Раздел 2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагогических работников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 2.1. Образовательное право как группа норм, регулирующая образовательные отношения.

Участники образовательных правоотношений. Нормативно-правовые акты, классификация. Общественные отношения в сфере образования. Педагогические отношения.

Лекция.

Образовательное право – группа норм, регулирующая образовательные отношения, отношения по воспитанию и обучению, которые требуют особого правового режима.

Общественные отношения в сфере образования – отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении образовательных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей – являются предметом правового регулирования образовательным правом.

Педагогические отношения - совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на создание и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике.
Сфера образования включает следующие виды отношений, которые регулируются образовательным правом.

Образовательные отношения – отношения по воспитанию и обучению (их называют ещё педагогические отношения); конституционные; трудовые; управленческие; имущественные; социальные; земельные; финансовые; семейные и др.

Трудовые отношения возникают между образовательной организацией (работодателем) и работником. Управленческие отношения – между образовательной организацией и органом государственного управления образованием, местным органом самоуправления. Имущественные отношения – между работниками образовательных организаций, между работодателем и работником, между образовательными и другими организациями, гражданами. Социальные отношения – между педагогическими работниками и государством, между обучающимися (их законными представителями) и государством по установлению социальных льгот, пособий, пенсий.

Образовательное право представлено как система нормативных правовых актов, регулирующие вышеуказанные отношения. Под нормативным правовым актом (НПА) понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Правовые акты могут быть нормативными (НПА) – ими устанавливаются нормы права, и ненормативными или индивидуальными. Ненормативные правовые акты часто называют актами применения права.

По юридической силе нормативные правовые акты делятся на следующие группы:

1. Федеральные нормативные правовые акты.

2. Нормативные правовые акты субъектов РФ.

3.Нормативные правовые акты местных органов самоуправления, регулирующие образовательные правоотношения.

4. Нормативные правовые акты образовательных организаций.

Субъектами, участниками образовательных правоотношений, являются физические лица – граждане, иностранцы, лица без гражданства как участники правоотношений и юридические лица – образовательные организации, органы управления образованием, местные органы самоуправления и т. д.

Образовательные правоотношения имеют материальное и юридическое содержание. Материальное содержание – общественное отношение, которое закрепляется государством, или фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить. Юридическим содержанием образовательных правоотношений являются субъективные права и обязанности его участников.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 199.