Структура процесса решения задачи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Учитель должен работать над формированием каждого из перечисленных этапов решения задачи. Рассмотрим реализацию этой схемы на примерах решения некоторых задач.

№1. Катер вышел одновременно с плотом, и прошёл по течению реки  км, затем, не останавливаясь, км в обратном направлении, где и встретился с плотом. Найдите, во сколько раз собственная скорость катера больше скорости течения.

1. В результате анализа условия задачи может появиться такой рисунок.

 

                                        

 

2. Метод: составление уравнения (математического моделирования).

3. Ведем переменную и выразим время, затраченное на весь путь катером и плотом. Учитывая их равенство, составим и решим уравнение.

4. Пусть , где х км/ч – собственная скорость катера, а у км/ч – скорость течения. Катер по течению проплыл  со скоростью х+у км/ч за ч, а против течения  со скоростью  х - у км/ч за ч. На весь путь он затратил + . Плот до встречи прошёл 4 км и на весь путь затратил км.

Уравнение: + = . Данное уравнение равносильно уравнению , , ,

5. Проверку решения предлагаем выполнить самостоятельно.

6. Ответ: отношение скоростей катера и плота 17:3.

7. Анализируя решение, попытаемся найти второй способ.

Вычислим отношение пройденных расстояний:

Покажем, что не случайно совпали отношения скоростей и пройденных расстояний. По условию задачи можно составить уравнение + = , где х км/ч – собственная скорость катера, а у км/ч – скорость плота (скорость течения), S1 – путь, пройденный катером по течению, S2 – путь, пройденный катером против течения, а S1 S2 – путь, пройденный плотом. Выполним цепочку преобразований.

Левая часть: . Соединим с правой частью. = ,

= , = ,

 

= . Следовательно, . Что и требовалось доказать. Ответ, полученный вторым способом, делает решение простейшим, однако его обоснование достойно первого способа решения.

№2. Длина окружности, описанной около равнобедренного треугольника, равна 20p. Найти площадь этого треугольника, если его основание равно 12.

 

  В результате анализа условия задачи выполняем чертёж и записываем условие и заключение в форме «дано», «доказать».

 

Дано: DАВС, АВ=ВС, АС=12.

      Окружность описана около DАВС,

       длиной 20p.

Найти: SDABC.

 

Рис. 24

 


Поиск решения. Чтобы найти площадь данного треугольника, достаточно знать его высоту. По условию задачи легко найти радиус R описанной окружности. Тогда из DАОН по теореме Пифагора вычисляется ОН. Далее считается высота и площадь.

План решения                                    Реализация плана решения.

1. АО=R.                                            1. 20p=2pR. R=10. АО=ОВ=10.

2. АН.                                                 2. АН=1/2 АС, АН=6.

3. ОН.                                                 3. DАОН:, ОН2=АО2-АН2. ОН=8.

4. ВН.                                                 4. ВН=ОН+ОВ, ВН=18.        

5. SDABC..                                                  5. SDABC=108.

 

  Проверка убеждает в правильности решения и ответа. Однако исследование задачной ситуации позволяет выявить ещё один случай взаимного расположения треугольника и окружности

Задача имеет ещё одно решение. В этом случае ВН= ОВ-ОН, ВН=2, а SDABС =12.

 

  Отметим, что важное внимание следует уделять обучению приёмам поиска решения задачи. Некоторые из них (анализ в форме расчленения, нисходящий и восходящий анализ) мы рассмотрим ниже.

 


Литература

1. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под науч. ред. Н.Л. Стефановой. – М., Дрофа, 2005.

2.Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев, - М.: Просвещение, 2002.

3. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика, Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / составители Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – М., Просвещение, 1985.

 

Методы обучения математике

     Под методами обучения будем понимать упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения.

    Такой подход включает методы обучающей деятельности учителя (методы преподавания), методы познавательной деятельности ученика (методы изучения) и способы, посредством которых обучающая деятельность учителя управляет познавательной деятельностью ученика.

