Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.
Форма государства — это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства.
Категория «форма государства» показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и с населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Иными словами, форма государства — это устройство государственной власти и ее организация.
Исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.
Форма государства — это организация государственной власти, методы ее осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения, т. е. форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества факторов (экономических, социальных, политических, идеологических) она всегда развивается и изменяется.
За всю историю развития государства и права были высказаны десятки различных суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы к решению этой проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали самые различные, порою весьма противоречивые мнения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют и чем они друг от друга отличаются.
Один из величайших мыслителей античности, древнегреческий философ Платон (427—347 г. до н.э.) исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» — аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «законная монархия» — царская власть и «незаконная» — олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свои формы.
Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, — в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, может вырождаться в свою противоположность — тиранию. Это самая худшая форма государства, считал Платон, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Тиран всегда захватывает власть «от имени народа» или «как ставленник народа».
Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах, причем не только на ранних стадиях развития человеческой цивилизации, но и в последующие столетия. Значительное внимание исследованию формы государства уделяется юристами и в настоящее время. Также как среди их предшественников, между современными авторами нет единого взгляда о видах форм государства. Высказываются самые разные точки зрения, имеют место различные подходы к определению понятия и содержания форм государства.
Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения 60—70 гг. было представление о форме государства, как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Существует два подхода к форме государства:
1. Элементный подход Форма государства — это единство трех ее основных элементов:
— формы правления,
— формы государственного устройства,
— политического режима.
Однако такой подход не дает синтезированного представления о форме государства в целом.
2. Системный подход
Форма государства — это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).
В науке форма государства анализируется по преимуществу как внешняя форма сущности, содержания и явления государства. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере развития общества наполняются новым содержанием. На форму государства серьезно влияют культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности проживания, природные условия проживания. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями, партиями, церковью и другими организациями.
Форма государства индивидуализирует каждое конкретное государство, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы. Внутренняя форма всегда содержательна и как таковая непосредственно и органически связана с сущностью государства на данном историческом этапе его развития. Внешняя форма государства изменчива, она соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Общепризнанная классификация форм государства отсутствует. Однако наиболее распространенной его формой является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Но это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.
В последние годы в отечественной литературе (например, в работах Чиркина) предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы).
1. Монократическая (единовластная) форма государства. Главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарха), либо в руках определенной группы (партии, военно-революционного совета и т.д.). Разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует. Права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Давление на органы государственной власти со стороны различных «заинтересованных групп» отсутствует.
Выделяют следующие подвиды монократической формы государства:
— теократическая (Саудовская Аравия).
— экстремистская (фашистская).
— милитаристская (правление военного центра).
— монократическая в условиях тоталитарного социализма.
2. Поликратическая (многовластная) форма государства. Главным признаком является принцип многовластия, принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют.
Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства:
— традиционная (США, Англия).
— постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря).
3. Сегментарная (смешанная) форма государства. Это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко.
Рассмотренные три элемента формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, обладают внутренним единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в своих признаках.
Таким образом, взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства. В процессе развития государства имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон его проявления, устройства и организации.
Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых прежде всего определяла форма правления. Более того, таких форм, как форма правления государственного устройства или политический режим не существовало. Необходимость в классификации по форме государственного устройства появилась в XVII—XVIII вв. Категория же «политический режим» возникла и вовсе в начале XX в.
Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире. Так, в некоторых государствах Древнего мира существовали институты демократии, хотя чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные режимы.
С появлением федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным и достигает современного уровня.
В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активную роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства. В результате форма претерпевает изменения в соответствии с новыми потребностями действительности
Монархия и её виды
Монархия – это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследия.
Признаки монархии:
1) единоличный характер власти;
2) власть передается по наследству;
3) пожизненное осуществление властных полномочий;
4) не зависит от воли населения;
5) юридическая безответственность монарха за принимаемые решения.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого строя, при феодальном стала основной формой правления. В буржуазном обществе монархии сохранились в основном как дань традиции. В процессе исторического развития эта форма правления существенно видоизменялась.
В зависимости от характера полномочий, находящихся в руках монарха, можно выделить две группы монархической формы правления. Различают абсолютные и ограниченные монархии.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Абсолютная монархия — это такая монархия, при которой вся полнота верховной государственной власти и формально, и фактически сосредоточена в руках монарха.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Он является единоличным полновластным правителем и ни с какими другими органами власть не делит. По формуле Петровского Воинского устава — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Монарху всецело принадлежит и верховная законодательная, и верховная исполнительная, и верховная судебная (он является высшей судебной инстанцией государства) власть. В абсолютной монархии наиболее отчетливо проявляется принцип юридической и политической неответственности монарха. Власть в центре и на местах при абсолютизме принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым и увольняемым монархом. Центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах.
Рассвет классических абсолютных монархий в Европе приходится на XVII– XVIII века. В России абсолютизм существовал в XVIII– начале XX вв. В современном мире классических абсолютных монархий практически не осталось. Чертами абсолютных монархий обладают Саудовская Аравия, Катар. В Европе абсолютной теократической монархией является Ватикан.
Ограниченная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью представительных органов государственной власти или действием конституционных актов.
Разновидностями ограниченных монархий являются монархии сословно-пред-ставительные и конституционные.
