Тенденции развития правовой социальной государственности проявляются, в первую очередь, через воплощение в реальность главных принципов правового государства – преобладание права и верховенство правового закона, ограниченности государства правами и свободами человека, разделения власти.
Последнее время в истории нашей страны проиходят события, которые становятся переломным этапом, который ознаменовался глубокими перестройками во всех сферах общественной жизнедеятельности – политической организации, экономике, социальной структуре, общественном мнении. Главными ориентирами дальнейшего развития выбраны идеалы демократического, социально-правового государства со всеми присущими ему характеристиками и гражданского общества, основанного на свободных рыночных отношениях, разнообразии и равенства всех форм собственности, свободы самоопределения и инициативности граждан, социальной солидарности.
На самом высоком законодательном уровне в Конституции Украины отмечается, что наше государство является демократическим, правовым и социальным. Это важное положение закрепляет направление дальнейшего развития нашего государства и общества, но утверждать, что у нас окончательно построено правовое государство, было бы преждевременно.
Принцип преобладания права и производный от него принцип верховенства Конституции и законов в Украине пока что находится на начальной стадии воплощения в жизнь. Кое-где законы принимаются без учета реальных общественных нужд и даже вопреки им, закрепляя чьи-то субъективные интересы.
На практике принцип верховенства Конституции и закона нередко нарушается, решения исполнительной власти подменяются или конкретизируют их, хотя должны исключительно приниматься на их основе и на их исполнении. Центральные и местные органы исполнительной власти должны принимать решения, которые бы обеспечивали эффективную реализацию законов, а не заниматься их «усовершенствованием», как это часто бывает.
Принцип разделения власти, заложенный в Конституции, в Украине, еще окончательно не реализован. Система «сдержек и противовесов» как основа разеления полномочий между ветвями власти достаточно четко не отработана. Я думаю, что эффективное взаимодействие всех ветвей власти возможно только при условии тесного и настойчивого сотрудничесва между ними, а не резкой конфронтации, так как каждая из ветвей государственной власти неспособна оптимально реализовывать свои полномочия без взаимодействия с другими.
Принцип ограничения государтсва правами и свободами человека – самая важная характеристка правового государства (также как и другие принципы) реализованного в Украине далеко не окончательно. Права и свободы человека пока что не стали наивысшей социальной ценностью, содержанием и направленностью деятельности государства и общества, уровень обеспеченности не только социально-экономических, но и культурных, а также даже некоторых общественных и политических прав и свобод является достаточно низким. Неуверенность большей части граждан в своем будущем, недоверие в реальности провозглашенным правам и свободам приводит к дестабилизации общественных отношений, к падению авторитета и легетимности государственной власти, а иногда и к антисоциальным проявлениям.
Все вышеперечисленные факторы негативно влияют на процесс воплощения принципов правового социального государтсва. Эту проблему, я считаю, невозможно решить без последовательного внедрения комплексов средств правового, социально-экономического, политического, организационного и воспитательного характера. Особенную роль в процессе построения правовой социальной государственности должы играть юристы – как ученые-теретики, так и практические работники. Основным направлением их работы должны быть всесоронние обеспечения прав и свобод личности, без чего реализация концепций правового и социального государства просто невозможна[8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей курсовой работе я рассмотрела основные современные концепции государств, особое внимание уделив при этом концепциям провового и социального государства, так как они в большей степени характеризуют Украину.
Концепция правового и социального государства, венчающие общий замысел либерально-просветительской трактовки сущности права, стали значительным теоретическим достижением философско-правовой мысли. В странах, где эти концепции дошли до практического воплощения, в целом сформировался достаточно строгий правовой и общественный порядок. Было бы ошибочным полагать, что правовое государство и социальное государство хорошо сочетаются и в состоянии полностью слиться в один тип государства. Принцип социальной безопасности населения и требование не только юридического, но и материального, равенства, выраженные в некоторых идеях о социальной справедливости (свойства социального государства), находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимной ответственности государства и гражданина (свойства правового государства).
