Главной проблемой возникшей в последнее время является нецелевое использование бюджетных средств. В связи с плохим финансированием незащищенных статей расходов учреждений из республиканского (местного) бюджета, некоторые руководители учреждений используют средства запланированные на другие цели, на покрытие расходов по этим статьям. Из-за этого происходит нарушение бюджетной дисциплины и соответственно нарушения влекут за собой административную и дисциплинарную ответственность. В основном ответственность за плохое финансирование должна ложиться на главных распорядителей ассигнований и финансовые органы, а не нижестоящие организации.
Необходимо проводить работу для покрытия расходов бюджетных учреждений, за счет проведения взаимозачетов предприятий и организаций с учреждениями здравоохранения. Существует необходимость погашения задолженности учреждений за: теплоэлектроэнергию, топливо, ГСМ, медикаменты, продукты питания и др. расходы. Предприятия и организации имеющие задолженность в бюджет должны производить взаимозачеты с учреждениями имеющими задолженность перед данными лицами.
Процедура взаимозачетов очень сложная и требует участия нескольких сторон: представителя финансового органа, руководителей учреждения здравоохранения, главного распорядителя ассигнований - министра здравоохранения или заменяющего его лица, а также руководителя предприятия или организации имеющей задолженность по платежам в бюджет. Теоретически возможно проведение взаимозачетов через несколько юридических лиц, имеющих задолженность друг другу и по платежам в бюджет, так как задолженность одного бюджетного учреждения тянет за собой цепочку долгов других предприятий и организаций. Но на практике такая методика не применяется, так как процедура взаимозачетов сильно усложняется и не дает желаемых результатов. Для проведения данных операций необходим централизованный орган, координирующий проведение процедуры взаимозачета, который в настоящее время отсутствует.
Для упрощения схемы финансирования бюджетных учреждений, необходимо реформирования структуры предоставления бюджетных средств. Требуется перейти от поэтапного финансирования, когда денежные средства получают главные распорядители ассигнований, а затем подведомственные учреждения, к схеме прямого финансирования через казначейские органы. Это позволит ускорить процесс предоставления денежных средств, упорядочить систему контроля за их поступлением и расходованием, снизить затраты на проведение расчетных операций, усовершенствовать систему проведения взаимозачетов, снизить возможность нецелевого использования денежных средств. Для проведения реформы необходимо разделить полномочия руководящих органов здравоохранения и финансовых органов, в области финансирования и охраны здоровья. Часто встречаются случаи, когда руководителям министерств и ведомств приходится решать финансовые вопросы, искать дополнительные источники финансирования и покрытия расходов. Это снижает эффективность работы и увеличиваются затраты на содержание аппарата управления и контролирующих органов.
Необходимо внедрять в бухгалтерский учет учреждений здравоохранения мировые стандарты учета. Это позволит приблизить учетный процесс к общепринятому стандарту, снизить трудоемкость работ, сделать открытыми и общедоступными операции, и анализ работы учреждения, создаст возможность для привлечения инвестиций иностранного капитала в область охраны здоровья населения, что позволит повысить техническое и технологическое оснащение учреждений, создание высокоэффективных препаратов и медицинского оборудования на внутреннем рынке страны, повысить качество и эффективность лечения, создать совместные предприятия по обеспечению медицинских учреждений высокоэффективными методами лечения и оборудованием.
Внедрение международных стандартов учета должно происходить поэтапно с учетом национальных особенностей учета. Этот процесс должен происходить за счет принятия к работе нормативно-методических указаний, поэтапно приближающих бухгалтерский учет к международным стандартам, так как стандартизировать учет за короткий срок невозможно. Внедрение стандартов учета позволит применение зарубежных методик финансирования медицинской помощи, анализа работы учреждения, и соответственно повысить эффективность работы учреждения.
Развитие бухгалтерского учета должно происходить по пути увеличения степени автоматизации учетных работ. Это должно происходить за счет внедрения в работу бухгалтера электронно-вычислительных средств и программных комплексов. Создание автоматизированного рабочего места бухгалтера позволит не только упростить бухгалтерский учет, но и проводить автоматизированный анализ учетной информации, поиск резервов повышения эффективности работы учреждения, создание информационной базы для статистической и экономической обработки, быстрое предоставление информации, оперативная корректировка методик учета согласно изменению законодательства.
Компьютеризация бухгалтерского учета должна проводиться путем создания единого информационно-вычислительного комплекса программных систем с использованием стандартизированных форматов хранения и обмена данных. Это позволит создать единую региональную бухгалтерскую электронную сеть, с возможностью оперативной передачи и обработки информации. Современное аппаратное обеспечение дает возможность создания электронно-вычислительной сети, как в пределах одного учреждения, так и всего региона в целом.
