Культурология – наука о культуре.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

 

 

ГРУППА АВ-12 З

ЧЕНАКАЛ АНДРЕЯ ВАЛЕРИЕВИЧА

ШИФР 051463

 

 

Севастополь 2006г.


ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1.Введение (О. И Власенко, Ю. В. Зайончковский.)

2. Проблемы культуры в трудах просветителей 18 в. Западноевропейская культура XVIII в. (Просвещение)

3. Мифы и легенды Древнего Востока

4. «Повесть временных лет»- выдающийся памятник древнерусской культуры.

5. Список литературы




ВВЕДЕНИЕ

Культурология – наука о культуре.

 

Культурология – сравнительно молодая гуманитарная дисциплина. Как самостоятельная наука она сформировалась в начале XX века. Сам термин связан с именем выдающейся фигуры американской антропологии Лесли Уайта (1900 – 1975 гг.). В своей книге «Наука о культуре» (1949г) он чётко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологи, тех явлений, которые должны входить в её компетенцию. Обобщая сделанное до него Л. Уайт, предложил выделить три подсистемы культуры :

- технологическую (содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой);

- социальную (охватывает межчеловеческие – экономические, нравственные, политические – отношения);

- идеологическую (идеи, верования, мифы, знания).

В СССР культурология стала зарождаться с 60-х гг. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые культурологические исследования. Однако само название дисциплины было долгое время неприемлемым по идеологическим соображениям.

До возникновения культурологии культура являлась предметом изучения различных гуманитарных дисциплин – истории, философии, этнографии, археологии, филологии, психологии, политологии и др. Все они изучали лишь отдельные аспекты культуры, соответствовавшие их предмету. Так, для археологии культура связана с изучением остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Для истории искусства культура – это исключительно художественная деятельность человека и её результаты. В целом, ни одна из наук, кроме культурологии, не изучает культуру всесторонне, во всех её аспектах.

Культурология – комплексная интегративная наука, объединяющая в своих рамках всю совокупность знаний о культуре, накопленных за века разными гуманитарными дисциплинами. Предметом культурологии является культура как целостная система, все её стороны и аспекты.

В наиболее общем виде можно выделить в рамках культурологии два больших круга проблем :

1.Теория культуры, изучающая сущность, структуру и закономерность функционирования культуры.

2.История культуры, изучающая развитие локальных культур цивилизаций, из которых складывается общечеловеческая культура.

 

Французское Просвещение.

 

Во всех странах Европы развитие культуры в XVIII в. в той или иной мере проходило под знаком идей Просвещения. Но самую блестящую, многочисленную и талантливую плеяду просветителей дала Европе Франция: именно отсюда идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Французское просвещение максимально остро отобразило основные признаки своего времени – неограниченную веру в прогресс человеческого разума, в его огромные возможности познания мира и его перестройки в соответствии с целями и желаниями человеческого разума.

Одним из ранних провозвестником новых взглядов во Франции был Жан Мелье (1664-1729 гг.). В своём единственном произведении – «Завещании»- он не оставляет камня на камне от всей системы общественного и государственного устройства Франции, называя правителей тиранами, а способ управления – чудовищной системой обмана и насилия. Очень резко высказывается Мелье о церкви и духовенстве, обвиняя их в том, что они готовы поддержать даже самое дурное правительство, тем самым, обманывая народ.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) в своём сочинении «О духе законов» говорит о Боге как разумном первоначале и творце мира. Однако, образ жизни людей, их характер и даже законодательство определяется не Богом, а географическая климатическая среда. « Счастлив климат, производящий простоту нравов и законов», говорит Монтескье.

Просветители создали жанр философского романа и повести. Одним из создателей этого нового жанра был Монтескье в своём философском романе «Персидские письма». Здесь в форме переписки богатых персов, посетивших Европу, писатель даёт сатирическую картинку французских нравов, религиозной нетерпимости, безбрачия духовенства, дворянской спеси, привилегий, бездарности государственного управления, пустых претензий официальной науки т. д. Основная мысль книги – право человека на свободу.

 Самым выдающимся из французских просветителей был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)(1694-1778 гг.). его огромный талант нашёл выражение в разнообразных литературных, философских, исторических произведениях, блестящих по форме, насыщенных ненавистью к феодальному государству и религиозному фанатизму. Из его философских произведений наиболее значительны «Философские письма», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь», «Метафизический трактат».

