Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. При этом античные мыслители не разделяли понятий “общество” и “государство”. Так, например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом политического управления. Однако государство (публичная власть) доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии.
Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя”[2]. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”2.
Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден.
В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.
Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.
Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.[3]
Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане”2. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что:
- формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства;
- принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу;
- к “правильной” форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания;
- следует проповедовать любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.
Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место, в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”[4].
Концепция правового государства у И. Канта сводятся к следующим тезисам:
- источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей;
- человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом;
- в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”;
- правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других;
- право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми;
- государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или “государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано сообразовываться “с чистыми принципами права”;
- государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.
Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.
Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева,1 А.И. Герцена,2 Н.Г. Чернышевского 3 и А.Н. Радищева.4
После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.
В 80-х годах ХХ века идея создания правового государства актуализировалась в странах бывшего «социалистического лагеря» как реакция на тоталитарный режим. Отечественная наука приняла формулу «правовое государство» в результате перестройки, провозглашенной в 1985 году. Украина, став самостоятельным независимым государством, определила ориентацию своего развития, заложив в Конституцию концепцию построения демократического социального правового государства.
Система идей о правовом государстве сложилась в концепцию правового государства, принципом которой стала реализация замысла о построении конституционного государства, где не только человек ответственен перед государством, но и государство перед ним.
Правовое государство – тип государства развитого гражданского общества, в котором организация и деятельность власти основана на принципе верховенства права, признании и обеспечении прав и свобод человека, взаимной ответственности государства и личности, соблюдении реального разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем. Концепция правового государства основывается на конституционном режиме и предполагает непротиворечивую правовую систему.
В юридической литературе в качестве основных признаков концепции любого правового государства обычно выделяются следующие:
ü верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;
ü принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;
ü приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;
ü взаимная ответственность государства и личности.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 214.