Наиболее перспективно использование глобальной сети INTERNET для организации передачи информации.
Однако существует ряд проблем на пути решения поставленной задачи. Во-первых, современные телефонные сети Республики Тыва не обеспечивают необходимой скорости передачи информации. Во-вторых, отсутствие возможности электронной связи с отдаленными районами Республики Тыва, приводит к недостатку информации в базе данных и необходимости ее дополнительного ввода, что значительно повысит расходы на содержание комплекса. В-третьих, нехватка подготовленных специалистов в отдаленных районах, делает невозможным создание и поддержку программных средств. В- четвертых, необходимо создание стандартизированных программных пакетов, с учетом специфики различных регионов, методов учета и обработки медицинской информации. Все эти вопросы требуют дополнительного вложения финансовых средств и делают проект компьютеризации бухгалтерского учета низкорентабельным.
В современных условиях развития бухгалтерского учета назрела необходимость реформирования методик учета. Это нужно для внедрения в работу лечебно-профилактических учреждений методов анализа работы и поиска резервов повышения эффективности оказания услуг. Для развития отрасли необходим переход от старых форм хозяйствования к современным методам работы. Необходимость внедрять платные медицинские услуги и оплата лечения больных за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, усложняет учетный процесс. В связи с этим возникают вопросы касающиеся изменения не только отдельных методов учета, но и всей системы бухгалтерского учета. Необходимо повышать роль управленческого учета и анализа в работе бюджетных учреждений. Это создаст возможность не только эффективно расходовать денежные средства, но и увеличит способность руководства в поисках новых источников финансирования и развития отрасли здравоохранения.
Глава 3. Анализ работы учреждений здравоохранения
Доходы и расходы.
Расходы учреждений здравоохранения погашаются из нескольких источников (табл).
Таблица
Структура погашения расходов учреждения за 1998 год
Расходы | Источники погашения (тыс. рублей) | Структура погашения (% от расходов) | |||||
Кожууны | (тыс. руб.) | Бюджет | Фонд ОМС | Платн. услуги | Бюджет | Фонд ОМС | Платн. услуги |
Бай-Тайгинский | 7381 | 6918 | 341 | 121 | 93,7% | 4,6% | 1,6% |
Барун-Хемчикский | 13548 | 12059 | 1169 | 320 | 89,0% | 8,6% | 2,4% |
Дзун-Хемчикский | 8774 | 7978 | 614 | 181 | 90,9% | 7,0% | 2,1% |
Каа-Хемский | 5158 | 4668 | 361 | 129 | 90,5% | 7,0% | 2,5% |
Кызыльский | 8309 | 7855 | 449 | 5 | 94,5% | 5,4% | 0,1% |
Монгун-Тайгинский | 4542 | 4107 | 305 | 130 | 90,4% | 6,7% | 2,9% |
Овюрский | 4214 | 3796 | 309 | 109 | 90,1% | 7,3% | 2,6% |
Пий-Хемский | 4219 | 3908 | 309 | 2 | 92,6% | 7,3% | 0,1% |
Сут-Хольский | 5001 | 4606 | 379 | 16 | 92,1% | 7,6% | 0,3% |
Тандинский | 6977 | 6499 | 349 | 129 | 93,1% | 5,0% | 1,9% |
Тес-Хемский | 3816 | 3508 | 253 | 55 | 91,9% | 6,6% | 1,4% |
Тоджинский | 3017 | 2868 | 108 | 42 | 95,0% | 3,6% | 1,4% |
Улуг-Хемский | 11975 | 11131 | 643 | 201 | 93,0% | 5,4% | 1,7% |
Чаа-Хольский | 3950 | 3589 | 355 | 5 | 90,9% | 9,0% | 0,1% |
Чеди-Хольский | 3722 | 3358 | 267 | 97 | 90,2% | 7,2% | 2,6% |
Эрзинский | 6281 | 6026 | 77 | 179 | 95,9% | 1,2% | 2,8% |
г. Ак-Довурак | 4377 | 4161 | 157 | 58 | 95,1% | 3,6% | 1,3% |
г. Кызыл | 99265 | 88324 | 8438 | 2503 | 89,0% | 8,5% | 2,5% |
По Республике Тыва | 204525 | 185359 | 14883 | 4284 | 90,6% | 7,3% | 2,1% |
Как видно из таблицы в 1998 году более 90% расходов было профинансировано за счет средств бюджета. Более 95% расходов из бюджета было погашено в Эрзинском, Тоджинском кожуунах и городе Ак-Довурак. Менее 90% в г. Кызыле и Барун-Хемчикском кожууне. Из территориального фонда ОМС погашено более 8% расходов в Чаа-Хольском, Барун-Хемчикском кожуунах и г. Кызыле, а меньше 2% в Эрзинском кожууне. За счет платных услуг было профинансировано в среднем 0.4% всех расходов учреждений. Больше всего расходов погашено за счет платных услуг в Монгун-Тайгинском (2.9%), Эрзинском (2.8%) , Чеди-Хольском (2.6%), Овюрском (2.6%) кожуунах. Меньше всего расходов погашено за счет платных услуг в Пий-Хемском, Кызыльском, Чаа-Хольском кожуунах по 0.1%. Можно сделать вывод, что введение платные услуги не имело большого значение в финансировании учреждений, это было связано в основном в недостатком опыта работы в данной области.
