Система обязательного медицинского страхования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

· запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

· денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

· формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

· страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

· на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

· денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

· расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа ( Правление фона ).

Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Они создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» ( от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

· специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

· отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

· средства бюджета;

· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

· займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков;.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов. Пенсионный фонд РФ относится к социальным внебюджетным фондам.

Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановление Верховного Совета РФ « О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» ( от 24.02.93г. № 4543-1 ).

На территории России создаются страховые местные организации , учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.10.93 г. эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:

· обеспечение реализации Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ»;

· обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;

· достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;

· участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;

· обеспечение ее финансовой устойчивости.

Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

· осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фонда по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

· проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

· организует разработки нормативно - методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого закона;

· вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;

· осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

· участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

· осуществляет контроль за использованием финансовых средств системы;

· аккумулирует финансовые средства Федерального фонда.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

· аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;

· осуществляют финансирование обязательного медицинского страхования , проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

· проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

· выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

· совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;

· согласовывают совместно с органами исполнительной власти , профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.

Финансовые средства Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие из них:

· часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;

· взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

· ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

· добровольные взносы;

· доходы от использования временно свободных финансовых средств;

· нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов;

· средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Согласно Положению о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования страховой тариф взносов, уплачиваемых работодателем и иными плательщиками, определяется Законом РФ по представлению Правительства страны.

В соответствии с законодательством в 1995 г. для предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности страховой тариф взносов составлял 3,6 % к начисленной оплате труда по всем отношениям в следующем соотношении: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 %; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4 %.

Плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются:

· предприятия, организации, учреждения;

· филиалы и представительства иностранных юридических лиц;

· крестьянские ( фермерские ) хозяйства;

· граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью без образования юридического лица;

· граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой;

· граждане, использующие труд наемных работников.

Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Страховые взносы уплачивают:

· все плательщики, являющиеся работодателями, - один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц;

· граждане с тех видов доходов и в те сроки, которые установлены для них законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц;

· физические лица, нанимающие граждан по договорам - ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы этим гражданам;

· крестьянские ( фермерские ) хозяйства - один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.

Органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее одной трети квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации , не позднее 25 числа текущего месяца.

Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в обязательном порядке путем предоставления в банки платежного поручения не перечисления страхового взноса. Без предоставления указанных платежных поручений в банк финансовые средства на оплату труда не выдаются.

Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ). РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний.

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу.

В Республике Тыва широко внедряется система ОМС. Так за 1999 год произошло увеличение числа учреждений работающих в системе ОМС. Финансирование расходов увеличилось с 14882625 тысяч рублей (в 1998 году) до 20795706, то есть на 5931081 тысяч рублей или на 39.73% .[15. c.62]. Распределение средств по учреждениям происходит в зависимости от количества коек работающих в системе ОМС, пролеченных больных в стационаре и проведенных ими койко-дней (табл). [15. c.60].

Таблица

Показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений,

 работающих в системе обязательного медицинского страхования.

 

Кожууны (районы)

Число учреждений

Число сметных коек в системе ОМС (шт.)

Пролечено больных в стационаре (чел.)

Проведено больными койко-дней

  1998 1999 1998 1999 1998 1999 1998 1999
Бай-Тайгинский 1 1 55 80 649 720 6493 7487
Барун-Хемчикский 1 1 190 78 2057 2512 24086 37322
Дзун-Хемчикский 1 1 252 250 1024 650 10781 9485
Каа-Хемский 1 1 69 69 862 808 10449 11332
Кызыльский 1 1 70 124 775 574 10889 8710
Монгун-Тайгинский 1 1 74 23 617 495 7255 5789
Пий-Хемский 1 1 90 90 902 724 10343 9163
Овюрский 1 1 105 75 673 683 9197 10252
Сут-Хольский 1 1 135 100 806 626 9969 7881
Тандинский 1 1 70 70 755 619 8452 8304
Тес-Хемский 1 1 55 47 476 464 5904 5577
Тоджинский 1 1 85 85 152 404 1603 4711
Улуг-Хемский 1 1 115 140 1548 1358 17039 15564
Эрзинский 1 1 75 103 166 282 2590 3648
Чаа-Хольский 1 1 70 70 413 494 5913 6717
Чеди-Хольский 1 1 55 62 717 481 10337 6754
г. Ак-Довурак 1 1   2 189 25 2695 525
г. Кызыл 10 11 1819 954 13276 9841 174353 146421
ИТОГО: 27 28 3384 2422 26057 21760 328348 305642

