Основные цели и задачи учета.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Являясь одной из функций управления, бухгалтерский учет решает следующие важнейшие задачи: предоставление информации для научного планирования и повышения эффективности работы, контроль за выполнением сметы расходов учреждений, соблюдением режима экономии, охрана всех видов собственности, обеспечение информацией для внедрения и повышения эффективности работы, выявление резервов повышения эффективности и качества работы.

Посредством учетной информации осуществляется контроль за мерой труда и мерой потребления, определяется объем выполненной работы и причитающаяся каждому работнику оплата в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

Для организации систематического и действенного контроля за выполнением сметы расходов необходима надежная учетная информация о состоянии хозяйственной деятельности. Контроль неразрывно связан с учетом и практически не отделим от него. Отсутствие учетной информации может привести к отрыву органов управления от реальной практики.

Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей. [13. с.7 ]

По данным учета выявляются резервы повышения эффективности работы учреждений. Используя его данные, определяются возможности улучшения качества работы, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, устанавливаются причины нерационального их использования и намечаются пути устранения недостатков и улучшения качества работы.

Бухгалтерский учет в учреждениях здравоохранения осуществляет бухгалтерия, которая является отдельным структурным подразделением. В ее обязанности входит:

· обеспечение правильной организации бухгалтерского учета в соответствии с инструкцией и отдельными указаниями;

· осуществление предварительного контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;

· контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с выделенными ассигнованиями и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;

· своевременное финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета;

· учет доходов и расходов по сметам специальных средств и учет операций по другим внебюджетным средствам;

· начисление и выплата в срок заработной платы рабочим и служащим, стипендий учащимся учебных заведений;

· своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения смет, с предприятиями, учреждениями и отдельными лицами;

· участие в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей, своевременное и правильное определение результатом инвентаризации и отражение их в учете;

· проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на ответственном хранении;

· широкое применение современных средств вычислительной техники при выполнении учетно-вычислительных работ;

· составление и представление в установленные сроки бухгалтерской отчетности;

· составление и согласование с руководителями учреждений (при отсутствии плановых отделов или других аналогичных структурных подразделений) смет расходов и расчетов к ним;

· осуществление контроля за сохранностью средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;

· систематизированный учет положений, инструкций, методических указаний по вопросам учета и отчетности, других нормативных документов, относящихся к компетенции бухгалтерских служб;

· хранение бухгалтерских документов, регистров учета, машинограмм, смет расходов, расчетов к ним, других документов, а также сдача их в архив в установленном порядке.

Бухгалтерский учет исполнения смет расходов осуществляется, как правило, централизованными бухгалтериями, создаваемыми при министерствах, ведомствах, а также при центральных городских и районных больницах и других учреждениях.

Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств.



Форма учета.

Учет в учреждениях здравоохранения осуществляется на основании инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях состоящих на бюджете. Данный документ содержит план счетов состоящий из 15 разделов, 32 счетов, 140 субсчетов и 13 забалансовых счетов. Счета нумеруются двузначными цифрами, субсчета трехзначными (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 28).

Бухгалтерский учет исполнения смет расходов осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета.

Министерства и ведомства Российской Федерации в отдельных случаях могут разрешать учреждениям вести бухгалтерский учет по журнально-ордерной форме при наличии разработанных и согласованных с Министерством финансов Российской Федерации указаний.[13. с. 6].

Представление первичных документов в бухгалтерию регламентируется графиком документооборота, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения. Если учет ведется централизованной бухгалтерией, этот график утверждается руководителем учреждения, при котором создана бухгалтерия. Выписки из графика документооборота о сроках представления документов в бухгалтерию, вручаются материально ответственным и другим должностным лицам.

Все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет расходов по бюджету, подписываются руководителем учреждения или его заместителем и главным бухгалтером или заменяющим его лицом. Право первой подписи может быть также предоставлено начальникам управлений и самостоятельных отделом министерств и ведомств, по письменному распоряжению руководителя.

В централизованных бухгалтериях банковские документы, расходные кассовые документы и платежные ведомости на выдачу заработной платы и другим выплатам подписываются руководителями учреждения, или другим заменяющим его лицом, и главным бухгалтером или его заместителем. Остальные документы, Документы, служащие основанием для выдачи денег, товарно-материальных ценностей, строительных материалов, изделий медицинского назначения, медикаментов и других ценностей, а также документы по расчетным и кредитным операциям учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, подписываются соответствующими руководителями учреждений и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии или их заместителями.

Документы считаются недействительными и не принимаются к исполнению если на них нет подписи главного бухгалтера или заменяющего его лица. Если на приходных кассовых ордерах нет подписи главного бухгалтера или его заместителя и кассира, они также считаются недействительными.

Первичные документы должны быть надлежащее оформлены, они являются основанием для отражение записей в учетных регистрах, и оформления бухгалтерских проводок. Первичные документы могут быть разовые, то есть для оформления отдельных хозяйственных операций, или групповыми, предназначенными для оформления ряда однородных хозяйственных операций за определенный период. Первичные документы составляются в момент совершения операции, если это невозможно то сразу после ее окончания, и должны содержать достоверные данные.

Первичные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие реквизиты:

1. наименование документа,

2. код формы,

3. дату составления,

4. содержание хозяйственной операции,

5. измерители в количественном и стоимостном выражении,

6. наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления,

7. личные подписи и их расшифровки.

В некоторых случаях в первичном документе могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, название и адрес предприятия, учреждения, основание для совершения хозяйственной операции, другие дополнительные реквизиты. Записи в первичных документах производятся чернилами, пастой шариковой ручкой, химическим карандашом или при помощи пишущих машин и средств механизации. Свободные строки прочеркивают.

В кассовых и банковских документах исправления не допускаются.

Поступившие в бухгалтерию первичные документы обязательно проверяются как по форме, так и по содержанию. Эти документы должны быть полностью и правильно оформления, должны иметь все необходимые реквизиты, должны быть логическая увязка отдельных показателей.

Лица, создавшие и подписавшие первичные документы несут ответственность за достоверность содержащихся в них данных, за своевременное и доброкачественное составление.

 Обязательному гашению штампом или надписью от руки: “Поручено” или “Оплачено”, подлежат все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, с указанием даты.

