Ценные бумаги представляют собой денежные документы. Они могут существовать в форме обособленных документов или записей на счетах. К ним относятся акции, облигации, векселя, залоговые свидетельства, страховой полис и др. Содержание ценных бумаг и процесс их обращения рассматриваются в разделе «Ценные бумаги».
Паевой взнос.
Пай, или паевой взнос, представляет собой сумму денежного вклада, уплачиваемую юридическим или физическим лицом при вступлении в совместное предпринимательство. Паевой взнос обязателен для вступления в товарищество с ограниченной ответственностью, смешанное предприятие, совместное российско-иностранное предприятие. Паевой взнос часто делается и при вступлении в кооператив. Он вносится: денежными средствами; путем передачи в собственность хозяйствующего субъекта имущества и других материальных ценностей, прав пользования землей, водой и другими природными ресурсами, имущественных прав (в том числе на использование изобретений, «ноу-хау»); путем предоставления имущества в пользование хозяйствующего субъекта без возмещения в течение определенного времени расходов владельца (расходов на содержание, ремонт, амортизацию здания, помещения, оборудования, инструмента, транспорта); путем отчислений от заработной платы работников в течение определенного периода времени.
«Ноу-хау» (англ. know-how - знаю как) - комплекс технических знаний и коммерческих секретов. «Ноу-хау» технического характера включает:
опытные незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты, отдельные детали, инструменты, приспособления для обработки и пр.;
техническую документацию - формулы, расчеты, планы, чертежи, результаты опытов, перечень и содержание проведенных научно-исследовательских работ и их результаты; расчеты применительно к данному производству или технологии: данные о качестве материалов;
учебные планы для подготовки персонала;
инструкции, содержащие данные о конструкции, изготовлении или использовании продукта; производственный опыт, описание технологий; практические указания по дизайну; технические рецепты, данные по планированию и управлению производством;
знания и навыки в области бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности, правовой и экономической работы;
знание таможенных и торговых правил и др. К «ноу-хау» коммерческого характера относятся:
адресные банки данных;
картотеки клиентов;
картотеки поставщиков;
данные об организации и эффективности производства, объеме выпуска продукции;
данные по организации сбыта и распространения продукции;
методы и формы рекламы;
данные об обучении персонала и др.
В отличие от секретов производства «ноу-хау» не патентуется, поскольку в значительной части состоит из определенных приемов, навыков и т.п. «Ноу-хау» определенного производственного процесса является собственностью того или иного юридического (или физического) лица и соответственно становится предметом купли-продажи. Как правило, «ноу-хау» в качестве товара сопутствует продаже патентов и лицензий, являясь как бы продолжением (инструкцией) к ним, но может реализоваться и самостоятельно. Приобретение «ноу-хау» совместно с покупкой лицензии облегчает и удешевляет налаживание производства, обеспечивает более полную передачу секретов производства.
Продажа «ноу-хау» имеет особенности. Для оценки «ноу-хау» покупатель (будущий пользователь) должен хотя бы частично ознакомиться с его существом; при этом владелец рискует потерять монополию на «ноу-хау», не продав его. В этом случае владелец передает для ознакомления сведения, которые не защищены патентом, исключая ключевые моменты, которые дали бы возможность использования «ноу-хау» самостоятельно. Если это невозможно по какой-либо причине, сторонам рекомендуется заключать предварительное соглашение на предпродажное ознакомление с «ноу-хау». В этом соглашении оговариваются конфиденциальность информации и ответственность в случае использования «ноу-хау» без его приобретения. При составлении соглашения на передачу «ноу-хау» стороны должны определить его содержание и полезность (сравнивая по возможности с аналогами), обязательства по передаче и эксплуатации, гарантии по достижению эффекта. Здесь владельцу выгодней описать все случаи применения «ноу-хау», а пользователю «сузить» его содержание, чтобы в будущем не платить владельцу вознаграждение за возможную дальнейшую его доработку.
При определении цены «ноу-хау» необходимо помнить, что она окупится будущей прибылью, которую получит пользователь; в противном случае у него будет меньшая прибыль или не будет ее вообще. Задача упростится, если владелец выполнит технико-экономический расчет для проекта: с «ноу-хау» и без «ноу-хау». В мировой практике цена «ноу-хау» составляет 5% от будущей прибыли, но есть случаи, когда она достигает 20%. При определении цены владелец устанавливает, какие затраты пользователь может понести при самостоятельной разработке «ноу-хау», а также минимально допустимую цену, ниже которой продажа нецелесообразна.
Существует несколько способов оплаты «ноу-хау». Основные из них:
1) ройялти - постепенные выплаты за «ноу-хау» пропорционально определенным показателям в ходе его использования. Ройялти обычно начисляется с привязкой к показателям роста прибыли или роста выпуска продукции и т.п.;
2) паушальный платеж - единовременный, оговоренный заранее платеж. Паушальные платежи используются, когда сложно спрогнозировать эффект действия «ноу-хау» или стоимость лицензии невысокая. Паушальные платежи чаще применяются во внепроизводственной сфере (управление, финансовая отчетность, правовые вопросы);
3) «кост плас» - выплаты за дополнительные услуги по согласованным расценкам сверх оговоренной цены (паушальный платеж).