Данные таблицы показывают, что за 1999 год произошло снижение количества больничных коек работающих в системе ОМС на 962 шт. или на 28.4%, что свидетельствует об их сокращении. Это произошло за счет снижения количества больничных коек: в г. Кызыле (на 867 или на 47.5%), в Барун-Хемчикском районе (на 112 или 58.9%), Монгун-Тайгинском (на 51 или 68.9%), Сут-Хольском (на 35 или 25.9%), Овюрском (на 30 или 28.5%), Тес-Хемском (на 8 или 14.5%), Дзун-Хемчикском (на 2 или 0.7%) кожуунах, а также роста в учреждениях: Кызыльского (на 54 или 77.1%), Эрзинского (на 28 или 37.3%), Члуг-Хемского (на 25 или 21.7%), Бай-Тайгинского (на 25 или 45.4%), Чеди-Хольского (на 7 или 12.7%) кожууны и г. Ак-Довурак (на 2 койки).(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

В среднем по республике произошло уменьшения количества пролеченных больных с 26057 до 21760 чел., то есть 4297 чел. или на 16.5%. Это произошло в результате снижения числа больных: в г. Кызыле (на 3435 или 25.8%), в Дзун-Хемчикском (на 374 или 35.5%), в Чеди-Хольском (на 236 или 32.9%), в Кызыльском (на 201 или 25.9%), Улуг-Хемском (на 190 или 12.2%), в Сут-Хольском (на 180 или 22.3%), в Пий-Хемском (на 178 или 19.7%), г. Ак-Довураке (на 164 или 86.7%), в Тандинском (на 136 или 18%), в Монгун-Тайгинском (на 122 или 19.7%) кожуунах, и роста в Каа-Хемском, Тес-Хемском, Овюрском, Бай-Тайгинском, Чаа-Хольском, Эрзинском, Тоджинском, Барун-Хемчикском кожуунах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Количество проведенных койко дней в среднем по республике снизилось с 328348 до 305642 койко-дня, то есть на 22706 или 6.9%. Это произошло за счет снижения количества койко-дней в г. Кызыле (на 27932), в Чеди-Хольском (на 3583), Кызыльском (на 2179), г. Ак-Довураке (на 2170), Сут-Хольском (на 2088), Улуг-Хемском (на 1475), Монгун-Тайгинском (на 1466), Дзун-Хемчикском (на 1296), Пий-Хемском (на 1180), Тес-Хемском ( на 327) Тандинском (на 148) кожуунах, и роста в Барун-Хемчикском (на 13236), Тоджинском (на 3108), Эрзинском (на 1058), Овюрском (на 1055), Бай-Тайгинском (на 994), Каа-Хемском ( на 883), Чаа-Хольском (на 804) кожуунах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

В связи с тем, что финансирование средств ОМС увеличилось, количество пролеченных больных снизилось, произошло увеличение затрат средства ОМС в среднем на одного больного (табл.).[15. стр. 59].