Принятые к учету документы, после проверки, систематизируются по датам совершения операций, в хронологическом порядке и оформляются мемориальными ордерами - накопительными ведомостями, которым присваиваются следующие номера:

мемориальный ордер 1 - накопительная ведомость по кассовым операциям ф. 381;

мемориальный ордер 2 - накопительная ведомость по движению средств на бюджетных текущих счетах ф.381;

мемориальный ордер 3 - накопительная ведомость по движению средств на текущих счетах по внебюджетным средствам ф.381;

мемориальный ордер 4 - накопительная ведомость по расчетам чеками из лимитированных книжек ф.323;

мемориальный ордер 5 - свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям ф.405;

мемориальный ордер 6 - накопительная ведомость по расчетам с разными учреждениями и организациями ф.408;

мемориальный ордер 7 - накопительная ведомость по расчетам в порядке плановых платежей ф.408;

мемориальный ордер 8 - накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами ф.386;

мемориальный ордер 9 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств ф.438;

мемориальный ордер 10 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных и быстроизнашивающихся предметов ф.438;

мемориальный ордер 11 - свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания ф.398;

мемориальный ордер 12 - свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания ф.411;

мемориальный ордер 13 - накопительная ведомость по расходу материалов ф.396;

мемориальный ордер 14 - накопительная ведомость начисления доходов по специальным средствам ф.409;

мемориальный ордер 15 - свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей ф. 406;

По остальным операциям и по операциям “Сторно” составляются отдельные мемориальные ордера ф. 274, которые нумеруются начиная с 16 за каждый месяц в отдельности. Эти ордера составляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня, по получении первичного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция субсчетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операций по дебету одного субсчета и кредиту другого субсчета или нескольких субсчетов, или по кредиту одного субсчета и дебету нескольких субсчетов.

Основные виды бухгалтерских проводок представлены в Инструкции по бухгалтерскому учету (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 28).

Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или заменяющим его лицом и исполнителем, при централизации учета - кроме этого и руководителем группы учета.

В книге “Журнал-главная” ф. 308 регистрируются все мемориальные ордера. Учет ведется по субсчетам, а по решению главного бухгалтера может вестись по счетам.

В соответствии с заключительным балансом за истекший год открывается книга “Журнал-главная” с записями сумм остатков на начало года. Записи в ней производятся по мере составления мемориальных ордеров. Суммы мемориального ордера записывается сначала в графу “Сумма по ордеру”, а затем в дебет и кредит соответствующих субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу графы “Сумма по ордеру”. Второй строкой после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по каждому субсчету.

Исправление ошибок, обнаруженных в записях бухгалтерского учета за текущий год, производится в следующем порядке: обнаруженная ошибка за данный отчетный период до момента представления бухгалтерского баланса, не требующая изменения данных мемориального ордера, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста ток, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и надписывается над зачеркнутым исправленный текст и сумма, одновременно здесь же на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается оговорка “Исправлено”; если ошибка обнаружена до момента представления бухгалтерского баланса, и вызвана ошибкой в мемориальном ордере, в зависимости от ее характера исправляется дополнительным мемориальным ордером или по способу “Красное сторно”; точно так же исправляются ошибки во всех случаях, когда они обнаружены в записях, за тот отчетный период, за который баланс уже представлен. Дополнительные мемориальные ордера, помимо обычных реквизитов, должны иметь ссылку на номер и дату мемориального ордера, исправляемого данным ордером.

По истечение отчетного месяца все мемориальные ордера вместе с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. На обложке должна быть надпись: наименование учреждения или централизованной бухгалтерии, название и порядковый номер папки, дела, отчетный год и месяц, начальный и последний номера мемориальных ордеров, количество листов в деле.

Автоматизированная система бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с межотраслевыми типовыми проектными решениями по комплексной автоматизации бухгалтерского учета. Проекты должны предусматривать следующие разделы учета: труда и заработной платы; расчетов по специальным видам платежей; продуктов питания; материальных ценностей, расчетных операций, кассовых и фактических расходов и сводный синтетический учет.

Бухгалтерский учет ведется на основе единого классификатора учетных номенклатур по всем синтетическим и аналитическим счетам. Первичные документы кодируются в строгом соответствии со структурой и значностю кодов, приведенных в классификаторах учетных номенклатур.

Данные синтетического и аналитического учета отражаются в машинограммах, предусмотренных межотраслевыми типовыми проектными решениями с применением электронных вычислительных машин, утвержденных Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Машинограммы являются регистрами синтетического и аналитического учета.

Обязанность по кодированию и оформлению документов для передачи их вычислительной установке, возлагается на бухгалтерские службы. Машинограммы должны быть оформлены надлежащим образом, подписаны лицами, ответственными за их выпуск, и скреплены печатью. Они хранятся отдельно по каждому номеру машинограммы соответствующего субсчета.



Объекты учета

В соответствии с законодательством бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятий, о движении имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций.

Соответственно, исходя из этого определения, объектами бухгалтерского учета в учреждениях здравоохранения являются:

· имущество,

· обязательства,

· хозяйственные операции, осуществляемые предприятием в процессе своей деятельности.

Имущество учреждения представляет собой совокупность всех имеющихся в распоряжении активов: основные средства, здания, сооружения, оборудование, автотранспорт, строительные, горючее и смазочные материалы, медикаменты, перевязочные средства, продукты питания, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, белье, постельные принадлежности, обувь, денежные средства на текущем расчетном счете и в кассе, финансовые активы и т.д.

Имущество учреждений классифицируется на несколько групп:

1. Основные средства;

2. Материальные запасы;

3. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

4. Денежные средства и финансовые вложения.

К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, вычислительная техника, медицинское оборудование (зубоврачебные кресла, операционные столы, кровати со специальным оборудованием и др.), измерительные приборы (дозаторы, барометры, индикаторы, манометры, хронометры, мерники, специальные весы), регулирующие приборы и устройства (кислородно-дыхательные приборы, регулирующие устройства электрические, пневматические и гидравлические, пульты автоматического управления), лабораторное оборудование(пирометры, регуляторы, калориметры, приборы для определения влажности, микроскопы и т.д.), транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и нематериальные активы. Также к ним относятся капитальные вложения на улучшение земель и в арендованные здания, сооружения и другие объекты.

К материальным запасам относятся: строительные материалы, оборудование к установке, материалы, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности, топливо и горючее, корма, фураж, тара, запасные части к машинам и оборудованию, продукция и изделия подсобных хозяйств, молодняк животных на откорме, материалы для учебных, научных и других целей, а также материалы длительного пользования, спецоборудование для хоздоговорных и научно-исследовательских работ.