    Под методами преподавания математики понимают способы передачи учащимся определённой системы математических знаний, умений и навыков.  

   К методам преподавания относятся лекция, рассказ, инструкция по работе с учебником, выполнению лабораторной или практической работы и другие. К методам преподавания следует обращаться тогда, когда учащиеся должны научиться действовать по «образцу» или в случае, когда они не способны усвоить материал самостоятельно. Например, нет подходящего источника изучения или он слишком сложен.

    Под методами изучения математики понимают способы осуществления активной, самостоятельной деятельности математического характера самих школьников. Среди методов изучения математики условно выделяют научные и учебные методы.

    К научным методам относятся:

· наблюдение и опыт (эксперимент);

· сравнение и аналогия;

· обобщение и абстрагирование;

· анализ и синтез;

· индукция и дедукция.

    Перечисленные методы применяются в научных исследованиях, они служат средством приобретения новых знаний в науке. Естественно их использование в адаптированной (приспособленной) для этого форме в процессе познания учащегося.

   Учебные методы изучения математики специально созданы в методике с целью эффективного изучения предмета. Назовём среди них эвристический метод, метод обучения на моделях, метод программированного обучения.

    Представим приведённую классификацию методов схематически.

        

   

 

 

    Отметим, что в практике обучения методы преподавания и изучения прочно взаимосвязаны, и разделить их не всегда удаётся. Остановимся более подробно на названных научных методах.

 

Наблюдение и опыт

 

 

    Наблюдением называется метод изучения объектов и явлений окружающего мира в их естественных условиях. Под опытом (экспериментом) понимают такой метод изучения предметов и явлений, который предполагает вмешательство в их естественное состояние, создание искусственных условий, разделение на части, соединение с другими объектами и явлениями. Всякий опыт связан с наблюдением. Они должны быть направлены на создание специальных ситуаций, чтобы предоставить учащимся возможность выявить очевидные закономерности, факты, идеи доказательства.

    Например, наблюдая чертежи, можно согласиться с разумностью следующих утверждений:

· через любые две различные точки плоскости проходит единственная прямая;

· прямая делит плоскость на две полуплоскости;

· если две различные точки прямой принадлежат плоскости, то и вся прямая принадлежит этой плоскости;

· простые числа в ряду натуральных чисел распределены неравномерно;

· если дискриминант квадратного трёхчлена отрицателен, то функция  принимает постоянные по знаку значения.

С помощью опыта, состоящего в разрезании треугольника, можно

показать учащимся, что сумма углов треугольника равна 180°

 

 

       Если на листе бумаги провести прямую линию, нанести цветную капельку, перегнуть лист по начерченной прямой и прогладить рукой половинки, то развернув лист, можно наблюдать фигуры, симметричные относительно прямой. С помощью прибора, изобретённого в 1603 году Христофором Шейнером, и названного пантографом, можно наблюдать подобные фигуры.

       Названные методы помогают самостоятельному открытию учащимися математических фактов, они  служат эвристическим средством. Особую роль эти методы играют в младших классах. К недостаткам их следует отнести то, что ни один из них не является средством доказательства.

Сравнение и аналогия

                       

                                           Сравнение математических фигур и величин

                                           служит материалом для игр и обучения мудрости

                                                                                            Песталоцци И.Г.

                                                  

                                            В дидактике сравнение должно быть основным

                                            приёмом

                                                                                                    Ушинский К.Д.

                                                                                                          

                                                                                                     

  Сравнение – мысленное установление сходств и различий объектов изучения. Например, сравнение параллелограмма и трапеции позволяет выделить их общие свойства: они оба четырёхугольники, оба имеют параллельные стороны, - и различие: в одном две пары параллельных сторон, в другом – одна.  Сравнение обыкновенных и алгебраических дробей выявляет их сходство: наличие числителя и знаменателя, отсутствие значения, когда знаменатель обращается в нуль и различие: в одном случае числитель и знаменатель – числа, в другом алгебраические выражения.

