Инвестиционная привлекательность отрасли воспроизводства рыбных запасов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рыбное хозяйство России представляет собой сложный взаимосвязанный производственно-хозяйственный комплекс с развитой многоотраслевой кооперацией и международными связями, глубоко интегрированный как в экономику России, так и в мировое рыболовство. Его состояние во многом определяется складывающейся в стране и мире политической и экономической ситуацией.

Продукты питания, производимые рыбохозяйственным комплексом страны, являются важным фактором жизнеобеспечения. Значение рыбных продуктов в организации рационального питания заключается в том, что они являются источником наиболее существенной, но пока еще дефицитной, составной части питания - белков животного происхождения.

Рыбное хозяйство является ведущей градообразующей отраслью и одним из источников занятости населения во многих приморских регионах страны, в том числе в Мурманской, Архангельской, Магаданской, Камчатской, Сахалинской и Калининградской областях, в Приморском крае, Республике Карелия, Чукотском и Корякском автономных округах. Особое значение имеет градообразующий характер предприятий отрасли в районах Крайнего Севера, где рыбный промысел зачастую является основным источником жизни проживающего здесь населения, в том числе малочисленных и коренных народностей.

Основу сырьевой базы отрасли составляет океаническое рыболовство, доля которого в общих российских уловах составляла порядка 94% (на долю внутренних водоемов приходилось 6%).

За последние 10 лет общий вылов водных биоресурсов (ВБР) в России снизился с 7,88 млн т в 1996 г. до 4,7 млн т в 2005 г. и 3,3 млн т в 2007 г. Снижение уловов обусловило уменьшение общего выпуска рыбной продукции (пищевой и непищевой) - с 4,6 млн т в 1996 г. до 3,1 млн т в 2007 г. (почти на 33%). Выпуск товарной продукции в стоимостном измерении в 2007 г. сократился по сравнению с 1996 г. почти на 65% (в сопоставимых ценах). Как известно, отрасль, являясь в ряде районов градообразующей, имеет для страны важнейшее социальное (особенно в прибрежных районах, где сосредоточено до 70% производственного потенциала отрасли) и геополитическое значение.

Рыбное хозяйство в своем развитии приближается к исчерпанию потенциальных возможностей той материально-технической базы, основа которой была заложена еще в 70-80-е гг. прошлого века. В 1992-2006 гг. активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства резко снизилась. Инвестиции в основной капитал в последние годы не превышают 17% от уровня 1991 г. В результате темпы обновления основных фондов отрасли приблизились к критическому уровню. Сегодня они не обеспечивают даже простое воспроизводство. В целом по отрасли уровень физического износа основных производственных фондов превысил 55%, а по флоту - 60%.

Фактическое потребление рыбных товаров (по данным Госкомстата России) ниже норм, рекомендуемых потребительской корзиной, на 20%. Сегодня большая часть предприятий, производящих и реализующих рыбные товары, ориентируется в основном на покупателей среднего достатка. Поэтому увеличение среднедушевых доходов населения является одним из важнейших условий обеспечения продовольственной безопасности страны.

Анализ показывает, что практически все звенья рыбохозяйственного комплекса нуждаются в государственной инвестиционной поддержке. При этом речь идет не столько о прямом государственном участии в проектах, но, прежде всего, о механизмах субсидирования процентных ставок и льготного кредитования. Важную роль здесь могли бы сыграть государственные финансовые институты развития. Значительным фактором также стала бы комплексная лизинговая программа обновления основных фондов отрасли, особенно малого и среднего флота, аналогичная действующим в агропромышленном комплексе (АПК) и авиапромышленности.

Для достижения конкурентоспособности отечественным рыбопромышленным предприятиям требуется серьезная техническая модернизация, что сопряжено со значительными капитальными вложениями. Однако в стране до сих пор не создана система государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса и организации торговли рыбными товарами на внутреннем рынке. В связи с этим необходима разработка продуманной государственной политики регулирования деятельности рыбохозяйственного комплекса, основанной на всестороннем учете интересов и возможностей государства и отрасли.