К малоценным и быстроизнашивающимся предметам относятся: предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости, или стоимостью в пределах 500 рублей за единицу, независимо от срока службы за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, рабочего и продуктивного скота; орудия лова; специальные инструменты и приспособления; специальная одежда, обувь, постельные принадлежности, форменная одежда, обувь; временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов; тара для хранения товарно-материальных ценностей стоимостью в пределах установленного лимита; предметы, предназначенные для выдачи напрокат независимо от стоимости; молодняк животных, птица, кролики, а также подопытные животные; многолетние насаждения, выращиваемые в питомнике в качестве посадочного материала.

Денежные средства учреждений здравоохранения хранятся в учреждениях банка на текущих расчетных счетах. Для осуществления своей деятельности в учреждениях хранится наличные денежные средства в кассе. Это необходимо для оплаты труда, выплаты компенсации, пособий, доплат, а также на выдачу в подотчет для хозяйственных операций (приобретение ГСМ, хозяйственных средств), возмещения командировочных расходов и т.д.

С расчетного счета денежные средства учреждений могут быть перечислены на основании платежного поручения, другим учреждениям и организациям, путем безналичного расчета. Главными распорядителями ассигнований в учреждениях банка открываются отдельные текущие счета:

1. На расходы учреждения;

2. На расходы учреждений и организаций, обслуживаемых централизованной бухгалтерией; для перевода средств подведомственным учреждениям;

3. На финансирование капитальных вложений.

Обязательства учреждения перед третьими лицами возникают, в ходе хозяйственной деятельности и погашаются по мере получения финансирования на покрытие расходов.

Возникновения обязательств связано с приобретением товарно-материальных ценностей у поставщиков, возникновение задолженности по оплате труда, начислению страховых взносов и платежей, оплата налогов, начисление процентов по полученным ссудам и т.д.

Операции изменяющие финансово-хозяйственное состояние предприятия: расчетные операции (начисление, оплата задолженности и взыскание обязательств по долгам); операции изменяющие состояние средств предприятия (финансовых, денежных, материальных, основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов), это поступление и выбытие основных средств и материальных ресурсов, приобретение и расходование медикаментов и перевязочных средств на лечение больного и т.д.; операции по капитальному вложению (строительство здание, сооружений, капитальный ремонт машин и оборудования),

Все операции учреждения здравоохранения должны быть оформлены первичными документами. Они должны содержать определенные реквизиты, иначе документы будут являться недействительными. При необходимости к первичным документам должны прилагаться сопроводительные документы. Например, если был составлен акт приемки основных средств, то в нем указываются все характеристики объекта, стоимость, износ, годы выпуска, постройки, а так же прилагаемые к акту сопроводительные документы: технический паспорт, типовая документация по проектированию и другие виды документации.

Поступление бюджетных средств на финансирование расходов учреждения, также является объектом бухгалтерского учета. Денежные средства полученные в счет финансирования и на выполнение определенных мероприятий, если они поступают из федерального бюджета, то оприходуются записью в дебет субсчета 100 и кредит субсчета 230, а если поступают от главного распорядителя ассигнований то записываются в дебет субсчета 100 и кредит субсчета 140.

 



Учет расходов и расчетов.

При работе учреждения возникают следующие виды расходов:

Расходы на заработную плату основным работающим и совместителям, включая оплату очередных и дополнительных отпусков, доплат за совмещение, за ненормированый и напряженный труд, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, оплату районных коэффициентов и других видов доплат;

Расходы на оплату начислений от заработной платы, оплата взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования;

Расходы на текущую деятельность: приобретение медикаментов и продуктов питания, оплата тепло- электроэнергии, расходы на периодическую печать, коммунальные расходы, оплата угля, газа, и других видов топлива, приобретение канцелярских принадлежностей и мягкого инвентаря и т.д.,

Расходы на командировочные и служебные разъезды;

Расходы на оплату транспортных услуг, расходы на аренду и содержание автотранспорта, приобретение запчастей и горюче-смазочных материалов и др.;

Расходы на оплату услуг связи: оплата телефонной и междугородней связи, расходы на электронную связь, оплата почтовых расходов, приобретение конвертов и др.

Оплата коммунальных услуг, оплата содержания, отопления, аренды, освещения и водоснабжения помещений, оплата льгот по коммунальным услугам;

Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг, оплата текущего ремонта зданий и сооружений, оборудования и инвентаря, прочие текущие ремонты;

Приобретение оборудования и предметов длительного пользования; аппаратов УЗИ, рентген-аппаратов, сканеров, бормашин, оборудование операционных, автомашин, компьютеров, принтеров, кардиомониторов и прочее оборудование;

Расходы на капитальный ремонт зданий, сооружений, машин, оборудования, кабинетов и прочих объектов.

В связи с экономическим кризисом и ростом цен на товары, расходы учреждений здравоохранения по сравнению с прошлым годом выросли. Однако утвержденные расходы по сметам учреждений остаются неизменными. Это связано с сокращением бюджетного финансирования.

Фактические расходы, производимые учреждениями на мероприятий, предусмотренные по сметам, учитываются на счетах раздела 8 “Расходы”. Этими расходами считаются действительные затраты учреждения, оформленные соответствующими документами.

Учет фактических расходов ведется на счетах 20 “Расходы по бюджету” и 21 “Прочие расходы”.

Счет 20 подразделяется на субсчета:

200 “Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия”;

202 “Расходы за счет других бюджетов”;

203 “Расходы по бюджету на капитальные вложения”;

205 “Расходы на выплату пособий и доплат к пенсиям за счет бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований”;

207 “Кассовые расходы по сельским, поселковым и городским бюджетам”.

Фактически произведенные расходы на содержание учреждений и другие мероприятия, учитываются на субсчете 200. Бюджетные средства расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами расходов. По окончанию года расходы списывают в дебет субсчета 140. Если сумма фактических расходов по бюджету превышает остаток финансирования по субсчету 230 или субсчету 140, списание расходов производится в сумме, равной остатку по этим субсчетам.

Расходы, произведенные учреждениями за счет средств, полученных из других бюджетов на выполнение мероприятий, не предусмотренных сметой данного учреждения учитываются на субсчете 202. По окончании года расходы с этого субсчета списываются у главных распорядителей ассигнований в дебет субсчета 232, у нижестоящих распорядителей в дебет субсчета 142.

