Западноевропейская культура XVIII в. (Просвещение).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Общая характеристика и культурно-национальные особенности эпохи.

Отвечая духу времени, эпоха Просвещения (XVIII в. – до Великой Французской буржуазной революции) начинает вести активную борьбу за утверждение веротерпимости и свободомыслия в духовной культуре, а также либерализма в политике. Сполна исчерпав достижения научной революции XVIII в., Просвещение постепенно поворачивает мир к стабильности, а европейское самосознание – к уверенности и оптимизму.

Сами современники называли своё XVIII столетие веком Просвещения, а передовые деятели культуры этого времени получили название просветителей. Это название возникло вследствие их твёрдого убеждения во всемогуществе разума и распространяемого им света знаний, разгоняющего тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Стоит только «просветить умы» относительно нелепостей религии и несовершенства существующего общественного строя, стоит только показать людям путь к разумной организации жизни – и торжество идеального царства свободы, равенства, всеобщего счастья обеспечено. В трудах просветителей подвергались критике все традиционные представления об обществе и государстве, утверждалось, что наступило время, когда суеверие, несправедливость, привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости и равенству, вытекающим из самой человеческой природы.

Различными средствами просветители старались достичь едва ли не главной для эпохи цели – осуждения феодального прошлого (как «неразумного» и «противоестественного») и утверждения будущего; просветители искренне верили, что их усилиями, путём воспитания, убеждения, путём непрерывных реформ можно создать, наконец, «царство разума».

Культура становится многослойной и разнообразной, зарождается и постепенно утверждается принципиально важное качество европейской культуры – плюрализм, который в наше время стал уже способом её бытия. История европейского плюрализма началась с борьбы за веротерпимость. Не стоит забывать, что в начале XVIII в. в Европе ещё полыхали костры инквизиции. Гордые слова Вольтера: «Я ненавижу ваши взгляды, но я готов умереть, чтобы дать вам возможность их выразить» могут считаться девизом, содержанием и целью этой идеи.

Движение Просвещения получило своё начало в Англии. Здесь после буржуазной революции зародились многие из тех идей, которые наиболее характерны для всего века Просвещения. Джон Локк (1632-1704 гг.) – один из первых мыслителей английского просвещения, говорил о своей убежденности в доброй и разумной основе человеческой природы, и считал целью всякого общества сохранность и защиту личной свободы. В работах Локка формулируются естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, являющуюся результатом труда человека.

Из Англии идеи Локка попали во Францию, где встретили восторженный приём, потому что открывали дорогу к формированию таких черт культуры, как прагматизм, предприимчивость и изобретательность.

Типичным примером просветительской культуры в литературном творчестве может служить творчество Сэмуэля Ричардсона (1689-1761 гг.), оказавшего значительное влияние и на последующие культурные эпохи. Его романы, особенно «История сэра Чарльза Грандисона», демонстрируют примеры положительных ценностей: служение обществу, защита бедных и несчастных, приоритет разумного выбора над эмоциональным. Героев романа отличает строгий рационализм поступков, рассудительность. Рационализм сказывается и на художественной форме романа, он выполнен в эпистолярном жанре, при котором герои ведут диалог, обмениваясь письмами. Они любят всяческие договора, взаимные обязательства, на страницах романа даются подробные характеристики персонажам, приводится их описание, применяются и другие приёмы рационального характера.

Принципиально новым явлением в литературе английского Просвещения стал Даниель Дефо (1660-1731 гг.). его роман «Робинзон Крузо» - роман большого социального и философского смысла. В «Робинзоне Крузо» нашли своё отражение взгляды просветителей о независимости человека от общества, представления о естественной природе человека.

С Робинзоном в культуру входит новый тип героя – средний буржуа, представитель третьего сословия. При этом поставленный в исключительные условия необитаемого острова, выключенный из обычного окружения, Робинзон предстаёт личностью удивительной, а роман приобретает эпичность, когда самые прозаические подробности жизни героя лицом к лицу с природой овеяны настоящей поэзией и полны захватывающего интереса. Надо сказать, что для этой эпохи была характерна любовь к приключениям, авантюрам, путешествиям; отсюда не случайно свои размышления о человеке, освобождённом от традиционных связей, о человеке и природе Д.Дефо облёк в авантюрную форму робинзонады.

Современник Дефо, публицист и сатирик Джонатан Свифт (1667-1745 гг.) в своём знаменитом романе «Путешествия Гулливера» рисует в беспощадно резком свете испорченность современной ему цивилизации.

Немецкое Просвещение, не стол самобытное, как английское, носило более специфический характер. Здесь сказались политическая раздробленность Германии, её экономическая отсталость, что породило слабость и аморфность третьего сословия. Тем не менее, общественный подъём, характерный для всей Европы, особенно во второй половине XVIII в., сказался и в Германии. Германия выдвинула ряд замечательных деятелей, которым принадлежит заслуга создания новой немецкой поэзии, философии, музыки.

