимость этого показателя от удельного веса лиц в трудоспособном возрасте.
Можно предположить, что уровень развития рынка в регионах связан с процессом урбанизации, и в частности с соотношением численности городского и сельского населения. Группировка указывает на прямую зависимость товарооборота на душу населения от удельного веса городского населения. Правда, колебания этого показателя по группам регионов достаточно значительны, так как они достигают 17,0%. Интерпретация этой зависимости требует пояснений. Дело в том, что показатель товарооборота на душу населения в регионе является косвенной величиной. Его размер зависит от того, какую часть товаров население покупает в городах, а какую - сельской местности. Значительная часть материальных благ сельское население потребляет в натуральной форме преимущественно за счет подсобного сельского хозяйства. Так, по материалам выборочного обследования объектов домашних хозяйств в 2002 г., стоимость натуральных поступлений продуктов питания в городской местности составляла 4,9% всех расходов на конечное поступление, а в сельской местности – 31,1%7. Это означает что чем выше удельный вес городского населения, тем больше (при прочих равных условиях) должен быть общий товарооборот на душу населения региона или группы регионов.
Рассмотренные модели еще раз подтверждают, что региональная вариация товарооборота на душу населения в какой-то мере определяется влиянием возрастной структуры населения. Таким образом, моделирование региональных различий уровня развития и рынка и факторов, на него влияющих, позволили выделить и статистически оценить три группы причинно-следственных закономерностей: экономические (объем и структура продажи товаров); социально-экономические (денежный доход населения, уровень занятости) и демографические (структура населения) [21, с. 16 – 25].
Термин «branding» не имеет точного эквивалента в русском языке. Любые возможные варианты перевода: «формирование влечения к определенной марке у покупателя», «обеспечения покупательского предпочтения к марке среди конкурирующих» не совсем точно отражают его суть. Наиболее близкий по значению перевод – «создание устойчивых привлекательных образов марок товаров (услуг) в сознании покупателя для установления их отличий от товаров и услуг конкурентов».
покупательское поведение россиян во всех регионах имеет специфические черты, определяющие особенности применения концепции брэндинга на региональных потребительских рынках.
Осваивая эту концепцию предприятиям необходимо учитывать, что: 1) Общий уровень распознавания брэндов у российских потребителей невелик, но он постоянно растет, поэтому Россия — страна, где можно довольно быстро создать и продвинуть новый брэнд: для «раскрутки» брэнда на Западе нужно 20-50 миллионов долларов, в России – 4 –12 миллионов долларов.
Потребители не успевают формировать в своем сознании четкое отношение к определенным ТМ в связи с постоянным появлением на рынке новых товаров, ранее не известных.
У потребителей наблюдается рост недоверия к качеству зарубежных товаров, особенно продовольственных, и однозначное предпочтение отечественных марок продуктов питания (за некоторыми единичными исключениями).
Брэнд в России, в гораздо большей степени, чем на Западе, воспринимается как символ «аутентичности товара» (отсутствие подозрений в подделке марки).
Для создания брэнда в России необходимы мощная рекламная кампания в СМИ и активное использование наружной рекламы, хотя в дальнейшем возможности влияния рекламы (в первую очередь телевизионной) будут уменьшаться по мере роста недоверия к ней потребителей.
– в сознании отечественного потребителя понятие «брэнд» как бы «расколото» между тремя факторами: страна-производитель, привлекательность упаковки и Товарной Марки, поэтому название марки должно дополняться сведениями о стране-производителе.
– необходимо учитывать национальные традиции и особенности восприятия рекламных обращений российскими потребителями и формировать их таким образом, чтобы они стали более понятными, чем рекламные сообщения зарубежных конкурентов, рассчитанные на восприятие населения, привыкшего к специфическому языку рекламы. В частности, для российских потребителей важна «персонифицированность» брэнда т. е. использование известных личностей в рекламе.
По мнению различных экспертов, в России приверженность к иностранным названиям исчезает и большинство производителей предпочитает давать русские имена своим товарам. Многие из них уже обладают признаками брэнда (пиво «Балтика», шоколад «Красный Октябрь», «Майский чай», сигареты «Петр I», туалетная вода «Цветы России» и др.). Опросы потребителей подтверждают стабильное увеличение популярности отечественных брэндов, особенно продуктов питания, причем ориентация потребителей на тот или иной брэнд зависит от его социального положения. В регионах России уже формируются социальные группы, ориентируясь на которые, можно продвинуть Товарную Марку. Поэтому поиск незанятых рыночных ниш так важен для формирования брэнда. У качественных российских товаров есть перспективы стать брэндами, но существует ряд негативных факторов, которые сдерживают развитие концепции брэндинга на региональных потребительских рынках:
– недостаточное развитие маркетинговых умений и навыков, отсутствие на предприятиях принципа «марочного управления» (brand management), скептическое отношение части российских руководителей к западным технологиям брэндинга, несмотря на то, что они доказали свою жизнеспособность и эффективность на потребительском рынке.