Как историк он больше всего известен своими трудами «Век Людовика XIV» и «Опыт о нравах и духе народов».

Вольтер вместе с Дидро и Даламбером активно участвовал в создании «Энциклопедии». Он приложил немало усилий для издания и распространения во Франции просветительской литературы. Во второй половине XVIII в. Европу облетели живые, остроумные, полные свежести мысли и критического духа философские повести Вольтера «Макромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный» и др. В них, рассказывая о фантастических приключениях своих героев, Вольтер раскрывает политические, социальные, философские идеи Просвещения. Художественный вымысел играет в данном случае роль аллегории, весьма прозрачной для читателя.

Огромно драматургическое наследие Вольтера, он писал для театра в течение 60 лет. Его знаменитые трагедии – «Эдип», «Брут», «Заира», «Магомет» и др.

По выражению Гёте Вольтер воплотил собой все поэтические силы Франции. В старом классическом жанре героической эпопеи Вольтер создал поэму «Генриада», посвятив её одной из трагических страниц в истории своей родины. Рисуя мрачную эпоху религиозных войн XVI в., он клеймит религиозный фанатизм и прославляет идею веротерпимости. Несмотря на условность, подчинение искусственным правилам классицизма, поэма была с восторгом принята современниками и переведена почти на все европейские языки.

Вольтер является также автором героико-комической поэмы «Орлеанская девственница», написанной как пародия на христианское подвижничество известной французской воительницы Жанны д'Арк. Вольтер в этой поэме высмеивает и издевается над религиозным аскетизмом и ханжеством, причем, иногда в довольно непристойной форме.

Влияние Вольтера за пределами Франции, в том числе и в России, было исключительно велико. Произведения Вольтера сыграли значительную роль в развитии русского свободомыслия в XVIII в. С именем Вольтера связано распространение в России так называемого вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония). «Вольтерьянцы» встречались не только в Петербурге и Москве, но и в провинциальных русских городах.

Новым этапом в развитии французского Просвещения XVIII в. была деятельность Жан Жака Руссо (1712-1778 гг.). его идеи оказали впоследствии, в период Французской революции 1789-1794 гг., значительное влияние на якобинцев, провозгласивших Ж.-Ж. Руссо своим идейным предшественником (труды Руссо – «Способствовало ли восстание наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», «О причинах неравенства», «Об общественном договоре, или принципы политического права»). Его произведения проникнуты страстной критикой современного ему общественного и государственного строя, социального неравенства, уродливого воспитания. Он обличает лицемерную мораль, фальшивое искусство и официальную науку.

Ж.-Ж.Руссо пытался исследовать вопрос о происхождении общественного неравенства. По мнению Ж.-Ж.Руссо, первоначальное, или естественное, состояние характеризуется равенством людей и вытекающей отсюда чистотой нравов. В первобытном обществе отсутствовала частная собственность, люди были свободны от всякой зависимости, но жили обособленно друг от друга. Это был «золотой век» человечества, когда не знали цивилизации, но не знали и социальных зол. Переход от естественного состояния к гражданскому. От первоначального равенства к неравенству Ж.-Ж.Руссо связывает с изобретением орудий труда, усовершенствованием обработки металлов, переходом к земледелию. Перейдя к оседлости, все более сближаясь, люди стали необходимы друг другу. Так возникла частная собственность и на её основе гражданское общество – результат общественного договора свободных и независимых по своей природе людей. «Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: это моё, и нашёл людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним : Не слушайте этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земли принадлежат всем, а земля – никому!». Новый ступенью общественного неравенства, по мысли Ж.-Ж.Руссо, стало возникновение государства. Но высшая и наиболее гибельная для человека стадия общественного неравенства наступает с переходом к деспотии.

В трактате «Эмиль, или о воспитании» Ж.-Ж.Руссо раскрывает свои представления о процессе формирования культурного человека. Его надо оградить от губительного влияния общества, развивать природные задатки и склонности человека. Большую роль должен играть и обучение ремёслам.

