Тема 2.4. Эффективный контракт.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нормативная база. Основные характеристики эффективного контракта. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы. Задачи, этапы и сфера действия Программы. Система оплаты труда педагогических работников.

Лекция.

Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

Нормативная база эффективного контракта в сфере образования:

§ Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

§ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы»

§ Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2013 г. N 138 «Об утверждении и организации выполнения плана мероприятий по реализации «дорожных карт» изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышений эффективности здравоохранения, образования и науки, социального обслуживания населения в 2013-2018 годах в федеральных государственных учреждениях, подведомственных Минтруду России».

§ Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02 "О разработке показателей эффективности"

§ Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения»

§ Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.04.2013 №167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»

§ Приказ Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 г. Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта

Основные характеристики эффективного контракта:

§ конкретность (в т.ч. недопустимость двойного толкования)

§ наличие целевых показателей эффективности профессиональной деятельности

§ минимальный набор объективных оценочных критериев результативной работы

§ учёт различий в сложности выполняемых трудовых функций

§ сопряжение оптимальных объёмно-количественных и наилучших качественных параметров выполнения служебных обязанностей

§ стимулирующая оплата труда (установление взаимосвязи между повышением зарплаты и достижением конкретизированных количественных и качественных трудовых показателей)

§ устранение субъективизма

§ исключение избыточных контрольных функций руководства учреждения

§ ярко выраженное дополнительное мотивирование на профессиональный успех.

При введении эффективного контракта предусматривается оформление дополнительного соглашения к действующему трудовому договору (уведомление не позднее, чем за 2 месяца) или заключение соответствующего нового трудового договора. Если в трудовом договоре отсутствовали условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ, необходимо их включить в дополнительное соглашение.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (далее - Программа).

Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.

Реализация Программы осуществляется:

§ в отношении федеральных государственных учреждений - Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, а также федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей учреждений;

§ в отношении государственных учреждений субъектов Российской Федерации – в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации;

§ в отношении муниципальных учреждений - в порядке, установленном решениями органов местного самоуправления.

Ожидаемые результаты реализации Программы.

Реализация мероприятий Программы позволит:

§ повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ)

§ внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)

§ повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ)

§ повысить качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в социальной сфере

§ создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.

Системы оплаты труда работников учреждений должны быть дифференцированной с учетом выполненной работы различной сложности.

Установление оплаты труда происходит с учетом качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и от эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

На современном этапе модернизации образования происходит совершенствование установления окладов (должностных окладов), тарифных ставок.

В целях повышения качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) совершенствуется система стимулирующих выплат педагогическим работникам. В образовательных организациях происходит увязка повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества, оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Структура заработной платы

§ базовая часть (должностной оклад);

§ компенсирующая часть (доплата за совмещение, сверхурочные работы и др.);

§ стимулирующая часть (надбавки за качество работы, премии и др.).

Таким образом, заработная плата работника образовательной организации будет зависеть не от номинального пребывания на рабочем месте, а от реальной полезности для учреждения и эффективности его деятельности (трудового участия - вклада в выполнение государственного или муниципального задания по объёму и качеству).

 

Тема 2.5. Стандартизация педагогической деятельности в системе образования Российской Федерации.

Профессиональный стандарт: понятие, особенности внедрения. Нормативно-правовые акты, регламентирующие внедрение профессиональных стандартов в системе образования.

Лекция.

Центральной идеей образовательной политики России в настоящее время является модернизация системы образования, которая представляет собой комплексное обновление всех компонентов системы и всех ее сфер. В российском образовании происходят серьезные изменения, связанные с «парадигмальным сдвигом» в образовании.

Традиционная парадигма российского образования, предусматривающая только передачу накопленных человечеством знаний, слабо учитывающая способности, возможности и потребности личности обучающегося, практически себя исчерпала. Смена образовательной парадигмы предполагает модернизацию системы образования, а именно: пересмотр принципов функционирования данной системы, глобальные изменения в целях, содержании и организации образования, а также профессиональное развитие педагогических кадров, повышение их квалификации.

Педагог - ключевая фигура в системе образования, поэтому начинать реформы необходимо с совершенствования его деятельности в рамках дополнительного образования, включающего курсы повышения квалификации и переподготовку[8].

Современное общество требует от системы образования воспитание целостной, вариативно мыслящей, творческой личности, способной принимать самостоятельные решения, обладающей коммуникативными навыками. Все эти качества воспитать и развить может педагог, который сам постоянно развивается, обладает профессиональной компетентностью и стремится к постоянному профессиональному развитию и личностному росту. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» определяет направление профессионального и личностного развития педагогических работников системы дополнительного образования на современном этапе модернизации образования.