Кожууны (районы)

Средства ОМС в среднем на одного больного (рублей)

Изменение (+,-)

  1998 1999

рублей

%
Бай-Тайгинский 525.3 522.6

-2,7

-1%
Барун-Хемчикский 550.5 728.8

+178,3

+32%
Дзун-Хемчикский 599.3 648.1

+48,8

+8%
Каа-Хемский 417 800.3

+383,3

+92%
Кызыльский 548 697.2

+149,2

+27%
Монгун-Тайгинский 483.3 496.7

+13,4

+3%
Пий-Хемский 342.3 1440.2

+1097,9

+321%
Овюрский 351.8 661.5

+309,7

+88%
Сут-Хольский 470.3 1325

+854,7

+182%
Тандинский 428.2 1361.5

+933,3

+218%
Тес-Хемский 587.8 967.8

+380

+65%
Тоджинский 817.7 1088.4

+270,7

+33%
Улуг-Хемский 381.6 789.9

+408,3

+107%
Эрзинский 408.4 1174.4

+766

+188%
Чаа-Хольский 831.9 1113.9

+282

+34%
Чеди-Хольский 377.7 467.1

+89,4

+24%
г. Ак-Довурак 831.2 868

+36,8

+4%
г. Кызыл 615.2 1111.1

+495,9

+81%
           

Как видно из данных таблицы почти по всем учреждениям Республики Тыва произошло увеличение средних расходов средств ОМС на 1 больного, уменьшение произошло в Бай-Тайгинском кожууне на 2.7 рубля или на 1%.



Платные медицинские услуги.

Платные медицинские услуги составляют незначительную часть доходов учреждений здравоохранения. В республике Тыва они составляют 2-3% от общей суммы финансирования, в связи с низкой платежеспособностью населения.

Доходы полученные от платных услуг расходуются руководителем учреждения на текущие расходы, поощрение работников, и развитие материально-технической базы.

С целью изучения рынка платных медицинских услуг было проведено специальное исследование, в ходе которого опрашивались специалисты пятнадцати кожжунных учреждений Республики Тыва и 8 городских больниц г. Кызыла.

Результаты сопоставления тарифов на медицинские услуги, оказываемые в различных лечебно-профилактических учреждений, показали, что в среднем цены на аналогичные виды услуг практически совпадают, отклонения обычно составляют от 5 до 6 рублей (в ценах 1999 года), в зависимости от места расположения учреждения, и уровня качества лечения. Например: более широкой популярностью пользуются те учреждения где низкие цены на платные услуги и лучшее обслуживание. При этом цены напрямую зависят от наличия квалифицированного персонала и времени перехода учреждения на платную форму обслуживания. Чем раньше больницы переходят на систему платной медицинской помощи, тем расценки в них выше по сравнению с ценами тех учреждений, которые только приступают к оказанию услуг в такой форме.

Основные трудности перехода на платные медицинские услуги обусловлены негативным отношением пациентов, так как они стоят перед выбором получать помощь бесплатно или за деньги. Именно поэтому в тех медицинских учреждениях, где платная форма обслуживания населения только начинает внедряться, цены на аналогичные услуги более низкие по сравнению с другими, что вполне закономерно: пациенты адаптируются прежде всего к платности услуг в медицине, а затем уже к тарифам.

Анализ тарифных изменений показал, что практически ежеквартальное их увеличение происходит произвольно. Оно не обусловлено какими-либо экономическими факторами, не связано с уровнем инфляции или увеличением числа обращающихся. В ряде больниц даже при незначительном увеличении числа обращающихся больных цены на услуги поднимались почти в 3 раза. И это при том, что в каждой больнице ведется строгий помесячный учет числа обращений, и администрация может коррелировать этот фактор с ценой. Лишь в четырех больницах уровень цены на услуги зависел от числа обращений: 5% повышение числа обращений сопровождалось 10-15% ростом тарифов. Еще в трех больницах тоже самое увеличения числа обращений не сопровождалось повышением цен.

Очевидно, что изменение тарифов должно проводится обосновано, после достижения максимального спроса при минимальной тарифной ставке. В этом случае решающим оказался фактор преимущества платных услуг по сравнению с бесплатной формой обслуживания.

