Работа социального педагога и психолога, с родителями из неблагополучных семей, строится поэтапно. Сигналом к началу таких действий становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье.
1 этап:
- постановка семьи, находящейся в социально опасном положении, имеющей несовершеннолетних детей, на учет в органы социальной защиты населения;
На этом этапе специалистами органов социальной защиты населения оформляется учетная карта семьи, находящейся в социально опасном положении, и семья ставится на учет в управление социальной защиты населения в муниципальном районе. (Приложение 1)
- выявление степени тяжести кризисного состояния, в котором оказалась семья, либо несовершеннолетний;
Из классических методов сбора информации (опроса, обследования, наблюдения)
- осуществление сбора начальных сведений о семье, постоянно дополняющихся по мере развития взаимодействия с ней (анкетирование). (Приложение 2)
Следующий этап — сбор первичной информации о семье: от кого поступила информация, что известно о семье, какая работа проводилась.
Затем шаг — встреча специалиста с неблагополучной семьей (беседа, оценка ситуации: позволяет ли атмосфера в семье оставить ребенка, какие факты внушают надежду на возможность изменения ситуации, какие — вызывают проблемы). После посещения семьи заполняется акт обследования жилищно-бытовых условий. (Приложение 3)
Важно убедить родителей сотрудничать со специалистами. Главное — установить контакт, чтобы семья видела, что ей хотят помочь. На этом этапе целесообразно проводить социальное расследование, с помощью метода нестандартизованного наблюдения.
Социальное расследование — это сбор данных о семье и детях. Проводится оно для прояснения ситуации, определения задач работы, составления программы работы с семьей и оказания помощи детям.
- выявление реакции членов семьи на кризис и способность преодолевать его;
- изучение ситуации семейного неблагополучия;
- сбор психологических, педагогических и медицинских сведений;
- составление предварительных индивидуальных заключений.
2 этап:
- обсуждение специалистами имеющихся результатов;
После проведения обследования специалисты выносят на обсуждение совета по организации работы с семьей проблему конкретной семьи. Заседания этого совета проводятся 2 раза в месяц по утвержденному графику. Совет создан с целью координации работы специалистов СПЦ с различными категориями семей, нуждающимися в социально-педагогическом сопровождении.
- осмысление и оценка ситуации. На совете специалисты еще раз оценивают ситуацию, выявляют основные проблемы семьи и составляют план работы, определяют степень или уровень помощи каждой конкретной семье. После решения совета происходит зачисление семьи на социально-педагогическое сопровождение в СПЦ.
На каждую семью заполняется пакет документов позволяющий анализировать состояние клиента и его проблем, работу с ним, процесс его обслуживания, способствуя совершенствованию деятельности, осуществляемой по отношению к клиенту патронажа.
Пакет документов:
Социальный паспорт семьи, в котором по датам отражается работа, ход выполнения мероприятий по плану, наблюдение за выполнением обязательств, взятых на себя членами семьи.
Социальный паспорт включает в себя программу индивидуальной профилактической работы с семьёй, с конкретными мероприятиями в соответствии со своей компетенцией.
Дневник патронажа. В нем обозначаются: дата посещения; периодичность посещений семьи, которые посетили; учреждения, которые посетили; планы на неделю; время встреч с клиентом; цель и результат посещения; динамика встречи в ходе посещения какие результаты сформировались после выполнения рекомендаций специалиста. (Приложение 3)
Дата: 2019-07-30, просмотров: 184.