Профессиональные стандарты – документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях трудовой деятельности.

Профессиональные стандарты в Российской Федерации разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 07.05. 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Координирует разработку профессиональных стандартов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, и его основная цель – планомерно внедрять профессиональные стандарты во все области экономики.

Статья 195.1 (гл.31) Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции.

Основополагающими нормативно-правовыми актами Российской Федерации при применении профессиональных стандартов являются:

§ Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 5, статья 57, статья 195 часть 1)

§ Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584
"Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" регулирует особенности применения профессиональных стандартов государственными или муниципальными учреждениями.

На основании вышеуказанного постановления профессиональные стандарты применяются поэтапно на основании планов по организации применения профессиональных стандартов и реализация планов, отражающих организацию применения профессиональных стандартов, должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года. Введения профессиональных стандартов предполагает длительный организационный период, в течение которого должны реализовываться плановые мероприятия.

В системе образования утверждено 6 профессиональных стандартов (по состоянию на 01.11.2018 г.):

http://classinform.ru/profstandarty/01-obrazovanie.html

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 544н от 18.10.2013 г.
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 514н от 24.07.2015 г.
Педагог дополнительного образования детей и взрослых. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 298н от 05.05.2018 г.
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 608н от 08.09.2015 г.  
Специалист в области воспитания Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 10н от 10.01.2017 г.
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий   Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 сентября 2018 года N 603н  

 

По мере массового внедрения профессиональных стандартов единые тарифно-квалификационные справочники будут отменяться.

Требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы педагогических работников системы дополнительного образования (педагог дополнительного образования, педагог-организатор, методист) указаны в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Ответственная организация-разработчик данного профессионального стандарта - ФГАУ "Федеральный институт развития образования" (ФГАУ "ФИРО"), город Москва, директор Асмолов Александр Григорьевич. В разработке профессионального стандарта приняли участие следующие организации: АНО "Национальное агентство развития квалификаций", город Москва; АНО "Центр развития образования и сертификации персонала "Универсум", город Челябинск; ОГОУ ДПО "Иркутский институт повышения квалификации работников образования", город Иркутск; ФГБОУ ДПО "Институт развития дополнительного профессионального образования", город Москва.

Основная цель вида профессиональной деятельности, согласно профстандарта - организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

В профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» разработчики выделяют три обобщенные трудовые функции:

1. Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.

Определяет профессиональную деятельность следующих должностей: педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель.

2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ характеризует профессиональную деятельность методиста организации дополнительного образования.

3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ раскрывает суть профессиональной деятельности педагога-организатора.

Каждая трудовая функция определяет конкретные трудовые действия, необходимые умения, знания для осуществления эффективной профессиональной деятельности.

9 сентября 2018 года вступил в силу приказ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 298н, регистрационный N 52016). Этим документом признан утратившим силу одноимённый приказ, согласно которому профстандарт должен был применяться работодателями при аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и т.д.

Одновременно вводятся приемлемые требования к квалификации педагогических работников системы дополнительного образования взамен установленных ранее завышенных и необоснованных требований[9].


Самостоятельная работа по разделу «Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагогических работников»

Задания для самостоятельной работы выполняются в произвольном порядке. Проверка и оценивание данных заданий не осуществляется.

1. Изучите Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 года № 1601. http://docs.cntd.ru/document/420245392

2. Изучите Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». http://docs.cntd.ru/document/420356619

3. Изучите Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках». http://base.garant.ru/71024948/

4. Изучите главы Трудового кодекса РФ, регламентирующие профессиональную деятельность педагогических работников №10, №11, №52. http://docs.cntd.ru/document/901807664

5. Изучите Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584 http://docs.cntd.ru/document/436703661

6. Изучите главы №1, №2, № 3 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ http://docs.cntd.ru/document/901990046

7. Изучите Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. N 298н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых” http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/

Вопросы для самоконтроля и подготовки к аттестации разделу «Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагогических работников»

1. Кто имеет право на педагогическую деятельность?

2. Какова продолжительность рабочего времени педагогических работников?

3. Каковы особенности предоставления отпуска педагогам?

4. В каких случаях, помимо общих оснований, может быть расторгнут трудовой договор?

5. Какие отношения регулирует коллективный договор?

6. Основные характеристики эффективного контракта.

7. Области применения профессиональных стандартов в системе образования.

8. Требования к образованию педагогических работников.

9. Система оплаты труда работников образовательной организации.

10. Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся.

11. Профессиональные стандарты в системе образования. Особенность профессиональной деятельности педагогических работников согласно требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

12. Нормативные правовые основы и методика применения профессионального стандарта в управлении персоналом.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 192.