Перекрестный рефлекс экстензоров.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол — в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги.

При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка

• Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна)

Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

• Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно.

У недоношенных детей они слабо выражены.

 

 

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка лежа на животе, увеличивается тонус в сгибательных мышцах: голова сгибается к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Спустя некоторое время, эта поза сменяется плавательными движениями, которые переходят в рефлекс спонтанного ползания.

Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» — поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки — ласточка, от 6 месяцев до полутора лет

1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса – Клейна;

2.симметричные шейные тонические рефлексы;

3.тонические лабиринтные рефлексы;

4. рефлекс Ландау.

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

5. *Значение гормонов щитовидной железы для умственного и физического развития детей.

Железы внутренней секреции (эндокринные железы) через посредство выделяемых ими гормонов регулируют жизнедеятельность организма и оказывают определённое влияние на его рост и развитие. В отличие от желез, выделяющих продукты своей деятельности через выводные протоки, железы внутренней секреции выделяют вырабатываемые ими вещества прямо в кровь и лимфу. Деятельность всех желез внутренней секреции взаимно между собой связана и, хотя каждая из них имеет своё назначение, деятельность их зависит друг от друга. Деятельность желез внутренней секреции также неразрывно связана с вегетативной нервной системой. Как эндокринная система, так и вегетативная представляют собой единый аппарат регулирования функционального состояния организма.

От расстройства деятельности желез внутренней секреции могут возникнуть значительные уклонения от нормальных процессов роста и развития организма и даже серьёзные болезненные расстройства.

Щитовидная железа находится впереди верхней части дыхательного горла. Гормон щитовидной железы оказывает сильное действие на развитие и деятельность других органов. Он содействует повышению обмена веществ в организме, усиливает деятельность сердца и других органов. Особенно велика роль гормонов щитовидной железы в стимуляции развития организма. В частности, существенна роль щитовидной железы как активатора возбудимости центральной нервной системы. Она оказывает своё влияние также на деятельность вегетативной нервной системы, на функции мозгового придатка (гипофиза) и надпочечников. Под влиянием деятельности щитовидной железы усиливаются процессы окисления, сгорания питательных веществ в организме.

Недостаточная деятельность щитовидной железы, а равно и чрезмерная влечёт за собой значительные расстройства. При сильном разрастании щитовидной железы резко замедляется рост, и развитие организма извращается. Возникает так называемый кретинизм, когда дети имеют маленький рост, сравнительно длинное туловище, чрезмерно большую голову и короткие ноги. У таких детей-кретинов слабо развиты мышцы и совершенно недостаточно развита высшая нервная деятельность.

При недоразвитии щитовидной железы может возникнуть заболевание - микседема (слизистый отёк), при котором наблюдаются замедление роста, набухание и перерождение подкожной соединительной ткани, общая отёчность, понижение температуры тела и слабая деятельность органов пищеварения. Умственное развитие таких детей также недостаточно, и нередко они становятся идиотами. Этой болезнью могут заболеть и взрослые.

Щитовидная железа у новорожденного уже сформирована и весит 1,2-2 г. В течение первого года жизни она быстро растёт, к 1 году вес её удваивается, а к 20 годам она весит 35 г. Наиболее интенсивно растёт щитовидная железа в период полового созревания. Щитовидная железа у детей по своему строению отличается нежностью соединительнотканной оболочки, обилием кровеносных сосудов и малыми размерами железистых пузырьков. В первые месяцы жизни ребёнка щитовидная железа находится в состоянии минимальной активности, с полугода и до конца 2-го года наблюдается усиление её деятельности. Затем активность и значение щитовидной железы несколько снижаются, и только в период, предшествующий половому созреванию, её деятельность снова усиливается. При нарушении функции щитовидной железы происходит задержка и извращение физического и психического развития ребёнка (и подростка), в частности, задерживается процесс окостенения скелета и нарушается обмен веществ.