– хроническая нехватка средств на маркетинг, усугубляющаяся тем, что расходы на рекламу и создание брэндов сверх предельной величины, установленной законодательством, увеличивают налогооблагаемую прибыль предприятий. Этот дискриминационный по отношению к российским производителям фактор более всего сдерживает продвижение на региональные рынки отечественных брэндов.
– несовершенное российское законодательство по охране товарных знаков. В отличие от практики западных стран, где действует принцип «первопользования» товарным знаком, в России принята регистрационная система их охраны, по которой Товарная Марка получает правовую защиту только после ее регистрации в Патентном ведомстве. Это обостряет борьбу отечественных производителей за свои товарные знаки и создает благоприятную почву для появления всевозможных подделок.
– некоторая неопределенность в покупательской ориентации на отдельные Товарные Марки, связанная с тем, что многие отечественные производители продовольственных товаров продолжают выпускать свою продукцию по единым рецептурам, утвержденным стандартами, под одинаковыми наименованиями, иногда без фирменной упаковки (конфеты «Белочка», печенье «Земляничное», овсяные хлопья «Геркулес» и т. п.). При этом покупатели отдают предпочтение знакомым названиям, не обращая внимание на производителей, что затрудняет идентификацию их Товарной Марки на рынке.
Таким образом, несмотря на сдерживающие факторы, брэндинг на российском потребительском рынке развивается, многие отечественные предприятия накапливают все больше опыта, пытаются исследовать потребительское поведение, чтобы определить верный подход к позиционированию своих брэндов (Самарская кондитерская фабрика «Россия», Черкизовский мясоперерабатывающий комбинат, Нижегородский масложиркомбинат, Санкт-Петербургское предприятие «Талосто», Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» и др.). Проблема освоения концепции брэндинга для формирования маркетинговых факторов успеха на региональных потребительских рынках актуальна не только и не столько в академическом плане, сколько в прикладном, хотя она, несомненно, заслуживает и пристального внимания ученых [22, с. 22 – 28].
На потребительском рынке республики Татарстан в 2006 году сохранялись высокие темпы роста оборота розничной торговли и общественного питания, торговая инфраструктура продолжала развиваться.
По данным Татарстанстата в 2006 году жителям республики реализовано потребительских товаров на сумму 213,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 25,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Оборот общественного питания в 2006 году составил 12,2 млрд. руб., что составляет 103% к январю-декабрю 2005 года [23, с. 38 – 49].
По объему оборота розничной торговли Республика Татарстан по итогам января-декабря 2006г. заняла третье место среди регионов Приволжского Федерального округа, уступая Самарской области и Республике Башкортостан. По темпам роста розничных продаж за 2006 год по Приволжскому Федеральному округу республика уступает только Пермскому краю.
Оборот розничной торговли на душу населения в январе-декабре 2006 года составил 56736 рублей (4728 рублей в среднем за месяц).
2003 | 2004 | 2005 | |
Объем розничной торговли – всего В том числе по формам собственности: | 100 | 100 | 100 |
Негосударственная | 97 | 98 | 98 |
Государственная | 3 | 2 | 2 |
Объем общественного питания – всего В том числе по формам собственности: | 100 | 100 | 100 |
Негосударственное | 84 | 87 | 91 |
Государственная | 16 | 13 | 9 |
Таблица 4 – Распределение общего объема розничной торговли и общественного питания по формам собственности (в % к итогу)
По объему продаж на душу населения среди городов и районов по-прежнему лидирует столица республики (109,4 тыс.руб.), затем идут: г.Альметьевск и Альметьевский район (60 тыс.руб.), г.Н.Челны (59,5 тыс.руб.), г.Чистополь и Чистопольский район (43 тыс.руб.), г.Нижнекамск и Нижнекамский район (40 тыс.руб.). Самый низкий показатель душевой продажи отмечается в Атнинском (8 тыс.руб.), Черемшанском (8,2 тыс.руб.), Высокогорском (9,1 тыс.руб.), Камско-Устьинском (9,8 тыс.руб.), Дрожжановском (11,4 тыс.руб.) районах.
Почти 94% оборота розничной торговли республики формируется в городах, только в г.Казани сосредоточено 57% товарооборота.
Динамичный рост оборота розничной торговли отражает достаточно высокие темпы роста личных доходов граждан. Денежные доходы на душу населения в январе-декабре 2006 года в среднем в месяц составили 9185,5 руб., что на 26,7 % больше, чем в 2005 году. Реальные денежные доходы населения республики увеличились на 17,4 %. В среднем по России реальные доходы увеличились на 13,5%.
