Принципы педагогической диагностики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

    Вся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От умения педагога добиваться при взаимодействии с обучающимися высокого уровня качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач.

    Многогранность образовательного процесса предполагает решение одновременно множества задач (разных по характеру, объёму, степени значимости) и, соответственно, получения системы результатов. Наиболее оптимальный путь повышения качества образования – организация образовательного процесса, направленного на положительную динамику личностных достижений обучающихся. Если мы говорим о необходимости развивать личностные достижения обучающихся, то без знания методики диагностирования образовательного процесса нам не обойтись.

    Педагогическая диагностика, как и всякая другая педагогическая деятельность, имеет предмет, цели, задачи, формы, методы и результаты. Изучение данного методического пособия поможет вам уточнить и расширить свои представления о педагогической диагностике, найти новые пути и не использованные возможности в решении задач повышения качества дополнительного образования детей.

    Для того чтобы извлечь максимум пользы от работы с материалами, представленными в методическом пособии, подойдите к их изучению максимально ответственно – это необходимо для успешной реализации образовательной программы. Ставьте перед собой реальные цели и, если уж вы поставили какую-то задачу, выполняйте намеченное неукоснительно.

    Работая над этим пособием, я ставила перед собой следующие задачи:

· дать в руки «путеводную нить» тому, кто не знает с чего начать;

· вдохновить готового к действию;

· предложить опытному такие решения, которые легко осуществить;

· помочь раскрыть способности к самостоятельному творчеству тому, кто думает, что у него не хватает воображения.

Моя главная цель – подсказать педагогу идеи и решения, которые помогут ему повысить своё профессиональное мастерство.

Я не могу дать гарантию, что у вас сразу всё получится. Но я точно знаю, что путь к успеху всегда начинается с первого шага.

    Желаю Вам успеха!

 

 

Диагностика в дополнительном образовании

 

Педагогика должна ориентироваться                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                       не на вчерашний, а на завтрашний                                                                                                                                                                                                 

                                                                                       день детского развития.

Л.С.Выготский

 

 

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования, Федеральной программе развития образования, Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей
на 2002–2005 гг.

Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. В силу индивидуального характера многих из них в идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

В рамках понятийного словаря теории педагогической диагностики необходимо определить соотношение понятий «диагностика» с традиционно применяющимися в педагогике терминами  изучение, контроль и учёт.

Цель понятия «изучение» - регулировка управляемых процессов функционирования изучаемой системы или подсистемы образования, учебно-воспитательного процесса, учащегося.

Контроль рассматривается как необходимый компонент любого управленческого цикла, в том числе и учебно-воспитательного процесса как определённого вида управляемой деятельности. Контроль как вид управленческой деятельности связан с сопоставлением нормативных показателей с состоянием управляемого объекта. Цель контроля, как и диагностики, - корректировка хода процесса на основе полученных данных. Но понятие «контроль» шире понятия «диагностика», так как контроль может осуществляться в результате специальных диагностических процедур. Контроль ориентирован на заданный норматив – образец, в то время как диагностика – на характеристику состояния объекта (явления). Контроль осуществляется по результатам диагностики, которая может выступать в качестве средства контроля.

Под учётом (оценок, индивидуальных особенностей, воспитанности учащихся) обычно понимается фиксация различных характеристик управляемого объекта (процесса) с целью их использования для выработки управленческих решений (в основном – корректирующих).

Под диагностированием (диагностическим обследованием)  понимается алгоритм действий педагогов-практиков (включая управленцев системы образования) для регулярно повторяющегося изучения с помощью специально разработанных и адаптированных (к данным условиям) методик изучения различных элементов педагогической системы, для анализа их состояния, тенденций развития и необходимой коррекции.

Анализ материалов педагогической диагностики позволяет:

администрации ОУ:

-увидеть связь между деятельностью педагога и результатами его труда, выраженными в развитии учащихся;

- выявить способность педагога к самоанализу и самооценке, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательности к своей работе.

педагогу:

- правильно поставить диагноз качества знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости детей, учесть их особенности;

- правильно выбрать методы и средства обучения таким образом, чтобы в ходе реализации образовательной программы максимально полно учитывались способности детей к её усвоению и применению;

- повысить воспитательную эффективность учебных занятий, так как правильный выбор методов и средств обучения способствует созданию благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе и целенаправленного управления психическим развитием детей.