Затраты на новое строительство и реконструкцию зданий и сооружений за счет средств бюджета, независимо от способа ведения строительных и монтажных работ, учитываются на субсчете 203. Если строительство ведется хозяйственным способом, суммы произведенных затрат записываются в дебет субсчета 203 и кредит соответствующих субсчетов денежных средств и расчетов. Если строительство ведется подрядным способом, то при расчетах с подрядчиком на суммы, принятые к оплате счетов за выполненные работы, записываются в дебет субсчета 203 и кредит субсчета 150.

Затраты по законченным и сданным в эксплуатацию объектам в течение года числятся на субсчете 203. У главных распорядителей ассигнований в конце года эти затраты списываются в дебет субсчета 231, у нижестоящих распорядителей в дебет субсчета 143. Законченные и сданные в эксплуатацию объекты строительства на основании актом приемки записываются в дебет соответствующих субсчетов счета 01 и кредиту субсчета 250. Затраты по незаконченным и законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам строительства и реконструкции переходят по субсчету 203 на баланс следующего года.

Фактически произведенные расходы по выплате пенсий и пособий за счет средств бюджета, учитываются на субсчете 205. Кассовые расходы по исполнению сельских, поселковых и городских бюджетов учитываются на субсчете 207.

Счет 21 подразделяется на субсчета:

210 “Расходы к распределению”;

211 “Расходы по специальным средствам”;

212 “Расходы по специальным средствам на капитальные вложения и приобретение оборудования”;

213 “Расходы по прочим средствам”;

214 “Расходы на содержание учреждения при новом хозяйственном механизме”;

215 “Расходы за счет внебюджетных фондов”;

216 “Расходы за счет внебюджетных фондов на капитальные вложения”;

217 “Расходы за счет средств производственной деятельности”;

218 “Расходы на выплату пенсий и пособий за счет средств Пенсионного фонда”;

219 “Расходы на выплату временных пособий на несовершеннолетних детей”.

Затраты, которые не могут быть отнесены на определенный вид работ или на себестоимость определенного вида изделий или продукции, учитываются на субсчете 210. Расходы, предназначенные к распределению, в течении месяца записываются в дебет субсчета 210 и кредит соответствующих субсчетов. Эти расходы в конце месяца распределяются в установленном порядке.

Расходы по смете специальных средств учитываются на субсчете 211. Затраты на новое строительство, реконструкцию и приобретение оборудования, производимые за счет специальных средств, учитываются на субсчете 212.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками за товары, выполненные работы и оказанные услуги, расчеты с бюджетом по отчислениям на государственное социальное страхование, с подотчетными лицами, рабочими и служащими, прочими дебиторами и кредиторами, учитываются на счетах раздела 7 “Расчеты”.

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, числящиеся на балансе, по которой истек срок исковой давности, остаются в распоряжении учреждения, кроме платежей в бюджет и расчетов с фондами.

Счет 15 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками за выполненные работы и оказанные услуги” подразделяется на субсчета:

150 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”;

152 “Расчеты по частичной оплате заказов на опытно-конструкторские разработки по бюджетной тематике”;

153 “Расчеты с заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги по внебюджетным средствам”;

154 “Расчеты с заказчиками по научно-исследовательским работам, подлежащим оплате”;

155 “Расчеты с заказчиками по авансам на научно-исследовательские работы”;

156 “Расчеты с привлеченными соисполнителями для выполнения хоздоговорных работ”;

157 “Расчеты с привлеченными соисполнителями для выполнения хоздоговорных работ”;

157 “Расчеты с покупателями и заказчиками”;

158 “Расчеты по выплате компенсаций населению”;

159 “Расчеты по медицинскому страхованию”.

Расчеты с поставщиками за строительные материалы, конструкции и детали, оборудование, приобретаемые за счет средств, выделяемых на капитальные вложения и расчеты с подрядчиками, учитываются на субсчете 150. Суммы оплаченных счетов оформляются записью в дебет субсчета 150 и кредит субсчетов 093, 103, 111, 114. Стоимость полученных ценностей оформляется записью в дебет субсчета 040, 041 или 150, если ценности переданы подрядчику, минуя склад, и кредит субсчета 150. Суммы перечисленные подрядчику за работы и переданные подрядчику конструкции и детали оформляются записью в дебет субсчета 150 и кредит субсчета 040, 041, 093, 103, 111 и 114. На суммы выполненных подрядчиком работ производятся записи в дебет субсчета 203, 212 и 216 и кредит субсчета 150.

Расчет с предприятиями и организациями по выполнению ими заказов на опытно-конструкторские разработки для научно-исследовательских учреждений учитываются на субсчете 152. Перечисление суммы аванса и суммы за выполненные работы оформляется записью в дебет субсчета 152 и кредит субсчетов 090, 113. Стоимость принятых изделий оформляется записью в кредит субсчета 152 и дебет соответствующих субсчетов счетов 01, 07.

Расчеты с заказчиками за выполненные для них работы или оказанные услуги и за реализованные готовые изделия, учитываются на субсчете 153. Стоимость оказанных работ оформляется записью в дебет субсчета 153 и кредит субсчета 189, 280 или 402. Суммы поступившие от заказчика оформляются записью в кредит субсчета 153 и дебет субсчета 112 или 113.

Расчеты с заказчиками за выполненные по договорам научно-исследовательские работы учитываются на субсчете 154. Суммы по предъявленным счетам за выполненные научно-исследовательские работы, по сметной стоимости этих работ, предусмотренных в договоре, оформляются записью в дебет субсчета 154 и кредит субсчета 282. Суммы, поступившие в уплату по счетам, и суммы зачтенных авансов оформляются записью в кредит субсчета 154 и дебет субсчетов 111, 113 и 155 соответственно.

Авансы, полученные от заказчиков в счет выполняемых научно-исследовательских работ по договорам, учитываются на субсчете 155. Суммы полученных авансов оформляются записью в кредит субсчета 155 и дебет субсчетов 111, 113. Суммы авансов, засчитываемые при оплате счетов за выполненные работы, оформляются записью в дебет субсчета 155 и кредит субсчета 154.

Авансы, полученные от предприятий и организаций в счет выполнения учреждениями работ и услуг по договорам, учитываются на субсчете 157. Поступление средств от заказчиков оформляется записью в дебет субсчета 113 и кредит субсчета 157. Зачисление этих средств в состав единого фонда финансовых средств производится после выполнение заказа и отражается по дебету субсчета 157 и кредиту субсчета 270.