Повышение уровня жизни населения находит отражение и в улучшении структуры товарооборота республики. Опережающими темпами растет оборот непродовольственной группы товаров. Так, за 12 месяцев 2006 года населению реализовано продовольственных товаров на сумму 103 млрд.руб., непродовольственных 110,6 млрд.руб., что в товарной массе составило соответственно 120,6% и 129,5% к январю-декабрю 2005 года.
Таким образом, по итогам 2006 года наибольший удельный вес приходится на непродовольственные товары – 51,8%, доля продовольственных составляет 48,2%. В то же время во многих, преимущественно сельских районах республики, в структуре продаж удельный вес продовольственных товаров занимает более 70%: Ютазинском, Кукморском, Черемшанском, Р.Слободском, Верхнеуслонском, Лаишевском, Пестречинском, Атнинском, Буинском, Тукаевском, Кайбицком.
2.2 Функционирование отдела инспектирования и координации потребительского рынка муниципального образования город Нижнекамск «Нижнекамский муниципальный район»
В условиях рыночной экономики любому предприятию для поддержания конкурентоспособности и дальнейшего существования необходимо проводить гибкую экономическую политику, которая заключается в своевременном реагировании на изменение рыночной конъюнктуры. Строго учитывается спрос на продукцию по ее видам и полнота его удовлетворения.
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой — требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
Развитие торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов торговли на уровне региона, города при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом торговли, разработки новых видов изделий и товаров и т.д.
Отдел торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан создан для реализации функций муниципального управления в сфере торговли и внешнеэкономической деятельности, защиты прав потребителей, потребительских услуг на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан.
Основной целью деятельности данного отдела является создание условий для обеспечения жителей г. Нижнекамска услугами торговли, общественного питания и бытовых услуг, а также осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы, в подведомственных отраслях и видах деятельности.
Отдел инспектирования и координации потребительского рынка входит в структуру исполнительного комитета муниципального района РТ и состоит из шести штатных единиц: начальника отдела, двух главных специалистов, одного ведущего специалиста, двух специалистов 1-ой категории с высшим профильным образованием.
В своей деятельности отдел инспектирования и координации потребительского рынка исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ непосредственно подчиняется Руководителю информационно-аналитического сектора отдела инспектирования и координации потребительского рынка исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан [24, с. 96].
Данную структуру управления можно охарактеризовать как линейную. Для нее характерно:
– четкое разделение труда и установление жестокой системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих выполнение сотрудниками обязанность и скоординированность различных задач;
– иерархичность уровней управления, при котором каждый нижестоящий подчиняется вышестоящему и контролируется им;
– четкое разделение труда, что должно привести к появлению высококвалифицированных кадров в каждой области; дух формальной обезличенности с которым должностные лица исполняют свои обязанности [25, с. 19].
Отдел инспектирования и координации потребительского рынка (далее - отдел) является структурным подразделением администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамска, реализующим функции координации в сфере торговли, общественного питания, потребительских услуг и защиты прав потребителей г.Нижнекамска.
Отдел подчиняется главе администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамска. Отдел в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, положением об отделе.
Структура и штатное расписание отдела утверждаются главой администрации Нижнекамского района и г. Нижнекамска в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников администрации.
Отдел в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
– разработка, совместно с заинтересованными органами управления, программ развития внутренней торговли, общественного питания и потребительских услуг;
– ведение реестров дислокации предприятий торговли, общественного питания и потребительских услуг;
– сбор сведений об объемах товарооборота подведомственных предприятий города;
– мониторинг цен и насыщение потребительского рынка;
– анализ обеспеченности внутреннего рынка основными товарами народного потребления и услугами;
– совершенствование системы управления и повышение эффективности сферы торговли и услуг на основе внедрения отечественного и зарубежного передового опыта, новых концепций и технологий;
– организация и проведение торгово-промышленных ярмарок, выставок, семинаров, круглых столов в целях поддержки предприятий производителей города и продвижения товаров местного производства;
– организация весенне-летней торговли в городе и деятельности летних кафе в зонах отдыха и на территории городского пляжа;
– защита прав потребителей в сфере торговли, общественного питания и потребительских услуг;
– координация работы контролирующих структур в сфере надзорной деятельности;
– анализ кадрового состава предприятий отрасли, взаимодействие с профильными учебными заведениями по вопросам подготовки и переподготовки кадров;
– подготовка справочных информации, отчётов, докладов по показателям деятельности предприятий торговли, общественного питания и потребительских услуг г.Нижнекамска.