Философия Готфрида Лейбница (1646-1716 гг.), стоявшая у порога Просвещения, затрагивает самые глубокие вопросы науки. Просветитель, историк искусства, основоположник эстетики классицизма Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768 гг.) создаёт новую теорию искусства. Немецкий драматург, основоположник немецкой классической литературы Готфольд Эфраим Лессинг (1729-1781 гг.) говорит о культуре, как средстве политического обновления Германии, отстаивает эстетические принципы просветительского реализма. Друг Гете, немецкий философ, Иоганн Готфирд Гердер (1744-1803 гг.) выдвигает новое понимание истории. В учении Эммануила Канта (1724-1804 гг.) немецкая мысль вплотную подходит к диалектическому методу.

Великие немецкие поэты Иоганн Вольфганг Гёте (1749- 1832 гг.) и Фридрих Шиллер (1759-1805 гг.) в своём творчестве отразили важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В трагедии «Фауст», насыщенной научной мыслью своего времени, Гёте воплотил поиски смысла жизни, состоящего в активном и конструктивном действии, направленном на обновление и улучшение действительности. Шиллер в своих трагедиях «Дон Карлос», «Разбойники» и др. отразил стремление к свободе и утверждению человеческого достоинства, ненависть к феодальным порядкам и преклонение перед сильными личностями.

Наконец, гениальные творения Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750 гг.) и Георга Фридриха Генделя (1685-1759 гг.) вознесли на необычную высоту немецкую музыку.

Надо отметить, что XVIII в. в целом стал веком музыки, огромный вклад в развитие которой, помимо композиторов немецкой школы, внесли также представители венской музыкальной школы – Йозеф Гайдн (1732-1809 гг.), Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791 гг.), Людвиг Ван Моцарт (1770-1827 гг.). во многом благодаря их таланту музыка вышла на ведущее место среди других искусств.

 

Французское Просвещение.

 

Во всех странах Европы развитие культуры в XVIII в. в той или иной мере проходило под знаком идей Просвещения. Но самую блестящую, многочисленную и талантливую плеяду просветителей дала Европе Франция: именно отсюда идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Французское просвещение максимально остро отобразило основные признаки своего времени – неограниченную веру в прогресс человеческого разума, в его огромные возможности познания мира и его перестройки в соответствии с целями и желаниями человеческого разума.

Одним из ранних провозвестником новых взглядов во Франции был Жан Мелье (1664-1729 гг.). В своём единственном произведении – «Завещании»- он не оставляет камня на камне от всей системы общественного и государственного устройства Франции, называя правителей тиранами, а способ управления – чудовищной системой обмана и насилия. Очень резко высказывается Мелье о церкви и духовенстве, обвиняя их в том, что они готовы поддержать даже самое дурное правительство, тем самым, обманывая народ.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) в своём сочинении «О духе законов» говорит о Боге как разумном первоначале и творце мира. Однако, образ жизни людей, их характер и даже законодательство определяется не Богом, а географическая климатическая среда. « Счастлив климат, производящий простоту нравов и законов», говорит Монтескье.

Просветители создали жанр философского романа и повести. Одним из создателей этого нового жанра был Монтескье в своём философском романе «Персидские письма». Здесь в форме переписки богатых персов, посетивших Европу, писатель даёт сатирическую картинку французских нравов, религиозной нетерпимости, безбрачия духовенства, дворянской спеси, привилегий, бездарности государственного управления, пустых претензий официальной науки т. д. Основная мысль книги – право человека на свободу.

 Самым выдающимся из французских просветителей был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)(1694-1778 гг.). его огромный талант нашёл выражение в разнообразных литературных, философских, исторических произведениях, блестящих по форме, насыщенных ненавистью к феодальному государству и религиозному фанатизму. Из его философских произведений наиболее значительны «Философские письма», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь», «Метафизический трактат».

Как историк он больше всего известен своими трудами «Век Людовика XIV» и «Опыт о нравах и духе народов».

Вольтер вместе с Дидро и Даламбером активно участвовал в создании «Энциклопедии». Он приложил немало усилий для издания и распространения во Франции просветительской литературы. Во второй половине XVIII в. Европу облетели живые, остроумные, полные свежести мысли и критического духа философские повести Вольтера «Макромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный» и др. В них, рассказывая о фантастических приключениях своих героев, Вольтер раскрывает политические, социальные, философские идеи Просвещения. Художественный вымысел играет в данном случае роль аллегории, весьма прозрачной для читателя.

Огромно драматургическое наследие Вольтера, он писал для театра в течение 60 лет. Его знаменитые трагедии – «Эдип», «Брут», «Заира», «Магомет» и др.