Диагностирующие мероприятия обусловлены целеполаганием процесса обучения, и предусматривают в динамике уровни усвоения обучающимися учебного материала и его корректировку. Диагностируются все компоненты учебно-воспитательной системы, т.к. без диагноза нельзя оптимально управлять педагогическим процессом.

Изучение, систематическое наблюдение за детьми способствуют наиболее полному выявлению их индивидуальных особенностей и способностей, позволяют ответить на вопросы: как ребенок обучается и воспитывается, происходят ли сдвиги, как воспринимает помощь. Опираясь на педагогические критерии, педагог через диагностирование определяет уровень развития ребенка, зону его ближайшего развития. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребёнка за его труд, старание.

Цель диагностики - управление личностным ростом ребенка.


Анкетирование.

Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при

изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности учащихся, их субъектный опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.

2. Индивидуальная беседа.
Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации. Умело проведённая обучающая беседа с элементами проблемного изложения обладает большой диагностической ценностью. Для её усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов учащихся.

3. Тесты.
Тест - краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин “тест” происходит от английского test - испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт.
Тестирование – наиболее подходящая измерительная технология – самая эффективная в ситуациях массового оценивания учебных достижений.

Существует три этапа тестирования:
- выбор теста;
- его проведение;
- подсчёт баллов с последующей интерпретацией результатов.

План создания тестов:

- определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить с помощью теста;

- подбор заданий, которые позволяют определить наличие изучаемых ЗУНов;

- экспериментальная проверка теста.

Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.

Тесты должны быть:

- относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;

- однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

- стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования.







Наблюдение.

Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:
 - оно сочетается с воздействием на ребёнка, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция ученика на различные воспитательные влияния);
- наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей педагогической задачи;
- в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ученика;
- наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.

 

  Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей:

1. личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребёнка под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции) (Таблица № 3 ).

2. учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы) (Таблицы № 4 - 8).

 





Личная творческая карта.

1 страница - Фамилия, имя ребенка, дата рождения, наименование объединения, фамилия руководителя, дата начала и окончания обучения.

 

2 – т.д. страница – данные диагностики, успехи, достижения в смотрах, выставках, соревнованиях

 

Литература

1. Блинова Т.П. Роль диагностики как средства изучения уровня изучения ученика // Начальная школа, 2003, № 2

2. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы, // Педагогика, 1993, -№2

3. Быкова В.Г. Диагностика и анализ учебного процесса //Завуч для администрации школ, 2004, №8

4. Диагностика как фактор развития образовательной системы. – СПб, 1995

5. Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере ДО. Оренбург, 1998.

6. Зайцев В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения //Народное образование, 2001, № 6

7. Калинина Н.В. Диагностика и анализ учебного процесса // Завуч начальной школы, 2003, № 5

8. Калмыкова З.И. Проблема диагностики умственного развития учащихся. М., 1975

9. Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, № 4.

10. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование детей,
2004, № 12

11. Кочетова А.И. Педагогическая диагностика в школе, Минск,1987

12. Озерова Л.Н. Зачем нужна педагогическая диагностика // Начальная школа, 2003, № 6

13. Пидкасиситый П. Сначала диагностика, а потом развитие. М.,1993

14. Подласый И. Как диагностировать урок // Народное образование,

1991, № 9

15. Сазонова М.В. Методические рекомендации по диагностике образовательного уровня учащихся // Бюллетень, 2002, № 3

16. Широкова И.Б. Рекомендации к оформлению плана работы психолога // Практика административной работы в школе, 2004, № 4

17.Фомичева И.Г., Белякова Е.Г. Диагностика и анализ учебного процесса // Завуч для администрации школ, 2003, №1

18. Черданцева Н.П. Диагностика и анализ учебного процесса // Завуч для администрации школ, 2002, №6

 

 

 

 




П Р И Л О Ж Е Н И Е

Предлагаемые Вашему вниманию образцы диагностических карт и оформления результатов диагностики образовательного процесса являются примерными, соответствуют требованиям, предъявляемым к такого рода документам, и могут оказать помощь педагогам дополнительного образования в практической деятельности

