Поперечный разрез дизеля по одному из цилиндров при рядном их расположении и по двум при V-образном вычерчивается на листе формата А1 (576 х 814 мм).
Пособиями при разработке поперечного разреза двигателя могут служить альбомы, каталоги и отдельные чертежи тепловозных дизелей, техническая литература, содержащая описание и анализ выполненных конструкций, а также рекомендации по их выбору и расчету (см. список рекомендованной литературы). Студент должен из большого разнообразия конструктивных форм отдельных узлов и деталей выбрать наиболее прогрессивные и технологическом и технико-экономическом отношениях, учитывая особенности проектируемого дизеля (принятую схему расположения цилиндров, тактность, оборотность, величины давления наддува и максимального давления сгорания и т.д.).
На поперечном разрезе должны быть в соответствующем масштабе показаны: детали остова двигателя (поддизельная рама, картер, цилиндровые гильзы и крышки), их соединения, детали кривошипно-шатунного механизма (в соответствии с ранее проведенным расчетом), механизм газораспределении (вал, толкатели;, штанги, коромысла, клапаны), воздушные ресиверы и выхлопные коллекторы, корпуса форсунок и индивидуальных топливных насосов с толкателями и валом (блочные топливные насосы могут не показываться).
Мелкие детали (трубки системы смазки, топливопроводы болтовые соединения) на поперечном разрезе могут не показываться, однако студент обязан знать их устройство и работу.
Болты и шпильки могут полностью не вычерчиваться, а заменяться осевыми линиями.
Спецификация наиболее ответственных деталей, (коленчатый вал, части остова, поршень, шатун и т.д.) с указанием количества и материалов, выполненная в соответствии с требованиями ЕСКД, вкладывается в записку. В спецификацию следует также включить отдельные агрегаты, если они изображены на чертеже (форсунки, топливные насосы и др.) с указанием их количества на дизель. На поперечном разрезе двигателя показываются его габаритные размеры (ширина, высота). На свободном месте листа в виде таблицы необходимо выписать основные данные, характеризующие двигатель (тактность, номинальную и эффективную мощность, частоту вращения коленчатого вала, число цилиндров, их диаметр, ход поршня, среднее эффективное давление, максимальное давление сгорания, степень сжатия, значение эффективного КПД, а также вычертить в упрощенном виде в масштабе 1:50 или 1:100 вид дизеля сбоку.
При выполнения чертежа поперечного разреза дизеля обязательно проверяются: 1) ход поршня, 2) необходимая минимальная длина цилиндровой гильзы, 3) возможность выемки шатунов через гильзы цилиндров, 4) относительное расположение шатунов и гильз цилиндров при работе дизеля.
Изображаемые на чертеже поперечного разреза дизеля детали: коленчатый вал, поршень, поршневой палец, шатуны должны как по конструктивным формам, так и по размерам соответствовать эскизам в пояснительной записке.
В качестве узлов, подлежащих конструктивной разработке, могут быть рекомендованы: 1) поршень в сборе; 2) шатун в сборе; 3) форсунка; 4) топливный насос; 5) механизм газораспределения (от распределительного вала до клапанов включительно); 6) крышка цилиндра в сборе; 7) привод распределительного вала; 8) толкатель топливного насоса; 9) регулятор предельного числа оборотов коленчатого вала (регулятор безопасности); 10) масляный насос; 11) водяной насос; 12) привод масляного насоса; 13) привод водяного насоса; 14) коренные подшипники коленчатого вала (в сборе); 15) воздуходувка; 16) привод воздуходувки; 17) вал топливных насосов; 18) привод вала топливных насосов; 19) турбокомпрессор и др.
Задание на разработку узла дается консультантом, по указанию которого студент должен выполнить необходимые при конструировании узла расчеты.
Разработанный узел вычерчивается на листе так, чтобы имелось полное представление о его конструкции и работе. В необходимых случаях на чертеже узла намечается (штриховыми или более тонкими линиями) обстановка - контуры сопрягаемых узлов или деталей, ограничивающих размеры проектируемого узла или сказывающихся на параметрах кинематики его деталей.
На чертеж узла также составляется спецификация всех его деталей.
К защите курсового проекта допускается студент, выполнивший необходимые расчеты, оформленные в виде пояснительной записки, и графическую часть. Записка и листы графической части должны быть проверены и подписаны консультантом.
Список рекомендуемой литературы
I. Симсон А.Э., Хомич А.З., Куриц А.А. и др. Двигатели внутреннего сгорания (Тепловозные дизели и газотурбинные установки). М.: Транспорт, 1982, 384 с.
2. Синенко Н.П. и др. Тепловозные дизели типа Д70. М.: Транспорт, 1977,216 с.