За 1999 год расходы погашались следующим образом (таб).
Таблица
Структура погашения расходов учреждения за 1999 год
Расходы | Источники погашения (тыс. рублей) | Структура погашения (% от расходов) | ||||||
Кожууны | (тыс. руб.) | Бюджет | Фонд ОМС | Платн. услуги | Бюджет | Фонд ОМС | Платн. услуги | |
Бай-Тайгинский | 4228 | 3397 | 376 | 455 | 80,3% | 8,9% | 10,8% | |
Барун-Хемчикский | 7621 | 5369 | 1791 | 461 | 70,4% | 23,5% | 6,1% | |
Дзун-Хемчикский | 5071 | 4378 | 421 | 272 | 86,3% | 8,3% | 5,4% | |
Каа-Хемский | 3708 | 2700 | 645 | 364 | 72,8% | 17,4% | 9,8% | |
Кызыльский | 4822 | 4383 | 376 | 63 | 90,9% | 7,8% | 1,3% | |
Монгун-Тайгинский | 2268 | 1761 | 227 | 281 | 77,6% | 10,0% | 12,4% | |
Овюрский | 2628 | 1306 | 1043 | 279 | 49,7% | 39,7% | 10,6% | |
Пий-Хемский | 3441 | 2741 | 442 | 259 | 79,6% | 12,8% | 7,5% | |
Сут-Хольский | 2821 | 1852 | 829 | 140 | 65,6% | 29,4% | 5,0% | |
Тандинский | 4951 | 3511 | 817 | 624 | 70,9% | 16,5% | 12,6% | |
Тес-Хемский | 2566 | 1819 | 436 | 311 | 70,9% | 17,0% | 12,1% | |
Тоджинский | 2362 | 1759 | 432 | 171 | 74,5% | 18,3% | 7,2% | |
Улуг-Хемский | 6962 | 5632 | 1023 | 307 | 80,9% | 14,7% | 4,4% | |
Чаа-Хольский | 2647 | 2034 | 384 | 228 | 76,9% | 14,5% | 8,6% | |
Чеди-Хольский | 2163 | 1362 | 556 | 245 | 63,0% | 25,7% | 11,3% | |
Эрзинский | 3026 | 2590 | 225 | 211 | 85,6% | 7,4% | 7,0% | |
г. Ак-Довурак | 3624 | 3342 | 22 | 261 | 92,2% | 0,6% | 7,2% | |
г. Кызыл | 71667 | 51301 | 10750 | 9616 | 71,6% | 15,0% | 13,4% | |
По Республике Тыва | 136578 | 101234 | 20796 | 14549 | 74,1% | 15,2% | 10,7% |
За 1999 год расходы здравоохранения снизились на 67947 тыс. руб. это связано в основном со снижением финансирования из бюджета с 185359 тыс. руб. до 101234 тыс. руб. , то есть на 84125 тыс. руб. или на 54,6%. Намечается тенденция к увеличению финансирования расходов учреждений здравоохранения за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования и платных услуг. Так за 1999 год по сравнению с 1998 годом за счет средств ФОМС было погашено на 5913 тыс. руб. больше, а за счет платных медицинских услуг на 10265 тыс. руб. В структуре покрытия расходов снизилась доля бюджетных средств на 16.5%, увеличилась доля средств ОМС (на 7.9%) и платных медицинских услуг (на 8.6%). Наибольшая доля расходов за счет платных медицинских услуг погашается в медицинских учреждениях г. Кызыла (13,4%), Тандинского (12.6%), Монгун-Тайгинского (12.4%), Тес-Хемского и Чеди-Хольского (12.1%) кожуунов. Наименьшая доля расходов погашается за счет платных медицинских услуг в Кызыльском (1.3%), Улуг-Хемском (4.4%), Сут-Хольском (5%), Дзун-Хемчикском (5.4%) кожуунах.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 194.