РАСЧЕТ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В КРИВОШИПНО-ШАТУННОМ МЕХАНИЗМЕ ДИЗЕЛЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Определение сил и моментов, действующих в кривошипно-шатунном механизме (КШМ) двигателя, необходимо для расчета деталей на прочность, определения основных размеров подшипников, оценки уравновешенности, а также для сравнения его нагруженности с аналогичными серийно-вьшускаемыми двигателями.

Схема сил, действующих на детали КШМ двигателя приведена на рис.5. За время совершения полного рабочего цикла силы изменяются по величине и направлению в зависимости от угла поворота кривошипа коленчатого вала.

В данном проекте значения действующих сил определяются для ряда последовательных положений поршня в течение рабочего процесса при заданной угловой скорости коленчатого вала и номинальной мощности дизеля.

Расчет сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме, ведется с использованием программы, разработанной студентом для построения индикаторной диаграммы. С этой целью в блок-схему программы (рис. 4.) вставляются дополнительные блоки с уравнениями сил, действующих в КШМ.

Рекомендуется следующий порядок расчета сил.

Задаются геометрическими размерами шатуна и радиуса кривошипно-шатунного механизма. Радиус кривошипа ( R ) коленчатого вала определяется по величине хода поршня ( S ).

Длину шатуна L определяют, выбирая отношение  в пределах 0,2  ,3. Меньшие значения относятся к двигателям средней быстроходности = ,2 - ,25, а большие значения = ,25 - ,3 - к быстроходным.

В двухтактных двигателях с противоположно-движущимися поршнями (ПДП) величина может быть уменьшена до 0,18.

Исходными данными и уравнениями при расчете сил являются силы воздействия избыточного давления газа на поршень:

 , Н (58)

где FП - площадь поршня, м2;

Рц, Р0 - давление рабочего тела в цилиндре и барометрическое давление, Па.

Силы инерции поступательно-движущихся масс поршня и шатуна вдоль оси цилиндра определяются по формуле:

 , Н (59)

где mпд - масса поступательно-движущихся частей, кг;

а - ускорение поршня, м/с2;

w - угловая скорость вращения коленчатого вала, рад/с.

В соответствии с условиями работы и характеристикой дизеля студент выбирает материал поршня и по табл. 6 удельную величину массы поступательно-движущихся частей КШМ.

 

Таблица 6.

Тип двигателя Поршень m уд , кг/м2
  Из легких сплавов 1000  12
Средней быстроходности Составной 1700
  Чугунный 1600  2
  Из легких сплавов 700  9
Быстроходный Составной 1000  12
  Чугунный 1300  15

 

Соответственно масса поступательно-движущихся частей КШМ будет:

 , кг

Суммарная сила, действующая на палец вдоль оси цилиндра, рассчитывается по формуле:

 , Н (60)

Нормальная составляющая от разложения силы Р S направлена перпендикулярно к оси цилиндра и определяется по формуле:

Н (61)

Аналогичным образом находятся силы:

 , Н (62)

, Н (63)

и сила, действующая по кривошипу:

 , Н (64)

Для расчета сил по формулам (58 - 64) угол определяется приблизительно:

 , (65)

Уравнения (58 – 65) включаются в блоки 3, 8 и 13 программы расчета индикаторной диаграммы, приведенной в разделе 3.

В блоках 4, 9 и 14 величины сил выводятся на печать.

Результаты расчетов на ЭВМ включаются в пояснительную записку в качестве приложения. По результатам расчетов строятся диаграммы сил, действующих в КШМ (см. рис.6 и 7).

 

5. ПРИБЛИЖЕННЫЙ РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ КШМ ДИЗЕЛЯ

 

Приближенный расчет выполняется с целью определения геометрических размеров основных деталей КШМ: коленчатого вала, поршня, шатуна. Перед расчетом студентом выбирается и дается обоснование конструкции указанных узлов КШМ, применяемых материалов.

Основные размеры коленчатого вала, поршня и шатуна определяются по условиям достаточной прочности и долговечности.

Коленчатый вал

 

Коленчатые валы тепловозных дизелей выполняют стальными (коваными или штампованными) (см. рис.9) или чугунными (литыми) (см. рис.10). Отечественные тепловозные дизели выполняются главным образом с чугунными литыми (Д100, 11Д45, Д70) и коваными стальными (Д49, Д50, 1Д12) коленчатыми валами.

Надежность коленчатого вала во многом зависит от рационального выбора его размеров и конструктивных форм, от характера его напряженного состояния, от усталостной прочности и сохранения исходного запаса прочности в процессе эксплуатации. При проектировании коленчатого вала необходимо стремиться к уменьшению его массы при одновременном обеспечении требуемой жесткости.