Анализ данных исследования показал, что внедрение принципов платности в медицине неоднозначно воспринимается лицами разного возраста, особенно при относительно высоких ценах. Так, для всех возрастных групп, кроме лиц пенсионного возраста, начальная цена на медицинские услуги в размере 10 рублей (в ценах 1999 года) не имеет значения. Их платность компенсируется теми преимуществами, что отпадает необходимость выстаивания очередей, проводится более качественный и внимательный осмотр пациентов и др.

При более высокой стартовой цене (например в 30-40 рублей и выше) количество желающих получить услуги не превышает нескольких обращений пациентов за весь рабочий день больницы.

Анализ тарифов на больничные и поликлинические услуги в динамике свидетельствует о том, что повышение цен за 1996-1999 год составило в среднем 400%. При этом наибольший рост цен приходится на стоматологические и гинекологические услуги (более чем на 800% в некоторых больницах), а наименьший - на услуги терапевта, педиатра и узкоспециализированные виды услуг.

При опросе населения, об их отношении к платной медицине, были получены данные:

положительное                                          5 %

скорее положительное, чем отрицательное 23 %

скорее отрицательное, чем положительное 32 %

отрицательное                                           36.5 %

безразличное                                                         2.5 %

не смогли дать определенного ответа                 1 %

ИТОГО                                                       100%

Как видно из полученных данных, лишь 28% ответивших относятся к платной медицине положительно, а 68.5% выразили негативное отношение. Следует отметить, что всем специалистам больниц, кроме стоматологов и гинекологов, очередь присутствовала. Однако 85% обратившихся за платной медицинской помощью выразили свое позитивное отношение к качеству обслуживания. Свое решение они аргументировали такими преимуществами платной медицины, как отсутствие очередей, более внимательное отношение медперсонала, качественная диагностика и др.

Анализ удовлетворенности качеством медицинской помощи показал, что 38% респондентов, получивших платную медицинскую помощь, устраивает качество обслуживания, ни из обратившихся к гинекологам таких лишь 19%. В числе причин, которые снижают уровень удовлетворенности платными медицинскими услугами, пациенты назвали невнимательность врача, невысокое качество осмотра и диагностики.

По мнению 13% респондентов, уровень тарифов на услуги может быть и выше. При этом положительное отношение к высоким ценам напрямую связано с уровнем дохода в расчете на одного члена их семьи(табл. №).


Таблица

Влияние уровня дохода на оценку платности услуг

Доход на 1 члена семьи в месяц Оценка тарифов на платные услуги как

Распределение посетителей по типам поликлиник, (в %)

рублей. “невысокие” (в %) платные государственные
до 200 4.7 7.9 53.8
200-300 7.7 16.7 9.2
300-400 8.3 16.6 8.4
400-500 11.4 14.1 7.8
500-600 13 11.5 6.4
600-700 15.4 11.5 5.4
800-900 18.8 10 3.6
900-1000 19.8 7.2 2.7
свыше 1000 22.6 4.5 2.7
ИТОГО: - 100 100

Из таблицы следует, что платными услугами в большей мере пользуются посетители с уровнем дохода свыше 400 рублей в месяц; таких посетителей в них 51% против 37% в государственных поликлиниках. При этом чем выше доход, тем более лояльна оценка стоимости услуг. Так, 22.6% опрошенных с доходом свыше 1000 рублей считают, что цены на медицинские услуги невысокие.

Следовательно, можно предположить, что цены на уровень обращаемости посетителей в платные поликлиники практически не влияет на ежемесячный рост цен на услуги в несколько рублей. Определяющим фактором, по данным исследования, влияющим на выбор платной медицинской помощи, является уровень дохода, который прямо пропорционально связан с готовностью респондента оплачивать услуги: чем выше доход, тем выше доля желающих оплатить услуги (табл).

