МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

для направления подготовки

Строительство»

Профиль «Промышленное и гражданское строительство»

 

 

Форма обучения – очная/заочная

 

Квалификация выпускника - бакалавр

 

Великие Луки

2018

 

Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 15.03.05 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств приказ от «_____»________________20___ г. № _____.

 

 

Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании ка­федры Технология машиностроения протокол №___от __________20 г.

 

 

Зав. кафедрой технологии машиностроения     

___________________(Катченков С.А.)

     (подпись)

 

«____»_____________20 г.

 


1 Цели и задачи освоения дисциплины

 

Цель – приобретение навыков моделирования и анализа технических устройств на персональных ЭВМ для последующего использования полученных знаний в различных дисциплинах специальности. 

Задачами изучения дисциплины являются :

- формирование представлений об общих методах и средствах математического моделирования технических устройств;

- приобретение практических навыков моделирования на персональных ЭВМ

технических устройств различной физической природы;

 

2 Место учебной дисциплины в структуре ООП

 

Дисциплина Б1.В.ДВ.04.02 «Математическое моделирование» входит в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) 270800 «Строительство»

Изучение данной дисциплины базируется на курсах: "Математика" и "Информатика".

Для успешного освоения дисциплины студенту необходимо:

- знать основы математической логики и вычислительной математики;

- знать основные алгоритмы матричных исчислений;

- знать основные разделы информатики;

- знать современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств;

- уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными между компьютерами, создавать резервные копии и архивы данных и программ;

-уметь работать с программными средствами общего назначения.

Математическое моделирование является базовой дисциплиной для ряда разделов предметов использующих проектно-конструкторские процедуры с использованием информационных технологий.

 

3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины

3.1 Перечень осваиваемых компетен­ций

В соответствии с требованиями ФГОС ВО (утв. приказом Минобрнауки России от 11.08.2016 № 1000) для направления подготовки, 270800 «Строительство», Профиль «Промышленное и гражданское строительство» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:  

- способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и математического (компьютерного) моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-1)

- владением эффективными правилами, методами и средствами сбора, обмена, хранения и обработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-4)

- способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-6)

- владением методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов и систем автоматизированных проектирования (ПК-2)

 


Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ОПОП.

Для компетенции ОПК-1 - способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и математического (компьютерного) моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Знать: основные принципы построения математических моделей;
методику проведения вычислительного эксперимента на ЭВМ
Уметь: обоснованно проводить формализацию исследуемых технических объектов
применять модели, средства и языки моделирования для проведения работ по анализу применяемых проектных решений
Владеть: методикой применения процедур программно-методических комплексов;
методикой разработки и применения математических моделей технических устройств различной физической природы; методикой пользования  глобальными информационными ресурсами и современными средствами телекоммуникаций для решения исследовательских и проектных задач; методами построения математических моделей типовых профессиональных задач;

 

Для компетенции ОПК-4 - владением эффективными правилами, методами и средствами сбора, обмена, хранения и обработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией

Знать: методы исследования математических моделей разных типов
основные типы математических моделей; 
Уметь: организовывать серию экспериментов для достижения заданной цели исследования;
основные исследовательские прикладные программные средства
Владеть: навыками работы с компьютерными системными и прикладными программами.
владеть методологией теоретических и экспериментальных исследований в области профессиональной деятельности;

 

Для компетенции ОПК-6 - способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий

Знать: знать основные алгоритмы матричных исчислений;
знать современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств;
Уметь: обоснованно проводить формализацию исследуемых технических объектов
интерпретировать полученные результаты, увязывая их с соответствующими техническими характеристиками.
Владеть: методами практического применения методов математического моделирования в исследовательских задачах, при подготовке диссертационного исследования;
навыками работы с компьютерными системными и прикладными программами

 

Для компетенции ПК-2 - владением методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов и систем автоматизированных проектирования

Знать: основные исследовательские прикладные программные средства
основные подходы к решению задачи диагностики технических систем
Уметь: оценивать точность полученных математических моделей;
строить адекватную модель системы или процесса с использованием современных компьютерных средств
Владеть: методами и приемами работы в системе имитационного моделирования
Методикой построения алгоритмов решения формализованных практических задач

 

4 Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Очная форма обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

  4    
Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам занятий 48   48    
В том числе: - - - - -
Лекции, из них: 16   16    
в интерактивных формах (при наличии)          
Практические занятия (ПЗ), из них: 32   32    
в интерактивных формах (при наличии)          
Семинары (С), из них:          
в интерактивных формах (при наличии)          
Лабораторные работы (ЛР), из них:          
в интерактивных формах (при наличии)          
Другие виды контактной работы (консультации по выполнению курсового проекта (работы), консультации и контроль выполнения самостоятельной работы студента и т.п.)            
Самостоятельная работа (всего) 60   60    
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы(эссе, контрольные, домашние задания, и т.п.)          
Промежуточная аттестация (всего) 1   1    
в т.ч.: контактная работа обучающегося с преподавателем - Зачёт с оценкой - Консультация к экзамену - Экзамен     0,25         0,25    

Общий объем дисциплины: часов

Зач. ед.