На задней стороне щитовидной железы находятся 4 небольшие околощитовидные желёзки. Под их влиянием также происходит окостенение скелета. Эти желёзки растут медленно, и их объём удваивается только к 4 годам. У детей в первые два года эти желёзки мало активны, они развиваются к 10 годам, а полностью созревают к периоду возмужалости. Полагают, что функция этих желёзок связана с обменом кальция.

Щитовидная железа у новорожденных развита слабо, вес и развитие ее связаны с упитанностью ребенка. С возрастом щитовидная железа увеличивается. Так, в l1/2—2 года вес ее равняется 1,85 г, в 7—8 лет — 6,5 г, 11—15 лет— 13,2 г.

Выделение гормона щитовидной железы начинается сразу после рождения и резко возрастает в период полового созревания. Образование гормона регулируется симпатической нервной системой. Значение щитовидной железы для развития ребенка очень велико: ее гормон является одним из главных регуляторов основного обмена, влияет на уровень возбудимости коры головного мозга, на повышение тонуса симпатической нервной системы, оказывает влияние на другие эндокринные железы — на функцию мозгового слоя надпочечника и деятельность гипофиза. Действующим гормоном щитовидной железы является тироксин; он содержит много йода и накапливается в щитовидной железе в виде йод-бергулина. Продукты его расщепления дийодкерозин, а также искусственно приготовляемый тироксин содержат 65% йода. Высушенное вещество щитовидной железы тиреоидин применяется наряду с тироксином для терапевтических целей. При определении йода, связанного с белками, в сыворотке крови практически определяется гормон щитовидной железы, который при гипертиреозе может возрастать вдвое и составляет от 4 до 8 y% (в среднем 7 у%),при гипотиреозе снижается до 4у%.Радиоактивный йод, введенный внутривенно, через несколько минут можно обнаружить в щитовидной железе, которая насыщается им через несколько часов; при этом остальные ткани йод не поглощают. При гипертиреозе йода поглощается больше, при гипотиреозе меньше, при атериозе совсем не поглощается. При гипотиреозе, который может проявляться в различных степенях, наблюдается запоздание процессов роста и развития (эпифизы остаются долго открытыми, ядра окостенения появляются с запозданием), а также характерные изменения кожи (она утолщена, эмфизематозна, волосы грубые, редкие), тонус мускулатуры нарушен (понижен или повышен), что при пониженном росте придает больному ребенку приземистый, коренастый вид. Основной обмен и нервно-психическое развитие понижено.

Различают три формы гипотиреоза:

1) врожденную,при отсутствии или гипоплазии щитовдной железы, которая проявляется через несколько дней после рождения,

2) приобретенную или юношескую микседему,появляющуюся после инфекций или других заболеваний,

3) эндемический кретинизм, возникающий в области очагов, пораженных зобом; он отличается семейным характером, наличием узловатого зоба, малой эффективностью при лечении препаратами щитовидной железы. В детском возрасте чаще наблюдается простой трофический зобна почве недостатка в организме йода. Области распространения зоба являются одновременно и областями эндемического кретинизма.

Наибольшей активности эта железа достигает в пубертатном возрасте. Процент детей с увеличением щитовидной железы с возрастом возрастает. При этом среди девочек чаще, чем среди мальчиков (табл. 19). Усиление функции железы в возрасте от 5 до 15 лет встречается в незначительном проценте случаев и резко возрастает в 15—18 лет (2,2% у мальчиков и до 4,4% у девочек).

  Нарушение нормальной функции щитовидной железы вызывает резкие нарушения в состоянии здоровья ребенка и его нервно-психической деятельности. Так, при гипертиреозе наблюдается повышение возбудимости центральной и вегетативной нервной системы, основного обмена, сердечной деятельности, дыхания, терморегуляции, наблюдается расстройство роста костей и нарушение трофики кожи, понижение выносливости к углеводам. У таких детей большие блестящие глаза, они отличаются повышенной экспансивностью (рис. 14). При гипотиреозе наблюдается обратное—понижение функции коры головного мозга, понижение чувствительности и снижение основного обмена, задержка полового развития-—дети становятся малоподвижными, сонливыми, резко снижается их успеваемость в школе.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 232.