  Сравнение как метод исследования широко применяется в математике не только для изучения математических свойств объекта, но и для установления самих этих свойств. В этом смысле особую роль играет аналогия – сравнение

 по сходству. Рассуждение по аналогии состоит в следующем: если два предмета или явления имеют какие–то общие признаки, то, вероятно, они могут иметь и другие общие признаки.    

Схематически:

Объёкт А имеет признаки а, в, с ,х.

Объёкт В имеет признаки а, в, с.

Заключение по аналогии: вероятно объект В имеет признак х.

Заключение по аналогии следует доказать или опровергнуть.

Рассмотрим примеры рассуждений по аналогии.

  По теореме Пифагора квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах. Все квадраты подобны. Построим подобные многоугольники ( на рисунке подобные треугольники) на гипотенузе и катетах так, чтобы сходственными сторонами этих многоугольников служили стороны треугольника.

 

Сформулируем утверждение, аналогичное теореме Пифагора: многоугольник, построенный на гипотенузе равновелик сумме подобных многоугольников, построенных на катетах. Дополнительные исследования показывают, что это верно. Распространим приведённую аналогию на кубы с ребрами, равными гипотенузе и катетам данного прямоугольного треугольника. Аналогичное утверждение о равновеликости куба, построенного на гипотенузе и суммы кубов, построенных на катетах, оказывается неверным: пусть с – гипотенуза треугольника, а и в – его катеты, тогда     с>а, | a2

      + с>в; | b2

          ca2+c b2> a3+ b3, c(a2+ b2) > a3+ b3, c3> a3+ b3.

  Аналогия имеет широкое применение в в процессе обучения математике. Приведём пример. Параллелепипед – пространственный аналог параллелограмма. В параллелограмме противоположные стороны параллельны, в параллелепипеде противоположные грани параллельны. Рассуждая по аналогии, можно прийти к гипотезе, что в параллелепипеде также как и в параллелограмме, диагонали, пересекаясь, делятся точкой пересечения пополам. Но если видеть только сходство и не замечать различия, в частности, что в параллелограмме всего две диагонали, а в параллелепипеде - четыре, то мы упустим важное свойство, подлежащее доказательству: все диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке.

Следовательно, применению аналогии должно предшествовать сравнение, с помощью которого выделяется как сходство, так и различие.

  Используя аналогию, в школе изучают натуральные числа и десятичные дроби, обыкновенные и алгебраические дроби, сферу и окружность, круг и шар . . . Иногда аналогия оказывает «медвежью услугу» Так, по аналогии с верным свойством арифметических корней  учащиеся используют свойство , в неверности которого их можно убедить, например, для а = 9, в = 16. Такие примеры «вредных» аналогий можно продолжить. Однако полезность аналогий позволяла великому немецкому математику и астроному Иоганну Кеплеру писать: «И я больше всего дорожу Аналогиями, моими самыми верными учителями. Они знают все секреты Природы, и им меньше всего следует пренебрегать в Геометрии».

Обобщение и абстрагирование

    Обобщение и абстрагирование - два логических приёма, применяемых почти всегда совместно в процессе познания.

Обобщение – мысленное выделение, фиксирование каких либо общих существенных свойств, принадлежащих данному классу объектов или отношений. Абстрагирование - мысленное отвлечение, отделение общих существенных свойств, выделенных в результате обобщения, от прочих несущественных или необщих свойств рассматриваемых предметов или отношений и отбрасывание (в рамках нашего изучения) последних.

Обобщение и абстрагирование применяются как эвристическое средство и как средство введения нового понятия. Приведём примеры.