Однако было бы неправильным противопоставлять правовое государство и социальное государство. Их сближение – наиболее благоприятный результат для гражданского общества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конфликтов и социальных потрясений. Социальное и правовое государство совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распроняться в границах соблюдения основных прав человека.
Для большей части человечества, в т. ч. и для нашей страны, то состояние общества, которое можно было бы назвать подлинно правовым, по-прежнему остается лишь заманчивой и желанной целью, в общем-то вполне достижимой, но, к сожалению, не в самом ближайшем будущем.
В Украине практически уже есть многое для реализации поставленных целей, но политический процесс идет очень сложно. На него оказывает большое воздействие сама во многом противоречивая история формирования политического и правового сознания населения. Политический плюрализм и многопартийность, как факторы гражданского общества, пока еще носят окраску пережитков тоталитарного сознания.
В понятие правового государства и социального сегодня уже вкладывается смысл материального и духовного благополучия населения страны. И все задачи, по поводу становления государственности, в конце концов, направлены на обеспечение высокого уровня жизни человека, а не на создание красивой структуры государственных властей и декларативного обеспечения прав и свобод личности. Социально-правовое государство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будет реализовано в жизни.
Правовое государство и гражданское общество формируются совместно, и процесс их создания занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с развитием общества и требует целенаправленных усилий. Ни правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным актом и не могут стать результатом чистого законодательства. Весь этот процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело. Я считаю, что правовое государство построить за десять лет невозможно. Как мы можем наблюдать,в других странах этот процесс протекал достаточно долго, в течение веков, постепенно шлифовался и совершенствовался десятками поколений. Это значит, что нужно бороться за свои права, использовать для разрешения многих проблем нормы права, а не нормы обычаев, активно осуществлять свои конституционные избирательные права.
В заключение остается только добавить, что тот путь, который Украина изберет в следующем тысячелетии зависит только от нас самих.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Украины, 1996 года
2. Конституционный договор между Верховной Радой и Президентом Украины «Об основных началах организации и функционировании государственной власти местного самоуправления на период до принятия Конституции Украины» от 08.06.1995г.
3. «Теория государства и права», Бабкина О.В., Волынка К.Г., Киев, 2003 г.
4. «Теория государства и права (энциклопедический курс)» Скукун О.Ф., издательство «Эспада», 2005 г
5. Волынка К.Г. «Теория государства и права», Киев, 2003 г.
6. Ю.Н. Оборотов «Теория государства и права (прагматический курс)»
7. Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999
8. В. С. Нерсесянц. "История политических учений", М.,норма, ч.1;М. 2002.
9. Цицерон. Диалоги. М., 1966,
10. Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. М., 1988. Т. 3.
11. Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955.
12. В.И. Хропанюк "Теория государства и права" ,М.1993.
13. Писарев А.И. Собр. соч. в 4-х т. М., 1955 – 1956.
14. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология. Курс лекций. М., 1997
15. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15-ти т. М., 1939
16. Радищев А.Н. Полн. собр. соч. в 3-х т. М.—Л., 1938 –1952.
[1] «Теория государства и права», Бабкина О.В., Волынка К.Г., стр. 81
[2] Аристотель. Политика. М., 1911. — С. 155.
3 Цицерон. Диалоги. М., 1966, --- С.24.
4 Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 312.
5 Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955. — С. 289.
[4] Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч.2. — С. 233.
1 Писарев А.И. Собр. соч. в 4-х т. М., 1955 – 1956.
2 Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1954 –1965. т. 6 с.199 --205. т.12 с.186, 189 –190. т.22 с.575—586, 590—593.
3 Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15-ти т. М., 1939 –1950. т.4 с.330 –331, 404 –405, 728 – 730. т. 9 с.172 –197, 348 – 350, 825 – 833.
4 Радищев А.Н. Полн. собр. соч. в 3-х т. М.—Л., 1938 –1952.
[5] Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.201.
[6] Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.204.
[7] Ю.Н. Оборотов «Теория государства и права (прагматический курс)», стр. 136-138
[8] Волынка К.Г., Бабкина О.В., «Теория государства и права», стр. 85-87
Дата: 2019-07-30, просмотров: 191.