Сущность морали. Мораль, право, обычай
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует несколько определений термина мораль, возникших в разное время и раскрывающих термин с разных сторон.

Мораль (лат. moralis - нравственный, от mos, множественное число mores - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики. Мораль - социальный институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции социального контроля и регулирования социальных отношений в той или иной социальной группе, обществе.

В словаре русского языка мораль определяется как “правила нравственности и сама нравственность”, а нравственность как “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”.

Исходя из определений, можно считать, что мораль и нравственность являются тождественными понятиями, особенно в практическом обиходе.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни: в быту, семейных, межличностных и других отношениях и даже в производственной деятельности. Более того, моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей и все народности, закрепляют основы культуры их взаимоотношений.

Любой поступок человека, его поведение могут быть оценены по единой, моральной шкале. Мораль служит согласованию деятельности индивидов, которая подчиняется определенным социальным законам. Моральные нормы рассчитаны на добровольное исполнение. Но их нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека.

Выделяют несколько функций морали: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную, воспитательную, коммуникативную. Мораль регулирует поведение отдельных индивидов и всего общества благодаря тому, что каждый человек стремится определять свою жизненную позицию в соответствии с общепринятыми нормами морали. В этом заключается регулятивная функция морали. Она же включает в себя оценочно-императивную функцию, которая выражается в нравственном освоении человеком окружающей среды. Познавательная функция морали подчинена оценочно-императивной функции. Она дает человеку не просто знание о поступках, а еще и объясняет их смысл. Мораль формирует у человека способность руководствоваться в своем поведении «высшими» ценностями. Можно сказать, что именно мораль «делает человека человеком», в этом и заключается ее воспитательная функция. Коммуникативная функция заключается в том, что мораль обеспечивает и упорядочивает общение людей между собой. Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно связаны друг с другом.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т.п. действующие в обществе, поэтому можно сказать, что мораль определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и общественным мнением, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Внутренний аспект выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, обязанности, духовности, общественного долга. Внешний аспект морали – формы проявления моральных качеств, которые раскрывают действительную сущность человека. Эти два аспекта тесно связаны между собой и не могут существовать друг без друга.

Таким образом, мораль является важным социальным регулятором, имеющим свои отличительные черты и функции. Мораль неотделима от человека, поэтому нельзя недооценивать ее значение в различных сферах человеческой деятельности.

В настоящее же время право понимается в объективном и субъективном смыслах. Под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, которая выражается в соответствующих нормативных актах государства (кодексах, законах, конституциях, указах), не зависящих от отдельных индивидов. Под правом в субъективном смысле понимается система различных прав и свобод субъектов, вытекающие из государственных актов или принадлежащие индивидам от рождения и зависящие от их воли и сознания, особенно в процессе использования. Правовая наука воспользовалась данными терминами не только для того, чтобы разграничить два тесно связанных, но не совпадающих явления, но и чтобы полнее отразить их общественно-юридическую природу, функциональную и социальную роль. Например, естественные права человека не зависят от государства и не направлены против него, а существуют и реализуются при его поддержке. С другой стороны, само существование таких прав служит ограничителем для власти. Понятие права в субъективном и объективном смысле необходимы в юридической науке и практике, так как они выполняют важные познавательные, прикладные, операционные, аналитические, и социально-регулятивные функции.

Обычай - правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени; основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение обычаев обеспечивалось мерами общественного воздействия (казнь, изгнание из рода, лишение огня и воды и др.) либо одобрением мер, применявшихся к обидчику, его родными или членами рода (кровная месть). Санкционирование обычая государством осуществлялось в процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора, также путем включения обычая в законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права, во времена рабовладельческого и феодального государства. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В нравах можно найти выражение психологии какой-либо социальной группы. В воздействии на жизнь людей, общества к обычаям близки традиции, т.е. сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Поддержка традиций обосновывается их полезностью для общества.

Необходимо отметить, что с изменением условий быта и появлением новых понятий старые обычаи мало-помалу приходят в упадок, видоизменяются или заменяются новыми. С развитием права обычай постепенно утратил свое значение регулятора общественной жизни человеческого. Тем не менее, народ часто продолжает придерживаться различных обычаев, находя в них завет мудрой старины и проявление национальной самобытности.

Таким образом, право является важным социальным регулятором, который обладает набором специфических признаков и выполняет в обществе важные функции. Оно является неотъемлемой частью функционирования государства. Мораль, как и право, также является значимым социальным регулятором, имеющим свои отличительные черты и функции. Мораль неотделима от человека и существует столько же времени, сколько существует и сам человек, поэтому нельзя недооценивать ее значение во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Обычай являлся основной формой регулирования поведения человека в догосударственном обществе в условиях родовых отношений. С развитием права обычай постепенно утратил свое значение регулятора, тем не менее, человек часто продолжает придерживаться различных обычаев в своей повседневной жизни.

 

Тема 13

Дата: 2019-07-30, просмотров: 218.