Как врач ведет историю болезни пациента, так и педагог должен вести историю развития ребенка.
Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:
- дневник педагогических наблюдений;
- диагностические карты;
- зачетные и личные учебные книжки и т.д.
Рассмотрим некоторые формы, применяемые педагогами дополнительного образования в своей практической деятельности.
Цветопись – самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с учащимися младших школьников. Для оценки работы учеников можно использовать следующие цвета: красный - работает самостоятельно, в быстром режиме; желтый - выполняет задания, соблюдая все требования; зеленый - выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки; синий - постоянно обращается к помощи педагога и детей; фиолетовый - слабо справляется с заданием. (см. приложение 1)
Табель развития. Чаще всего используется для информирования родителей и включает следующие разделы: число пропущенных занятий, прилежность в выполнении заданий, успевание или отставание, недостатки учащегося, требующие особого внимания. (см. приложение 2)
Диаграмма и график успеваемости. На основании данных диагностики выстраивается график, диаграмма, изображающая при помощи кривых и столбиков количественные показатели состояния чего-нибудь. Каждый столбик имитирует влияние отдельного фактора, сила (интенсивность) действия которого в данный момент отмечается точкой. Интенсивность влияния можно оценить в процентах (100% - максимальный показатель), при помощи пяти- или даже трехбалльной шкалы – низкая, средняя, высокая. (см. приложение3)
Круговая диагностическая карта. Хорошую информативность обеспечивает круговая диагностическая карта. Это круг, разделенный радиусами на столько частей, сколько диагностируемых параметров. На радиусах откладываются критерии оценки – минимальная (низкий уровень) в центре, максимальная (высокий уровень) на дуге окружности.
Круглый, приятный глазу профиль сигнализирует – все в порядке. Количество диагностируемых факторов обусловливаются потребностями и возможностями. (см. приложение 4)
Папка достижений. Заводится в объединении на каждого ребенка. В нее складываются все работы учащегося: от самых первых, пусть еще неумелых, до работ последних дней занятий. Это своего рода история развития мастерства ребенка, которая позволяет педагогу проследить динамику его творческих способностей, найти индивидуальный подход к ребенку, приспособиться к его особенностям.
Творческие программы. Такую “программу” получает каждый ребенок в начале учебного года. На ней изображены все изделия, которые ему предстоит сделать в течение года в рамках учебной программы. По мере их изготовления, ребенок закрашивает изображение изделий в своей программе. Если ребенок выполняет самостоятельную, внепрограммную работу, он дорисовывает в программе изображение этого изделия.
Паспорт здоровья. В этом документе сфокусирована работа всего педагогического коллектива по привитию ребенку интереса к его здоровью. Главная задача такого паспорта - вывести каждую личность на программу самосовершенствования.
Личная творческая карта.
1 страница - Фамилия, имя ребенка, дата рождения, наименование объединения, фамилия руководителя, дата начала и окончания обучения.
2 – т.д. страница – данные диагностики, успехи, достижения в смотрах, выставках, соревнованиях
Литература
1. Блинова Т.П. Роль диагностики как средства изучения уровня изучения ученика // Начальная школа, 2003, № 2
2. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы, // Педагогика, 1993, -№2
3. Быкова В.Г. Диагностика и анализ учебного процесса //Завуч для администрации школ, 2004, №8
4. Диагностика как фактор развития образовательной системы. – СПб, 1995
5. Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере ДО. Оренбург, 1998.
6. Зайцев В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения //Народное образование, 2001, № 6
7. Калинина Н.В. Диагностика и анализ учебного процесса // Завуч начальной школы, 2003, № 5
8. Калмыкова З.И. Проблема диагностики умственного развития учащихся. М., 1975
9. Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, № 4.
10. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование детей,
2004, № 12
11. Кочетова А.И. Педагогическая диагностика в школе, Минск,1987
12. Озерова Л.Н. Зачем нужна педагогическая диагностика // Начальная школа, 2003, № 6
13. Пидкасиситый П. Сначала диагностика, а потом развитие. М.,1993
14. Подласый И. Как диагностировать урок // Народное образование,
1991, № 9
15. Сазонова М.В. Методические рекомендации по диагностике образовательного уровня учащихся // Бюллетень, 2002, № 3
16. Широкова И.Б. Рекомендации к оформлению плана работы психолога // Практика административной работы в школе, 2004, № 4
17.Фомичева И.Г., Белякова Е.Г. Диагностика и анализ учебного процесса // Завуч для администрации школ, 2003, №1
18. Черданцева Н.П. Диагностика и анализ учебного процесса // Завуч для администрации школ, 2002, №6
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Предлагаемые Вашему вниманию образцы диагностических карт и оформления результатов диагностики образовательного процесса являются примерными, соответствуют требованиям, предъявляемым к такого рода документам, и могут оказать помощь педагогам дополнительного образования в практической деятельности
Таблица № 1
План работы по диагностике педагога на учебный год
Объект диагностики | Группы | Показатели | Уровни | Используемые методики | Сроки | Мероприятия по результатам диагностики |
Определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения (начальное диагностирование) | Все | · Сформированность специальных знаний · Сформированность специальных умений · Коммуникабельность | · Низкий · Средний · Высокий | Собеседование, тестирование, наблюдение | Сентябрь – октябрь | Справка, выводы |
Оценка успешности изучения раздела (промежуточная диагностика) | Все | · Сформированность специальных знаний · Сформированность специальных умений · Умение пользоваться дидактическими материалами · Проявление творческих способностей · Умение планировать свою работу | · Низкий · Средний · Высокий | Тестирование, зачет, контрольные задания | Ноябрь | Анализ, корректировка образовательной программы |
Оценка личностных достижений учащихся (промежуточная диагностика) | 2, 3,5 | · Психофизиологические характеристики · Когнитивные характеристики · Эмоциональная сфера · Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности · Мотивационная сфера | 3-х балльная шкала | Наблюдение | Декабрь | Отработка критериев личностного роста учащихся и изыскание способов дифференцированного подхода к обучению |
Оценка успешности усвоения образовательной программы (конечная диагностика) | все | · Сформированность специальных знаний · Сформированность специальных умений · Коммуникабельность · Умение пользоваться дидактическими материалами · Проявление творческих способностей · Умение планировать свою работу | · Низкий · Средний · Высокий | Контрольные задания, тестирование, наблюдение | Апрель | Подведение итогов учебного года, педсовет |
Степень удовлетворенности воспитанников | Все |
| · Низкий · Средний · Высокий | Анкеты, наблюдения, беседы, цветопись, тесты | Апрель-май | Анализ, справка |
Таблица № 2
Начальная диагностика
Метод диагностики – наблюдение, собеседование
ФИО |
Познавательная активность
Коммуникативные умения
Таблица № 3
Дата: 2019-07-30, просмотров: 465.