 

Таблица № 1

План работы по диагностике педагога на учебный год

Объект диагностики Группы Показатели Уровни Используемые методики Сроки Мероприятия по результатам диагностики
Определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения (начальное диагностирование)   Все · Сформированность специальных знаний · Сформированность специальных умений · Коммуникабельность · Низкий · Средний · Высокий Собеседование, тестирование, наблюдение Сентябрь – октябрь Справка, выводы
Оценка успешности изучения раздела (промежуточная диагностика) Все · Сформированность специальных знаний · Сформированность специальных умений · Умение пользоваться дидактическими материалами · Проявление творческих способностей · Умение планировать свою работу · Низкий · Средний · Высокий Тестирование, зачет, контрольные задания Ноябрь Анализ, корректировка образовательной программы
Оценка личностных достижений учащихся (промежуточная диагностика) 2, 3,5 · Психофизиологические характеристики · Когнитивные характеристики · Эмоциональная сфера · Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности · Мотивационная сфера 3-х балльная шкала Наблюдение Декабрь Отработка критериев личностного роста учащихся и изыскание способов дифференцированного подхода к обучению
  Оценка успешности усвоения образовательной программы (конечная диагностика)   все   · Сформированность специальных знаний · Сформированность специальных умений · Коммуникабельность · Умение пользоваться дидактическими материалами · Проявление творческих способностей · Умение планировать свою работу   · Низкий · Средний · Высокий   Контрольные задания, тестирование, наблюдение   Апрель   Подведение итогов учебного года, педсовет
Степень удовлетворенности воспитанников Все
  • Степень удовлетворенности воспитанников мероприятиями
  • Степень стремления воспитанников к активной подготовке мероприятий
  • Степень удовлетворенности воспитанников занятиями
· Низкий · Средний · Высокий Анкеты, наблюдения, беседы, цветопись, тесты Апрель-май Анализ, справка

 

 

Таблица № 2

Начальная диагностика

Метод диагностики – наблюдение, собеседование

 

ФИО

Познавательная активность

Сформированность самостоятельности Сформированность специальных ЗУНов

Коммуникативные умения

Критерии Действия педагога Критерии Критерии Критерии Действия педагога Низкий уровень -  к выполнению ребёнок приступает только после дополнительных побуждений, во время работы часто отвлекается, при встрече с трудностями не стремится их преодолеть, расстраивается, отказывается от работы; Средний уровень – ребёнок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, вопросов задает немного, при помощи педагога способен к преодолению трудностей; Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы, прилагает усилия –к преодолению трудностей. Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий.   Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха.     Высокий уровень требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться. Низко самостоятельный все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок.   Средне  самостоятельный выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них.     Высоко самостоятельный ребёнок сам берется за выполнение любого задания. Критерии разрабатывает педагог в соответствии образовательной программы Низкий уровень: ребенок старается стоять «в сторонке», не вступает в контакт со сверстниками.     Средний уровень свидетельствует контактность с учителем и неконтактность со сверстниками. Дети не инициативны в общении, однако проявляют общительность в ответ на чужую инициативу. Высокий уровень: инициативен со всеми, указывает другим, как надо делать что-то. Детям нужна поддержка, вселение уверенности в свои силы. Их нельзя заставлять быть контактными, а нужно обращать внимание других детей на их достоинства и постепенно включать в коллектив, давая маленькие поручения и хваля за их выполнение.   При среднем уровне  необходимы поощрения и поддержки.   Включать в групповые методы работы, не игнорировать их в процессе работы; нужно давать индивидуальные задания.  

 

 

Таблица № 3

Эмоциональная сфера

Мотивационная сфера

ПМ ВМ М КО С ЭС Н В Р ЦКД ХСО У ИП                            

Инструкция к заполнению диагностической карты:

