Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обоснование проблемы исследования Актуальность темы состоит в том, что конкуренция является обязательным условием существования рынка. Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Если конкуренция отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Татарстана. При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды. В условиях постоянно меняющегося состояния маркетинговой среды предпринимательские структуры оказываются в сфере конкуренции, которая может быть функциональной, видовой и маркетинговой.

Конкуренция рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как "невидимая рука" рынка, уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Конкуренция один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизма регулирования осуществленного производства. Как общественная форма взаимодействия субъектов конкуренция выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, вовлеченного в борьбу между двумя, более или менее четко обозначенными соперниками по бизнесу.

В современном мире конкурентоспособность продукции носит универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству товаров и услуг выступает необходимой составляющей оценки качества жизни населения. Развитие конкурентной среды потребительского рынка в муниципальном образовании способствует созданию эффективных условий для лучшего обеспечения населения услуг торговли и общественного питания.

Важная составляющая муниципального управления – регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит повседневная жизнь населения. В этом состоит актуальность данной темы.

Степень разработанности темы. Данная тема вызывает определенный интерес ряда ученых, юристов, экономистов, социологов, маркетологов.

По мнению Хруцкого, В.Е., Корнеевой, И.В., Автуховой Е.Э. Конкурентоспособность – стабильная возможность удовлетворять определенные запросы покупателей лучше, чем конкуренты, и благодаря этому успешно продавать продукцию с приемлемыми финансовыми результатами для производителя.

Ж.–Ж. Ламбен считал, что конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты) является существенным фактором климата или конкурентной ситуации на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Ж.-Ж. Ламберн предложил многокритериальную матрицу для интерпретации стратегических позиций в условиях динамики привлекательности и конкурентоспособности рынка.

Цель исследования социологического исследования – изучение форм и методов взаимодействия предприятий различных форм собственности с отделом инспектирования и координации потребительского рынка муниципального образования.

Объектом исследования социологического исследования является отчетная документация отдела инспектирования и координации потребительского рынка в муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан.

Предметом исследования является методы и формы воздействия предприятий различных форм собственности и отдела торговли.

Логический анализ понятий.

Конкуренция — форма экономической состязательности между производителями и поставщиками за более выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг, источники сырья. Конкуренция весьма действительный механизм рыночного регулирования пропорций общественного производства.

Конкурентоспособность товара – это соответствие товара условиям рынка, конкретным требования потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но коммерческим и иным условиям его реализации.

Потребительский рынок – составная часть городского хозяйства, обеспечивает потребности населения в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Гипотеза исследования — недостаточное применение форм и методов взаимодействия отдела инспектирования и координации потребительского рынка с предприятиями различных форм собственности.

Задачи исследования :

– провести анализ деятельности отдела инспектирования и координации потребительского рынка;

– выявить существующие проблемы и особенности в управлении отдела инспектирования и координации потребительского рынка;

– определить количественные и качественные характеристики торговли и общественного питания;

– изучить нормативно-правовые и законодательные материалы в сферы торговли и общественного питания;

– выявить имеющиеся формы и методы воздействия на предприятия с различной формой собственности отделом инспектирования и координации потребительского рынка на данный период.

 

Таблица 7 – Рабочий план исследования

 Наименование мероприятий Сроки исполнения Ответственные за исполнение Примечание
 Обсуждение методического инструментария 10.01.07-10.02.07 Дипломант, члены исследовательской группы Консультация со специалистами
Проведение пилотажного исследования 18.02.07- 20.02.07 Дипломант Совместно с научным руководителем
Обработка первичной социологической информации 21.02.07-27.02.07 Руководитель вычислительного центра На базе ВЦ
Анализ результатов исследования 27.02.07- 20.03.07 Руководитель, члены исследовательской группы  
Научное обсуждение выводов 21.03.07- 27.03.07 «» При участии специалистов
Непосредственная работа с материалом 27.03.07- 21.04.07 Дипломант При участии научного руководителя

 

Методы исследования:

– вторичный анализ документов (отчеты отдела инспектирования и координации потребительского рынка).



