ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как врач ведет историю болезни пациента, так и педагог должен вести историю развития ребенка.

Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:

 

- дневник педагогических наблюдений;

- диагностические карты;

- зачетные и личные учебные книжки и т.д.

 

Рассмотрим некоторые формы, применяемые педагогами дополнительного образования в своей практической деятельности.

 

Цветопись – самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с учащимися младших школьников. Для оценки работы учеников можно использовать следующие цвета: красный - работает самостоятельно, в быстром режиме; желтый - выполняет задания, соблюдая все требования; зеленый - выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки; синий - постоянно обращается к помощи педагога и детей; фиолетовый - слабо справляется с заданием. (см. приложение 1)

 

Табель развития. Чаще всего используется для информирования родителей и включает следующие разделы: число пропущенных занятий, прилежность в выполнении заданий, успевание или отставание, недостатки учащегося, требующие особого внимания. (см. приложение 2)

 

Диаграмма и график успеваемости. На основании данных диагностики выстраивается график, диаграмма, изображающая при помощи кривых и столбиков количественные показатели состояния чего-нибудь. Каждый столбик имитирует влияние отдельного фактора, сила (интенсивность) действия которого в данный момент отмечается точкой. Интенсивность влияния можно оценить в процентах (100% - максимальный показатель), при помощи пяти- или даже трехбалльной шкалы – низкая, средняя, высокая. (см. приложение3)

 

Круговая диагностическая карта. Хорошую информативность обеспечивает круговая диагностическая карта. Это круг, разделенный радиусами на столько частей, сколько диагностируемых параметров. На радиусах откладываются критерии оценки – минимальная (низкий уровень) в центре, максимальная (высокий уровень) на дуге окружности.

Круглый, приятный глазу профиль сигнализирует – все в порядке. Количество диагностируемых факторов обусловливаются потребностями и возможностями. (см. приложение 4)

 

 

Папка достижений. Заводится в объединении на каждого ребенка. В нее складываются все работы учащегося: от самых первых, пусть еще неумелых, до работ последних дней занятий. Это своего рода история развития мастерства ребенка, которая позволяет педагогу проследить динамику его творческих способностей, найти индивидуальный подход к ребенку, приспособиться к его особенностям.

 

Творческие программы. Такую “программу” получает каждый ребенок в начале учебного года. На ней изображены все изделия, которые ему предстоит сделать в течение года в рамках учебной программы. По мере их изготовления, ребенок закрашивает изображение изделий в своей программе. Если ребенок выполняет самостоятельную, внепрограммную работу, он дорисовывает в программе изображение этого изделия.

 

Паспорт здоровья. В этом документе сфокусирована работа всего педагогического коллектива по привитию ребенку интереса к его здоровью. Главная задача такого паспорта - вывести каждую личность на программу самосовершенствования.

 

Личная творческая карта.

1 страница - Фамилия, имя ребенка, дата рождения, наименование объединения, фамилия руководителя, дата начала и окончания обучения.

 

2 – т.д. страница – данные диагностики, успехи, достижения в смотрах, выставках, соревнованиях

 

Литература

1. Блинова Т.П. Роль диагностики как средства изучения уровня изучения ученика // Начальная школа, 2003, № 2

2. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы, // Педагогика, 1993, -№2

3. Быкова В.Г. Диагностика и анализ учебного процесса //Завуч для администрации школ, 2004, №8

4. Диагностика как фактор развития образовательной системы. – СПб, 1995

5. Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере ДО. Оренбург, 1998.

6. Зайцев В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения //Народное образование, 2001, № 6

7. Калинина Н.В. Диагностика и анализ учебного процесса // Завуч начальной школы, 2003, № 5

8. Калмыкова З.И. Проблема диагностики умственного развития учащихся. М., 1975

9. Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, № 4.

10. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование детей,
2004, № 12

11. Кочетова А.И. Педагогическая диагностика в школе, Минск,1987

12. Озерова Л.Н. Зачем нужна педагогическая диагностика // Начальная школа, 2003, № 6

13. Пидкасиситый П. Сначала диагностика, а потом развитие. М.,1993

14. Подласый И. Как диагностировать урок // Народное образование,

1991, № 9

15. Сазонова М.В. Методические рекомендации по диагностике образовательного уровня учащихся // Бюллетень, 2002, № 3

16. Широкова И.Б. Рекомендации к оформлению плана работы психолога // Практика административной работы в школе, 2004, № 4

17.Фомичева И.Г., Белякова Е.Г. Диагностика и анализ учебного процесса // Завуч для администрации школ, 2003, №1

18. Черданцева Н.П. Диагностика и анализ учебного процесса // Завуч для администрации школ, 2002, №6

 

 

 

 




П Р И Л О Ж Е Н И Е

Предлагаемые Вашему вниманию образцы диагностических карт и оформления результатов диагностики образовательного процесса являются примерными, соответствуют требованиям, предъявляемым к такого рода документам, и могут оказать помощь педагогам дополнительного образования в практической деятельности

 

Таблица № 1

План работы по диагностике педагога на учебный год

Объект диагностики Группы Показатели Уровни Используемые методики Сроки Мероприятия по результатам диагностики
Определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения (начальное диагностирование)   Все · Сформированность специальных знаний · Сформированность специальных умений · Коммуникабельность · Низкий · Средний · Высокий Собеседование, тестирование, наблюдение Сентябрь – октябрь Справка, выводы
Оценка успешности изучения раздела (промежуточная диагностика) Все · Сформированность специальных знаний · Сформированность специальных умений · Умение пользоваться дидактическими материалами · Проявление творческих способностей · Умение планировать свою работу · Низкий · Средний · Высокий Тестирование, зачет, контрольные задания Ноябрь Анализ, корректировка образовательной программы
Оценка личностных достижений учащихся (промежуточная диагностика) 2, 3,5 · Психофизиологические характеристики · Когнитивные характеристики · Эмоциональная сфера · Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности · Мотивационная сфера 3-х балльная шкала Наблюдение Декабрь Отработка критериев личностного роста учащихся и изыскание способов дифференцированного подхода к обучению
  Оценка успешности усвоения образовательной программы (конечная диагностика)   все   · Сформированность специальных знаний · Сформированность специальных умений · Коммуникабельность · Умение пользоваться дидактическими материалами · Проявление творческих способностей · Умение планировать свою работу   · Низкий · Средний · Высокий   Контрольные задания, тестирование, наблюдение   Апрель   Подведение итогов учебного года, педсовет
Степень удовлетворенности воспитанников Все
  • Степень удовлетворенности воспитанников мероприятиями
  • Степень стремления воспитанников к активной подготовке мероприятий
  • Степень удовлетворенности воспитанников занятиями
· Низкий · Средний · Высокий Анкеты, наблюдения, беседы, цветопись, тесты Апрель-май Анализ, справка

 

 

Таблица № 2

Начальная диагностика

Метод диагностики – наблюдение, собеседование

 

ФИО

Познавательная активность

Сформированность самостоятельности Сформированность специальных ЗУНов

Коммуникативные умения

Критерии Действия педагога Критерии Критерии Критерии Действия педагога Низкий уровень -  к выполнению ребёнок приступает только после дополнительных побуждений, во время работы часто отвлекается, при встрече с трудностями не стремится их преодолеть, расстраивается, отказывается от работы; Средний уровень – ребёнок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, вопросов задает немного, при помощи педагога способен к преодолению трудностей; Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы, прилагает усилия –к преодолению трудностей. Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий.   Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха.     Высокий уровень требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться. Низко самостоятельный все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок.   Средне  самостоятельный выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них.     Высоко самостоятельный ребёнок сам берется за выполнение любого задания. Критерии разрабатывает педагог в соответствии образовательной программы Низкий уровень: ребенок старается стоять «в сторонке», не вступает в контакт со сверстниками.     Средний уровень свидетельствует контактность с учителем и неконтактность со сверстниками. Дети не инициативны в общении, однако проявляют общительность в ответ на чужую инициативу. Высокий уровень: инициативен со всеми, указывает другим, как надо делать что-то. Детям нужна поддержка, вселение уверенности в свои силы. Их нельзя заставлять быть контактными, а нужно обращать внимание других детей на их достоинства и постепенно включать в коллектив, давая маленькие поручения и хваля за их выполнение.   При среднем уровне  необходимы поощрения и поддержки.   Включать в групповые методы работы, не игнорировать их в процессе работы; нужно давать индивидуальные задания.  

 

 

Таблица № 3

Дата: 2019-07-30, просмотров: 417.