3. Дизели. Справочник. Изд. 3-е перераб. и доп. Под общей редакцией В.А.Ваншейдта. Л.: Машиностроение, 1977, 480 с.
4. Водолажченко В.В. и др. Проектирование тепловозных двигателей. М.: Транспорт, 1972, 224 с.
5. Тепловозные дизели типа Д49. Е.А.Никитин, В.М.Ширяев, В.Г.Быков и др. М.: Транспорт, 1982, 255 с.
6. Володин А.И. Локомотивные двигатели внутреннего сгорания. М.: Транспорт, 1990, 255 с.
7. Володин А.И. Моделирование на ЭВМ работы тепловозных дизелей. М.: Транспорт, 1985, 216 с.
Приложение 1
Справочные данные по тепловозным дизелям.
Параметры | Дизели | |||||||||||||||
10Д100 | 11Д45 | 14Д40 | 1-5Д49 | 2-2Д49 | 2-5Д49 | 1Д49 | 3А-6Д49 | K6S310DR | ПД1М | М756Б | 211Д-1 | 1Д12-300 | ||||
Серия тепловозов | 2ТЭ10 | ТЭП60 | М62 | 2ТЭ116 | ТЭМ7 | ТЭП70 | ТЭП75 | ТГМ6 | ЧМЭ3 | ТЭМ2 | ДР1 | ТГМ4 | ТУ2 | |||
Мощность на номинальном режиме и стандартных атмосферных условиях, кВт | 2200 |
2200 | 1470 | 2200 | 1470 | 2940 | 4410 | 880 | 993 | 880 | 736 |
550 |
224 | |||
Объем цилиндров, дм3 | 170,9 | 200,75 | 150,6 | 220,8 | 165,6 | 220,8 | 275,9 | 110,4 | 163,2 | 157,2 | 62,4 | 43,6 | 38,8 | |||
Цилиндровая мощность на номинальном режиме, кВт | 220 | 137,5 | 123 | 137,5 | 122,5 | 184 | 220,5 | 110 | 165,5 | 147 | 61,3 | 91,7 | 18,3 | |||
Частота вращения коленчатого вала, мин-1: · на номинальном режиме · минимально устойчивая | 850 400 |
750
400 | 750 400 | 1000 400 | 850 350 | 1000 400 | 1050 400 | 1000 400 | 750 350 | 750 400 | 1500 600-800 |
1400
600 |
1500
550 | |||
Тактность | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||
Расположение цилиндров | Рядное | V – образное | Рядное | V-обр. | Рядное | V-обр. | ||||||||||
Число цилиндров | 10 | 16 | 12 | 16 | 12 | 16 | 20 | 8 | 6 | 6 | 12 | 6 | 12 | |||
Диаметр цилиндра, мм | 207 | 230 | 230 | 260 | 260 | 260 | 260 | 260 | 310 | 318 | 180 | 210 | 150 | |||
Ход поршня, мм | 2х254 | 300/304 | 300/304 | 260 | 260 | 260 | 260 | 260 | 360 | 330 | 200 | 210 | 180 | |||
Степень сжатия: · геометрическая · действительная | 18,6 15,1 |
- 13,5 | - 14,6 | 12,2 - | 12,2 - | 12,2 - | 12,2 - | 12,2 - | 13 - | 12,5 - | 13,5 - |
13,5 - |
14,5 | |||
Среднее индикаторное давление, МПа | 1,13 | 1,10 | 1,02 | 1,43 | 1,265 | 1,83 | 2,04 | 1,035 | 0,981 |
|
| |||||
Среднее эффективное давление, МПа | 0,912 | 0,892 | 0,795 | 1,24 | 1,26 | 1,60 | 1,75 | 0,96 | 0,975 | 0,90 | 0,90 | 1,15 | 0,79 | |||
Средняя скорость поршня, м/с | 7,2 | 7,5 | 7,5 | 8,67 | 7,36 | 8,67 | 9,53 | 8,67 | 9,0 | 8,25 | 10,5 | 9,8 | 9,6 | |||
Число ступеней наддува | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | |||
Охлаждение воздуха | Есть | Есть | Нет | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Нет | Есть | - | |||
Давление наддува, МПа | 0,221 | 0,219 | 0,201 | 0,235 | 0,246 | 0,287 | 0,31 | 0,1 | 0,16 | 0,162 | 0,172 |
| - | |||
Коэффициент наполнения | 0,8 | - | 0,83 | 0,95 | 0,96 | 0,94 | 0,98 |
|
| |||||||
Доля теплоты, подведенной с воздухом, % | 8,82 | 9,69 | 10,01 | 5,7 | 5,16 | 6,21 | 6,84 |