Расчеты с рабочими и служащими по выплате компенсаций на детей, возмещаемые из местных бюджетов учитываются на субсчете 158. Начисление компенсаций оформляется записью в дебет субсчета 158 и кредит субсчета 180 или 181. Выплата денежной компенсации оформляется записью в дебет субсчета 180 и кредит субсчета 120.

Расчеты по отчислениям на медицинское страхование рабочих и служащих учитываются на субсчете 159. Начисление средств на медицинское страхование оформляется записью в кредит субсчета 159 и дебет соответствующих счетов расходов. Перечисление средств на медицинское страхование оформляется записью в дебет субсчета 159 и кредит текущих счетов денежных средств.

Расчеты с подотчетными лицами по выдаваемым им авансам на оплату расходов учитываются на субсчете 160 “Расчеты с подотчетными лицами”. Суммы выданные подотчетным лицам оформляются записью в дебет субсчета 160 и кредит соответствующих субсчетов счетов 09-12. Израсходованные суммы аванса и возвращенные остатки подотчетных сумм оформляются записью в кредит субсчета 160 и дебет соответствующих субсчетов счетов 06, 07, 12, 18, 20, 21.

Счет 17 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” подразделяется на субсчета:

170 “Расчеты по недостачам”;

171 “Расчеты по социальному страхованию”;

172 “Расчеты по специальным видам платежей”;

173 “Расчеты по платежам в бюджет”;

174 “Расчеты по депозитным суммам”;

176 “Расчеты по средствам, полученным на расходы по поручениям”;

177 “Расчеты с депонентами”;

178 “Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами”;

179 “Расчеты в порядке плановых платежей”.

Суммы недостач и хищений денежных средств и ценностей, суммы потерь от порчи, отнесенные за счет виновных лиц, и другие суммы, подлежащие удержанию в установленном порядке учитываются на субсчете 170. Суммы выявленных недостач, потерь и др. оформляются записью в дебет субсчета 170 и кредит субсчетов денежных средств или материальных ценностей. Суммы, поступившие на бюджетный текущий счет в учреждении банка или кассу в возмещение причиненного учреждению ущерба оформляются записью в кредит субсчета 170 и дебет субсчетов учета денежных средств.

Расчеты с Фондом социального страхования по государственному социальному страхованию и профсоюзными организациями учитываются на субсчете 171. Начисление взносов производится один раз в месяц на основании расчетно-платежных ведомостей или свода расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям ф. 405 ( мемориальный ордер 5). Начисление пособий по временной нетрудоспособности производится на основании больничных листков. Перечисление средств в фонд социального страхования и соответствующей профсоюзной организации производится один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца. Суммы начисленных взносов и суммы, поступившие в погашение задолженности оформляются записью в кредит субсчета 171. Суммы начисленных пособий рабочим и служащим и суммы взносов перечисленных профсоюзу оформляются записью в дебет этого субсчета.

Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, плате за содержание детей в школах-интернатах, удержанным налогам из зарплаты, налогу на прибыль и прочим поступлениям, учитываются на субсчете 173. Суммы, начисленные по расчетам в бюджет оформляются записью в кредит субсчета 173, а перечисление сумм в бюджет в дебет субсчета.

Суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения и подлежащие по наступлении определенных условий возврату, учитываются на субсчете 174. Суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения оформляются записью в кредит субсчета 174 и дебет субсчета 112, 113, или 120, выданные или перечисленные суммы записываются в дебет этого субсчета.

Расчеты с учреждениями и организациями, от которых были получены средства на расходы по выполнению данных ими поручений, по ссудам, полученным в учреждении банка, и другим поступлениям, учитываются на субсчете 176. Поступившие суммы оформляются записью в кредит субсчета 176 и дебет субсчета 110. Израсходованные суммы записываются в дебет субсчета 176 и кредит субсчета 110.

Суммы заработной платы и стипендий, не полученные в установленный срок, учитываются на субсчете 177. Зачисление сумм оформляется записью в кредит субсчета 177 и дебет субсчета 180 или 181. Суммы выданной задолженности записываются в дебет субсчета 177 и кредит субсчета 120 или 160. В дебет этого субсчета также записываются суммы депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности, которые относятся на увеличение финансирования.

Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами и расчеты с учащимися за пользование общежитий учитываются на субсчете 178. Расчеты с поставщиками в порядке плановых платежей, в сроки и в размерах, заранее установленными сторонами, учитываются на субсчете 179.

Расчеты с рабочими и служащими по заработной плате, пособиям, а также со студентами, аспирантами и учащимися по стипендиям и другим расчетам учитываются на счете 18. Этот счет подразделяется на субсчета:

180 “Расчеты с рабочими и служащими”;

181 “Расчеты со стипендиатами”;

182 “Расчеты с рабочими и служащими за товары, проданные в кредит”;

183 “Расчеты с рабочими и служащими по безналичным перечислениям на счета по вкладам в банки”;

184 “Расчеты с рабочими и служащими по безналичным перечислениям взносов по договорам добровольного страхования”;

185 “Расчеты с членами профсоюзов по безналичным перечислениям сумм членских взносов”;

186 “Расчеты с рабочими и служащими по ссудам банка”;

187 “Расчеты по исполнительным документам и прочим удержаниям”;

189 “Другие расчеты за выполненные работы”.

Расчеты с работниками учреждений по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и по выплате компенсаций учитываются на субсчете 180. Начисление заработной платы осуществляется один раз в месяц, на основании табеля учета использования рабочего времени, в расчетно-платежных ведомостях ф. 49. За первую половину месяца работникам выдается плановый аванс в размере 50% месячной заработной платы, за минусом налогов и других удержаний, а также удержаний за дни неявок на работу в первой половине месяца. Расчеты при уходе в отпуск или увольнении производятся в записке-расчете ф. 425. Суммы начисленной заработной платы и пособий оформляются записью в кредит субсчета 180 и дебет соответствующих субсчетов счетов 08, 20, 21, 17 и субсчетов 158 , 198. Выплаченная заработная и пособия записываются в дебет субсчета 180 и кредит субсчетов 120, 160 и соответствующих субсчетов счетов 17 и 18 и субсчета 198.

Расчеты по стипендиям со слушателями курсов, учащимися, студентами, аспирантами и докторами, учитываются на субсчете 181. Суммы начисленных стипендий оформляются записью в кредит субсчета 181, а суммы произведенных удержаний, выданных или не полученных в срок стипендий.

