Унитарное государство - это форма государственного устройства, характеризуется следующими признаками:
1) административно-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности.
2) единое гражданство
3) единая структура гос. аппарата
4) единая система законодательства
5) единая система налогов и сборов.
В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, представляющие страну. Монопольным правом налогооблажения обладает государство, а не территория.
Парламенты унитарных государств, как правило однопалатны. Унитарный характер государства не исключает наличия автономных образований (Италия, Испания). В зависимости от наличия автономий различают простые и сложные унитарные государства. Простые состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Тайланд). Сложные унитарные государства имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа).
По степени централизации унитарные государства делятся на: децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных унитарных государствах во всех звеньях административно-территориального деления имеются только избираемые органы и нет назначаемых сверху чиновников общей компетенции (Великобритания, Япония)
В относительно децентрализованных унитарных государствах самоуправляются не все, а часть территориальных единиц. Например в Болгарии, самоуправляются низовые единицы – общины, а области носят административный характер.
В централизованных унитарных государствах сверху донизу существует система назначенных «сверху» органов управления. (Норвегия, Румыния)
Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть:
а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания). Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.
б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.
24. Федерация: понятие, признаки, принципы образования и функционирования
Федерация (от позднелат. Foederatio – объединение, союз), представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.
Признаки федерации:
1. состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, конторы и др.). Данные образования являются субъектами федерации и имеют собственное административно – территориальное деление;
2. в ней существуют две системы высших органов государственной власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов – на своей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется путем их закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре. Подобное разграничение осуществляется двояким образом. В одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) зхакрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов. В других (России, Индии, Германии) наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регионов. Кроме того, в отдельных государствах, в частности в РФ, имеют место двусторонние договоры о разграничении полномочий между центром и тем или иным субъектом Федерации;
3.территория федерации состоит из территорий образующих ее субъектов;
4. наличие в субъектах федерации своей конституции (конституционного устава), системы законодательства, гражданства, существующего наряду с общефедеральным, иногда судебной системы (в России не допускается). При этом запрещается создавать собственные вооруженные силы и вводить региональные деньги;
5. наличие, как правило, двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы;
6. субъекты не имеют права выхода из федерации.
Виды федераций:
I. По способу образования субъектов:
ü Национальные;
ü Территориальные;
ü Смешанные;
II. По правовому статусу субъектов:
ü Симметричные (США);
ü Асимметричные (Россия);
III. По способу создания:
ü Договорные;
ü Конституционные;
IV. По объему прав субъектов:
ü Жесткие, т. е. высокая степень централизации (Германия, США)
ü Мягкие (Россия).
V. По тенденциям развития:
ü Центробежные, т. е. тенденция к распаду (Швейцария, США);
ü Центростремительные, т. е. тенденция к сближению (Россия).
Дата: 2019-07-30, просмотров: 280.