Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) и возможность некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц
Это способность и возможность одних лиц подчинять своей воле других.
М. Вебер, характеризуя власть, писал: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана».
Как явление власть характеризуется следующими признаками:
•Власть есть явление социальное, то есть общественное. Это значит, власть может существовать только в социуме, вне общества власти быть не может.
•Власть является атрибутом (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития.
То обстоятельство, что власть является постоянным спутником общества, объясняется тем, что общество представляет собой сложноорганизованную систему (социальный организм), которая постоянно нуждается в управлении, то есть в процессе упорядочения, направленном на поддержание системы в нормальном, работоспособном состоянии — состоянии функционирования.
При этом следует отметить, что власть есть средство именно социального управления, поскольку управление может быть не только социальным, но и, в частности, техническим, то есть управлением технической системой (например, автомобилем). Таким образом, управление — явление более широкое, чем власть, которая представляет собой явление сугубо социальное.
Власть — это всегда определенного рода отношение — это отношение между людьми и коллективами и иными социальными образованиями. Не может быть отношения власти между человеком и вещью или между человеком и животным (даже если животное находится в собственности хозяина и он может распорядиться его судьбой).
Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, называются властеотношениями. Властеотношение, как и любая другая социальная связь, всегда представляет собой двустороннее отношение, в котором один из субъектов является властным (властвующим) субъектом, а другой — подвластным. С точки зрения общесоциальной оба они являются именно субъектами, то есть людьми, наделенными сознанием и волей, однако в конкретном властеотношении подвластный субъект выступает как объект властного воздействия властвующего субъекта.
Осуществление власти носит интеллектуально-волевойхарактер, предполагающий, что властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. Власть всегда есть проявление определенной воли. По этой причине не могут быть субъектами отношения власти и подчинения люди с деформациями сознания и воли.
Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего. Сила власти может иметь различную природу: это может быть физическая сила, сила оружия (дубины, ружья, атомной бомбы), сила интеллекта, сила авторитета, убеждения, эстетического воздействия (сила красоты) и т. п.
Власть как социальное явление всегда носит субъективно-объективныйхарактер. Субъективный характер власти определяется внутренними психическими качествами властвующего (способность властвующего подчинять), позволяющими ему выразить свою волю и подчинить ей подвластного. Объективный характер власти обусловливается внешними социальными факторами, позволяющими способности властвующего быть реализованной. Для реализации властеотношения необходимо наличие и субъективных, и объективных факторов (и способности, и возможности).
Существуют различные критерии классификации и, следовательно, различные виды власти. Так, с точки зрения социального уровня власти, можно различать:
•власть в масштабе всего общества;
•власть внутри того или иного коллектива (организации);
•власть в отношении между двумя индивидами.
По формам проявления можно выделить такие виды власти, как:
•семейная власть;
•корпоративная власть;
•религиозная власть;
•муниципальная власть;
•власть государственная.
Сточки зрения генетической обусловленности, зависимости в развитии явлений государственная власть первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во власти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обусловили появление государства. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.
Государственная власть — это способность и возможность государства в лице его органов и должностных лиц подчинять своей воле общество и отдельных членов этого общества.
Для государственной власти, как разновидности власти социальной, характерны все те признаки, что присущи власти как таковой, как социальному явлению. Но государственная власть — это особая разновидность власти. Ей присущи специфические черты, которые отличают ее от других видов власти. Говоря об особенностях государственной власти, ее особых качествах, признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых,тесную, можно сказать неразрывную, связь государственной власти с государством, аво-вторых,то, что государственная власть и государство — этовсе-такиявления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой — они полностью не совпадают и подходы
К их характеристике должны быть различными.
К особым признакам государственной власти, отличающим ее от других видов власти, можно отнести следующие:
1)Государственная власть всегда носит публичный характер. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.
2)Государственная власть действует всегда извне, в отличие от корпоративной, семейной, религиозной и иных видов власти, которые воздействуют на общественные отношения изнутри.
3)Суверенность. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.
4)Государственная власть в отличие от других видов власти носит универсальный характер (универсальность означает, что государственная власть
охватывает все сферы жизни общества, она признанна оказывать управляющее, т. е. организующее и упорядочивающее воздействие на все те отношения, которые поддаются внешнему воздействию). Универсальность государственной власти проявляется еще в том, что она должна осуществляться постоянно и не может быть прекращена даже на минимальный промежуток времени.
5)Государственная власть всегда носит территориальный характер. Ее действие распространяется на всю территорию государства.
6)Государственная власть всегда носит политический характер. Политика — это сфера отношений завоевания, использования и удержания власти, возникающих между социальными группами, которые существовали и будут существовать в обществе. Отношения между различными социальными группами, представителями различных профессий, религий, национальностей, между отдельными людьми очень сложны и многообразны. Их интересы очень часто не совпадают, а иногда и откровенно противоположны, поэтому государство должно регулировать взаимоотношения между ними. В этом регулировании проявляется политический характер государства. Понятие политической власти является более широким, чем понятие власти государственной. Государственная власть — это всегда власть политическая, но не любая политическая власть это власть государственная. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Следовательно, политическую власть может осуществлять не только государство.
7)Государственная власть должна носить легальный и легитимный характер. Легальность государственной власти — это ее законность. Государственная власть нелегальной быть не может (независимо, от того, каким образом та или иная социальная группа пришла к власти — первое, что она сделает, будет ее легализация путем принятия соответствующих законов). Легальность характеризует правомерность существования власти с формальноюридической стороны, без ее этической оценки. Легитимность означает признание и доверие общества к власти, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна. Если государственная власть не пользуется доверием общества, она будет существовать, но легитимной не будет, и это неизбежно приведёт к социальным потрясениям и смене власти.
8)Государственная власть обладает монополией на правотворчество и государственное принуждение. Монополия на правотворчество означает исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения — юридических норм. И только государство может для обеспечения исполнения этих норм применять силу принуждения в наиболее жестких
ипоследовательных формах. Только государство может на вполне легальных основаниях лишить человека свободы, а в исключительных случаях
ижизни в случае нарушения требований правовых норм.
Государственная власть осуществляется при помощи специфических методов, под которыми понимается система приемов и способов, при помощи которых происходит реализация государственной власти. Такими методами осуществления государственной власти являются убеждение, принуждение и компромисс. К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы,по-разномусочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.
Убеждение как метод осуществления государственной власти представляет активное воздействие на волю и сознание человекаидейно-нравственнымисредствами с целью формирования у подвластного осознанной потребности следовать воле властвующего.
Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-пси-хологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных ценностей. Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки.
Принуждение — оказание физического, психического или материального насилия на волю и сознание подвластного с целью заставить его следовать воле властвующего.
В демократически организованном обществе принуждение может быть только правовым. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).
В процессе осуществления государственной власти первичным и приоритетным методом является убеждение. Убеждение более эффективно по сравнению
С принуждением, потому что осознанные действия подвластного позволяют властвующему достичь необходимого результата с меньшими конечными затратами, нежели это было бы при использовании метода принуждения.
Компромисс как метод осуществления государственной власти предполагает согласование воль властвующего и подвластного с целью достижения общезначимого для них социально-полезного результата.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 234.