По выражению Гёте Вольтер воплотил собой все поэтические силы Франции. В старом классическом жанре героической эпопеи Вольтер создал поэму «Генриада», посвятив её одной из трагических страниц в истории своей родины. Рисуя мрачную эпоху религиозных войн XVI в., он клеймит религиозный фанатизм и прославляет идею веротерпимости. Несмотря на условность, подчинение искусственным правилам классицизма, поэма была с восторгом принята современниками и переведена почти на все европейские языки.

Вольтер является также автором героико-комической поэмы «Орлеанская девственница», написанной как пародия на христианское подвижничество известной французской воительницы Жанны д'Арк. Вольтер в этой поэме высмеивает и издевается над религиозным аскетизмом и ханжеством, причем, иногда в довольно непристойной форме.

Влияние Вольтера за пределами Франции, в том числе и в России, было исключительно велико. Произведения Вольтера сыграли значительную роль в развитии русского свободомыслия в XVIII в. С именем Вольтера связано распространение в России так называемого вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония). «Вольтерьянцы» встречались не только в Петербурге и Москве, но и в провинциальных русских городах.

Новым этапом в развитии французского Просвещения XVIII в. была деятельность Жан Жака Руссо (1712-1778 гг.). его идеи оказали впоследствии, в период Французской революции 1789-1794 гг., значительное влияние на якобинцев, провозгласивших Ж.-Ж. Руссо своим идейным предшественником (труды Руссо – «Способствовало ли восстание наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», «О причинах неравенства», «Об общественном договоре, или принципы политического права»). Его произведения проникнуты страстной критикой современного ему общественного и государственного строя, социального неравенства, уродливого воспитания. Он обличает лицемерную мораль, фальшивое искусство и официальную науку.

Ж.-Ж.Руссо пытался исследовать вопрос о происхождении общественного неравенства. По мнению Ж.-Ж.Руссо, первоначальное, или естественное, состояние характеризуется равенством людей и вытекающей отсюда чистотой нравов. В первобытном обществе отсутствовала частная собственность, люди были свободны от всякой зависимости, но жили обособленно друг от друга. Это был «золотой век» человечества, когда не знали цивилизации, но не знали и социальных зол. Переход от естественного состояния к гражданскому. От первоначального равенства к неравенству Ж.-Ж.Руссо связывает с изобретением орудий труда, усовершенствованием обработки металлов, переходом к земледелию. Перейдя к оседлости, все более сближаясь, люди стали необходимы друг другу. Так возникла частная собственность и на её основе гражданское общество – результат общественного договора свободных и независимых по своей природе людей. «Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: это моё, и нашёл людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним : Не слушайте этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земли принадлежат всем, а земля – никому!». Новый ступенью общественного неравенства, по мысли Ж.-Ж.Руссо, стало возникновение государства. Но высшая и наиболее гибельная для человека стадия общественного неравенства наступает с переходом к деспотии.

В трактате «Эмиль, или о воспитании» Ж.-Ж.Руссо раскрывает свои представления о процессе формирования культурного человека. Его надо оградить от губительного влияния общества, развивать природные задатки и склонности человека. Большую роль должен играть и обучение ремёслам.

Идеальное общество и государство, по мысли Ж.-Ж.Руссо, должно представлять собой такое устройство, при котором исключены крайности между богатством и бедностью, осуществляется равномерное распределение собственности, а частная собственность основана исключительно на личном труде. В государстве Руссо верховная власть принадлежит народу.

Ж.-Ж.Руссо говорил о нематериальности и бессмертии души, о свободе воли и врождённости нравственного чувства в человеке. В соей автобиографической повести «Исповедь» Руссо изображает сложность и глубину внутренней жизни человеческой личности, и её взаимодействие с окружающим миром. Многочисленные бытовые детали, характеристика социальных отношений делают «Исповедь» первоклассным источником при изучении народного быта и нравов Франции и Швейцарии XVIII в.

Великолепный стилист, Ж.-Ж.Руссо ввел в суховатую рационалистическую прозу просветителей элемент лиризма и красноречивого пафоса. Современники зачитывались им, а в дни революции 1789г. Марат читал отрывки из Руссо с трибуны на улицах Парижа.

Ж.-Ж.Руссо стал одним из представителей французского сентиментализма, который противопоставляет культу разума способность глубоко чувствовать и отвергает «холодную рассудочность», а вместе с ней – однозначно положительную оценку прогресса цивилизации. Ж.-Ж.Руссо показал, что этот прогресс не облегчил жизнь простых людей, не содействовал их благосостоянию, а рост торговли и ремесел, образование национальных государств, развитие науки и искусств – не только не способствовали укреплению добродетели и морали, но, напротив, усилили тяготение к праздности, лицемерие, паразитизм.

Французский просветитель Дени Дидро (1713-1784гг.), автор глубоких философских сочинений «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Мысли об объяснении природы», «Разговор Даламбера и Дидро» и др., утверждал, что человек является продуктом общественной среды.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.