Заключение

Конкуренция в рыночной экономике, претерпев заметные изменения за последние десятилетия, продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в прошлом веке, сохраняя важнейшее место в экономическом механизме. Сохранение конкурентных и монопольных сил в экономике ныне таково, что позволяет считать современный капитализм не в меньшей мере конкурентным, чем монополистическим. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, стимулируют товаропроизводителей, «вымывают» неэффективные звенья. Конкуренция воплощает в себе стихийно-регулирующее (или саморегулирующее) начало. Силы её действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих к обеспечению динамического равновесия спроса и предложения при общем повышении эффективности всего производственного процесса. В силу своего стихийного характера конкуренция, особенно при условии её полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с её жёсткими законами – главный двигатель современного прогресса

Конкуренция – эффективный, дешевый метод экономического контроля. Они толкает производителя на сокращение издержек производства, иен, увеличение объема сбыта, па борьбу за потребителя и улучшение качества.

Важная составляющая муниципального управления – регулирование потребительского рынка. От его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг зависит повседневная жизнь населения.

Структура потребительского рынка как составная часть городского хозяйства обеспечивает потребности населения услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Подавляющая часть потребительского рынка представлена в настоящее время частными предприятиями и организациями. В то же время огромный объем ресурсов, обращающихся в сфере потребительского рынка, делают его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления внимательно следить за его состоянием, своевременно принимать предупредительные меры, поддерживая и развивая данную сферу исходя из нужд населения.

Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товаропотокам, количеству и качеству услуг выступает необходимой составляющей оценки качества жизни населения.

В связи с обострением экологических проблем в России и во всем мире особое значение для конкурентоспособности продукции приобретают такие признаки качества, как безопасность для жизни населения и экологическая чистота продукции.

В условиях перехода России к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства действительно конкурентоспособных товаров. В этой связи возникает проблема поиска экономически рациональных уровней конкурентоспособности товаров и затрат на их достижение. Все это повышает роль управления в целенаправленном воздействии на качество, а через него – на конкурентоспособность продукции.

В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы обязательно проходит двойной контроль. Внешний контроль производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную оценку этой деятельности дает в конечном счете покупатель (потребитель). Конкуренция — самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, который не имеет себе равных. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок. Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.

Решение проблемы качества в России в новых условиях во многом зависит от создания соответствующей законодательной базы. Ее составные элементы – Закон о защите прав потребителей; Законы о стандартизации и сертификации; Закон о государственном надзоре за стандартами, нормами и правилами; Закон о метрологии, — тесно увязанные с другими «смежными» законодательными актами (например, такими, как Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Закон «Об охране окружающей среды»).

Разработана Государственная программа России по управлению качеством продукции. В ней отражена государственная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересованность товаропроизводителей в выпуске продукции в ассортименте, отвечающем интересам различных групп потребителей, а также отвечающих задачам социально-экономического развития России. Имеется в виду, что государство, влияя на управление качеством, не будет непосредственно вмешиваться в практическую деятельность предприятий.

В региональном анализе потребительского рынка выделяются направления, которые имеют существенное значение как для государственной статистики, так и для бизнес-статистики. В частности, определяется круг интересов государственного управления, вытекающих из оценок уровня и скорости развития региональных рынков, связанных с территориальной дифференциацией налогообложения, проведением демографической политики, политики занятости и социальной защиты, стимулированием или, наоборот, ограничением тех или иных форм региональной рыночной деятельности, политики государственных заказов и инвестирования и т. д. В бизнес-статистике и стратегическом маркетинге региональный анализ товарооборота в значительной степени подчинен такой цели, как сегментация потребительского рынка по географическому принципу: обоснование инвестирования в региональную экономику, разработка маркетинговой стратегии дистрибыоции в территориальном разрезе, определение емкости рынка отдельных регионов. Это целиком и полностью относится и к макроанализу рынка на уровне таких социально-экономических образований, как федеральные округа.

Развитие торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов торговли на уровне региона, города при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом торговли, разработки новых видов изделий и товаров и т.д.

Отдел торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан создан для реализации функций муниципального управления в сфере торговли и внешнеэкономической деятельности, защиты прав потребителей, потребительских услуг на территории муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан.

Основной целью деятельности данного отдела является создание условий для обеспечения жителей г.Нижнекамска услугами торговли, общественного питания и бытовых услуг, а также осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы, в подведомственных отраслях и видах деятельности.