Могут применяться также смешанные формы платежей.
Инвестиционный взнос.
Инвестиционный взнос представляет инструмент самокредитования деятельности хозяйствующего субъекта. Инвестиционный взнос - это денежный вклад работника в развитие данного хозяйствующего субъекта; который вкладчику начисляет процент в размере и в сроки, определенные договором или положением об инвестиционном взносе.
Взнос в фонд по доверию.
В хозяйствующем субъекте может создаваться фонд по доверию. Фонд по доверию состоит из добровольных взносов работников и предназначен для финансирования деятельности, не предусмотренной финансовым планом, но представляющей интерес для отдельной группы работников или подразделения хозяйствующего субъекта.
Кредит и заем.
Кредит - это предоставление в долг денег (ссуда) или товаров. Кредиты бывают: банковский, коммерческий, инвестиционный налоговый.
Банковский кредит - ссуда, выданная банком или кредитным учреждением на условиях срочности, возвратности, платности. Ссуда предоставляется хозяйствующему субъекту на определенное время с обязательным возвратом в установленный срок и с уплатой процентов. В зависимости от срока кредитования банковские кредиты подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные кредиты выдаются на срок до одного года, долгосрочные - на срок свыше одного года. В зависимости от цели кредитования банковские кредиты подразделяются на кредиты, выдаваемые на финансирование оборотных средств (как правило, краткосрочные кредиты), и на кредиты, предоставляемые на финансирование капиталовложений (преимущественно долгосрочные кредиты). Кредиты могут выдаваться в рублях и в валюте. Плата за кредит взимается по ставкам, сложившимся на денежном рынке по краткосрочным кредитам и на рынке капиталов - по долгосрочным кредитам. Проценты, уплаченные по кредитам в соответствии с действующими законами, могут относиться либо на себестоимость продукции, либо на балансовую прибыль, либо на чистую прибыль.
Коммерческий кредит-отсрочка платежей одного хозяйствующего субъекта другому. Коммерческие кредиты предоставляются хозяйствующему субъекту поставщиками продукции (работ, услуг) в форме вексельного кредита, фирменного кредита или открытого счета, а покупателем поставщику - в форме аванса.
Под инвестиционным налоговым кредитом понимается отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми органами. Порядок и условия выдачи этого кредита определены Законом РСФСР «Об инвестиционном налоговом кредите». Законом предусматривается отсрочка налоговых платежей для двух категорий предприятий:
малых предприятий при закупке и вводе в действие определенных видов оборудования;
приватизируемых предприятий (при некоторых ограничениях) по кредиту для выкупа имущества предприятия.
Применение этого закона регламентируется инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 28 апреля 1992 г. № 12 «Об инвестиционном налоговом кредите» с последующими изменениями и дополнениями к ней (например, изменения ГНС РФ от 27 августа 1992 г., зарегистрированные Минюстом РФ, № 11-12, 1992 г.). Для получения налогового кредита предприятия заключают кредитное соглашение с налоговым органом по месту регистрации предприятия. При этом налоговый орган не вправе требовать от предприятия:
1) начала возврата кредита ранее двух лет с даты подписания соглашения, а также погашения кредита в срок менее пяти лет;
2) установления процентов на сумму взятого налогового кредита свыше сложного процента-инфляции, признаваемого в качестве официального индекса инфляции Правительством РФ, определяемого для периода кредитного соглашения.
В соответствии с этим законом малые предприятия имеют право уменьшать сумму налогового платежа на 10% от цен:
закупленного и введенного в действие оборудования;
проведения научно-исследовательской работы;
защиты окружающей среды от загрязнения отходами и т.п.
Налоговые органы могут и увеличить данный процент (по согласованию с финансовыми органами).
Ценой оборудования считается цена, по которой оно было приобретено, а при бартерных (товарообменных) операциях - рыночная (биржевая) цена на это оборудование на момент совершения сделки.
Приватизированное предприятие имеет право на получение налогового кредита в размере платежей по процентам, начисляемым на сумму целевого кредита, предоставленного коммерческим банком товариществу, образованному членами коллектива, для выкупа всего или части имущества этого предприятия. В такое товарищество должно входить более половины от общего числа работников этого предприятия. Приватизированным предприятиям налоговый кредит предоставляется путем уменьшения суммы налога на имущество на сумму, исчисленную по процентам за кредит, полученный указанным выше товариществом. При этом исчисленная сумма не должна уменьшать сумму налогового платежа более чем на 50%.
Хозяйствующий субъект кроме кредитов банков может привлекать средства, взятие взаймы у других предприятий и организаций (заимодавцев). Такие кредиты называются займами. Займы также бывают краткосрочные и долгосрочные.
Характерной чертой рынка денежных ресурсов 1993 г. является краткосрочность получаемых кредитов и депозитов. Банки и заимодавцы не могут предоставить средства на сроки, выходящие за пределы квартала, поскольку темпы инфляции опережают темпы роста процентов за кредит, и вынуждены отдавать предпочтение заемщикам, которые берут кредит на 2-3 недели или на 1-3 месяца, но под высокие процентные ставки (свыше 200% годовых), что естественно в условиях гиперинфляции.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 239.