Таблица

Готовность населения пользоваться платными медицинскими услугами в зависимости от ежемесячного дохода на одного члена семьи

Доход на 1 члена семьи в месяц ( в рублей) Распределение опрошенных по уровню дохода, % Доля опрошенных, готовых оплачивать медицинские услуги (%)
до 100 27.7 0.3
100-200 9.5 1.9
200-300 8.2 4.8
300-400 8.1 7.8
400-500 6.8 9.6
500-600 6.5 9.5
700-800 6.1 9.1
800-900 5.2 16.0
900-1000 4.8 19.3
1000-1100 4.4 25.0
1100-1200 3.4 31.3
1200-1300 3.4 42.2
1300-1400 2.7 53.29
1400-1500 1.3 62.41
1500-1600 1.3 72.25
свыше 1600 0.6 81.0
ИТОГО 100 -

Хотя высоким уровнем дохода на одного члена семьи располагает незначительная часть населения, пациенты этой категории готовы получать и оплачивать медицинскую помощь высокого качества. При этом они рассчитывают не только на высококвалифицированную медицинскую помощь, но и на весь комплекс услуг, включая дефицитные лекарственные средства, которые они не могут получить в других учреждениях.

Анализ мотивации выбора платных услуг респондентами показал, что главный мотив выбора платной поликлиники для респондентов - качество обслуживания (уровень диагностики, лечения, комфортность сервиса); для 32% наличие у врача ученой степени и его общественное признание; для 59% респондентов и то и другое.

Важной составляющей проведенных маркетинговых исследований явилась емкость рынка платных медицинских услуг, которую можно считать различными способами. Так, если исходить из максимальной (в ценах 1999 года) стоимости услуг в 60 тысяч рублей, то основываясь на данных об уровне дохода и готовности оплачивать получаемую помощь, можно считать, что потенциальный спрос составит около 20 тысяч человек в месяц. Но в этом случае в расчет попадают разовые посещения врача как за один месяц, так и за год. Целесообразнее, таким образом, опираться на среднее число обращений в месяц, которое составляет от 3 до 4 тысяч человек в расчете на одно платное учреждение.

Поскольку за повторной помощью обращаются от 80 до 90% больных, можно рассчитать, что число пациентов, впервые обращающихся в платные поликлиники, составляет 6 тысяч человек в месяц. В этот расчетный показатель также включаются иногородние пациенты, которые составляют от 30 до 60% от общего числа обратившихся за платными медицинскими услугами. Такой разброс детерминируется различием в обращаемости к специалистам разного профиля.

Из категории больных, которые оплачивают только койко-место, каждый пятый готов возмещать весь комплекс обслуживания полностью, но отсутствие свободных палат вынуждает пациентов пользоваться тем, что предлагает администрация.

В течение года цены на больничные услуги заметно возрастают, что обусловлено превышением спроса над предложением, качеством лечебно-диагностических технологий и эффективностью медикаментозных средств.

При отборе пациентов на госпитализацию в отдельную палату с полным пансионом администрация стационара исходит из наличия свободного места, возможности приобретения фармацевтических препаратов самим больным, уровня инструментальной оснащенности рабочего места врача и т.д. Нередки случаи, когда отбор лиц ведется врачом по знакомству или материальному поощрению, в таких случая возникают ситуации прямо противоречащие уголовному законодательству. В целях предотвращения подобных ситуации необходимо наладить необходимый контроль за деятельностью должностных лиц, который в настоящее время отсутствует полностью.

Таким образом, в целом результаты анализа данных показали, что спрос на платные медицинские услуги превышает предложение, а развитие рынка терапевтических услуг сдерживается ограниченностью их видов и форм обслуживания, неудовлетворительной оснащенностью учреждений здравоохранения современными лечебно-диагностическими технологиями и эффективными медицинскими препаратами, отсутствием должной рекламы, а также нехватка опыта руководителей учреждений в данной области, их неумелое руководство.

 


 2.4. Распределение расходов.

За 1999 год расходы учреждений здравоохранения имели тенденцию к снижению(табл.).

Таблица

Расходы учреждений здравоохранения по статьям затрат на 1998-1999 годы.