1. В математике понятие производной вводится посредством двух задач: о скорости и о касательной. Обобщая процесс решения этих задач приходим к выводу, что в каждом случае мы действовали по одному и тому же общему алгоритму: придавали приращение аргументу, находили соответствующее приращение функции, затем вычисляли отношение этих приращений и его предел. Абстрагируясь от конкретного содержания задач, вводим понятие производной

2. В школе проиллюстрируем применение этих методов при изучении распределительного закона умножения относительно сложения в 5 классе.

Учащимся предлагаются следующие задачи.

№1. В школьном саду посажены фруктовые деревья в 8 рядов. В каждом ряду посажено по 7яблонь и 5 груш. Сколько всего деревьев посажено в саду?

Решение. 

1 способ. 7+ 5деревьев посажено в каждом ряду, а всего (7+5)×8 деревьев;

2 способ. 7×8 яблонь было посажен в саду, 5×8 – груш, а всего 7×8+5×8 деревьев.

По смыслу задачи ясно, что справедливо равенство (7+5)×8=7×8+5×8.

                                                                                          Ответ: 96 деревьев.

№2. Автобус и автомобиль  одновременно выехали навстречу друг другу из двух пунктов. Скорость автобуса 60 км/ч, а автомобиля 80 км/ч. Через три часа они встретились. Каково расстояние между пунктами?

     
 

 


1 способ. Скорость сближения автобуса и автомобиля (60+80) км/ч, за 3 часа они сблизятся на (60+80)×3 км.                           

2 способ. Автобус до встречи пройдёт 60×3 км, а автомобиль 80×3 км. Расстояние между пунктами составит (60×3 + 80×3) км.

По смыслу задачи ясно, что справедливо равенство (60+80)×3=60×3+80×3.

                                                                                             Ответ: 420 км.

 

№3. Найти общую площадь двух участков прямоугольной формы, изображённых на рисунке.

 

 

1 способ. Решая задачу, можно составить выражение (5+3) ×4 (кв.м).

2 способ. Решая задачу, можно составить выражение 5×4+3×4 (кв.м).

По смыслу задачи ясно, что справедливо равенство (5+3) ×4=5×4+3×4.

                                                                                     Ответ: 32 кв.м.

Обобщая решения задач и абстрагируясь от их конкретного содержания, приходим к выводу, что для того, чтобы умножить сумму двух чисел на третье число, можно каждое слагаемое умножить на это число и полученные произведения сложить. Запишем этот закон с помощью переменных:

(а + b ) × с =а × с + b × с

и назовём его распределительным законом умножения относительно сложения.

   Обобщение и абстрагирование могу использоваться при решении задач.

Рассмотрим задачу: для того, чтобы выяснить, сколько рыб в пруду, взяли сеть с заранее выбранным размером ячеек и, вытащив её, обнаружили 30 рыб. Отметили каждую меткой и бросили обратно в пруд. На другой день забросили эту же сеть и поймали 40 рыб, причём среди них две меченные. Сколько рыб в пруду, годных для улова?

Решение. Так как меченные рыбы составляют или всех рыб, а всего их 30, то рыб в пруду не менее 20×30=600.

 

Обобщая существенные данные задачи и абстрагируясь от её конкретного содержания, сформулируем общую задачу: имеется урна с шарами. Из неё извлекается k шаров и делается пометка. Шары возвращаются в урну и перемешиваются. После этого извлекается п шаров и обнаруживается, что среди них т меченых шаров (т£п). Сколько шаров в урне?

    Решая по аналогии с задачей о рыбах, получим, что меченые шары составляют часть или k шаров. Следовательно, шаров в урне .


Анализ и синтез

 

    Анализ и синтез могут рассматриваться  в двух формах:

1) анализ -  логический приём, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно разбивается на части, каждая из которых затем исследуется отдельно, а синтез как обратная операция восстановления целого (анализ в форме расчленения);  

2) анализ - метод рассуждений от искомых к данным задачи, а синтез -от данных к искомым (анализ в форме рассуждения).