Отдел для осуществления своих основных функций имеет право:
– запрашивать в порядке, установленном нормативными актами Республики Татарстан, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и получать бесплатную информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления своих функций;
– осуществлять доступ в установленном порядке на предприятия независимо от организационно-правовой формы для проведения контроля за соблюдением правил торговли, общественного питания и потребительских услуг;
– проводить проверки соблюдения законодательства в сфере торговли (выполнение работ, оказание услуг), на предприятиях всех форм собственности с привлечением в случае необходимости в установленном порядке экспертов;
– обращаться в правоохранительные органы для привлечения в установленном порядке юридических и физических лиц к ответственности за нарушение законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Республики Татарстан, регулирующих вопросы, относящиеся к компетенции отдела;
– в установленном порядке представлять интересы отдела в судах и других организациях;
– разрабатывать прогнозы развития;
– анализировать состояние торговли;
– формировать информационные ресурсы;
– разрабатывать предложения по совершенствованию организации торговли;
– взаимодействовать с органами государственного управления;
– организовывать выставки-продажи, ярмарки и т.д. [19, с. 30].
В своей работе отдел инспектирования и координации потребительского рынка руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, Конституцией РТ, иными нормативными актами РФ и РТ, Уставом города Нижнекамска, Положением об отделе торговли, общественного питания и потребительских услуг г. Нижнекамска, иными муниципальными правовыми актами.
Экономическая ситуация в России и складывающиеся рыночные отношения требуют пересмотра принципов и механизмов управления на уровне каждой организации. Роль и цели управления находятся в тесной связи между собой. Роль руководителя, занимающего определенную должность, представляет набор определенных поведенческих правил, меру его влияния и степень участия в целенаправленной деятельности.
Торговля является важным звеном на рынке товаров, которое предназначено для обслуживания населения и оказания услуг покупателям. В организации торговли большую роль играет разработка технологических процессов, направленных на обслуживание покупателей, т.е. внедрение прогрессивных методов и дополнительных услуг.
Начальник отдела осуществляет исполнительно - распорядительную деятельность, наделен оперативной самостоятельностью. Основное содержание его деятельности реализуется через решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» он имеет право принимать управленческие решения в соответствии с предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в должностной инструкции.
Таким образом, начальник Отдела обеспечивает выполнение возложенных на Отдел задач, определяет должностные обязанности подчиненных, осуществляет иные функции, установленные должностной инструкцией и несет профессиональную ответственность за обеспечение выполнения стоящих перед Отделом задач. Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» он имеет право принимать управленческие решения в соответствии с предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в должностной инструкции.
В своей работе отдел инспектирования и координации потребительского рынка Исполнительного комитета города Нижнекамска руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, Конституцией РТ, иными нормативными актами РФ и РТ, Уставом города Нижнекамска, Положением об отделе инспектирования и координации потребительского рынка.
Таким образом, основной задачей деятельности отдела является осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы в сфере торговли, внешнеэкономической деятельности и потребительских услуг.
Выполняя свою основную задачу, направленную на проведение на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан единой политики стимулирования развития потребительского рынка товаров и услуг, отдел торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан координирует работу предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания.
2.3 Анализ торговли и потребительских услуг муниципального образования город Нижнекамск «Нижнекамский муниципальный район»
Рыночные отношения внесли разнообразие в отношения продавец–покупатель: у покупателя появилась возможность выбора, а у продавца в связи с этим появились дополнительные проблемы. Во второй половине 90-х годов в России происходили не только структурные изменения в общественных отношениях, но менялось их качественное содержание, формировалась новое отношение людей к окружающему миру. С этой точки зрения будут интересны результаты социологических опросов того времени, зафиксировавших процесс становления новых общественных отношений [26, с. 339 – 345].
По статистическим данным в городе в 1998 году было 536 торговых точек с объемом торговых площадей – 49758 кв.м., из них продовольственных магазинов – 180, количество торговых площадей – 26237 кв. м; промтоварных магазинов – 120, количество торговых площадей – 20478 кв.м.
Ресторанов, кафе, баров, закусочных – 36
Столовых – 124
из них при предприятиях и школах – 116
Цехов по производству продтоваров,
колбас, хлеба, кулинарий т.п. – 49
Предприятий бытового обслуживания, – 81
из них парикмахерских – 28
Данные предприятия осуществляли обслуживание населения и получали определенный доход. Основные показатели их работы за 1997 и 1998 годы представлены в таблице 3.