I. Психофизиологические характеристики
1.Память (ПМ)
учащегося оценивается визуально по следующей шкале оценок:
3 балла – очень хорошая память, скорость запоминания и воспроизведения высокая;
2 балла – средний уровень памяти, характеристики неустойчивы;
1 балл – плохая память, скорость запоминания и воспроизведения низкая.
2.Внимание (ВМ) оценивается визуально :
3 балла – высокая концентрация внимания, быстрая реакция, ученик почти не отвлекается на посторонние дела;
2 – неустойчивое внимание или его средний уровень;
1 – низкая концентрация внимания, реакция замедленная, ученик постоянно отвлекается.
3.Моторика (М) – оценивается визуально:
 3 – учебные движения точные, четкие, уверенные, чертит, рисует быстро, точно, уверенно;
2 – средний уровень владения учебными движениями или неустойчивое владение;
1 – низкий уровень владения.
4.Координация (ориентировка) в учебном пространстве (КО). Для оценивания этого качества внимательнее понаблюдайте за учеником, вспомните, как он ориентируется в учебном кабинете. Много ли ему нужно, чтобы приготовить все необходимое к занятию, или он вечно копается и никак не может достать то, что нужно. Как ученик размещает учебные записи, чертежи в тетради, на листе.
3 – высокий уровень координации в учебном пространстве, все делает рационально и оптимально;
2 – средний уровень или неустойчивый; 1 – низкий уровень.

 

II. Когнитивные характеристики.
1.Скорость восприятия и переработки информации (С)
оценивается визуально по 3-х балльной шкале:
3 - способен очень быстро воспринимать и перерабатывать информацию, что называется, схватывать на лету, может быстро уловить основную мысль, пересказать, ответить вопросы на понимание;
2 – средняя скорость: воспринимает и улавливает информацию, но не всегда может ухватить основную мысль, идею. Не всегда точен в ответах на вопросы на понимание;
1 – низкая скорость восприятия и переработки информации, плохо отвечает на вопросы.

III. Эмоциональная сфера.
1.Эмоциональный самоконтроль (ЭС)
– определите визуально, насколько ученик способен управлять своими эмоциями.
3 – высокий уровень самоконтроля: ученик в состоянии регулировать свое эмоциональное состояние. Когда необходимо, способен сдержать эмоции, когда надо – выплеснуть наружу, способен проявлять сочувствие, сопереживание, выражать их эмоционально;
2 – средний (неустойчивый) уровень самокотроля;
1 – низкий уровень самоконтроля: ученик не способен сдерживать свои эмоции.
2.Преобладающее настроение на занятии (Н).
3 – рабочее, мажорное настроение;
2 – неустойчивое настроение;
1 – нерабочее, минорное настроение.
3.Волевые качества (В). Определите визуально, в какой степени проявляются у ученика волевые качествав на занятии, на мероприятиях.
3 – высокий уровень развития волевых качеств, проявляющихся в настойчивости в достижении желаемых результатов, умении заставлять себя что-то сделать в случае необходимости, в трудолюбии, усердии;
2 – средний (неустойчивый) уровень;
1 – низкий уровень, проявляющийся в вялости, лени, неумении взять себя в руки в случае необходимости.
4.Реактивность (Р)  - вспомните особенности поведения ученика на занятиях и определите, проставив в диагностической карте буквы И, Р, Н, преобладающий характер поведения ученика.
И – импульсивное поведение: ученик способен действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, не обдумывает свои поступки, не оценивает все «за» и «против». Он быстро реагирует и столь же бурно раскаивается в своих действиях.
Р – рефлексивное, обдуманное поведение, осознанное, быстрое, разумное.
Н  неустойчивое поведение, либо вы не можете определить преобладающий характер поведения.

IV. Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности.
1.Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД).
Оценивается реальное место и роль учащегося в коммуникативных отношениях в объединении. Место и роль в коммуникативных отношениях могут быть выражены в качественных характеристиках: лидер (Л), признаваемый (П),  отвергаемый (О).
Л -
лидер: имеет высокий авторитет в группе сверстников или в группе. Позиция лидера проявляется во всех видах учебной и внеучебной деятельности, желанный участник всех мероприятий и желанный субъект общения.
П – признаваемый. Авторитетный человек, с чьим мнением считаются в каких-то отношениях (его круг общения в группе уже, чем у лидера).
О – отвергаемый. Постоянного круга общения в объединения нет. Контакты носят случайный характер, в игры его приглашают редко.
2.Преобладающий характер стиля общения (ХСО).
Т -
терпимый. При таком стиле общения человек обладает развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, что позволяет ему с уважением относиться к достоинству других; умеет воспринимать другую, отличную от своей точку зрения; редко вступает в конфликты, стремится к их разрешению мирным путем, самооценка адекватна.
К – конформистский. Размыты представления о нормах общения, часто неадекватная самооценка, легко принимает любой стиль общения, сложившийся в группе, групповые нормы и ценности некритически присваивает, несамостоятелен, в конфликтной ситуации ведет себя так, как принято в его группе.
А – неадекватная самооценка. Нетерпим к другой точке зрения, позиции, сам создает конфликтные ситуации.