108   108     3   3     в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем в ходе освоения дисциплины 48,25   48,25    

 

Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

  4    
Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам занятий 12   12    
В том числе: - - - - -
Лекции, из них: 4   4    
в интерактивных формах (при наличии)          
Практические занятия (ПЗ), из них: 8   8    
в интерактивных формах (при наличии)          
Семинары (С), из них:          
в интерактивных формах (при наличии)          
Лабораторные работы (ЛР), из них:          
в интерактивных формах (при наличии)          
Другие виды контактной работы (консультации по выполнению курсового проекта (работы), консультации и контроль выполнения самостоятельной работы студента и т.п.)            
Самостоятельная работа (всего) 92   92    
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы(эссе, контрольные, домашние задания, и т.п.)          
Промежуточная аттестация (всего) 4   4    
в т.ч.: контактная работа обучающегося с преподавателем - Зачёт с оценкой - Консультация к экзамену - Экзамен     0,25         0,25    

Общий объем дисциплины: часов

Зач. ед.

108   108    
3   3    
в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем в ходе освоения дисциплины 12,25   12,25    

 

5 Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

 

Таблица 1 – Содержание разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела
1 2 3
1. Методологические основы моделирования Основные понятия математической модели (ММ). Синтез, анализ, оптимизация. Классификация видов моделирования.Основы детерминированного,стохастического, математического, статистического, динамического, дискретного, непрерывного и физического моделирования.
2. Формализация и алгоритмизация процесса функционирования сложных систем Сущность компьютерного моделирования сложной системы. Основные требования, предъявляемые к модели: полнота, гибкость, точность. Основные этапы моделирования технических систем: построение описательной модели системы и её формализация; Алгоритмизация модели и её компьютерная реализация; получение и интерпретация результатов моделирования. Три основных класса ошибок моделирования: ошибки формализации, ошибки решения, ошибки задания параметров системы. Схема взаимосвязи технологических этапов моделирования.
3. Моделирование и принятие решений в условиях неопределенности Информационно-аналитическая подготовка: постановки задачи, поиск, накопление и предварительная обработки информации для принятия решения, выявление и оценка текущей ситуации с учетом возникшей проблемы; выдвижение гипотез (вариантов, альтернатив, сценариев). Обзор математических теорий для формализации неопределенной информации в моделях: многозначная логика; теория вероятности; теория ошибок; теория средних интервалов; теория субъективных вероятностей; теория нечетких множеств; теория нечетких мер и интегралов.
4. Основные понятия моделирования методом планирования эксперимента Постановка вычислительного эксперимента с моделью. Понятие исследуемого объекта в виде «чёрный ящик». Количественные и качественные факторы. Факторное пространство. Построение матрицы планирования. Модель в виде полинома для четырех факторов на двух уровнях.
5. Архитектурное построение моделирующих комплексов динамических систем Графический интерфейс, система управления базами данных, математическое ядро, подсистема визуализации. Обзор калькуляторных программ для статических вычислений и специализированных решателей для моделирования динамических процессов(MathCad, Eureka, Derive, MATLAB, RedUce, Mathematica). Явный (интегрированный), неявный (итерационный), оптимизирующий решатель моделирующей программы.   
6 Моделирование и анализ динамических процессов в технических устройствах методом эквивалентных схем Аналогии компонентных уравнений. Компонентные и топологические уравнения систем различной физической природы. Формирование эквивалентных схем технических устройств с однородной и гибридной структурой.
7. Функциональное моделирование технических систем Основные положения функционального моделирования технических систем. Линеаризация математических моделей инерционных элементов. Понятие передаточной функции входной и выходной фазовой переменной. Типовые нелинейные элементы.

 

5.2 Разделы дисциплин и виды занятий

Очная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам занятий)

СРС

Всего

час.

Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. Другие виды контактной работы
1 Методологические основы моделирования 2 4     10 16
2 Формализация и алгоритмизация процесса функционирования сложных систем 2 4     10 16
3 Моделирование и принятие решений в условиях неопределенности 2 4     10 16
4 Основные понятия моделирования методом планирования эксперимента 4 6     10 20
5 Архитектурное построение моделирующих комплексов динамических систем 2 6     10 18
6 Моделирование и анализ динамических процессов в технических устройствах методом эквивалентных схем 2 4     10 16
7 Функциональное моделирование технических систем 2 4       16

Промежуточная аттестация

в т.ч.:

 - Зачёт с оценкой

      0,25    
ИТОГО 16 32   - 60 108

Заочная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам занятий)

СРС

Всего

час.

Лекц. Практ. зан. Лаб. зан. Другие виды контактной работы
1 Методологические основы моделирования 1 2     20 23
2 Формализация и алгоритмизация процесса функционирования сложных систем 1 2     20 23
3 Моделирование и принятие решений в условиях неопределенности 1 2     20 23
4 Основные понятия моделирования методом планирования эксперимента 1 2     32 35

Промежуточная аттестация

в т.ч.:

 - Зачёт с оценкой

      0,25    
ИТОГО 4 8   - 92 108

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 152.