В современных условиях общественного развития к основным характеристикам правового государства присоединяется социальный характер государства, что и создает концепцию социального государства.
Украина как социальное государство представляет собой правовое государство развитого гражданского общества с социально ориентированным рыночным хозяйством, способное создавать условия для реализации экономических, социальных и культурных прав человека, гарантировать социальную безопасность личности, установить социальное согласие в обществе.
Основными признаками социального государства, которые существуют в Украине являются:
1. Наличие правового государства и развитого гражданского общества как условия его функционирования;
2. Наличие экономической основы – социально ориентированного рыночного хозяйства;
3. Наличие юридической основы – социального законодательства и осуществления на его основе социальной политики;
4. Гарантирование реализации экономических, социальных и культурных прав человека;
5. Гарантирование социальной безопасности личности, способной самостоятельно обеспечивать необходимый уровень материального благосостояния для себя и членов его семьи
6. Оказание государством социальной помощи гражданам хотя бы на уровне прожиточного минимума, которые не способны нести ответственность за свое благосостояние (старым, больным, безработным по независящим от них причинам);
7. Проведение социально политик государства, направленной на укрепление социальной справедливости и социального согласия в обществе, сведения до минимума чрезмерного имущественного расслоения населения, формирования среднего класса (разумное обложение доходов).
Государство является социальным, правовым постольку, поскольку оно гарантирует человеку свободу проявления:
v Как личности, которая отличается от других физическими и психическими, то есть имеет индивидуальность;
v Как члену социального организма, каким является гражданское общество, то есть личности, которая входит в состав общественных и профессиональных групп и организаций;
v Как гражданину, который находится в особых правовых связях с государством.
Таким образом социальное государство обеспечивает всех членов общества полнотой гражданских прав, реализуя себя в системе мер социальной политики.
Идея об ориентации Украины на социальное государство содержится в Конституционном договоре между Верховной Радой и Президентом Украины «Об основных началах организации и функционировании государственной власти местного самоуправления на период до принятия Конституции Украины». Здесь, в частности, подчеркивается, что договор гарантирует социальную направленность рыночной экономики. Поэтому становление социального государства в Украине связано с экономическим ростом, возможностями перераспределения доходов. Поскольку меры по перераспределению становятся все более дорогими, социальное государство стоит весьма дорого[7]. Оно нуждается в формировании многочисленного бюрократического аппарата.
Четкое текстуальное выражение о необходимости построения в Украине социального правового государства содержится в ст. 1 Конституции Украины 1996 года.
Целью украинского социального государства является гарантирование всем гражданам минимального уровня цивилизованного существования, не пытаясь в каждом случае проявлять особую заботу. Действует общий принцип, что люди сумеют сами удовлетворить свои потребности. В соответствии с этим помощь оказывается наиболее нуждающимся, а также тем, кто не может самостоятельно преодолеть нищету. Особое внимание, как уже упоминалось выше, уделяется профессиональному обучению, переквалификации, выравниванию стартовых возможностей молодежи. При этом используется как метод прямого перераспределения, так и возвратная ссуда. Централизованная система социального обеспечения заменяется сетью мелких групп социальной помощи, однако предоставление услуг на общественных началах весьма трудно заполняет пространство, оставленное государством. Здесь препятствием выступают не только объемы требуемой социальной помощи, но и то обстоятельство, что людей нелегко увлечь идеей создания богоугодных заведений и фондов милосердия с целью простоя подмены государственных учреждений.
Фактически все сферы социального государства требуют все большего увеличения затрат, и проблема состоит в том, чтобы установить строгие границы финансовых обязательств со стороны общества и установить их пределы. К примеру, отмечается значительный и непрекращающийся рост числа получателей социальной помощи. В этой связи все труднее решить проблему средств, с помощью которых можно было бы выполнить обещания, данные социальным государством.
Наше современное социальное государство вошло в полосу кризиса, во многом связанного с тем, что налоговая система, основной опорой которой является обложение доходов, все в меньшей степени соответствует характеру существования. Это имеет отношение к проблеме труда, рассматриваемого как основополагающий принцип существования социального государства. В это связи характерны подходы к социальному государству завтрашнего дня, которое не есть простое продолжение общества, основанного на труде. Я считаю, что общей тенденцией является то, что не исключая государственного вмешательства в социальную жизнь, в частности путем перераспределения доходов, происходит движение к меньшему государству и большей децентрализации.
Таким образом, прогнозировать перспективу успешного развития Украины можно не только путем оптимального сочетания принципов правовой государственности и демократизма. Концепция социального и правового государства является достоянием всего человечества. Эта рациональная концепция, включающая в себя правовое и социальное, в случае успешной реализации способна вывести Украину в число самых цивилизованных государств мира.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 207.