V. Мотивационная сфера.
1. Уровень мотивации (У).
3 балла – высокий уровень мотивации: ученик с удовольствием заниматься, это доставляет ему радость, он хочет узнать как можно больше;
2 – средний (неустойчивый) уровень мотивации;
1 – низкий уровень мотивации: ученик без желания занимается в объединении (ходит с группой продленного дня, заставляют родители и т.д.)
2.Интерес к предмету (ИП):
3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1 балл – низкий.

 

 


















































Таблица № 4

 

I год обучения

ФИО

Основы цветоведения

Сведения о ДПИ

Законы композиции

 

Коммуникативность

Теплые и холодные цвета

Главные

Знание приемов росписи

II год обучения

ФИО

Сведения о ДПИ

 

Основы цветоведения

 

Законы композиции

Коммуникатив.

 

Главные

Цветовые оттенки

В коллективной

Работе

  На ча ло Пр   Ко нец На ча ло Пр   Ко нец На ча ло Пр   Ко нец На ча ло Пр   Ко нец На ча ло Пр   Ко нец На ча ло Пр   Ко нец На ча ло Пр   Ко нец                                                  

Таблица № 5

Диагностика учебных достижений
 учащихся в объединениях «Начального технического моделирования», ДПИ.

 

 

 

Ф.И.

 

 

                 

Сформирован-

ность специальных знаний

Сформирован-ность специальных умений

Сформирован-ность специальных навыков

Умение пользоваться дидактическими материалами

Проявление творческих способностей.

 

Умение планировать свою работу.

 

 

Начальная Промежут. Конец уч.года Начальная Промежут. Конец уч.года Начальная Промежут. Конец уч.года Начальная Промежут. Конец уч.года Начальная Промежут. Конец уч.года

Начальная

Промежут.

Конец уч.года
                                 

 

 

                                 

 

 

                                 

 

 

                                         

Примечание. Критерии оценок см.ниже.


Приложение к таблице № 5

Первый год обучения

Второй год обучения

низкий уровень средний уровень высокий уровень низкий уровень средний уровень высокий уровень Сформированность специальных знаний Не знает основные линии чертежа, правила копирования. Не знает базовые формы оригами Знает правила копирования, линии чертежа, но не всегда правильно применяет на практике. Знает базовые формы оригами.  Знает правила копирования, линии чертежа. Знает типы виды моделей. Не владеет графическими понятиями. Не знает устройство моделей. Владеет графическими понятиями, но путает их (рисунок, чертеж, эскиз). Слабо ориентируется в устройстве моделей. Владеет графическими понятиями, знает устройство моделей. Сформированность специальных умений Не умеет читать чертежи, собирать модели. Испытывает затруднения при чтении чертежа и сборке модели. Самостоятельно читает чертежи и собирает простейшие модели. Не всегда самостоятельно собирает сложные модели, но умеет читать чертежи. Собирает сложные модели с помощью педагога или детей. Самостоятельно собирает сложные модели. Умеет реализовать задуманное Сформированность специальных навыков Нет навыков использования инструментов в работе (линейка, карандаш). Не всегда использует инструменты в работе. Умело применяет инструменты в работе. Не умело использует новые инструменты в работе (циркуль, треугольник). Использует новые инструменты в работе при напоминании педагогом или детьми. При работе умело использует новые инструменты в работе. Умение пользоваться дидактическим материалом Не умеет пользоваться дидактическим материалом. Не всегда умело использует дидактический материал, собирает модель по образцам. При изготовлении модели иногда использует схемы сборки. При сборке модели умело использует схемы сборки. При сборке модели не умело пользуется инструкционными, технологическими картами. Умеет собирать модели по схемам, инструкционным и технологическим картам. Проявление творческих способностей Выполняет работы по готовым чертежам не аккуратно. Выполняет работы по готовым чертежам, но не всегда аккуратно.  Выполняет работы по готовым чертежам аккуратно. При изготовлении моделей проявляет фантазию в дизайне. Активное, творческое отношение к работе. Тюнингует автомобили. Самостоятельно изготавливает детали к моделям. Изготавливает действующие модели. Умение планировать свою работу Не умеет планировать свою работу. Планирует с помощью педагога. Частично планирует свою работу самостоятельно. Частично планирует свою работу самостоятельно. Самостоятельно планирует свою работу. Самостоятельно планирует свою работу, помогает воспитанникам.

