Экономическая эффективность - это категория, основанная на действии системы объективных экономических законов, отражающих одну из главных сторон той или иной деятельности - результативность (табл.5)
Экономическая эффективность показывает конечный эффект от применения средств производства и живого труда, другими словами, отдачу от совокупных вложений.
К основным показателям экономической эффективности производства относятся:
1. Прибыль как залог успешного выполнения производственно-хозяйственной деятельности. Как экономическая категория прибыль характеризует финансовые результаты и является показателем, отражающим эффективность использования ресурсного потенциала.
Прибыль (убыток) от продаж рассматривается как разница между доходами предприятия, полученными от реализации продукции и услуг, и затратами на их производство и реализацию. Прибыль определяется по формуле:
П = Вр - Сп, (2)
где П - прибыль от реализации продукции, руб.;
Вр - выручка от реализации продукции, руб.;
Сп - полная (коммерческая) себестоимость продукции, руб.
2. Уровень рентабельности - процентное соотношение прибыли к сумме материальных трудовых затрат, т.е. себестоимости производства и реализации продукции:
Ур = × 100%, (3)
где П - прибыль от реализации продукции, руб.;
Сп - полная (коммерческая) себестоимость продукции, руб.
Для познания происходящих изменений в производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организаций в экономическом анализе используется арсенал способов и приемов, заимствованных из статистики, бухгалтерского учета, планирования, организации и управления производством.
Из большого числа приемов можно выделить метод элиминирования.
Элиминирование - это исключение влияния одних факторов с целью определения других. Этот метод используется для измерения влияния отдельных факторов на результаты хозяйственных процессов и финансовой деятельности (табл.6).
Таблица 5. Экономическая эффективность производства товарной продукции
№ п/п |
Вид продукции | 2003г. | 2004г. | 2005г. | |||||||||
Размер денежной выручки, млн. руб. | Коммерческая себестоимость, млн. руб. | Прибыль (+), убыток (-), млн. руб. | Уровень рентабельности,% | Размер денежной выручки, млн. руб. | Коммерческая себестоимость, млн. руб. | Прибыль (+), убыток (-), млн. руб. | Уровень рентабельности,% | Размер денежной выручки, млн. руб. | Коммерческая себестоимость, млн. руб. | Прибыль (+), убыток (-), млн. руб. | Уровень рентабельности,% | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1 | Молоко | 12,40 | 12,07 | 0,33 | 2,73 | 12,92 | 12,38 | 0,54 | 4,36 | 12,85 | 12,16 | 0,69 | 5,67 |
2 | Кефир | 4,49 | 3,98 | 0,51 | 12,81 | 4,88 | 4,52 | 0,36 | 7,96 | 4,58 | 3,96 | 0,62 | 15,66 |
3 | Ряженка | 0,79 | 0,72 | 0,07 | 9,72 | 0,85 | 0,72 | 0,13 | 18,06 | 0,83 | 0,76 | 0,07 | 9,21 |
4 | Сметана | 9,45 | 8,89 | 0,56 | 6,30 | 10,74 | 9,86 | 0,88 | 8,92 | 11,02 | 10,74 | 0,28 | 2,61 |
5 | Творог | 5,39 | 5,02 | 0,37 | 7,37 | 7,10 | 6,74 | 0,36 | 5,34 | 7,88 | 7,01 | 0,87 | 12,41 |
6 | Сырок | 0,71 | 0,65 | 0,06 | 9,23 | 0,87 | 0,70 | 0,17 | 4,29 | 0,96 | 0,91 | 0,05 | 5,49 |
7 | Масло | 14,58 | 13,56 | 1,02 | 7,52 | 15,68 | 15,02 | 0,66 | 4,39 | 15,70 | 15,06 | 0,64 | 4,25 |
8 | Итого | 47,89 | 44,95 | 2,94 | 6,54 | 53,14 | 50,03 | 3,11 | 6,22 | 55,00 | 51,33 | 3,67 | 7,15 |
Анализ таблицы:
Как следует из таблицы, прибыль к 2005 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на следующие виды продукции: молоко, кефир, творог.
Это связано с увеличением объема выпуска данных видов продукции, т.к они пользуются наибольшим спросом у населения.
Соответственно возрос уровень рентабельности этих видов продукции; рентабельность же в целом по предприятию также возросла.
Таким образом, прибыль, получаемая с 1 руб. вложенного капитала, увеличилась. Отсюда следует, что ресурсы (материальные, трудовые, денежные) используются достаточно эффективно.