Таблица 5 – Основные показатели работы торговых предприятий
Показатели | Единицы измерения | 1997 г. | 1998 г. | 1998 г. с учетом уровня инфляции |
Общий объем товарооборота | Млн. руб. | 690,7 | 640,9 | 309,6 |
Из него продовольственные товары | Млн. руб. | 637,7 | 533 | 257,5 |
Объем товарооборота общественного питания | Млн. руб. | 102 | 129,5 | 62,6 |
Реализовано в рознице | Млн. руб. | 588,7 | 511,5 | 247,1 |
Товарооборота организованного рынка на 1 жителя | Тыс. руб. | 2,67 | 2,45 | 1,2 |
1 человек покупает товаров в 1 день | руб. | 7,31 | 6,71 | 3,2 |
Уровень инфляции (индекс потребительских цен в 1998 году по сравнению с 1997 годом) по г. Нижнекамску составил 206,7% [26, с. 339 – 340].
Сейчас потребительский рынок муниципального района в 2006 году характеризуется как стабильный, отличается высокой насыщенностью и разнообразием ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.
С целью эффективного выполнения основной задачи в 2006 году, путем пошагового обхода территории города, отделом Инспектирования и координации потребительского рынка сформирован муниципальный реестр объектов потребительского рынка муниципального района, который постоянно пополняется.
Количество стационарных торговых предприятий (без отделов в магазинах) – составляет 647 единиц, из них – 290 продовольственные, остальные – непродовольственные и смешанные. Количество работающих в торговле составляет - 6947 человек. Средняя заработная плата работающих в торговле составляет 7700 руб. Оборот розничной торговли составил 10 548 589 тыс. руб. (131,2 % по сравнению с 2005 г.) Оборот продовольственных товаров составил 5 175 560 000,0 тыс. руб., 5 372 729,0 тыс. руб. оборот непродовольственных товаров. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей составляет 305,7 кв.м. Открылись новые современные торговые предприятия, такие как «Эссен», «Алмаз», «Оптима», «Компьютерный мир», «Престиж», «Нептун», «Евро-Азия», «Керама Мараци», «Электромир», «Сити Центр» и другие. Общая торговая площадь предприятий торговли города составляет более 127000 квадратных метров.
В целях усиления контроля над качеством и безопасностью товаров и услуг, отделом проводилась организационная и координационная работа по вопросам защиты потребительского рынка от поступления некачественных товаров. Организовано и проведено 2 месячника качества: месячник качества и безопасности плодоовощной продукции, фруктов и бахчевых; месячник качества и безопасности пиротехнической продукции. В течение года инициировались совместные с контрольно-надзорными службами проверки потребительских рынков муниципального района по фактам реализации некачественной и фальсифицированной продукции.
С целью продвижения продукции местных товаропроизводителей отделом проводилась работа по привлечению предприятий и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности области к участию в региональных, республиканских и общероссийских ярмарках, выставках и семинарах.
Оборот розничной торговли в большей части стал формироваться за счет продажи товаров крупными предприятиями торговли. Активно развивается сеть предприятий торговли и общественного питания, внедряются современные формы и методы обслуживания. В 2006 году отмечено увеличение торговой сети. Появились и развиваются современные форматы предприятий торговли (супер и гипермаркеты, магазины - дискаунтеры, торговые центры и комплексы, торговые дома). Развивается сеть социальных магазинов. Продолжает развиваться сеть фирменной торговли.
Подобный стремительный рост товарооборота отражает увеличение потребления населения и роста личных доходов граждан. По прогнозам увеличение роста доходов населения к 2008 году составит 40%, поэтому можно ожидать аналогичного роста и объемов товарооборота. Во многом это будет зависеть от уровня инфляции. По опросам общественного мнения, почти половина россиян, в том числе и жителей нашего района, считают снижение цен основной задачей власти.
Диаграмма 1 – Реальные располагаемые денежные доходы населения (в % к янв. 2004 г.).
В структуре оборота розничной торговли в 2005 и 2006 годах реализация непродовольственных товаров демонстрировала большую динамичность в сравнении с продуктами питания и их соотношение по состоянию на 31 декабря 2006 г. составляло 46,4% (продтовары) и 53,6% (непродовольственные товары). Как видно из приведенной таблицы в структуре потребления жителей нашего района значительный вес занимают продукты питания – 46%, хотя и наблюдается очевидная подвижка по сравнению с 2000 годом (48%). Согласно имеющимся данным, треть жителей ежемесячно тратят на еду половину всех имеющихся средств, 28% - две трети, 27% - почти все средства и только 11% - менее половины. Тем не менее, тенденция изменения в сторону увеличения доли непродовольственных товаров налицо, тем более что потребление продуктов питания имеет свои естественные пределы, чего нет в другом сегменте, способном развиваться в соответствии с ростом доходов населения.
За последние пять лет у нас введено в оборот более 6500 кв. м. торговых площадей современных форматов и этот процесс продолжается, поскольку норма прибыли в этом секторе недвижимости приближается к жилью и оценивается в 17-20% в год [27, с. 125].