Год Всего Зарплата Медикаменты Питание Коммун. услуги Кап. ремонт Мат. затраты Целевые программы
1998 204525 172855 8885 6333 3548 900 2654 9349
1999 136578 115961 6325 3291 2067 572 1989 6373
(+,-) -67947 -56894 -2560 -3043 -1481 -328 -666 -2976

 

Как видно из данных таблицы за 1999 год общая сумма расходов учреждений здравоохранения снизилась на 67947 тысяч рублей , это произошло в за счет уменьшения расходов на заработную плату (на 56894 тыс. руб.), расходов на целевые программы (на 2976 тыс. руб.), питание (на 3043 тыс. руб.), расходов на медикаменты (на 2560 тыс. руб.), коммунальные расходы (на 1481 тыс. руб.), материальные затраты (на 666 тыс. руб. ), расходов на капитальный ремонт (на 328 тыс. руб.), (ПРИЛОЖЕНИЕ 4, 5, 6)

В структуре расходов за 1999 год по сравнению 1998 годом произошло изменение доли расходов по всем видам. Произошел рост на 16% расходов на целевые программы, на 4% выросли расходы на коммунальные услуги и на 1% расходы на капитальный ремонт. Снизились на 16% расходы на медикаменты, на 3% расходы на заработную плату, на 1% материальные затраты и на 1% расходы на питание. В структуре расходов преобладает заработная плата 61% и расходы на целевые программы 17%.

Можно сделать вывод, что в связи с повышением цен на товары и услуги, в здравоохранении наоборот существует тенденция к снижению расходов на заработную плату, что ведет к социальной незащищенности работников и снижению эффективности работы, и расходов на медикаменты, это также снижает эффективность работы учреждений.

За 1999 год в учреждениях здравоохранения расходы по статьям затрат распределялись неравномерно (табл.).


Таблица

Расходы учреждений здравоохранения по статьям затрат

в разрезе кожуунов за 1999 год.

  Расходы Зарплат Медика-менты Питание Коммун. услуги Кап. ремонт Мат. затраты Цел. программ
  1999 1998 1998 1998 1998 1998 1998 1998
Бай-Тайгинский 4228 3389 280 3 162 32 72 291
Барун-Хемчикский 7621 6155 504 222 149 44 128 418
Дзун-Хемчикский 5071 4370 124 42 221 25 13 275
Каа-Хемский 3708 2472 553 114 121 28 130 290
Кызыльский 4822 3374 644 286 132 57 25 304
Монгун-Тайгинский 2268 767 324 317 126 17 101 617
Овюрский 2628 1512 46 167 215 7 36 645
Пий-Хемский 3441 2115 540 281 152 61 173 118
Сут-Хольский 2821 2209 16 123 28 63 119 264
Тандинский 4951 3396 621 267 13 15 80 559
Тес-Хемский 2566 1815 254 170 20 10 188 108
Тоджинский 2362 927 502 135 95 10 178 516
Улуг-Хемский 6962 5671 500 309 95 52 108 227
Чаа-Хольский 2647 2089 88 71 36 11 56 296
Чеди-Хольский 2163 1094 306 111 172 16 139 325
Эрзинский 3026 1745 296 134 234 52 184 381
г. Ак-Довурак 3624 2912 98 266 68 31 68 181
г. Кызыл 71667 69950 628 272 28 38 193 557
 ИТОГО: 136578 115961 6325 3291 2067 572 1989 6373

 

Как видно из данных таблицы наибольшие расходы были в учреждениях г. Кызыла - 52.47%, то есть более половины всех расходов учреждений здравоохранения. Это является характеризует наличие в г. Кызыле большинства лечебно-профилактических учреждений. По 5% расходов распределяются на Улуг-Хемский и Барун-Хемчикский кожууны. Остальные учреждений занимают менее 4% от общей суммы расходов.






Глава 2. Организация учета

Дата: 2019-07-30, просмотров: 162.