Таблица 6. Влияние основных факторов на размер прибыли
№ п/п | Вид продукции | Объем реализации, тонн | Коммерческая себестоимость 1 тонны, тыс. руб. | Реализационная цена 1 тонны, тыс. руб. | Коммерческий результат (прибыль+убыток), тыс. руб. | Отклонение от базисного года (+,-), тыс. руб. | ||||||||||
В базисный год | В отчетный год | Отклонение от базисного года | В базисный год | В отчетный год | Отклонение от базисного года | В базисный год | В отчетный год | Отклонение от базисного года | В базисном году | В отчетном году | Всего | В т. ч. за счет изменения | ||||
Объема товарной продукции | Себестоимости | Реализационной цены | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
1 | Молоко | 1475,25 | 1821,25 | 346,00 | 5,04 | 5,58 | 0,18 | 5,26 | 5,80 | 0,54 | 501,59 | 637,44 | 135,85 | 117,64 | -1566,28 | 1584,49 |
2 | Кефир | 596,94 | 784,88 | 187,94 | 4,43 | 5,92 | 1,49 | 4,70 | 6,23 | 1,53 | 256,67 | 392,44 | 105,12 | 80,81 | -1868,01 | 1892,32 |
3 | Ряженка | 79,88 | 51,13 | -28,75 | 5,97 | 8,10 | 2,15 | 6,21 | 8,48 | 2,10 | 31,15 | 31,18 | 0,04 | -11,21 | -174,34 | 185,59 |
4 | Сметана | 108, 20 | 106,60 | -1,60 | 8,50 | 12, 19 | 3,69 | 9,15 | 12,95 | 3,80 | 70,33 | 81,02 | 10,69 | -1,04 | -393,36 | 405,08 |
5 | Сырок | 48,06 | 45,81 | -2,25 | 9,75 | 11,34 | 1,59 | 10,08 | 11,68 | 1,60 | 25,48 | 24,74 | -0,55 | -1, 19 | -116,64 | 117,28 |
6 | Творог | 67,63 | 66,63 | -1,00 | 5,31 | 7,62 | 2,31 | 5,72 | 8,09 | 2,38 | 43,96 | 50,64 | 6,68 | -0,65 | -245,85 | 253,18 |
7 | Масло | 123,04 | 117,28 | - 5,76 | 24,96 | 29,04 | 4,08 | 25,81 | 29,90 | 4,10 | 65,22 | 63,33 | -0,66 | -3,06 | -303,96 | 300,24 |
Анализ таблицы:
Из таблицы видно, что к 2005 году увеличились объемы реализации молока и кефира; объемы реализации сметаны, сырка, творога практически остались на том же уровне, лишь немного уменьшились, а вот объем реализации ряженки значительно снизился.
Себестоимость всех видов продукции и реализационная цена 1 тонны продукции возросли.
Коммерческий результат увеличился по следующим видам продукции: молоко, кефир, сметана и творог. Коммерческий результат по ряженке также возрос, т.к. несмотря на уменьшение объемов реализации, значительно возросли себестоимость и реализационная цена 1 тонны. По маслу и сыркам коммерческий результат незначительно уменьшился.
Определим экономическую эффективность использования основных средств производства, которая характеризуется сопоставлением полученных результатов производства с их стоимостью (табл.7).
Таблица 7. Экономическая эффективность использования основных средств производств
№ п/п | Показатель | Единица измерения | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2005г. к 2003г.,% |
1 2 | Получено на 1 рубль основных средств производства: А) товарной продукции Б) прибыли В) срок окупаемости Получено на 1 рубль прироста основных средств производства: А) прироста стоимости товарной продукции Б) прироста прибыли | Руб. Руб. Лет Руб. Руб. | 53,64 0,217 4,61 - - | 69,13 0,212 4,72 13,71 0,15 | 76,37 0,233 4,29 6,83 0,53 | 142 107 - |
Показатель эффективности использования основных средств производства должен строится на принципе соизмерения произведенной продукции со всей совокупностью применяемых при ее производстве основных фондов. Это и будет фондоотдача, показывающая, сколько валовой (товарной) продукции приходится на 1 руб. основных средств производства. Фондоотдача (Фот) определяется по следующей формуле:
Фот = , (4)
где Тп - стоимость товарной продукции произведенной за год, руб.;
Со - среднегодовая стоимость основных средств производства, руб.
Фондоемкость - величина обратная фондоотдаче. Она показывает, сколько приходится основных средств (в стоимостном выражении) для производства 1 руб. валовой (товарной) продукции. Фондоемкость (Фем) определяется по следующей формуле:
Фе) = , (5)
где Со - среднегодовая стоимость основных средств производства, руб.;
Тп - стоимость товарной продукции произведенной за год, руб.
Прибыль на 1 руб. основных средств производства определяется по формуле:
П = (6)
где П - прибыль, руб. прибыль от реализации продукции, руб.;
Со - среднегодовая стоимость основных средств производства, руб.
П (1) = ; П (2) = ;
П (3) = .
Срок окупаемости основных средств производства (Сок) - это отношение среднегодовой стоимости основных средств производства к годовой сумме прибыли:
Сок= , (7)
где П - прибыль от реализации продукции, руб.;
Со - среднегодовая стоимость основных средств производства, руб.
Сок (1) = ;
Сок (2) = ;
Сок (3) = .
Эффективность дополнительных вложений характеризуется показателями сравнительной экономической эффективности, которая определяется:
А) на 1 рубль прироста стоимости основных средств производства прироста стоимости валовой продукции. Определяется по формуле:
∆Пт = , (8)
где Со n - стоимость основных средств производства в рассматриваемый период, руб.;
Со (n-1) - стоимость основных средств производства предыдущего года, по отношению к рассматриваемому периоду, руб.;
Т п n- стоимость товарной продукции в рассматриваемый период, руб;.
Тп (п-1) - стоимость товарной продукции предыдущего года, по отношению к рассматриваемому периоду, руб.
∆Пт (2) = ;
∆Пт (3) = .
Б) на 1 рубль прироста стоимости основных средств производства прироста прибыли. Определяется по формуле:
∆Пп = , (9)
где П п n - прибыль от реализации продукции в рассматриваемом периоде, руб.;
Пп (п-1) - прибыль от реализации продукции предыдущего года, по отношению к рассматриваемому периоду, руб.
∆Пп (2) = ;
∆Пп (3) = .
Анализ таблицы:
1. Из таблицы видно, что стоимость товарной продукции больше, чем затрачиваемые средства на производство данной продукции, т.к объем товарной продукции увеличивается.
2. Наибольшую прибыль предприятие получило в 2005 году.
3. Наибольший срок окупаемости приходится на 2004 год.
4. Прирост стоимости товарной продукции к 2005 году уменьшается, а прирост прибыли увеличивается.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 175.