ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ: Освоить со студентами навыки и умения по работе в школе здоровье
УМЕТЬ:
Составить план работы школы «Здоровье»
Подготовить план занятия в школе «Здоровье»
Подготовить доклад «Моя работа в школе здоровье»
Подготовить памятку про школу «Здоровье»
ЗНАТЬ:
Политику здравоохранения по организации школ «Здоровье»
Основные виды школ «Здоровье»
Структуру школ «Здоровье»
Функциональные обязанности медицинских сестер работающих в школах «Здоровье»
12.1.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:
Основные понятия
Структура школы здоровья, функциональные обязанности медицинской сестры школы здоровья, план работы школы
Теоретическое занятие
Любая школа «Здоровья» начинает свою работу именно с организации. Существует структура: график, должностные инструкции, договора, план, помещения, оснащение (рисунок 5).
Рис. 5 Примерный график работы школ здоровья
№ п/п | Наименование школы здоровья | Рассматриваемые вопросы | Ответственный за работу школы | Место проведения | Режим работы школы |
1. | По АГ (артериальной гипертензии) | Основы представления об АГ, его причинах и факторах риска, об осложнениях, немедикаментозных и медикаментозных методах лечения. | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 Начало 18.00 | Каждый вторник месяца |
2. | ИБС (ишемическая болезнь сердца) | Понятие об ишемическом заболевании сердца, факторы риска и ее причины. | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 начало 18.00 | Каждый четверг месяца |
3. | ХСН (хроническая сердечная недостаточность) | Контроль за течением ХСН, методы самопомощи, регулярный контакт со специалистами для своевременной коррекции состояния. | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 начало 18.00 | Каждый понедельник месяца |
4. | Перенесших инсульт | Контроль медикаментозной терапии, направленной на снижение уровня факторов риска повторного инсульта, ранняя физическая реабилитация. | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 Начало 15.00 | 1 и 2 четверг |
5. | Борьба с курением | Отрицательное влияние никотина на организм человека | Заведующая РКЦ О.П.Корнеева Т.299-68-38 | Кабинет 607 Начало 18.00 | 2 и 3 четверг |
6. | Бронхиальная астма (для взрослых) | Повышение базовых знаний о болезни, соблюдение противоаллергических и профилактических режимов. | Заведующая 2 терап. отд. С.М.Бекеш 299-68-39 | Кабинет 321А Начало 9.00 | 2 и 4 четверг |
7. | Школа третьего возраста | Здоровый образ жизни пожилого человека, часто встречающиеся заболевания, особенности медицинского ухода и реабилитации. | Врач отделения дневного пребывания 299-68-39 | Кабинет 210-212 Начало 11.00 | Ежедневно |
8. | Психопрофилактическая подготовка беременных к родам | В программу школ молодых матерей включены вопросы профилактики послеродовых гнойно-септических инфекций родильниц и новорожденных, соблюдения правил личной гигиены и гигиены кормления, с практическим показом правил ухода. | Зав. женской консультацией В.М.Трасковский 344-15-42 | Кабинет 321А Начало 14.00 | 1 и 2 пятница месяца |
9. | Школа для беременных (в педиатрическом отделении и в женской консультации) | Беседы по профилактике инфекционных осложнений родильниц и новорожденных, по правилам ухода за новорожденными в домашних условиях, по соблюдению правил личной гигиены и гигиены кормления, а также план занятий с беременными и родильницами | Зав. женской консультацие В.М.Трасковский 344-15-42 Заведующая педиатрическим отделением С.Н.Пригун 344-15-41 | Кабинет 321А Начало 14.00 | Каждый вторник месяца |
10. | Школа по подготовке детей в организованные коллективы | Мероприятия по снижению показателей нетрудоспособности по уходу за больными детьми, а также с целью гигиены, по мерам специфической и неспецифической профилактике инфекционных заболеваний, для уменьшения числа часто и длительно болеющих детей. | Заведующая педиатрическим отделением С.Н.Пригун 344-15-41 | Кабинет 321А Начало 18.00 | 1 и 4 вторник месяца |
Работа медицинской сестры в школе здоровья требует высокого профессионализма, грамотности и эрудиции. Содержательную часть работы в школе здоровья (рисунок 6) можно представить следующим образом: медицинская сестра изучает потребности обслуживаемого населения оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу этих мероприятий; медицинская сестра проводит первичную и вторичную профилактики: а) формирование здорового образа жизни: повышение знаний населения о влиянии эндогенных и экзогенных факторов на здоровье; санитарно-гигиеническое воспитание, куда входит обучение навыкам личной гигиены, рационального питания (режим питания, набор продуктов, методы приготовления пищи), ухода за жилищем привлечение к занятиям оздоровительной физкультурой, спортом, туризмом, борьбе с вредными привычками (курением, злоулотреблением алкоголем, наркоманией);
б) проведение мероприятий по предупреждению травматизма (специфическая профилактика ДТП, бытового травматизма);
в) проведение программ профилактики: предупреждение развития заболеваний социального характера, инфекционных и других заболеваний;
г) общеоздоровительные мероприятия: реабилитация пациентов перенесших острые заболевания; медицинская сестра проводит вторичную профилактику:
а) целевое санитарно-гигиеническое воспитание: создание тематических школ здоровья (для пациентов и их родственников):
повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска его развития, возникновения обострений и осложнений;
повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
формирование рационального отношения пациента к заболеванию мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача; формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений; формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др); формирование у пациентов практических навыков по анализу факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления; б) медико-психологическая адаптация к изменению состояния здоровья (адаптация инвалидов); в) информирование врача о необходимости проведения немедицинских мероприятий по коррекции модифицируемых факторов риска. Оценка работы школ здоровья достаточно сложна, критерии ее окончательно не разработаны однако в организационно-методическом письме «Организация школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения» от 2 августа 2002 года приведены некоторые индикаторы комплексной оценки качества профилактической медицинской помощи в рамках работы школы. Приказом 3 РФ Ю490 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой» от 21 июня 2006 года утверждена учетная форма 039/у-’-06 «дневник учета работы медицинской сестры участковой» с приложением инструкции по ее заполнению.
Рис.6 План
Дата: 2019-07-30, просмотров: 291.