Суммы удержанные из заработной платы по поручениям-обязательствам рабочих и служащих за товары, проданные в кредит торгующими организациями учитываются на субсчете 182. Суммы, удержанные из заработной платы рабочих и служащих оформляются записью в кредит субсчета 182 и дебет субсчета 180. Суммы, перечисленные с бюджетных текущих счетов торгующим организациям, записываются в дебет субсчета 182 и кредит соответствующих субсчетов счетов 09, 10, 11.

Суммы, удержанные из заработной платы рабочих и служащих на основании письменного заявления работников, пожелавших перечислять заработную плату по безналичным расчетам на личный вклад в банк. Суммы удержанные из заработной платы оформляются записью в кредит субсчета 183 и дебет субсчета 180. Суммы перечисленные в банки на счета по вкладам рабочих и служащих записываются в дебет субсчета 183 и кредит соответствующих субсчетов счетов 09, 10, 11.

Суммы удержанные из заработной платы по поручениям рабочих и служащих в уплату страховых платежей по договорам добровольного страхования путем безналичных расчетов с органами страхования, учитываются на субсчете 184. Удержанные суммы оформляются записью в кредит субсчета 184 и дебет субсчета 180. Суммы, перечисленные на счет органа страхования, записываются в дебет субсчета 184 и кредит соответствующих субсчетов счетов 09, 10, 11.

Удержанные из заработной платы членские профсоюзные взносы при безналичной системе расчетов с профсоюзными организациями, учитываются на субсчете 185. Суммы, удержанные из заработной платы, оформляются записью в кредит субсчета 185 и дебет субсчета 180. Суммы, перечисленные с текущих и расчетных счетов, записываются в дебет субсчета 185 и кредит соответствующих субсчетов счетов 09, 10, 11.

Суммы, удержанные из заработной платы на погашение ссуды, полученной в учреждении банка, учитываются на субсчете 186. Удержанные суммы оформляются записью в кредит субсчета 186 и дебет субсчета 180. Перечисленные суммы записываются в дебет субсчета 186 и кредит соответствующих субсчетов счетов 09, 10, 11.

Суммы, удержанные из заработной платы по исполнительным листам и другим документам, учитываются на субсчете 187. Удержанные суммы оформляются записью в кредит субсчета 187 и дебет субсчета 180. Перечисленные суммы записываются в дебет субсчета 187 и кредит соответствующих субсчетов счетов 09, 10, 11.

Суммы гонорара, за работы и выступления по договорам и разовым заявкам учитываются на субсчете 189. Начисленный гонорар оформляется записью в кредит субсчета 189 и дебет соответствующих субсчетов счетов 20, 21. Удержанные суммы налогов и другие удержания, а также выплаченный гонорар, записываются в дебет субсчета 189.

Расчеты органов социальной защиты населения по выплате пенсий и пособий, расчеты по страховым взносам с Пенсионным фондом и Фондом занятости учитываются на счете 19 “Расчеты по пенсионному обеспечению и социальной защите населения”. Этот счет подразделяется на субсчета:

191 “Расчеты по выплате пенсий и пособий”;

192 “Расчеты по взысканию переплат пенсий и пособий”;

198 “Расчеты по страховым взносам с Пенсионным фондом”;

199 “Расчеты с Фондом занятости населения”.

Расчеты с предприятиями и организациями связи по выплате пенсий и пособий по выплатным документам органов социальной защиты учитываются на субсчете 191. Операции по взысканию переплат с получателей пенсий и пособий, незаконно полученных ими сумм учитываются на субсчете 192.

Расчеты по страховым взносам учреждений и организаций и обязательным страховым взносам граждан в Пенсионный фонд, учитываются на субсчете 198. Начисление страховых взносов оформляется записью в кредит субсчета 198 и дебет соответствующего субсчета счетов 20, 21, по статье 2 “Начисления на заработную плату”. Суммы обязательных страховых взносов, удержанные из заработной платы и подлежащие перечислению в Пенсионный фонд, записываются в кредит субсчета 198 и дебет субсчета 180. Перечисление страховых взносов за вычетом расходов, записывается в дебет субсчета 198 и кредит соответствующих субсчетов текущих и расчетных счетов.

Расчеты по отчислениям в Фонд занятости населения учитываются на субсчете 199. Начисление взносов оформляется записью в кредит субсчета 199 и дебет соответствующих субсчетов счетов 20, 21, статье 2 “Начисления на заработную плату”. Перечисление денежных средств в Фонд занятости населения записывается в дебет субсчета 199 и кредит соответствующих субсчетов текущих и расчетных счетов.

Пример: Была начислена заработная плата рабочим и служащим в сумме 359153 рублей, при этом был удержан подоходный налог в сумме 39391 руб. и взносы в Пенсионный фонд в сумме 3591 руб. Начисления на заработную плату составили: в Пенсионный фонд 100562 руб. (28% от ФЗП), в Фонд занятости 5387 руб. (1.5% от ФЗП), в Фонд обязательного медицинского страхования 12929 руб. (3.6% от ФЗП), Фонд социального страхования 19394 руб. (5.4% от ФЗП).

На основании расчетно-платежной ведомости были сделаны следующие записи на субсчетах:

Кредит 180  Дебет 200 359153 руб.

Кредит 173  Дебет 180  39391 руб.

Кредит 198  Дебет 180  3591 руб.

Кредит 198  Дебет 200  100562 руб.

Кредит 199  Дебет 180  5387 руб.

Кредит 159  Дебет 180  12929 руб.

Кредит 171  Дебет 180  19394 руб.

Начисление взносов во внебюджетные фонды и подоходного налога производится со всех сумм начисленной заработной платы, на основании расчетно-платежной ведомости в мемориальном ордере 5 ф. 405.

Пример: Списаны медикаменты (субсчет 062 “Медикаменты и перевязочные средства), израсходованные на лечение больных, за счет расходов по бюджету, в сумме 97345 руб.

Кредит 062  Дебет 200 97345 руб.

Смета расходов составляется главным бухгалтером учреждения, исходя из сметы расходов за прошлый год и изменения затрат учреждения в текущем году. В учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, смета расходов составляется руководителем учреждения и согласовывается с главным бухгалтером централизованной бухгалтерии или заменяющим его лицом.

Сметы расходов согласовываются с начальником планово-экономического отдела Министерства здравоохранения Республики Тыва и министром здравоохранения РТ. При этом учитываются, утвержденные Правительством Республики Тыва, расходы на здравоохранение в том числе по статьям затрат. Если расходы учреждения необоснованно завышены или занижены, а также имеют несоответствие установленным нормативам, то сметы расходов возвращаются на доработку.