Общая схема анализа в форме расчленения:

· разбиваем условие задачи на отдельные части;

· выделяем некоторые условия (остальные пока не учитываются);

· из отобранных условий составляем более лёгкую вспомогательную задачу и решаем её;

·  дополняем отброшенные условия и переходим к решению данной задачи.

Примеры.

№1. Сократить дробь .

Естественно разбить данную дробь на числитель и знаменатель. Знаменатель тривиально раскладывается на множители . Проверим, какие из нулей знаменателя х=5 или  х= -3 являются нулями числителя. Убеждаемся, что это х=5. Выделяем в числителе множитель х-5:

В результате получаем

№2. Построить треугольник по отношению т : п двух сторон, углу между ними и высоте проведенной к третьей стороне.

Вычленим условие: построить треугольник по отношению т : п двух сторон, углу между ними. Треугольник со сторонами т и п и с углом между ними, равным данному удовлетворяет выделенным условиям. Построим его.

 

Подключаем данную по условию высоту, проведённую к третьей стороне. Построим её в полученном треугольнике.

 

 

Достроим полученную конфигурацию до искомого треугольника.

 

 

 

А

 


DМАС – искомый.

        

Такой приём решения задач иногда называю разбиением на подзадачи.

Примером анализа в форме расчленения является исследование функции по известному плану, а синтеза – построение её графика на основе полученных в процессе анализа свойств.   

    Анализ в форме рассуждений делится на нисходящий и восходящий.

Нисходящий анализ

    Суть нисходящего анализа состоит в следующем. Предполагаем, что утверждение А, которое следует доказать истинно. Подбираем следствие В из него, следствие С из В и так до тех пор, пока не получим истинное утверждение. Проверяем обратимость наших утверждений. Делаем вывод.

Примеры.

 

№1. Доказать, что если

 

Начинаем с того, что следует доказать, предполагая, что неравенство верно.

Пусть истинно. Подбираем следствие.

 

         истинно,

 

       истинно,

              

           истинно. Проверяем обратимость наших утверждений и делаем вывод, что неравенство доказано.

 

№2. Доказать, что в равнобедренной трапеции квадрат диагонали равен квадрату боковой стороны, сложенному с произведением оснований.

               Дано: ABCD – трапеция,

                         АВ=CD.

                Доказать: .

 

Нисходящий анализ.

Пусть  истинно.

            

        истинно ( ).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

                                            истинно ( ).

           

                                              истинно

                                                 (доказанная теорема косинусов).

Все рассуждения обратимы, следовательно, равенство доказано. Отметим, что запись доказательства следует начинать с последней строчки, и тогда придём к утверждению, которое следует доказать.

№3. Доказать, что если

Нисходящий анализ.

Пусть истинно.

        истинно.

        истинно.

        истинно.

    1=1 истинно.

Однако утверждение нельзя считать доказанным, так как если  истинно, то из него не следует, что истинно (необратимое рассуждение).

Восходящий анализ

Суть восходящего анализа состоит в следующем. Пусть следует доказать утверждение А. Подбираем утверждение В, из которого следует утверждение А, затем – утверждение С, из которого следует утверждение В и так далее, пока не получим истинное утверждение. Так как В Þ А, то В – достаточное условие А. Поэтому восходящий анализ сопровождается словами «для того, чтобы доказать А достаточно доказать В; для того, чтобы доказать В достаточно доказать С…» Заметим, что проверять обратимость утверждений восходящий анализ не требует.

Примеры.

№1.

Доказать, что если через точку, взятую внутри круга, проведены две произвольные хорды, то произведение длин отрезков каждой из хорд равны.

 

Дано:

круг,

АВ, CD – хорды,

О – точка пересечения хорд.

Рис. 36
Доказать: АО×ОВ=СО×ОD.

Восходящий анализ.

Для того, чтобы доказать равенство      АО×ОВ=СО×ОD,

достаточно доказать                           ,

 

достаточно доказать                     DАОС~DDОВ,


достаточно доказать                            Ð1=Ð2, Ð3=Ð4 истинно, так как

                                                           вертикальные углы равны и

                                                           вписанные углы, опирающиеся

                                                           на одну и ту же дугу равны.