Таблица № 6

Качества

Приложение к таблице № 6

Мотивация к занятиям.

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Не добивается конечного результата.

 Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес проявляется Самостоятельно, осознанно. Интерес на уровне увлечения. Устойчивая мотивация. Проявляет интерес к проектной деятельности. Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет «Технология» как будущую профессию. Увлечение проектной деятельностью.

Познавательная активность.

Интересуется только технологическим процессом. Полностью отсутствует интерес к теории. Выполняет знакомые задания.

Увлекается специальной литературой по направлению кружка. Есть интерес к выполнению сложных заданий.

Есть потребность в приобретении новых знаний. По настроению изучает дополнительную литературу. Есть потребность в выполнении сложных заданий. Целенаправленная потребность в приобретении новых знаний. Регулярно изучает дополнительную специальную литературу. Занимается исследовательской деятельностью.

Творческая активность.

Интереса к творчеству, инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Нет навыков самостоятельного решения проблем.

Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, но по настроению. Проблемы решать способен, но при помощи педагога.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить. Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.

Коммуникативные умения.

Не умеет высказать свою мысль, не корректен в общении.

Не проявляет желания высказать свои мысли, нуждается в побуждении со стороны взрослых и сверстников.

Умеет формулировать собственные мысли, но не поддерживает разговора, не прислушивается к другим. Умеет формулировать собственные мысли, поддержать собеседника, убеждать оппонента.

Коммуникабельность.

Не требователен к себе, проявляет себя в негативных поступках.

Не всегда требователен к себе, соблюдает нормы и правила поведения при наличии контроля, не участвует в конфликтах.

Соблюдает правила культуры поведения, старается улаживать конфликты. Требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках, умеет создать вокруг себя комфортную обстановку, дети тянутся к этому ребёнку.

Достижения.

Пассивное участие в делах кружка.

Активное участие в делах кружка.

Значительные результаты на уровне СЮТ. Значительные результаты на уровне города, округа, области.          

Таблица № 7

Приложение к таблице № 7

Карта личностных достижений обучающегося
    (в
баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка__________________________

Возраст_________________________

Вид и название детского объединения_______________________

Ф.И.О. педагога

Дата начала наблюдения____________________

 

 

Сроки диагностики Показатели   

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Конец I полугодия Конец учебного года Конец I полугодия Конец учебного года Конец I полугодия Конец учебного года
I. Теоретическая подготовка ребёнка: 1.1 Теоретические знания: а) б) с) и т.д. 1.2 Владение специальной терминологией II. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Практические умения и навыки, предус­мотренные программой: а)    б)     с)  и т.д. 2.2. Владение специаль­ным оборудованием и ос­нащением 2.3. Творческие навыки   III. Обшеучебные умения и навыкиребенка: 3.1. Учебно-интеллектуальные умения: а) умение подбирать и анализи­ровать специальную литературу  б) умение пользоваться компью­терными источниками информа­ции с) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу                
  3.2. Учебно-коммуникативные умения: а) умение слушать и слышать педагога б) умение выступать перед ауди­торией с) умение вести полемику, уча­ствовать в дискуссии 3.3. Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовать свое ра­бочее (учебное) место б) навыки соблюдения в процес­се деятельности правил безопас­ности с) умение аккуратно выполнять работу   IV . Предметные достижения учащегося: ♦ На уровне детского объедине­ния (кружка, студии, секции) ♦ На уровне школы (по линии дополнительного образования) ♦На уровне района, города  ♦На республиканском, между­народном уровне            

 

Карточка позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребёнка  по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания – сравнение ребёнка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.

Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребёнка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребёнка – это поддержит его стремление к новым успехам.

Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребёнок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.

 

 


Таблица № 8

Критерии

I год обучения

II год обучения

III год обучения

Полугодие Конец года

1

Отношение к занятию в целом: положительное         безразличное         негативное        

2

Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто         редко         почти никогда        

3

Внимание:                                      отличное         среднее         легко отвлекается        

4

Темп работы:  опережает темп работы объединения с высоким качеством работы         опережает темп работы объединения с недостаточным качеством работы         соответствует темпу занятия         отстает от темпа занятия        

5

Оформление работ: по всем требованиям             частично нарушены требования         без выполнения требований         красиво         аккуратно         грязно        

6

Умение организовывать и контролировать свою работу на занятии:                              всегда         иногда         никогда         7 Проявление творчества: всегда         иногда         никогда         8 Общеучебные навыки освоены: отлично         хорошо         удовлетворительно         плохо        

 

 

 

 

ФОРМЫ

 

 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

 


ДИАГНОСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Приложение № 1

 

 

Приложение № 2

Табель развития ребенка.

                                                              Фамилия, имя Хамитова Гульнара

                             Возраст 13 лет

                                                                    Название кружка «Роспись по дереву»

                                           Педагог Иванова А.А.

                                                          Дата начала наблюдения 21.09.01

 

Качества

Приложение № 3

 


 


 

                                    

 

 

Приложение № 4

 

 

Для заметок

Введение

 

    Вся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От умения педагога добиваться при взаимодействии с обучающимися высокого уровня качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач.

    Многогранность образовательного процесса предполагает решение одновременно множества задач (разных по характеру, объёму, степени значимости) и, соответственно, получения системы результатов. Наиболее оптимальный путь повышения качества образования – организация образовательного процесса, направленного на положительную динамику личностных достижений обучающихся. Если мы говорим о необходимости развивать личностные достижения обучающихся, то без знания методики диагностирования образовательного процесса нам не обойтись.

    Педагогическая диагностика, как и всякая другая педагогическая деятельность, имеет предмет, цели, задачи, формы, методы и результаты. Изучение данного методического пособия поможет вам уточнить и расширить свои представления о педагогической диагностике, найти новые пути и не использованные возможности в решении задач повышения качества дополнительного образования детей.

    Для того чтобы извлечь максимум пользы от работы с материалами, представленными в методическом пособии, подойдите к их изучению максимально ответственно – это необходимо для успешной реализации образовательной программы. Ставьте перед собой реальные цели и, если уж вы поставили какую-то задачу, выполняйте намеченное неукоснительно.

    Работая над этим пособием, я ставила перед собой следующие задачи:

· дать в руки «путеводную нить» тому, кто не знает с чего начать;

· вдохновить готового к действию;

· предложить опытному такие решения, которые легко осуществить;

· помочь раскрыть способности к самостоятельному творчеству тому, кто думает, что у него не хватает воображения.

Моя главная цель – подсказать педагогу идеи и решения, которые помогут ему повысить своё профессиональное мастерство.

Я не могу дать гарантию, что у вас сразу всё получится. Но я точно знаю, что путь к успеху всегда начинается с первого шага.

    Желаю Вам успеха!

 

 

Диагностика в дополнительном образовании

 

Педагогика должна ориентироваться                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                       не на вчерашний, а на завтрашний                                                                                                                                                                                                 

                                                                                       день детского развития.

Л.С.Выготский

 

 

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования, Федеральной программе развития образования, Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей
на 2002–2005 гг.

Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. В силу индивидуального характера многих из них в идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

В рамках понятийного словаря теории педагогической диагностики необходимо определить соотношение понятий «диагностика» с традиционно применяющимися в педагогике терминами  изучение, контроль и учёт.

Цель понятия «изучение» - регулировка управляемых процессов функционирования изучаемой системы или подсистемы образования, учебно-воспитательного процесса, учащегося.

Контроль рассматривается как необходимый компонент любого управленческого цикла, в том числе и учебно-воспитательного процесса как определённого вида управляемой деятельности. Контроль как вид управленческой деятельности связан с сопоставлением нормативных показателей с состоянием управляемого объекта. Цель контроля, как и диагностики, - корректировка хода процесса на основе полученных данных. Но понятие «контроль» шире понятия «диагностика», так как контроль может осуществляться в результате специальных диагностических процедур. Контроль ориентирован на заданный норматив – образец, в то время как диагностика – на характеристику состояния объекта (явления). Контроль осуществляется по результатам диагностики, которая может выступать в качестве средства контроля.