|
| |||||||
Давление в конце сжатия, МПа | 8,4 | 5,8 | 6,6 | 7,36 | 8,74 | 7,05 | 5,7 | 4,2 |
|
| ||||||
Температура в конце сжатия, 0С | 612 | 767 | 614 | 665 | 660 | 680 | 430 |
|
| |||||||
Коэффициент избытка воздуха в цилиндре (суммарный) | 2,0 (2,82) | - (2,61) | 1,85 (2,78) | - (2,23) | - (2,37) | - (2,12) | - (2,1) | - (2,28) | 2,1 (2,27) | 2,1 (2,6) |
|
| ||||
Количество теплоты, подведенной с топливом, МДж/ч | 21062 | 16319 | 15628 | 19556 | 26629 | 7822 | 8356 |
|
| |||||||
Максимальное давление сгорания, МПа | 9,8 | 10,8 | 10,6 | 11,5 | 11,1 | 12,5 | 13,0 | 9,5 | 9,0 | 6,8 | 8,8 |
| 8,5 | |||
Степень повышения давления | 1,23 | 1,86 | 1,65 | 1,56 | - | 1,43 | 1,35 | 1,45 | 1,55 |
|
| |||||
Скорость нарастания давления, МПа/0пкв | 0,2 | 0,28 | 0,28 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,295 |
|
| |||||
Давление начала выпуска, МПа | 0,68 | 0,8 | 0,75 | - | - | - | - | - | 0,51 |
|
| |||||
Температура в начале выпуска, 0С | 740 | 780 | 780 | - | - | - | - | - | 800 |
|
| |||||
Температура выпускных газов перед турбиной, 0С | 410 | 495 | 500 | 495 | 485 | 533 | 610 | 578 | 600 | 525 | 580 |
|
| |||
Коэффициент остаточных газов | 0,06 | 0,08 | 0,08 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,02 | 0,03 |
|
| |||
Фазы газораспределения, 0пкв - j1 - j2 - j3 - j4 | 56 40 56 64 |
84 44 52 44 | 84 44 52 44 | 50 55 35 30 | 59,5 57 40,5 28 | 59,5 57 40,5 28 | 45 80 55 35 | 66 74 74 41 | 56 50 50 56 |
|
48 20 20 48 | |||||
Давление начала впрыскивания топлива форсункой, МПа | 21,0 | 32,0 | 32,0 | 32,0 | 32,0 | 32,0 | 32,0 | 32,0 | 30,0 | 27,5 | 20,0 |
| 21,0 | |||
Число отверстий распылителя форсунки (диаметр отверстий), шт (мм) | 3 (0,56) | 7 (0,4) | 7 (0,4) | 9 (0,4) | 9 (0,4) | 9 (0,4) | 9 (0,4) | 9 (0,4) | 9 (0,4) | 9 (0,35) | 8 (0,35) |
| 7 (0,25) | |||
Индикаторная мощность в цилиндре, кВт | 270 | 170 | 159 | 161 | 215 | 133 | 176 |
|
| |||||||
Среднее давление механических сопротивлений, МПа | 0,202 | 0,331 | 0,229 | 0,16 | 0,269 | 0,196 | 0,175 |
|
| |||||||
Индикаторный КПД | 0,466 | 0,45 | 0,44 | 0,475 | 0,470 | 0,465 | 0,446 | 0,491 | 0,435 | 0,43 |
|
| ||||
Эффективный КПД | 0,377 | 0,364 | 0,34 | 0,405 | 0,392 | 0,398 | 0,39 | 0,405 | 0,363 | 0,366 |
|
| ||||
Удельный эффективный расход топлива, г/кВт.ч | 218 | 231 | 218 | 214 | 204 | 220 | 220 | 204 | 220 | 225 | 220 | 218 | 258 | |||
Масса дизеля сухая с поддизельной рамой, кг ( * с генератором) | 19500 | 13800 | 12500 | 18500 | 22500 * | 18500 | 31800 | 9600 | 13400 | 16200 | 1800 | 5440 | 1840 | |||
Удельный расход масла, г/кВт.ч | 2,2 | 1,84 | 1,65 | 1,84 | 2,72 | 1,84 | 1,84 | 1,58 | 1,5-2,9 | 2,72 | 2,94 | 3,25 | 3,68 | |||
Габаритные размеры, мм · длина · ширина · высота | 6180 1730 3210 |
4357 1730 2600 | 3787 1770 2508 | 4696 1610 2890 | 5572 1710 2726 | 4722 1610 2890 | 4926 1610 2890 | 3355 1665 2305 | 5125 1850 2844 | 5192 1467 2478 | 2405 1225 1480 |
2750 1130 1910 |
1852 1085 1275 | |||
Дата: 2019-07-30, просмотров: 206.