Развитие товарно-денежныхотношений, консолидация средних и мелких земельных собственников, а затем и горожан в борьбе против феодальной раздробленности привели к созданию единой, централизованной сословно-представитель-ной монархии, в которой формально полновластный монарх осуществлял управление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земской собор в России, Генеральные штаты во Франции). Таким образом, при такой форме правления власть монарха формально ограничивается деятельностью сословно-представительного органа, который формируется либо из представительства привилегированных сословий, либо из представителей всех свободных сословий. Деятельность такого органа носит законосовещательный характер.
Конституционная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха формально или фактически ограничивается деятельностью выборного представительного органа — парламента либо действием конституционных актов.
Конституционная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.
Дуалистическая (двойственная) монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха формально ограничивается действием конституционных актов. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу — парламенту. Исполнительную власть осуществляет правительство, формируемое монархом независимо от партийного состава парламента. В своей деятельности правительство подотчетно и подконтрольно монарху, а не парламенту. При такой форме правления монарх обладает правом абсолютного вето в отношении законов, принимаемых парламентом. Также монарх обладает правом роспуска парламента по собственному усмотрению.
Дуалистическая монархия возникает на стыке двух исторических эпох — феодальной и буржуазной, как результат компромисса между феодалами, чьи интересы представляет монарх, и буржуазией, интересы которой представляет парламент. Феодальная власть уже недостаточно сильна, чтобы удержать власть, а буржуазия еще недостаточно сильна, чтобы взять власть. Примерами дуалистических монархий были Германская империя1870–1918гг.;Австро-Венгрияв это же время; Россия в период1905–1917гг., в настоящее время признаками дуалистической монархии обладают Непал, султанат Бруней. Наиболее распространенной монархической формой правления в современном мире является парламентарная монархия.
Парламентарная монархия — такая форма правления, которая характеризуется и формальным, и фактическим ограничением власти монарха действием конституционных актов и деятельностью формируемого на основе этих актов выборного представительного органа — парламента. Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. При этом необходимо отметить, что правительство формируется монархом по поручению парламента. Правительство формируется из представителей той политической партии, которая по итогам парламентских выборов получает большинство депутатских мандатов и главой правительства становится лидер партии парламентского большинства. За свою деятельность правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Монарх как глава государства выступает как символ нации и осуществляет в основном лишь представительские функции. Он представляет государство внутри страны (перед своим народом) и в международных отношениях.
В парламентарной монархии действует принцип контрасигнатуры, являющийся, по сути, отражением общемонархического принципа неответственности монарха. Действие принципа контрасигнатуры означает, что акты, которые издает монарх, приобретают юридическую силу только после того, как они будут скреплены подписью главы правительства или подписью соответствующего министра, т. е. того министра, в сфере действия которого этот акт издается. При такой форме правления парламент контролирует не только политическую деятельность монарха, но и определенные вопросы его частной жизни. Это проявляется в том, что именно парламент утверждает бюджет двора монарха («цивильный лист»), а также в большинстве парламентарных монархий именно парламент дает согласие на брак монарха. Положение монарха в парламентарной монархии определяется формулой: «монарх царствует, но не правит».
Следует отметить, что согласно конституции монарх может обладать достаточно значительными полномочиями, вплоть до права вето или права роспуска парламента. Но в силу многих конституционных оговорок такими полномочиями монарх в повседневной жизни воспользоваться не может. Такие полномочия называются «спящими». Для того, чтобы эти полномочия «проснулись», должна возникнуть чрезвычайная ситуация, ставящая под угрозу существование самого государства. Примерами парламентарных монархий можно назвать Великобританию, Швецию, Бельгию, Японию, Голландию и т. д. В современном мире существуют монархии, которые «не вписываются» в классическую схему. Такие монархии называются нетипичными.
Кчислу их относят:
•выборные монархии;
•коллегиальные монархии;
•патриархальные монархии.
Выборной называется монархия, при которой монарх власть получает не по наследству, а избирается на определенный срок. Примером может служить Малайзия. Примером коллегиальной монархии могут служить Объединенные Арабские Эмираты — Верховным органом государственной власти является Совет Эмиров, который выступает в качестве коллективного главы государства. Примером патриархальной монархии может служить Свазиленд, где в силу сохранения элементов родоплеменного строя монархом становится вождь племени.
Республика и её виды
Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок.
Признаки республики:
· Во главе государства - президент и коллегиальный представительный орган (парламент).
· Срочный характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями).
· Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства.
· Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную, включая взаимный контроль или как часто применяемый термин "систему сдержек и противовесов" и взаимодействие всех ветвей власти.
Виды республик.
Президентская республика. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальный признак президентской республики - отсутствие должности премьер-министра, поскольку президент сам непосредственно возглавляет исполнительную власть. Президент формирует правительство, является верховным главнокомандующим. И парламент, и президент избираются непосредственно населением. Следует отметить значительную независимость, обособленность правительства и парламента друг от друга. Правительство политически не отвечает перед парламентом. Парламент не может выразить недоверие президенту. Президент, в свою очередь, не вправе распустить парламент. Наличие у президента права вето на законы, принимаемые парламентом. Примеры президентской республики - США, Мексика, Бразилия, Аргентина.
Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действуете согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. Примеры парламентарной республики - Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия, Израиль, Турция, Индия, Финляндия, Греция.
Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними. Примеры - Франция, Россия, Югославия.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 291.