Наиболее яркими примерами бурного развития розничной торговли в нашем районе, являются компания «Фактория», предприятия ЗАО «Рамус», компании «Эльдорадо», «Элекам», «Домо», «Александр – НК», «Техносила», «Пятерочка», «Эссен», ЗАО «Форвард», торговая сеть «Народный» и другие.
В Нижнекамском районе стали активно развиваться такие виды деятельности, как услуги в области аудита, рекламы, оценки стоимости имущества, посреднические услуги в сделках с недвижимостью, информационно-компьютерное обслуживание и др.
Бытовое обслуживание населения является одним из важных звеньев в системе отраслей платных услуг. Эта отрасль обеспечивает сокращение времени населения на удовлетворение бытовых нужд в домашних условиях, способствуя увеличению свободного времени граждан на цели самообразования, отдыха, удовлетворения культурных потребностей и т.п.
Динамика объема бытовых услуг в Нижнекамском районе за период 2000-2006 года практически была такой же позитивной, как в целом по платным услугам, за исключением 2001 г., когда наблюдалось незначительное падение объема бытовых услуг по сравнению с 2000 г. на 0,9% в сопоставимых ценах. В 2000 г. прирост объема бытовых услуг составил 3,0% к уровню предыдущего года, в 2005 г. – 4,2%, в 2006 – 1,7%. Опережающими темпами в 2006 г. росли услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (на 5,3% выше уровня 2005г.), по ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств, машин и оборудования (на 4,2%) и услуги фотоателье, фото - лабораторий (на 3,5%).
По сравнению с началом 2000 г. число ателье, цехов, мастерских, салонов увеличилось на 30 %. Наиболее значительно увеличилось число мастерских по оказанию услуг по техобслуживанию и ремонту транспортных средств (на 51,7%), по изготовлению и ремонту мебели (на 22,5%), ремонту и строительству жилья и других построек (на 19,4%).
В Нижнекамском муниципальном районе на рынке бытовых услуг в 2006 году сохранялась устойчивая ситуация. В отчетном году 234 предприятия оказывали бытовые услуги населению. Общее количество точек бытового обслуживания составляло 326 единиц, численность работающих – 2038 человек. Объем реализации бытовых услуг населению города составил 178,7 млн. рублей, темпы роста - 115 % по сравнению с 2005 годом, общая площадь предприятий превышает 408 000 кв. м.
Свыше 180 наименований продукции выпускает ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат». За 12 месяцев 2006 предприятием произведено 13 199 тон продукции на 207 млн. рублей. Внедрены в производство новые виды хлеба, тортов, внедрена новая технология производства бисквитных полуфабрикатов с какао, отработана технология производства зефира.
ООО «Нижнекамское мясоперерабатывающее предприятие» в 2006 году произведено 2048 тон мясной продукции на сумму 217 988 тыс. рублей. В настоящее время предприятие выпускает 92 наименования колбасных изделий, 8 наименований сырокопченых продуктов, 11 наименований мясных замороженных полуфабрикатов, 17 – копченостей, 4 – мясных полуфабрикатов, 22 наименования мясной продукции, 17 наименований субпродуктов. В ассортименте колбасных изделий имеются диабетические колбасы, колбасы и полуфабрикаты, приготовленные в соответствии с нормами шариата, сосиски, сардельки, полуфабрикаты для детей и школьников. До 98% выпускаемой предприятием продукции реализуется в г. Нижнекамске. Среднемесячный объем реализации колбасных изделий составляет 116 тон, мясопродуктов – 54 тон.
Производство ликероводочной продукции филиалом ОАО «Татспиртпром» «Нижнекамский ликероводочный завод» за 12 месяцев отчетного года составило 480,6 тыс. дал. Реализовано 412,7 тыс. дал. продукции. На заводе создана система менеджмента качества на основе требований международных стандартов серии ИСО 9000 [28, с. 23].
Кроме своей основной работы, специалисты отдела организовывают и практически ежемесячно проводят, совместно с другими отделами и управлениями исполнительного комитета, многочисленные мероприятия городского и республиканского масштабов. Выполняют поручения и задания руководства Совета, исполнительного комитета и Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан.
Специалисты отдела готовили проекты постановлений и распоряжений руководителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан по весенне-летней торговле, по организации летних кафе, по новогодним праздникам, по реализации алкогольной продукции, по реализации бахчевых и многие другие документы.
Специалисты отдела принимали самое непосредственное и прямое участие в ликвидации на территории муниципального района субъектов игорного бизнеса. Координация действий всех контрольно-надзорных служб города по исполнению Закона Республики Татарстан от 05.04.2006 года № 25 - ЗРТ «О размещении игорных заведений на территории Республики Татарстан» была возложена на отдел торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
С участием представителей Межведомственной комиссии проведено 4 совещания с организаторами игорного бизнеса, из них 2 в поселке городского типа Камские Поляны. На совещании разъяснены нормы законодательства, ответственность за их неисполнение.