 

Запись доказательства следует выполнять с последней строчки.

Ценность анализа и синтеза состоит в том, что они являются средством поиска решения задачи, доказательство теоремы. Используя их, учащиеся могут самостоятельно доказать многие (конечно не все) теоремы самостоятельно. Например, свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, признак перпендикулярности прямой и плоскости и ряда других.

Индукция и дедукция

 

    Индукцию рассматривают как один из видов умозаключения, как метод исследования, как форму изложения учебного материала. Смысл применения индукции в каждом из названных случаев заключается в словах «от частного к общему».

Примеры.

№1.

Рассмотрим частные суждения:

Окружность, эллипс, парабола, гипербола пересекаются с прямой не более, чем в двух точках.

Окружность, эллипс, парабола, гипербола – кривые второго порядка. Индуктивное умозаключение: все кривые второго порядка могут пересекаться с прямой не более, чем в двух точках. Это истинное утверждение.

№2.

Исследуем значения функции f(n)= n2-n+41 при nÎN.

Заполним таблицу

n 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
f(n) 41 43 47 53 61 71 83 107 113 131

 

На основании рассмотренных значений можно прийти к выводу, что при лбом натуральном значении п значение данной функции - простое число. Вывод оказывается неверным. Так, при п = 41 f(41)=412-41+41, f(41)=412 – составное число.

    В учебниках математики 5-6 классов материал изложен зачастую индуктивно: от частных примеров к общему выводу.

Виды индукции

Индукция бывает полная и неполная. Полная индукция предполагает рассмотрение всех частных случаев. Она является методом доказательства.

Например, теорема об угле, вписанном в в окружность доказывается методом полной индукции для трёх случаев: центр окружности принадлежит стороне угла, лежит между его сторонами, лежит вне угла.

 

 

                                                        Рис. 37

Методом полной индукции можно доказать, что всякое чётное число большее 2, но меньше 14 можно представить в виде суммы двух простых чисел. Составим их полный список: 4, 6, 8, 10,12. Тогда 4=2+2, 6=3+3, 8=3+5, 10=3+7=5+5, 12= 5+7. Все частные случаи рассмотрены. Утверждение доказано.

     Неполная индукция заключается в том, что рассматриваются не все частные случаи. Неполная индукция не есть метод доказательства, однако она является мощным эвристическим средством, с помощью которого, рассматривая частные случаи, учащиеся самостоятельно приходят к общим выводам (верным или неверным). Известно, что индуктивный метод и в науке привёл к ряду гипотез (проблема Гольдбаха, Теорема Ферма).

Дедукция

  Дедукция (от латинского deductio – выведение) есть форма умозаключения, при которой от общего суждения переходят к частному суждению. Дедукция представляет собой форму умозаключения, состоящую в том, что новое суждение выводится чисто логическим путём, то есть по определённым правилам логического вывода (следования) из некоторых известных суждений.

Впервые теория дедукции (логического вывода) была разработана Аристотелем. Особое развитие она получила в виде теории доказательств в математической логике. 

   Существенным различием между индукцией и дедукцией является характер заключения. Заключение по индукции лишь правдоподобно, заключение по дедукции достоверно, если истинны посылки и верно применено одно из правил логического вывода.

Приведём пример дедуктивного умозаключения.

Суждения: любой квадрат – ромб, любой ромб – параллелограмм. Дедуктивный вывод: любой квадрат – параллелограмм. Правило вывода – правило силлогизма. Суждение «любой квадрат – параллелограмм» истинно, так как истинны посылки и в основе его вывода использовано правило силлогизма. Широкое применение дедукции в математике обусловлено аксиоматическим методом построения математических теорий, основанном на некоторых предложениях, истинность которых признаётся без доказательств. Истинность же остальных предложений этой теории устанавливается с помощью дедуктивных доказательств, то есть все остальные предложения теории логически выводятся (дедуцируются) из предшествующих им предложений. Вот почему математику называют дедуктивной наукой.