Особое внимание уделяется точности и чистоте обработки валов. Кроме того коленчатые валы быстроходных двигателей подвергают балансировке.

Ориентировочные размеры стальных и чугунных коленчатых валов определяются из соотношений, представленных в табл.7.


Таблица 7.

Элементы конструкции

Материал вала

коленчатого вала Сталь Чугун Диаметр коренной шейки (d к), мм (0,61,)Dц (0,851,1)Dц Диаметр отверстия в коренной шейке (d ок), мм (0,45,6)dк (0,45,55)dк Диаметр шатунной шейки (d ш ), мм (0,6,85)Dц (0,7,85)Dц Диаметр отверстия в шатунной шейке (d ош ), мм (0,45,6)dш (0,25,3)dш Длина коренной шейки (l к ), мм (0,5,7)dк (0,3,48)dк Длина шатунной шейки (l ш ), мм (0,65,85)dш (0,55,75)dш Толщина щек (вк), мм (0,15,4)Dц (0,2,35)Dц Ширина щек (в), мм (0,91,5)Dц (0,81,7)Dц Радиус галтели (r ), мм (0,05,8)Dц (0,06,7)Dц Расстояние между осями цилиндров (i ), мм (1,351,8)Dц (1,351,8)Dц

 

Выбранные размеры шеек коленчатого вала проверяют на величины допускаемых удельных давлений и окружных скоростей v ср. Эти величины определяют условия работы подшипников и сроки их службы. При высоких удельных давлениях и окружных скоростях может происходить выдавливание масляного слоя, разрушение антифрикционного слоя подшипника и ускоренный износ шеек вала.

Максимальные удельные давления на подшипники рассчитываются:

· для коренной шейки  , Н/м2 ;

· для шатунной шейки  , Н/м2

где g - коэффициент, учитывающий степень увеличения нагрузки на коренную шейку за счёт соседних цилиндров:

g = 1,1 -1,25 - для 4-х тактных двигателей;

g = 1,2 1,5 - для 2-х тактных двигателей;

РZ - максимальная сила от давления газа, действующая в цилиндре;

К’max  (10  20) МПа - для высокооборотных и средней оборотности двигателей;

К’max  (25  38) МПа - для V-образных форсированных двигателей.

Средние окружные скорости скольжения шеек:

 , м/с

где d - диаметр коренной и шатунной шейки, м.

Для тепловозных дизелей vср = 6,0  1 м/с.

Литые коленчатые валы дизелей изготавливаются из высокопрочных чугунов с шаровидным графитом, модифицированные ферродобавками с временным сопротивлением на разрыв металла не менее 5,0 МПа. Применяются также жаропрочные чугуны с повышенными механическими свойствами. Например, чугуны марок ВЧ60-2 и ВЧ50-2 позволяют применять поверхностное азотирование. В любом случае необходимо помнить, что снизить нагрузку на подшипники шатунной шейки коленчатого вала можно двумя путями: увеличивая диаметр шейки, или ее длину.

 

Поршни

 

У современных форсированных тепловозных дизелей поршневая мощность достигает значений 55 кВт/ дм2 при Рz=12 - 14 МПа. Это приводит к существенному росту термических и механических нагрузок на поршни. Поэтому, как правило, поршни 2-х тактных, а также форсированных 4-х тактных дизелей выполняются охлаждаемыми.

Для изготовления поршней используют чугун, алюминиевые и магниевые сплавы, сталь. Чаще всего поршни изготавливают из чугуна и алюминиевых сплавов.

В зависимости от типа двигателя ориентировочно принимаются основные размеры поршня и составляется его эскиз. Для 4-х тактных дизелей “длинные” поршни (см. рис.11) принимаются при средней быстроходности и рядном расположении цилиндров. “Короткие” поршни (см. рис. 12) преимущественно применяются в высокооборотных дизелях с V-образным расположением цилиндров.

Ориентировочные размеры поршней, поршневых пальцев и колец определяются из соотношений, представленных в табл. 8.


Таблица 8.