Непосредственная работа велась с арендодателями, предоставляющими площади для размещения игорных заведений. После проведенного 28 августа 2006 года совещания подавляющее большинство из них, уведомили владельцев игорных заведений о расторжении с ними договоров аренды.
В период с 15 июля 2006 года по 15 октября 2006 года силами двух рабочих групп, созданных в рамках межведомственной комиссии, под координацией специалистов отдела торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ, согласно утвержденному графику, проведено 42 рейдовых мероприятия по контролю над деятельностью игорных заведений.
По результатам, которых составлен 51 протокол о совершении административных правонарушений.
– Выдано 26 предписаний об устранении выявленных нарушений.
– Наложено штрафных санкции на сумму более 100 тыс. рублей.
– Приостановлена деятельность 45 игорных заведений.
В марте месяце информация о предоставлении торговых площадей в ООО «Нижнекамский коммерческий центр» гражданам Вьетнама взбудоражила предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в ООО «НКЦ» и ООО «Рыночный комплекс». В отдел торговли и потребительских услуг исполкома посыпались письма и звонки от предпринимателей с просьбой оградить их от конкурентов из Вьетнама. Предприниматели организовали несколько стихийных несанкционированных митингов протеста у здания Совета Нижнекамского муниципального района РТ. На территории Нижнекамского коммерческого центра возрос поток нелегальных мигрантов из числа граждан Республики Вьетнам. Совместно с контрольно-надзорными органами города и сотрудниками ОУФМС РФ по РТ в г. Нижнекамске, специалисты отдела провели рейды в Нижнекамском коммерческом центре. К административной ответственности за нарушение миграционных правил было привлечено 17 граждан Республики Вьетнам. Принимающая вьетнамцев организация «Намус», допустившая грубые нарушения в области миграционного законодательства, дважды в судебном порядке привлечена к ответственности. С 1 ноября 2006 года организация «Намус» прекратила свою деятельность на рынке «Нижнекамский коммерческий центр».
Предприниматели города выражали серьезную озабоченность тем, что допуск вьетнамцев приведет к серьезному росту социальной напряженности среди предпринимателей. Несмотря на то, что конкуренция неизбежно приведет к снижению цен, от чего население города только выиграет, специалисты отдела провели необходимые превентивные и оперативные мероприятия и недопустили появления вьетнамцев на оптово-розничном рынке Нижнекамского коммерческого центра, чем сняли социальную напряженность в предпринимательской среде [29, с. 17].
С целью ликвидации мест стихийной и несанкционированной торговли проведено более 100 рейдов. Совместно с контролирующими и надзорными службами города проводились мероприятия по пресечению незаконной торговли речной рыбой и рыбопродуктами, пиротехническими изделиями, спиртосодержащей продукцией, елками, бахчевыми и другие мероприятия.
В целях продвижения продукции местных производителей на потребительский рынок проведен «круглый стол» с руководителями предприятий агропромышленного комплекса, крупных предприятий оптовой и розничной торговли. По инициативе специалистов отдела на рынках выделены дополнительные торговые места по реализации продукции местных товаропроизводителей. Организован и проведен конкурс «Лучшее предприятие торговли по продвижению товаров Республики Татарстан».
Специалистами отдела также осуществляется постоянный контроль за бесперебойным обеспечением хлебобулочными изделиями розничной торговой сети города. В порядке контроля за качеством хлеба специалистами отдела, совместно с ТО ТУ Роспотребнадзора, регулярно проводятся проверки хлебопекарных предприятий города.
В Нижнекамском муниципальном районе функционируют 5 рынков и 1 рыночный комплекс. Торговая площадь рынков составляет более 74 000 квадратных метров.
Во исполнение Поручения Президента Российской Федерации Путина В.В. и резолюции Президента Республики Татарстан Шаймиева М.Ш., специалисты отдела приняли участие в совещании, в котором принимали участие все контрольно-надзорные органы и службы города. На совещании были рассмотрены вопросы о состоянии торговли на оптовых и розничных рынках города в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и населения. Было принято решение о подготовке плана оперативно-профилактических мероприятий по декриминализации рыночной торговли, о создании рабочей комиссии и подготовке проекта распоряжения руководителя исполнительного комитета.
На основании проекта распоряжения, подготовленного в кратчайшие сроки отделом торговли и потребительских услуг исполкома, издано распоряжение руководителя исполнительного комитета «О создании межведомственной комиссии по упорядочению торговли на предприятиях потребительского рынка на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан № 1207-р». В состав межведомственной комиссии вошли все контрольно-надзорные органы и службы города.
