Коррекционное обучение и воспитание как основа личностного развития аномального ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению недостатков в поведении, то такие дети, как правило, ока­зываются неподготовленными к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не выпол­няют учебных заданий, вступают в конфликты с товари­щами и педагогом, нарушают дисциплину, иногда убега­ют из школы и из дома. При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей.

 

Несмотря на то, что интеллект у детей с органической психопатией не нарушен, продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные элементы задания, не умеют преодоле­вать препятствий.

 

Все эти компоненты, т. е. сохранность интеллекта при нарушении интеллектуальной деятельности; сохранность элементарных эмоциональных образований при недораз­витии более сложных форм эмоционально-волевой сферы и определяют своеобразие структуры дефекта в развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения вытекают из нарушения ядра его личнос­ти. Степень выраженности дефекта бывает различной, но его структура всегда остается единой.

 

В коррекционно-педагогической работе с такими деть­ми необходимо обратить особое внимание на правильную организацию процесса первоначального обучения. Этих детей не затрудняет усвоение чтения, письма и счета, но они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят нача­той работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшли­во. Следовательно, самое главное при обучении детей с органической психопатией — настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий. Сначала можно да­вать детям облегченные задания, а потом задания нужно постепенно усложнять.

 

В ходе коррекционно-педагогической работы очень важно предупредить возможность появления пробелов в знаниях, так как педагогическая запущенность существен­но затруднит дальнейшую работу с такими детьми- Коррекционно-воспитательные мероприятия с детьми данной группы должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку умения ана­лизировать и правильно оценивать свои поступки. Учи­тывая, что эти дети недостаточно владеют своим поведе­нием, проявляют неустойчивость, внушаемы и легко по­падают под негативное влияние, педагогу необходимо по­стоянно ставить их в условия строго организованного ре­жима и не выпускать из поля зрения. В работе с такими детьми очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они легко возбудимы, часто раздражаются и до­ходят до аффективной вспышки по самому незначитель­ному поводу. При этом педагогу необходимо помнить, что в период аффекта лучше переключить ребенка на какую - либо другую деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как наказание может только усилить возбуждение.

В ходе коррекционно-педагогической работы с психо­патическими детьми педагогу очень важно поддерживать тесную связь с родителями школьников, чтобы обеспе­чить единый подход к их обучению и воспитанию. Кроме того, родители могут оказать существенную помощь пе­дагогу в его работе.

 

Важен также контакт с врачом-психоневрологом для использования в случае необходимости лечебных мероп­риятий.

Недоверчивость и раздражительность, повышенная обидчивость этих детей часто приводят к появлению враж­дебного отношения не только к товарищам, но и к педа­гогу. Поэтому очень важно установить хороший контакт с ребенком, убедить его в том, что педагог старается ему помочь. Индивидуальный подход к этим детям с учетом особенностей их характера обычно дает положительные результаты.

Коррекционно-воспитательную работу необ­ходимо строить с учетом их полноценного интеллекта и положительных качеств личности этих детей. В первую очередь необходимо выявить его склонности и способнос­ти, поддерживать их и на этой основе строить работу по перевоспитанию личности ребенка. Необходимо помочь такому ребенку, опираясь на его положительные черты, занять определенное положение в детском коллективе, сформировать положительное отношение к нему со сторо­ны товарищей.

 

Для того, чтобы помочь детям с трудностями в поведении нужно соблюдать единство требований в работе и общении с детьми как в детском саду, так и дома, так как в семье ребенок проводит большую часть времени.

 

Основные требования к родителям такие:

 

- не изнеживать ребенка;

 

- не воевать с ребенком;

 

- не капитулировать перед ребенком.

 

Родителям следует создать в семье условия для спокойствия и сдержанности ребенка. Желательно родителям поучиться видеть себя, свое поведение как бы со стороны. Детям можно разрешить смотреть по телевизору только детские мультфильмы, не более 30 минут в день.

5. Организация отбора детей с отклонениями в развитии в специальные коррекционные учреждения.