Литература

1. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под науч. ред. Н.Л. Стефановой. – М., Дрофа, 2005.

2.Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. - М.: Просвещение, 2002.

3. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика, Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / составители Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – М., Просвещение, 1985.

4. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики: кн.для учителя / Я.И. Груденов. – М. Просвещение, 1990.

 

Вопросы и задания к зачёту по общей методике обучения математике

I . Математические понятия

1. Что составляет объём понятия «четырёхугольник»?

2. Что составляет содержание понятия «четырёхугольник»?

3. Посредством чего раскрывается объём и содержание понятия?

4. Перечислите виды определений.

Назовите виды следующих определений.

1) Квадратным корнем из числа а называется число, квадрат которого равен а.

2) Трапецией называется четырёхугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны.

3) Пусть О – фиксированная точка и Х – произвольная точка плоскости. Отложим на продолжении отрезка ОХ за точку О отрезок ОХ¢, равный ОХ. Точка Х¢ называется симметричной точке Х относительно точки О.

4)Функция называется чётной, если для любого  

5. В чём состоит роль определений?

6. Как распознать трапецию?

7. Какие методы формирования понятий Вам известны?

8. Опишите любой метод формирования понятия.

II . Теоремы

1. Теорема – это …

2. Укажите вид формулировки теоремы.

1) В параллелограмме диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

2) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.

Следует ли учить школьников формулировать теорему в разных видах и почему?

3. Для теоремы «Сумма смежных углов равна 180°» сформулируйте обратное утверждение, противоположное и противоположное обратному. Как связана между собой истинность этих утверждений?

4. Представим теорему в виде «Если Р(х)ÞQ(х)».

Q(х) – это…

Р(х) – это …

Сформулируйте теорему из пункта (3) в терминах “необходимо” и ”достаточно”.

5. При каком условии необходимость является достаточностью?

6. Продолжите запись.

Для того чтобы четырехугольник был параллелограммом необходимо и достаточно, чтобы его противоположные стороны были равны.

Необходимость.                                           Достаточность.

Дано:                                                             Дано:

Доказать:                                                    Доказать:

7. Охарактеризуйте этапы работы над теоремой до её доказательства.

III . Задачи

1. Какова роль задач в обучении?

2. Определите роль следующих задач.

№1. Два мальчика купили бананы. Один сказал другому: «Дай мне два твоих банана и у нас будет поровну». Другой ответил: «Дай мне два твоих банана и у меня будет в два раза больше, чем у тебя». Сколько бананов было у каждого?

№2. Мотоциклист ехал из одного города в другой 4 часа. На обратном пути первые 100 км он ехал с той же скоростью, а затем уменьшил её на 10 км/ч и поэтому на обратный путь затратил на 30 мин больше. Найти расстояние между городами.

№3. Желая доказать, что гипотенуза прямоугольного треугольника больше катета, ученик провел из вершины прямого угла А треугольника АВС такой луч АМ (М – на гипотенузе ВС), что ÐВАМ=0,5ÐС (рис 1). Как он собирался решать задачу?

 

 

3. Каковы функции задач в процессе обучения математике?

4. Приведите пример задачи и укажите её функцию.

5. Перечислите этапы решения задачи.

IV . Методы

1. Приведите классификацию методов обучения математике.

2. Перечислите научные методы. Почему они так называются?

3. Какой метод используется при введении распределительного закона умножения в 5 классе? В чём суть этого метода? Как он реализуется?

4. Какие виды анализа используются в обучении математике?

6. При исследовании функции и построении её графика какой вид анализа применяется?

7. В чём разница между нисходящим и восходящим анализом?

8. На примере задачи о произведении отрезков хорд проиллюстрируйте поиск решения методом восходящего анализа.

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.