Всем контрольно-надзорным органам города было дано задание – осуществить соответствующие проверки предприятий потребительского рынка, функционирующих на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан, а отделу торговли координировать действия всех задействованных служб.
Выполняя поручение, отдел довел до руководителей рынков информацию о принятии дополнительных мер по упорядочению торговли на оптовых и розничных рынках в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и населения и о соблюдении миграционного законодательства Российской Федерации.
Совместно с контрольно-надзорными органами города и сотрудниками ОУФМС РФ по РТ в г. Нижнекамске, отделом было проведено свыше 20 рейдов по рынкам города на предмет проверки документов у иностранных граждан, занимающихся коммерческой деятельностью. В ходе проведенных мероприятий выявлено 56 нарушителей миграционного законодательства Российской Федерации.
Отделом постоянно проводятся мероприятия:
– по мониторингу цен на основные виды продуктов;
– по определению стоимости потребительской корзины; (за отчетный период стоимость потребительской корзины составила 4262,90 руб);
– по прожиточному минимуму трудоспособного населения; (за отчетный период прожиточный минимум трудоспособного населения составил 3027 руб);
– по сбору и обработке информации по основным показателям деятельности предприятий торговли Нижнекамского муниципального района;
– по сбору и обработке информации согласно Программе развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания Нижнекамского района на 2004-2010 годы.
Специалистами отдела проведены мероприятия:
– организовано 5 ярмарок - продаж: «Школьная», «Осенняя», «Овощная», «Новогодняя», «Цветочная» посвященная 40-летию города.
– проведено 30 заседаний рабочей группы по координации деятельности контролирующих органов на потребительском рынке товаров и услуг;
– проведены совместные проверки и обследования по вопросам: работы предприятий торговли (по обращениям граждан), соблюдения Правил торговли на рынках, организации продажи предметов религиозного назначения, организации торговли квасом, мороженым, прохладительными напитками, плодоовощной продукцией, бахчевыми, соблюдения требований Закона «О защите прав потребителей »;
– проведено 24 рабочих совещаний с руководителями торговой отрасли, представителями контролирующих служб и подразделений города по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
– прорабатывались коммерческие предложения предприятий – производителей, организовывалось участие торговых предприятий города в региональных, республиканских и общероссийских ярмарках - выставках;
– проведена работа по оказанию адресной помощи предприятиями сферы торговли и услуг ветеранам Великой Отечественной войны:
– на личном приеме начальника отдела принято 1154 человека;
– проведено 4 учебных методических семинаров с предприятиями торговой отрасли , 2 «круглых стола»: «Здоровое питание – здоровая нация» и «О взаимодействии отдела торговли и потребительских услуг исполнительного комитета с контролирующими, правоохранительными органами и оптовыми предприятиями по обеспечению контроля соблюдения законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за её качеством»;
– принято участие в организации и проведении семинаров по вопросам трудового законодательства, административной ответственности в сфере предпринимательства, развития потребительского рынка;
– проведена работа совместно с МУ "Инспекция по благоустройству" и Управлением строительства и архитектуры по определению первоочередных территорий, прилегающих к объектам сферы торговли и услуг и подлежащих реконструкции и благоустройству;
– в преддверии новогодних праздников проведена работа с руководителями предприятий отрасли по их участию в световом оформлении фасадов зданий предприятий и прилегающих территорий.
В 2006 году состоялись 4 заседания Межведомственной комиссии по координации действий правоохранительных и контролирующих органов, направленных на пресечение нарушений в сфере оборота спирта и алкогольной продукции, по графику проводились заседания её рабочей группы.
Таким образом, отдел инспектирования и координации потребительского рынка:
– содействует созданию благоприятных условий для развития и насыщения городского потребительского рынка товаров и услуг. Приоритетное направление работы – поддержка местных производителей и продвижение их товаров на потребительском рынке.
– осуществляет контроль обеспечения безопасности потребительского рынка товаров и услуг.
– оказывает возможное содействие в трудоустройстве безработных работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
– содействует повышению профессионального мастерства работников сферы торговли, общественного питания и бытовых услуг.
– осуществляет постоянный контроль состояния и содержания объектов торговой отрасли и организации работ по благоустройству прилегающей к ним территории.
– оказывает помощь населению муниципального района в области защиты прав потребителей и улучшении организации торговли в Нижнекамском муниципальном районе РТ.
Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы, основной задачей деятельности отдела является осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы в сфере торговли, внешнеэкономической деятельности и потребительских услуг. Выполняя свою основную задачу, направленную на проведение на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан единой политики стимулирования развития потребительского рынка товаров и услуг, отдел торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан координирует работу предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 235.