Цель. Отработка критериев личностного роста учащихся и изыскание способов дифференцированного подхода к обучению.
ФИО |
Психофизиологические характеристики
Эмоциональная сфера
Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности
Мотивационная сфера
Инструкция к заполнению диагностической карты:
I. Психофизиологические характеристики
1.Память (ПМ) учащегося оценивается визуально по следующей шкале оценок:
3 балла – очень хорошая память, скорость запоминания и воспроизведения высокая;
2 балла – средний уровень памяти, характеристики неустойчивы;
1 балл – плохая память, скорость запоминания и воспроизведения низкая.
2.Внимание (ВМ) оценивается визуально :
3 балла – высокая концентрация внимания, быстрая реакция, ученик почти не отвлекается на посторонние дела;
2 – неустойчивое внимание или его средний уровень;
1 – низкая концентрация внимания, реакция замедленная, ученик постоянно отвлекается.
3.Моторика (М) – оценивается визуально:
3 – учебные движения точные, четкие, уверенные, чертит, рисует быстро, точно, уверенно;
2 – средний уровень владения учебными движениями или неустойчивое владение;
1 – низкий уровень владения.
4.Координация (ориентировка) в учебном пространстве (КО). Для оценивания этого качества внимательнее понаблюдайте за учеником, вспомните, как он ориентируется в учебном кабинете. Много ли ему нужно, чтобы приготовить все необходимое к занятию, или он вечно копается и никак не может достать то, что нужно. Как ученик размещает учебные записи, чертежи в тетради, на листе.
3 – высокий уровень координации в учебном пространстве, все делает рационально и оптимально;
2 – средний уровень или неустойчивый; 1 – низкий уровень.
II. Когнитивные характеристики.
1.Скорость восприятия и переработки информации (С) оценивается визуально по 3-х балльной шкале:
3 - способен очень быстро воспринимать и перерабатывать информацию, что называется, схватывать на лету, может быстро уловить основную мысль, пересказать, ответить вопросы на понимание;
2 – средняя скорость: воспринимает и улавливает информацию, но не всегда может ухватить основную мысль, идею. Не всегда точен в ответах на вопросы на понимание;
1 – низкая скорость восприятия и переработки информации, плохо отвечает на вопросы.
III. Эмоциональная сфера.
1.Эмоциональный самоконтроль (ЭС) – определите визуально, насколько ученик способен управлять своими эмоциями.
3 – высокий уровень самоконтроля: ученик в состоянии регулировать свое эмоциональное состояние. Когда необходимо, способен сдержать эмоции, когда надо – выплеснуть наружу, способен проявлять сочувствие, сопереживание, выражать их эмоционально;
2 – средний (неустойчивый) уровень самокотроля;
1 – низкий уровень самоконтроля: ученик не способен сдерживать свои эмоции.
2.Преобладающее настроение на занятии (Н).
3 – рабочее, мажорное настроение;
2 – неустойчивое настроение;
1 – нерабочее, минорное настроение.
3.Волевые качества (В). Определите визуально, в какой степени проявляются у ученика волевые качествав на занятии, на мероприятиях.
3 – высокий уровень развития волевых качеств, проявляющихся в настойчивости в достижении желаемых результатов, умении заставлять себя что-то сделать в случае необходимости, в трудолюбии, усердии;
2 – средний (неустойчивый) уровень;
1 – низкий уровень, проявляющийся в вялости, лени, неумении взять себя в руки в случае необходимости.
4.Реактивность (Р) - вспомните особенности поведения ученика на занятиях и определите, проставив в диагностической карте буквы И, Р, Н, преобладающий характер поведения ученика.
И – импульсивное поведение: ученик способен действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, не обдумывает свои поступки, не оценивает все «за» и «против». Он быстро реагирует и столь же бурно раскаивается в своих действиях.
Р – рефлексивное, обдуманное поведение, осознанное, быстрое, разумное.
Н неустойчивое поведение, либо вы не можете определить преобладающий характер поведения.
IV. Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности.
1.Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД). Оценивается реальное место и роль учащегося в коммуникативных отношениях в объединении. Место и роль в коммуникативных отношениях могут быть выражены в качественных характеристиках: лидер (Л), признаваемый (П), отвергаемый (О).
Л - лидер: имеет высокий авторитет в группе сверстников или в группе. Позиция лидера проявляется во всех видах учебной и внеучебной деятельности, желанный участник всех мероприятий и желанный субъект общения.
П – признаваемый. Авторитетный человек, с чьим мнением считаются в каких-то отношениях (его круг общения в группе уже, чем у лидера).
О – отвергаемый. Постоянного круга общения в объединения нет. Контакты носят случайный характер, в игры его приглашают редко.
2.Преобладающий характер стиля общения (ХСО).
Т - терпимый. При таком стиле общения человек обладает развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, что позволяет ему с уважением относиться к достоинству других; умеет воспринимать другую, отличную от своей точку зрения; редко вступает в конфликты, стремится к их разрешению мирным путем, самооценка адекватна.
К – конформистский. Размыты представления о нормах общения, часто неадекватная самооценка, легко принимает любой стиль общения, сложившийся в группе, групповые нормы и ценности некритически присваивает, несамостоятелен, в конфликтной ситуации ведет себя так, как принято в его группе.
А – неадекватная самооценка. Нетерпим к другой точке зрения, позиции, сам создает конфликтные ситуации.
V. Мотивационная сфера.
1. Уровень мотивации (У).
3 балла – высокий уровень мотивации: ученик с удовольствием заниматься, это доставляет ему радость, он хочет узнать как можно больше;
2 – средний (неустойчивый) уровень мотивации;
1 – низкий уровень мотивации: ученик без желания занимается в объединении (ходит с группой продленного дня, заставляют родители и т.д.)
2.Интерес к предмету (ИП):
3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1 балл – низкий.
Таблица № 4
Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.