Под учётом (оценок, индивидуальных особенностей, воспитанности учащихся) обычно понимается фиксация различных характеристик управляемого объекта (процесса) с целью их использования для выработки управленческих решений (в основном – корректирующих).

Под диагностированием (диагностическим обследованием)  понимается алгоритм действий педагогов-практиков (включая управленцев системы образования) для регулярно повторяющегося изучения с помощью специально разработанных и адаптированных (к данным условиям) методик изучения различных элементов педагогической системы, для анализа их состояния, тенденций развития и необходимой коррекции.

Анализ материалов педагогической диагностики позволяет:

администрации ОУ:

-увидеть связь между деятельностью педагога и результатами его труда, выраженными в развитии учащихся;

- выявить способность педагога к самоанализу и самооценке, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательности к своей работе.

педагогу:

- правильно поставить диагноз качества знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости детей, учесть их особенности;

- правильно выбрать методы и средства обучения таким образом, чтобы в ходе реализации образовательной программы максимально полно учитывались способности детей к её усвоению и применению;

- повысить воспитательную эффективность учебных занятий, так как правильный выбор методов и средств обучения способствует созданию благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе и целенаправленного управления психическим развитием детей.

Диагностирующие мероприятия обусловлены целеполаганием процесса обучения, и предусматривают в динамике уровни усвоения обучающимися учебного материала и его корректировку. Диагностируются все компоненты учебно-воспитательной системы, т.к. без диагноза нельзя оптимально управлять педагогическим процессом.

Изучение, систематическое наблюдение за детьми способствуют наиболее полному выявлению их индивидуальных особенностей и способностей, позволяют ответить на вопросы: как ребенок обучается и воспитывается, происходят ли сдвиги, как воспринимает помощь. Опираясь на педагогические критерии, педагог через диагностирование определяет уровень развития ребенка, зону его ближайшего развития. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребёнка за его труд, старание.

Цель диагностики - управление личностным ростом ребенка.


Принципы педагогической диагностики.

  1. Целенаправленность.
  2. Системность. Изучение ребёнка должно вестись не эпизодически, а в соответствии с определённым планом работы. Системность диагностики подразумевает комплексность в создании, подборе самих методик, их взаимосвязь между собой. Это позволит контролировать данные, получаемые одними методиками с помощью других, взаимодополняя и углубляя представления педагогов об учениках.
  3. Научная обоснованность теории и практики диагностики. Необходимо учесть современные достижения методологии психолого-педагогических наук как в процессе диагностики, так и при анализе результатов, при выработке диагноза, прогноза и педагогических решений коррекционного характера.
  4. Последовательность и преемственность. Необходим последовательный переход от одних этапов, критериев и форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в учебно-воспитательном процессе, поэтапное усложнение и углубление процесса диагностики.
  5. Доступность диагностических методик и процедур. Необходим такой подбор методик, вопросов и заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития учеников, их опыт. Зрительная наглядность тестов, заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками и т.д.), особенно у младших школьников и детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Использование компьютерной техники открывает качественно новые возможности для наглядного обеспечения диагностирования на всех его этапах. Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что стимулирует естественность поведения обследуемых, повышает достоверность получаемого материала.
  6. Активизация учащихся. Разъяснение ребятам о полезности объективной картины изучения их психолого-педагогических особенностей, позволяет им добросовестно, сознательно и ответственно выполнять диагностические задания, откровенно отвечать на вопросы анкет, личностных опросников. Такая активизация ребят при педагогической диагностике позволяет обучать их самодиагностике, развить их способности к самонаблюдению и самоанализу, а в конечном счете – к самоопределению и самоуправлению.
  7. Прогностичность. Принцип прогностичности проявляется в:
    - ориентации диагностической деятельности на коррекционную педагогическую работу в «зоне ближайшего развития учащихся»;
    - учёте тенденции естественного развития личности учеников с точки зрения необходимости их поддерживать или изменять.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 248.