Утвержденные и согласованные сметы расходов поступают в планово-экономический отдел Минздрава РТ, где на их основании составляется сводная смета расходов, с учетом затрат на содержание аппарата управления Минздрава РТ.

В Правительство Республики Тыва поступают документы о сумме расходов Министерства здравоохранения РТ. Далее проводится рассмотрение республиканского бюджета РТ в Верховном Хурале (Парламенте). Финансирование расходов учреждений производится на основании утвержденного республиканского бюджета и смета расходов. В 1998 году при рассмотрении бюджета были утверждены расходы на здравоохранение в сумме 203.5 млн. рублей, что составляет 44.6 % от необходимой суммы. Таким образом расходы учреждений здравоохранения на 65.4% . В основном финансировались затраты на оплату труда и начисления на заработную плату. Остальные расходы покрывались учреждениями за счет других источников финансирования, таких как средства выделяемые территориальным фондом обязательного медицинского страхования и платные медицинские услуги.

 



Особенности учета.

Главной особенностью учета в учреждениях здравоохранения является отличие плана счетов исполнения сметы расходов от плана счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Из этого следует несколько различий:

1. Субсчета применяемые в учреждениях состоящих на бюджете являются обязательными к учету, в инструкции к плану счетов финансово хозяйственной-деятельности предприятий указывается, что применение субсчетов, предусмотренных в плане счетов, используется исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Для учета специфических операций предприятия могут по согласованию с Министерством финансов вводить при необходимости в план счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

3. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов учреждений, как правило осуществляется централизованными бухгалтериями, создаваемыми при министерствах и ведомствах, а также при центральных кожууных больницах и других учреждений.

4. В учреждениях состоящих на бюджете применяется мемориально-ордерная форма учета.

5. Составление баланса в учреждениях здравоохранения основывается на данных книги “Журнал-главная”, которая составляется на основании мемориальных ордеров.

6. Вложения в фонд основных средств (с учетом износа) учитываются на субсчете 250 “Фонд в основных средствах”. Ввод в действие новых объектов строительства, землеустройства оформляется записью в кредит субсчета 250 и дебет соответствующих субсчетов счета 01.

Приобретение объектов основных средств записывается в кредит субсчета 250 и дебет соответствующих субсчетов счетов 20 и 21. Выбытие и ликвидация основных средств оформляются записью в дебет субсчета 250 и 020 (на сумму износа) и кредит соответствующих субсчетов счета 01.

7. Стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов учитывается на субсчете 260 “Фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах”.

Поступление малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) оформляется записью в кредит субсчета 260 и дебет соответствующих субсчетов счетов 20, 21. Сумма, выбывших из эксплуатации МБП, записывается в дебет субсчета 260 и кредит субсчета 073 и 071. Остаток по субсчета 260 должен равняться сумме остатков по субсчетам 070, 071, 072, 073.

8. Некоторые операции в учреждениях здравоохранения должны оформляться двойной проводкой, то есть возникает необходимость производить запись по дебету одного счета и кредиту другого, и дополнительно делается другая запись по дебету и кредиту других счетов.

Например: Приобретение машин и оборудования оформляется записью в дебет субсчета 013 “Машины и оборудование” и кредит субсчета 100 “Текущий счет на расходы учреждения”. Одновременно производится вторая запись по дебету субсчета 200 “Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия” и кредиту субсчета 250 “Фонд в основных средствах”.

Реализация неиспользуемого оборудования оформляется записью в дебет субсчета 250 и кредит субсчета 013. Одновременно производится вторая запись, на суммы поступившие и оставленные в распоряжении учреждения, в дебет субсчета 100 и кредит субсчета 230 “Финансирование из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия”. 

9. Нематериальные актива в учреждениях здравоохранения учитываются на субсчете 019 “Прочие основные средства” счета 01 “Основные средства”.

Стоимость, приобретенных нематериальных активов, оформляется записью в дебет субсчета 019 и кредит соответствующих субсчетов раздела “Денежные средства” или раздела “Расчеты”. Одновременно делается запись по дебету соответствующего субсчета счета 20 или 21 и кредиту субсчета 250.

10. В плане счетов бюджетных организаций имеются разделы, которых нет в плане счетов предприятий. Этими разделами являются:

Раздел 6 “Внутриведомственные расчеты по финансированию”;

Раздел 8 “Расходы”;

Раздел  9 “Финансирование”;

Раздел 10 “Фонды и средства целевого назначения”;

Раздел 12 “Доходы”;

Раздел 14 “Средства переданные и полученные”;

Раздел 15 “Результаты исполнения бюджета”;

11. Имеются различия оформления операций у главных распорядителей ассигнований и нижестоящих распорядителей ассигнований.

Суммы полученных бюджетных средств через учреждения банков главными распорядителями ассигнований оформляются записью в дебет субсчетов 090, 093, 095 и 096 и кредит соответствующего субсчета счетов 23, 14.

Перечисление средств нижестоящим распорядителям ассигнований оформляется записью в кредит субсчетов 101, 103 и дебет субсчета 140 или 143.

Распорядителями ассигнований средств могут открываться текущие счета: на расходы учреждения, на финансирование капитальных вложений. Кроме этого главные распорядители могут открывать текущие счета на расходы учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, для перевода средств подведомственным учреждениям, бухгалтерский учет которых не централизован, на расходы по централизованным мероприятиям.

Главные распорядители ассигнований учет расходов по финансированию ведут в книге ф. 301. Нижестоящие распорядители учет по счету 14 ведут на карточках ф. 283. Перевод главными распорядителями ассигнований сумм на премирование в распоряжение учреждений оформляется записью в кредит субсчета 110, и дебет субсчета 240.

Суммы расходов произведенных за год, уменьшение финансирования по распоряжению вышестоящего распорядителя ассигнований, суммы выявленных недостач и другие списания оформляются записью в дебет субсчетов 140, 142, 143. Нижестоящие распорядителя ассигнований записывают суммы финансирования, полученного от вышестоящих распорядителей, а также суммы других операций, увеличивающие финансирование оформляются записью в кредит этих субсчетов.

Суммы финансирования, полученные от вышестоящих распорядителей ассигнований, а также произведенного финансирования подведомственным учреждениям, учитываются на субсчете 140.