Параметры Значения для дизелей
Диаметр поршня (DП), мм П.п. 1.1. и 1.2.
Толщина днища поршня (), мм: · охлаждаемого · неохлаждаемого   (0,08 -,2)Dц (0,04 ,8)Dц
Расстояние от кромки поршня до первого кольца (е), мм (1,0 -3,)
Толщина цилиндрической стенки (m), мм (0,05 ,8)Dц
Длина поршня (H), мм (1,5 2,)Dц
Расстояние от оси пальца до нижней кромки, мм (0,8 1,2)Dц
Диаметр пальца (dП), мм (0,35 ,5)Dц
Длина пальца (lП), мм: · закрепленного · плавающего   (0,88 ,93)Dц (0,8 ,87)Dц
Диаметр внутреннего отверстия пальца (dПВ), мм (0,4 -,7)dп
Число компрессионных колец (5 -7)
Толщина кольца (радиальная) (t), мм (1,25 1,35)Dц
Высота кольца (а), мм (0,5 -1,)t
Число маслосъемных колец (1 4)
Высота перемычки между канавками в поршне, мм (1,0 1,3)а

 

Высота поршня Н проверяется по удельному давлению на стенку поршня:

 ,

где N max - максимальная сила бокового давленая на стенку поршня цилиндра, МН;

Н - длина тронковой части поршня (за вычетом ширины колец).

Для чугунных неохлаждаемых поршней Кmax = 0,35  0,45, МПа, для чугунных охлаждаемых - 0,55 - 0,65, а для алюминиевых - 0,8 - 1,0, МПа. Для некоторых форсированных дизелей значение К max может быть повышено до 1,1 МПа.




Шатун

 

В зависимости от типа двигателя выбирается конструкция шатуна и принимаются его ориентировочные размеры.

Размеры нижней головки шатуна следует согласовать с размерами шатунной шейки коленчатого вала, а верхней – с размерами поршневого пальца и расстоянием между внутренними гранями бобышек поршня.

В зависимости от типа двигателей по литературным данным [1, 2] выбирается конструкция шатуна (см. рис.13 - 15) и принимаются его ориентировочные размеры. При этом расчёт выполняется при выбранном значении - (отношение радиуса кривошипа R, к длине шатуна L), связанного с величиной силы N и габаритными размерами двигателя.

Ориентировочная длина втулки верхней головки шатуна l ш рассчитывается из соотношения:

· для закреплённого в бобышках поршневого пальца:

 , м;

· для плавающего поршневого пальца:

 , м;

Проверочный расчёт на прочность производился, как правило, для стержня шатуна из условия деформации его от действия максимальной величины силы К:

 , МПа,

где Fст = 0,06  ,12 - средняя площадь поперечного сечения стержня, м.

[sсж]  80  12 МПа - для углеродистых сталей и

[sсж]  120 - 180 МПа – для легированных сталей.

Ориентировочные размеры шатунов определяются из соотношений, представленных в табл. 9.

 

Таблица 9.

Значения для дизелей

Параметры Рядный

V -образный

    Главный Прицепной Отношение L/R 3,5  5 3,5  4,5 2,5  3 Диаметр пальца, dп (0,4-0,45)D (0,4-0,45)D (0,4-0,45)D Диаметр головки, dг (1,5-1,7)dп (1,4-1,5)dп (1,4-1,5)dп Диаметр шейки, dш (0,6-0,8)D (0,6-0,8)D   Толщина вкладыша Sв (в для прицепного), мм 1 - 4 1  4 (0,07-0,12)dп Толщина вкладыша, Sм (п для прицепного),   (0,02-0,03)D (0,06-0,08)dп Ширина шатуна, l1: - при двух болтах - при четырех болтах   (1,5 - 1,6)dш (1,3 - 1,4)dш   (0,9-1,2)dп Расстояние между шатунными болтами, l2: - при двух болтах - при четырех болтах   (1,2-1,25)dш (1,13-1,2)dш   (1,15-1,2)dш (1,15-1,2)dш   Ширина нижней головки, в (l2 для прицепного) (0,8 - 1,5)dш (0,7-0,9)dш (0,7-0,9)dп Толщина крышки, h1 (0,5-0,65)dш (0,25-0,3)dш   Толщина нижней головки, h2 (0,55-0,65)dш     Диаметр отверстия под палец прицепного шатуна, d (d1 для прицепного)   (0,85-0,9)dп (0,85-0,9)dп Диаметр отверстия под вкладыш, dш+2Sм (d2 для прицепного) (0,6-0,8)D+ 2(0,03-0,07)D (0,6-0,8)D+ 2(0,02-0,03)D (0,6-0,8)D+ 2(0,06-0,08)D Наружная ширина прицепной проушины, в1, мм   в - 2мм   Внутренняя ширина прицепной проушины, в2   0,6.в1  

 

Втулка цилиндра

 

Конструкция цилиндровых втулок некоторых тепловозных дизелей приведена на рис.16. Конструктивные соотношения в данных методических указаниях не рассматриваются.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 165.