Как уже известно, правовое государство – это государство, которое выражает идеи гуманизма, справедливости, формального равенства и свободы, высшей социальной ценностью в которой признаются права человека.
Правовое государство выступает как такой тип государства, власть которого основана на праве, ограничивается с помощью права и осуществляется в правовых формах. Целью правового государства является благосостояние индивида и общества.
Кроме обычных признаков, которые характерны для любого государства, Украина как правовое государство предполагает действие следующих принципов и условий:
1. Верховенство права - в Конституции Украины 1996 г. записано: «В Украине признается и действует принцип верховенства права».
В нашей стране признаются права человека высшей социальной ценностью и непосредственно действующим правом; закрепляются в конституции каталога прав и свобод человека в соответствии с международными стандартами, а также создание социально-правового механизма их обеспечения (реализации, охраны, защиты).
Закон должен соответствовать праву, должны соблюдаться конституционные требования о правовом характере издаваемых законов, что означает: право, как справедливая и равномерная и равномерная мера свободы, получает отработанное в законе содержание, гарантируется прямое действие конституционного закона и закрепленных в нем неотчуждаемых прав человек.
Правовая определенность – возможность гражданина в разумных границах и при определенных обстоятельствах предусматривать юридические последствия своих действий, что означает: не только наличие норм права, но и четкое их закрепление в соответствующих юридических источниках, установленных действующей конституцией либо другим нормативно-правовым актом, понятность их содержания и бесконфликтное соотношение между источниками права.
В Украине предусмотрено ограничение государственной власти правом то есть свобода в обществе может быть достигнута только в том случае, если государственная власть ограничивается правом, ставится под контроль права, функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в области права; самоограничение государственной власти своих прав возможно с помощью ею же созданных правовых законов при высокой культуре людей, составляющих эту власть.
2. Сформировавшееся гражданское общество – общество с высокой развитой системой взаимодействия свободных и равноправных граждан и их объединений.
В сформировавшемся гражданском обществе должен реализовываться принцип равных возможностей людей свободно и безопасно распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, руководствуясь действующим правом и собственным правосознанием;
3. Взаимная ответственность личности и государства – признание правового равенства сторон в конкретных правоотношениях: с одной стороны, ответственность личности как объекта власти, с другой – ответственность государства как субъекта власти подразумевает собой:
· Ответственность государства перед личностью за все виды ее безопасности выражается в гарантиях: правовой защищенности конституционно закрепленных прав и свобод личности; не превышения пределов полномочий, четкого соблюдения законов; возмещение за свой счет и за счет органов местного самоуправления морального и материального ущерба, причиненного незаконными действиями органов власти, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий. Регулирование ответственности государства перед личностью происходит в рамках специальнодозволительного режима: «Разрешено только то, что прямо предусмотрено законом».
· Ответственность же личности перед государством подразумевает выражается в соблюдении запретов, исполнении обязанностей, предусмотренных Конституцией Украины, использовании предоставленных прав в определенных рамках, установленных законами. Ответственность личности перед государством зависит также от наличии у личности чувства долга, способности к критическому самопознанию, порядку, дисциплине, гражданственности. Регулирование ответственности граждан и их объединений перед государством происходит в рамках общедозволенного режима: «Разрешено все, что прямо не запрещено законом».
4. Разделение государственной власти между законодательными, исполнительными и судебными органами:
Правовое государство предполагает разделение власти. Именно разделение власти создает ситуацию реального контроля со стороны общества над государственной властью. В правовом государстве каждая ситуация действует в строго определенных границах. Для законодательной власти это означает, что законодательная деятельность – не только право, но и обязанность этой власти. К тому же четко определяются границы законодательной деятельности, в соответствии с которыми решается вопрос о правомерности изданных законов. Сами же законы должны в полной мере соответствовать основному закону (конституции).
Исполнительная власть в правовом государстве должна быть подлинно исполнительной, то есть программа действий выработана не этой властью, а законодательной. Таким образом, принцип верховенства закона проводится в организации и функционировании всей системы исполнительной власти. Для контроля за исполнительной властью устанавливается процедура принятия правовых решений с обязательным заслушиванием мнений заинтересованных сторон и экспертов, а также письменным обоснований решений.
Особое значение в правовом государстве имеет правосудие. С помощью него осуществляется контроль за защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Это достигается строжайшим проведение в жизнь принципа невмешательства в принятие конкретного судебного решения.
В правовом государстве законодательная, исполнительная и судебная власть обладают каждая своей сферой, закрытых для других властей и этот принцип невмешательства одной власти в сферу другой поддерживается механизмом «сдержек и противовесов».
5. Принцип конституционности:
В Украине признается верховенство и наивысшая юридическая сила Конституции относительно законодательных и иных правовых актов. Эти законы и правовые акты не должны ей противоречить.
Также Конституционным судом осуществляется конституционный контроль, за соответствием Конституции законов и иных актов законодательной и исполнительной власти, что обеспечивает принятие правового закона.
6. Принцип законности:
Поддерживается верховенством законов в иерархии нормативных актов – высшая юридическая сила закона относительно всех других нормативно-правовых актов, соответствие подзаконных актов закону; легальностью пути принятия законов и их изменения – пути выявления воли народа непосредственно, через референдум или опосредованно – через представительный орган; выполнение требований законов всеми государственными органами и организациями, должностными лицами, а также гражданами и их объединениями, то есть нельзя выходить за «рамки» законов.
7. Высокая управленческо-правовая культура государственного аппарата, эффективная профессиональная работа системы правоохранительных и контрольно-надзорных органов – прокуратуры, милиции, службы безопасности, налоговой администрации и т.п., то есть наличие совершенного механизма государственных органов и организаций, действий должностных лиц с соответствующей квалификацией и правосознанием, максимально отработанной процедурой, фундамен которой составляет процессуальное право. Неотвратимость последствий за неправомерные действия и их эффективная профилактика.
8. Развитое правосознание и правовая культура общества, социальных групп, граждан. Знание права и умение его реализовать. Ограничение правового нигилизма и правового догматизма. Преемственность правовой культуры и разумная правовая аккультурация.
Таким образом если говорить о концепции Украины как правового государства, то можно заметить, что то государство, к которому мы сейчас стремимся выступает самой идеальной формой организации и функционирования государственной власти. Развитие правового государства неотделимо от становления прав человека, которые собственно и выступили той ключевой категорией, вокруг которой развивались главные ее характеристики. Только правовое государство может выступать как объективный признак интересов внутреннего неоднородного и противоречивого гражданского общества.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 194.