Современное положение дел в рыбохозяйственном комплексе страны и уровень его инвестиционной привлекательности показывает, что устойчивое и эффективное развитие отрасли в среднесрочной перспективе невозможно без системного решения следующих основных проблем:

- создания необходимой нормативной правовой базы, а также механизмов управления ВБР, обеспечивающими эффективное устойчивое функционирование и развитие рыбохозяйственного комплекса;

- сохранения и увеличения запасов ВБР континентального шельфа и ИЭЗ России, а также внутренних водоемов;

- модернизации основных производственных фондов отрасли в основном и вспомогательном производствах с целью резкого снижения уровня их физического износа и прогрессирующего морального старения, повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции;

- развития финансово-кредитных отношений, финансового оздоровления предприятий отрасли, формирования и развития современного отечественного рынка рыбных товаров и услуг;

- роста эффективности экспорта рыбных товаров путем увеличения удельного веса в нем рыбных товаров с высокой степенью переработки, в том числе на береговых предприятиях.

Развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации в перспективе обусловлено имеющимися природными, ресурсными, рыночными, экономическими и социальными предпосылками.

Природные предпосылки определяют сырьевую базу отрасли, направления и перспективы ее развития.

Отечественное рыболовство рассматривается как составная часть Мирового рыболовства. Как следствие, основные параметры развития отрасли увязываются с характером протекания аналогичных процессов в Мировом рыболовстве, неразрывно связаны с внешнеэкономическими и внешнеполитическими аспектами освоения ВБР.

Эксплуатация ВБР должна производиться рационально и не оказывать негативного влияния на естественные воспроизводственные процессы с тем, чтобы обеспечить сохранение существующей численности эксплуатируемых популяций гидробионтов.

Поэтому при определении объемов допустимых уловов (ОДУ) каждого объекта промысла во всех районах Мирового океана в первую очередь учитываются вопросы рационального промысла. Развитие сырьевой базы отрасли в долгосрочной перспективе ограничено рамками прогноза ОДУ в экономической зоне России, в экономических зонах иностранных государств и открытой части Мирового океана.

В целом ОДУ на период до 2010 г. составляет около 7 млн т. Океаническое рыболовство по-прежнему будет составлять основу ОДУ (91%); его объем прогнозируется в 6,3 млн т к 2010 г.

Реально нарастить объемы уловов на внутренних водоемах можно за счет товарного рыбоводства (аквакультуры). Предполагается к 2010 г. увеличить объем производства товарной рыбы до 180 тыс. т. В составе ресурсных предпосылок рассматривается, прежде всего, наличие инвестиционного потенциала: промыслового флота, береговых производственных основных структур и инфраструктуры, трудовых ресурсов. Большинство береговых производственных мощностей используются на 30-40%, т.е. имеются достаточно большие резервы для роста производства, в первую очередь за счет снижения сезонности работы.

Отрасль располагает значительными мощностями по судоремонту, судостроению и машиностроению, загружены они в среднем на треть.

Повышение темпов экономического развития страны и соответствующий рост доходов населения являются важнейшими предпосылками увеличения спроса на рыбные товары на внутреннем рынке. Основными сдерживающими факторами расширения внутреннего рынка рыбных товаров являются недостатки в ценообразовании, в том числе связанные со значительным числом посредников, обострение конкуренции со стороны импортных рыбных товаров.

Экономические предпосылки развития рыбного хозяйства России состоят в возможности совершенствования налогового, таможенного, инвестиционного и других законодательств в области рыбохозяйственной деятельности; усилении инвестиционной активности предприятий отрасли, в частности, путем создания страхового и лизингового фондов, фонда льготного кредитования предприятий, широкого привлечения свободных ресурсов.

Рыбное хозяйство является составной частью АПК страны. В связи с этим перспективы развития отрасли в условиях формирующейся рыночной экономики, вхождения России в мировое экономическое сообщество во многом зависят от агропродовольственной политики государства.

В основу стратегии развития рыбного хозяйства Российской Федерации положены следующие документы: ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2005-2010 гг.)"; Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года.

Развитие отрасли на период 2005-10 гг. предполагает повышение уровня удовлетворения спроса населения на рыбные товары, а народного хозяйства - в продукции и услугах отрасли, начало процесса эффективного воспроизводства и модернизации производственного аппарата, роста конкурентоспособности товаров и услуг отрасли.

В связи с этим главной стратегической целью развития рыбного хозяйства России в среднесрочной перспективе является обеспечение национальной продовольственной безопасности страны путем удовлетворения платежеспособного спроса внутреннего рынка на рыбные товары на основе приоритетного использования отечественного производства, устойчивое функционирование рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования ВБР, развития аква- и марикультуры, роста конкурентоспособности предприятий отрасли, социально-экономическое развитие регионов, экономика которых зависит от прибрежного промысла.

