Любая наука опирается на основополагающие принципы, которые образуют ее методологическую базу[3].
Отечественная наука в целом, в том числе и специальная педагогика, базируется на принципах диалектического материализма, с позиций которого психика рассматривается как продукт деятельности высокоорганизованной материи – мозга, тем самым признается первичность материи и вторичность сознания, материальная детерминированность психики.
Основными методологическими принципами специальной педагогики являются:
– принцип детерминизма (принцип всеобщей причинной обусловленности явлений). Психическое развитие ребенка обусловлено взаимодействием биологических и социальных факторов. Биологическими причинами, обусловливающими отклонения в развитии, являются либо органическое поражение центральной нервной системы, либо ее функциональная незрелость. В качестве причины также могут выступать неблагоприятные микросоциальные условия, особенно если в таких условиях ребенок оказывается в период младенчества и раннего детства, когда потенциал психического развития особо значителен, но не реализуется в должной степени из-за воздействия неблагоприятных факторов;
– принцип единства сознания, личности и деятельности. Личностью человек не рождается, а становится на определенном этапе развития, когда достигает определенного уровня сознания и становится способным к осознанной целенаправленной деятельности. Сознание также не существует изолированно, а входит в структуру личности и формируется в процессе деятельности. Специальная педагогика рассматривает педагогический процесс как процесс формирования личности проблемного ребенка, его всестороннего развития в условиях специально организованной деятельности;
– принцип развития. Психика человека пластична и постоянно находится в динамике. Знание истории развития ребенка, анализ уровней его актуального и потенциального развития помогают выстроить психолого-педагогический прогноз и определить образовательный маршрут ребенка.
Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке.
При разработке требований стандарта учитываются как общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями недостатки развития, так и особенности, характерные только для какой-либо определенной категории.
К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями, относятся:
замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики;
недостатки речевого развития;
недостатки развития мыслительной деятельности;
недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;
пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Для преодоления этих недостатков вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов, проводится их корректировка. Например, вводятся пропедевтические разделы, позволяющие восполнить недостающие у детей с особыми образовательными потребностями знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей, обладающих особой спецификой развития, предусматривается оригинальное содержание общеобразовательных предметов, например для учащихся с нарушенным интеллектом.
Для преодоления последствий первичных нарушений развития (при отсутствии и неполноценности зрительного или слухового восприятия, системном недоразвитии речи, поражении речевых зон коры головного мозга и др.) в содержание специального образования включены специфические учебные предметы, которых нет в содержании обычного школьного образования. Так, в содержании образования слепых детей предусмотрены занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности; для детей с нарушенным слухом предусмотрены занятия по развитию остаточного слуха и формированию устной речи, включены уроки предметно-практической деятельности, направленные на развитие словесной речи в ее коммуникативной функции в процессе деятельности и др.
Стандарт специального образования учитывает также степень выраженности нарушения и соответственно ограничения возможностей (например, стандарт образования для незрячих, и отдельно -- стандарт для слабовидящих, стандарт для неслышащих, и отдельно -- стандарт для слабослышащих), а также возможность сочетания с другим нарушением развития (например, сочетание нарушения зрения с нарушением интеллекта или нарушения слуха с нарушением зрения и др.).
Учитываются не только индивидуальные особенности развития той или иной категории лиц с особыми образовательными потребностями, но и специфика социокультурных и этнокультурных условий их проживания. Поэтому стандарт имеет две части: федеральную, т. е. общую для всей страны, и национально-региональную, разрабатываемую применительно к конкретным условиям и особенностям образования лиц с ограниченными возможностями на той или иной территории государства.
В коррекционно-педагогическом процессе выделяют следующие структурные компоненты:
1. Диагностический блок. Этот компонент занимает важное место в структуре коррекционно-педагогического процесса. Отбор и комплектование групп и классов специальных образовательных учреждений основываются на комплексном обследовании ребенка, которое проводится на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
В специальном образовательном учреждении проводится динамическое наблюдение за ребенком, включающее три этапа: начало учебного года, середина учебного года, конец учебного года. На каждом этапе решаются определенные цели и задачи.
I этап – обследование в начале учебного года (сентябрь). Его цель: уточнить характер нарушений и степень их выраженности. Исходя из результатов обследования планируется индивидуальная коррекционная работа с ребенком и определяются задачи работы с группой.
II этап – обследование в середине учебного года (январь). Его цель: определить характер динамики в развитии ребенка и причины неуспеваемости. Детей с особыми трудностями, демонстрирующих низкую динамику следует повторно направить на ПМПК для уточнения ди агноза и профиля учреждения.
III этап – обследование в конце учебного года (май). Его цель: определить динамику развития ребенка, успешность усвоения учебной программы и его дальнейший образовательный маршрут.
Рекомендации относительно типа школы не являются обязательными, решение о том, где будет учитья ребенок остается за родителями.
2. Физкультурно-оздоровительный блок. У всех ПРОБЛЕМНЫХ детей нарушено психомоторное развитие и имеются те или иные двигательные нарушения. Эти дети нуждаются в лечении и оздоровительных процедурах.
3. Воспитательно-образовательный блок. Все специальные образовательные учреждения, ведут воспитательно-образовательную работу по специально разработанным программам. Специальные школы дают цензовое образование ( кроме школ VIII вида).
4. Коррекционно-развивающий блок. В рамках этого блока ведется работа по преодолению недостатков в развитии, формируется психологическая база для овладения школьными умениями и навыками. Трудности в построении программ педагогической работы касаются именно этого блока, т.к. в процессе коррекционно-развивающего обучения требуются специальные воздействия по преодолению недостатков моторного, сенсорного, личностного развития, развития памяти, мышления и речи.
5. Социально-педагогический блок. В рамках этого блока решаются вопросы работы с семьей, осуществляется взаимосвязь специального образовательного учреждения с общественными организациями, с учреждениями социальной защиты и др.
Это направление деятельности учреждений специального образования стало актуальным в последние 6-7 лет. Ребенок живет в семье, и семья влияет на его развитие, поэтому очень важна работа с семьей. Необходимо предупредить негативное отношение к ребенку со стороны других детей и родителей.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 519.