Идеальное общество и государство, по мысли Ж.-Ж.Руссо, должно представлять собой такое устройство, при котором исключены крайности между богатством и бедностью, осуществляется равномерное распределение собственности, а частная собственность основана исключительно на личном труде. В государстве Руссо верховная власть принадлежит народу.

Ж.-Ж.Руссо говорил о нематериальности и бессмертии души, о свободе воли и врождённости нравственного чувства в человеке. В соей автобиографической повести «Исповедь» Руссо изображает сложность и глубину внутренней жизни человеческой личности, и её взаимодействие с окружающим миром. Многочисленные бытовые детали, характеристика социальных отношений делают «Исповедь» первоклассным источником при изучении народного быта и нравов Франции и Швейцарии XVIII в.

Великолепный стилист, Ж.-Ж.Руссо ввел в суховатую рационалистическую прозу просветителей элемент лиризма и красноречивого пафоса. Современники зачитывались им, а в дни революции 1789г. Марат читал отрывки из Руссо с трибуны на улицах Парижа.

Ж.-Ж.Руссо стал одним из представителей французского сентиментализма, который противопоставляет культу разума способность глубоко чувствовать и отвергает «холодную рассудочность», а вместе с ней – однозначно положительную оценку прогресса цивилизации. Ж.-Ж.Руссо показал, что этот прогресс не облегчил жизнь простых людей, не содействовал их благосостоянию, а рост торговли и ремесел, образование национальных государств, развитие науки и искусств – не только не способствовали укреплению добродетели и морали, но, напротив, усилили тяготение к праздности, лицемерие, паразитизм.

Французский просветитель Дени Дидро (1713-1784гг.), автор глубоких философских сочинений «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Мысли об объяснении природы», «Разговор Даламбера и Дидро» и др., утверждал, что человек является продуктом общественной среды.

 

Список литературы.

 

1. Культурология авторы О.И.Власенко, Ю.В.Зайончковский, «Учебное пособие», Харьков 2006г.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

 

 

ГРУППА АВ-12 З

ЧЕНАКАЛ АНДРЕЯ ВАЛЕРИЕВИЧА

ШИФР 051463

 

 

Севастополь 2006г.


ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1.Введение (О. И Власенко, Ю. В. Зайончковский.)

2. Проблемы культуры в трудах просветителей 18 в. Западноевропейская культура XVIII в. (Просвещение)

3. Мифы и легенды Древнего Востока

4. «Повесть временных лет»- выдающийся памятник древнерусской культуры.

5. Список литературы




ВВЕДЕНИЕ

Культурология – наука о культуре.

 

Культурология – сравнительно молодая гуманитарная дисциплина. Как самостоятельная наука она сформировалась в начале XX века. Сам термин связан с именем выдающейся фигуры американской антропологии Лесли Уайта (1900 – 1975 гг.). В своей книге «Наука о культуре» (1949г) он чётко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологи, тех явлений, которые должны входить в её компетенцию. Обобщая сделанное до него Л. Уайт, предложил выделить три подсистемы культуры :

- технологическую (содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой);

- социальную (охватывает межчеловеческие – экономические, нравственные, политические – отношения);

- идеологическую (идеи, верования, мифы, знания).

В СССР культурология стала зарождаться с 60-х гг. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые культурологические исследования. Однако само название дисциплины было долгое время неприемлемым по идеологическим соображениям.

До возникновения культурологии культура являлась предметом изучения различных гуманитарных дисциплин – истории, философии, этнографии, археологии, филологии, психологии, политологии и др. Все они изучали лишь отдельные аспекты культуры, соответствовавшие их предмету. Так, для археологии культура связана с изучением остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Для истории искусства культура – это исключительно художественная деятельность человека и её результаты. В целом, ни одна из наук, кроме культурологии, не изучает культуру всесторонне, во всех её аспектах.

Культурология – комплексная интегративная наука, объединяющая в своих рамках всю совокупность знаний о культуре, накопленных за века разными гуманитарными дисциплинами. Предметом культурологии является культура как целостная система, все её стороны и аспекты.

В наиболее общем виде можно выделить в рамках культурологии два больших круга проблем :

1.Теория культуры, изучающая сущность, структуру и закономерность функционирования культуры.

2.История культуры, изучающая развитие локальных культур цивилизаций, из которых складывается общечеловеческая культура.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 159.