Принципы, которыми руководствуются в настоящее время при обследовании детей с отклонениями в раз­витии с целью отбора их в специальные учреждения, были заложены еще в официальном документе «Об от­боре детей во вспомогательные детские учреждения», изданном 26 октября 1926 г.
Принципы: гуманности, комплексного изучения детей, всестороннего и целостного изучения ребенка, динамического изучения детей, качественный и количественный подход к проверке работ ребенка.

Во всех случаях при консультировании определяется уровень и характер умственного развития детей, поэто­му больший объем работы приходится на олигофренопедагога и психолога. Также необходима консультация детского врача-невропатолога. В связи с этим в постоян­ном штате сотрудников ПМПК должны быть следую­щие специалисты: врач (невропатолог), дефектологи (олигофренопедагог, логопед), психолог. Другие спе­циалисты— сурдопедагог, тифлопедагог, врачи (оф­тальмолог, отоларинголог, ортопед и др.) привле­каются к работе в ПМПК в качестве консультан­тов по мере необходимости на условиях почасовой оп­латы. Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми.

Основными задачами ПМПК являются:

- обследование детей, имеющих те или иные отклонения от нормального психического развития,

- диагностика этих отклонений;

- определение специальных образовательных потребностей ребенка;

- комплектование специальных (коррекционных) об­разовательных учреждений;

- консультирование родителей по вопросам физиче­ской и / или психической недостаточности ребенка;

- формирование банка данных о детях, имеющих от­клонения в развитии, структуре детской патоло­гии.

В структуре специализированного дошкольного учреждения предусматриваются разные возрастные группы наполняемостью (10 детей): младшая — 3—4 года; средняя — 4—5 лет; старшая — 6—7 лет; подготовительная — 7—8 лет.

Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств.

Отсюда вытекает задача организации комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса и составления индивидуальной программы развития ребенка.

Основной принцип, которым должны руководствоваться все работники детских учреждений, — принцип гуманности.Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, прикоторых тот сможет; максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательноизучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразова тельных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

Обязательным является принцип комплексного изучения детей.Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, ребенку назначается повторное обследование. При решении самых сложных вопросов на первом месте стоит учет интересов ребенка.

Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей еще до комиссии позволяет точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на такие изменения в ребенке, как усиливающаяся рассеянность, утомляемость, плаксивость и т. д. В свою очередь врач поможет уста новить причины этих изменений и рекомендовать не обходимые средства для их устранения.

Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка.Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоциональ но-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей.

Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не складывается из простой суммы развития отдельных, изолированных спо собностей, поэтому нельзя делать заключение о ребенке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических про цессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния.

Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивиду ализированы с учетом их возрастных и характерологи ческих особенностей. Члены комиссии должны устано вить контакт с ребенком. Это поможет лучше выявить всекачества личности.

Самым специфическим для отечественной дефектологии является принцип динамического изучения детей,согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С.Выготского о «зоне ближайшего развития» детей, их потенци альных возможностях в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем успешнее он научится вы полнять то или иное задание, переносит полученный опыт в новую ситуацию. Одно из отличий умственно отсталых детей от интеллектуально нормальных состо ит в том, что они плохо используют помощь. Именно поэтому при обследовании педагог должен всегда обра щать внимание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняетаналогичное за дание. Все обследование детей рекомендуется строить с учетом принципа обучающего эксперимента.

Важно учитывать принцип качественно-количествен ного подходапри оценке выполненного ребенком задания, т. е. учитывать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранных решений задачи, логическую последовательность операций, настойчи вость в достижении цели и т. п.

Таковы принципы, которыми следует руководство ваться при комплектовании учреждений для умственно отсталых детей.

Дефектологами разработан такой порядок обследо вания детей в ПМПК, при котором обеспечивается ихвсестороннее и глубокое исследование. Оно включает:

-проверку сохранности слуховой функции;

-проверку состояния вибрационной чувствительности;

-проверку сохранности зрительного анализатора;

-проверку состояния речи;

-проверку двигательной сферы;

-проверку уровня развития сенсорных и интеллек туальных процессов;

-наблюдение за поведением.


Дата: 2019-07-30, просмотров: 412.