У главных распорядителей ассигнований по окончании года субсчет 200 закрывается путем списания расходов в дебет субсчета 230, кроме начисленной заработной платы рабочим и служащим, относящейся ко второй половине декабря. Нижестоящие распорядители ассигнований списывают расходы в дебет субсчета 140. Если сумма фактических расходов по бюджету превышает остаток финансирования по субсчету 230 или субсчету 140, списание расходов производится в сумме, равной остатку по этим субсчетам.



Контролирующая система.

Контроль над деятельностью учреждений здравоохранения осуществляется следующими органами: контрольно-ревизионным отделом Министерства здравоохранения, контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов, финансовыми отделами местных администраций, отделом бухгалтерского учета и контроля Минздрава Республики Тыва, аппаратом управления Минздрава Республики Тыва в области охраны здоровья.

Необходимость контроля за деятельностью лечебно-профилактических учреждений обуславливается низкой эффективностью работы, нецелевым использованием бюджетных средств, плохим качеством оказания медицинской помощи в некоторых учреждениях, высокой младенческой и материнской смертностью, плохой обеспеченностью лекарственными средствами и препаратами медицинского назначения, коррумпируемостью руководителей ЛПУ республики, недостаточным финансированием и нехваткой денежных средств. Все эти факторы не только нарушают обычный порядок, но и подрывают систему оказания медицинской помощи и охраны здоровья населения.

Если персонал лечебно-профилактического учреждения постоянно нарушает распорядок работы, оказывает плохое влияние на пациентов и посетителей, объясняя свое поведение недостаточным уровнем обеспечения, то соответственно увеличивается недоверие населения лечебному персоналу и эффективности проводимого лечения.

Нарушения отмеченные руководителем учреждения несут за собой дисциплинарную и административную ответственность. Каждый случай смерти больного по вине персонала или в связи с недостаточным обеспечением и низким качеством лечения, в том числе врачебные ошибки (неправильно поставленный диагноз, неправильное лечение и пр.), рассматриваются на заседании коллегии Министерства здравоохранения Республики Тыва. На этих собраниях устанавливается мера вины персонала медицинского учреждения, и выносится постановления о наложении взыскания или других видов ответственности.

Финансовые нарушения имеющие место в ЛПУ Республики Тыва выявляются контрольно-ревизионными органами Министерства здравоохранения, Министерства финансов и местных администраций.

Контрольно-ревизионный отдел Министерства здравоохранения имеет в своем составе 7 специалистов в области бухгалтерского учета, юриспруденции, оказания медицинской помощи и др. с высшим образованием. Этот отдел возглавляется начальником КРО, и является отдельным структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно министру здравоохранения.

В обязанности отдела входит: проведение финансовых проверок бухгалтерской отчетности и методов учета, выявление случаев нарушения бюджетной дисциплины и нарушений законодательства, проведение ревизий и участие в инвентаризации имущества медицинских учреждений, выявление случаев искажения и непредоствления бухгалтерской и финансовой отчетности, нарушение налогового, трудового и медицинского законодательства, выявление недостач и излишков товарно-материальных ценностей, медикаментов и продуктов питания, работа по улучшению эффективности методов и средств контроля за работой медицинских учреждений, участие в судебных разбирательствах и арбитражном судопроизводстве, и другая работа по эффективному контролю за деятельностью подразделений Министерства здравоохранения Республики Тыва.

Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Тыва является отдельным структурным подразделением Минфина и выполняет следующие работы в системе здравоохранения: выявление случаев нецелевого использования бюджетных средств, контроль за порядком ведения финансовой учетной документации и расходованием средств, ведения кассовых и расчетных операций, контроль за порядком ведения бухгалтерского учета и отчетности.

В случаях нарушения финансовой или бюджетной дисциплины, методологии учета, на руководителей учреждений и главных бухгалтеров могут налагаться штрафы или применяться другие меры административной ответственности. Решение о взыскании ущерба определяется представителем контрольно-ревизионного управления на основании проведенных проверок и ревизий учреждений здравоохранения. Постановления о наложении штрафа, ареста имущества или расчетных счетов, другие виды ответственности выносятся в установленном, в соответствии с законодательством, порядке.

Контроль за методологией бухгалтерского учета, расходованием бюджетных финансовых средств, возлагается на отдел бухгалтерского учета и контроля Министерства здравоохранения Республики Тыва, который является самостоятельным структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно главному распорядителю ассигнований - министру здравоохранения РТ.

На основании финансовых отчетов медицинских учреждений производится анализ и контроль за их деятельностью. В случае выявления ошибок, искажений отчетности, операций нарушающих действующее законодательство, к руководителям могут применяться меры дисциплинарной или административной ответственности, по решению руководится аппарата управления Министерства здравоохранения. Отчеты нижестоящих учреждений служат источником информации для составления сводных финансовых отчетов о расходовании и поступлении бюджетных средств на финансирование сметы расходов. В случае необходимости, при выявлении серьезных недостатков в работе могут проводится внеочередные проверки и ревизии.

Основным достоинством существующей системы контроля учреждений здравоохранения является возможность горизонтальных связей между контролирующими органами. Таким образом информация о нарушениях в одном учреждении становится доступной сразу в нескольких органах контроля. В данном случае вышестоящим по иерархии контрольным органом является контрольно-ревизионное управления Минфина Республики Тыва, которое может проводить проверку во всех медицинских учреждениях и контролирующих органах Министерства здравоохранения.

Обязанность по контролю за правильностью отчислений в бюджет, Пенсионный фонд, Фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной защиты населения, возлагается на налоговую инспекцию и соответствующие органы. Их деятельность и меры по обеспечению законности действий регламентируются законодательством и нормативными актами.

Несмотря на применяемые методы организации контроля за деятельностью медицинских учреждений, остается большое количество возможностей для нарушений. Это в основном связано с недостаточным финансированием учреждений, недоработками в законодательной базе по оказанию платных медицинских услуг, бесплатной медицинской помощи, системы обязательного медицинского страхования, системы страхования неработающего населения, коррумпируемостью руководителей, недостатком высококвалифицированных кадров.

Для решения указанных проблем необходимо расширить функции контролирующих органов, обеспечить качественное финансирование учреждений, реформировать структуру предоставления бюджетных средств, провести доработки законодательной базы, внедрение более совершенных методов контроля с использованием электронно-вычислительных средств и новых технологий. Эти мероприятия позволят добиться высоких результатов работы медицинских учреждений и более эффективного использования бюджетных средств.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 166.