Отдел инспектирования и координации потребительского рынка входит в структуру исполнительного комитета муниципального района РТ и состоит из шести штатных единиц: начальника отдела, двух главных специалистов, одного ведущего специалиста, двух специалистов 1-ой категории с высшим профильным образованием.

В своей деятельности отдел инспектирования и координации потребительского рынка исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ непосредственно подчиняется Руководителю информационно-аналитического сектора отдела инспектирования и координации потребительского рынка исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ.

Отдел инспектирования и координации потребительского рынка:

– содействует созданию благоприятных условий для развития и насыщения городского потребительского рынка товаров и услуг. Приоритетное направление работы – поддержка местных производителей и продвижение их товаров на потребительском рынке.

– осуществляет контроль обеспечения безопасности потребительского рынка товаров и услуг.

– оказывает возможное содействие в трудоустройстве безработных работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

– содействует повышению профессионального мастерства работников сферы торговли, общественного питания и бытовых услуг.

– осуществляет постоянный контроль состояния и содержания объектов торговой отрасли и организации работ по благоустройству прилегающей к ним территории.

– оказывает помощь населению муниципального района в области защиты прав потребителей и улучшении организации торговли в Нижнекамском муниципальном районе РТ.

Основной задачей деятельности отдела является осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы в сфере торговли, внешнеэкономической деятельности и потребительских услуг. Выполняя свою основную задачу, направленную на проведение на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан единой политики стимулирования развития потребительского рынка товаров и услуг, отдел торговли и потребительских услуг исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан координирует работу предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания.

Пик государственного регулирования в социальной сфере пришелся на 60—70-е годы. Он сопровождался настоящим бумом в области консьюмеризма — движения потребителей в защиту своих прав. В этот период конгресс США принял ряд дополнительных законов, связанных с качеством и безопасностью потребительских товаров и направленных на защиту интересов потребителя. В соответствии с некоторыми из этих законов были учреждены новые государственные органы, нацеленные на обеспечение качества и безопасности товаров, поступающих в торговую сеть.

Есть основания утверждать, что за истекшее столетие в США сложился и продолжает устойчиво функционировать механизм государственного регулирования качества потребительских товаров, который стал неотъемлемой частью общественно-политической системы.

Гипотеза данной работы подтвердилась, действительно, недостаточно применяются формы и методы взаимодействия отдела инспектирования и координации потребительского рынка с предприятиями различных форм собственности. Для развития конкурентной среды потребительского рынка автор предлагает разработать программу для усовершенствования этой проблемы.

Целью разработки программы является определение направлений развития оптовой, розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивающих развитие предприятий всех форм собственности, их хозяйственных связей с местными и отечественными производителями для накопления рынка современными высококачественными товарами и услугами, достижение на этой основе роста занятости, доходов и благосостояния населения города, т.е. развитие конкурентной среды потребительского рынка.

Основными задачами регулирования конкурентной среды потребительского рынка должны стать:

– развитие конкурентной среды и предупреждения возможных проявлений монополизма;

– устранение административных барьеров при развитии малого предпринимательства;

– осуществление обучения работников потребительского рынка по вопросам защиты прав потребителей через фонд поддержки малого предпринимательства, учебно-методический центр охраны труда;

– освещение через средства массовой информации консультационных материалов и материалов методологического характера;

– обеспечение безопасности товаров и услуг;

– защита потребительского рынка на основе поддержки местных и областных товаропроизводителей;

– обеспечение соблюдения действующего законодательства всеми участниками сферы потребительского рынка.

Можно также еще раз подчеркнуть, что основу для решения проблемы формирования конкурентной среды потребительского рынка создает политика государства в этой области, а полученные возможности уже в той или иной мере реализуются на фирменном уровне. Важное значение имеет поддержка государством наукоемкого сектора; создание системы льгот для хозяйственников, применяющих новые технологии, повышающих качество продукции, увеличивающих объемы продаж своей продукции за рубеж.

Кроме этого, поддержка и помощь должны заключаться в развитии и укреплении информационной базы потребительского рынка; создании возможности сертификации и контроля качества товаров и упрощении их процедуры; создании кредитной системы, доступной всем субъектам рынка; упрощении процедуры налогообложения; сокращении форм отчетности для частного предпринимателя; повышении правовой культуры участников рынка; обеспечении соблюдения требований закона всеми участниками рыночных отношений.

 



Дата: 2019-07-31, просмотров: 173.