Для развития отрасли необходимо:

- добиться необходимой государственной поддержки в области развития рыболовецкого флота с помощью финансового лизинга промысловых судов, воспроизводства и охраны ВБР;

- осуществить адресную поддержку инвестиционной деятельности, в том числе в области внедрения ресурсосберегающих технологий и эффективных методов хозяйствования, сохранения, воспроизводства и использования ВБР;

- создать условия для льготного кредитования предприятий и организаций отрасли.

Реализация мер и задач по становлению конкурентоспособной экономики рыбного хозяйства в период 2008-10 гг. будет способствовать структурной перестройке производственного потенциала в добывающей и перерабатывающей подотраслях и на внутренних водоемах.

Будут созданы условия для устойчивого расширенного воспроизводства основного капитала в рыбохозяйственном комплексе на базе внутренних накоплений и привлечения заемных средств, существенного расширения базы налогообложения, особенно в части пополнения местных бюджетов в наиболее удаленных районах страны - на Севере и на Дальнем Востоке.

Основной вопрос заключается в темпах экономического роста отрасли с учетом факторов, как способствующих этому (наличие необходимых ресурсов - сырьевой базы, материально-технической базы и трудового потенциала; налаженные экономические связи внутри страны и за рубежом), так и сдерживающих (физический износ и моральное старение части основных средств; экологические проблемы; подрыв сырьевой базы по многим видам гидробионтов; обостряющаяся конкуренция со стороны взаимозаменяемых групп продовольственных товаров; тяжелое финансовое положение значительной части предприятий и организаций).

В развитии рыбного хозяйства в период 2008-12 гг. можно выделить два этапа. Первый этап (2008-10 гг.) должен определять стабилизацию экономики отрасли. Основные усилия должны быть направлены на прекращение спада производства, формирование условий для выхода из фазы депрессии, создание законодательно-правовых условий для вхождения в полосу возрождения экономики рыбного хозяйства.

На втором этапе, в период 2010-12 гг., продолжится структурная перестройка производства в добывающей и обрабатывающей подотраслях на качественно новой основе. Предусматривается производство конкурентоспособной продукции на высоком уровне. Как результат - повысится инвестиционная привлекательность отрасли, улучшится качество экономического роста.

Предлагаемые меры позволят значительно увеличить океанические уловы и объемы производства товарной продукции аквакультуры. Главный итог второго этапа для отрасли - создание условий для воспроизводства основного капитала, в основном за счет собственных ресурсов.

Основными рисками невыполнения поставленных целей стратегии могут стать макроэкономические риски, связанные с неблагоприятным развитием общих параметров экономического развития, в том числе инвестиционный (невыполнение инвестиционной части мероприятий по развитию рыбного хозяйства в заданные сроки).

Необходимо создание благоприятного инвестиционного климата в стране и в отрасли, наличие инвестиционных проектов, безупречных для потенциальных инвесторов (прозрачность, объективность данных и т.д.), а также реальная государственная поддержка (лизинг судов); рост уровня капитализации предприятий и организаций отрасли.

В рамках реализации поручений президента уже подготовлены законопроекты «О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них», «Об аквакультуре», «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Все эти нормативно-правовые акты призваны снизить браконьерский пресс на ресурсную базу, обеспечить инвестиционную привлекательность отрасли, но самое главное – обеспечить стабильность и возможность долгосрочного планирования. На реализацию инвестиционных мероприятий по ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2005-2010 годы)", подпрограмме "Водные биологические ресурсы и аквакультура" за 2007 год средства федерального бюджета были перечислены в полном объеме и составили 182,37 млн. рублей. Указанные средства предусматривались на реализацию инвестиционных проектов по объектам охраны и воспроизводства рыбных запасов, строительству флота для государственных нужд.

Основой экономической политики в области развития рыбного хозяйства в краткосрочной перспективе являются максимальное использование имеющегося инвестиционного потенциала, осуществление финансового оздоровления предприятий всех форм собственности, совершенствование законодательной базы в области использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, активизация отечественного промыслового судостроения, развитие прибрежного рыболовства и аквакультуры, включая товарное рыбоводство.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 175.