Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

– обозначить понимание и впечатление от воспринимаемого (понимаю –не понимаю);

– оценка своих возможностей в выполнении музыкальных заданий, сопоставление успешности их выполнения (развитие возможностей самооценки).

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

– в умении слушать внимательно, не мешать другим, адекватно реагировать на творческие попытки одноклассников;

– в умении выполнять задания учителя, преодолевать стеснительность, адекватно реагировать на одобрение и порицание, возможную критику со стороны одноклассников.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в понимании роли музыки и культуры в трансляции культурного наследия.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляются в стремлении научиться слушать и понимать музыку, выполнять музыкальные задания.

Кроме того изучение учебного предмета «Музыка» непосредственно связано с реализацией программы духовно-нравственного развития, воспитания.

Решаются следующие важнейшие задачи воспитания, обозначенные в ПрАООП:

– формирование основ российской гражданской идентичности – осознание себя как гражданина России;

– пробуждение чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

– осознание своей этнической и национальной принадлежности, воспитание положительного отношения к своей национальной культуре;

– формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам (в ходе организации праздников);

– воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;

3) развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;

4) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;

5) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Музыка в жизни человека. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, скороговорки. Народная и профессиональная музыка.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно­образная природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель –слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно­образного содержания произведений.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио‑ и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Раздел Примерные темы занятий Примерное содержание занятий

1 четверть

1 Музыка в жизни человека.   (8 часов) Вводный урок   Музыка вокруг нас.     Музыка осени.     Музыка и наше настроение.     Народная и профессиональная музыка.   Знакомство с правилами поведения на уроках музыки, демонстрация музыкальных инструментов и их звучания. Пение хором (по желанию детей).   Прослушивание и угадывание музыкальных звуков природы: пение птиц, шум морского прибоя. Шум города (для сельских детей – бытовые шумы). Разница между шумовыми и музыкальными звуками. Звуки, которые живут в вещах: хрустальные, металлические (музыка ветра, колокола), деревянные (ложки). Часы. Бой кремлевских курантов. Музыка, написанная людьми. Народная и профессиональная (написанная композитором) музыка. Вокальные, дыхательные, ритмические упражнения.   Признаки осени. Прослушивание музыки «Осенняя песня» П.И. Чайковский (1 часть, ф-но). Песня «Прощание скворушки». Музыкальный фольклор. Русская народная закличка «Осень, осень». Исполнение с двигательными упражнениями.   Музыкальные произведения с разной эмоциональной окрашенностью. Лексика, выражающая эмоциональное состояние. Угадывание эмоциональной окраски мелодий. Двигательное выражение эмоций (в ритм музыке).   Русские народные музыкальные инструменты: свирель, гармонь, дудочка, балалайка. Распознавание звуков инструментов. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов. Региональные музыкальные традиции.

2 четверть

2 Музыка в жизни человека.   (7часов) Песня   Танец     Марш     Отечественные народные музыкальные традиции.   Повторение пройденного. Подготовка к новогоднему утреннику. Признаки песни: слова и мелодия. Прослушивание образцов народных, современных эстрадных, детских песен (в соответствии с возрастом детей). Выделение общего и определение различий. Совместное пение.   Демонстрация мелодий и видеозаписей танцев: вальс, народные танцы, современный танец. Танцевально-двигательные упражнения. Маршевые мелодии. Военный марш. Понятие о балете. Марши в балете (Щелкунчик). Маршево-двигательные упражнения.   Беседа, разучивание попевок («Сидит ворон на дубу»), закличек («Ой, Морозушко-мороз»). Фольклорные детские ансамбли (примеры). Народные обычаи: колядки на Рождество.   В соответствии с запланированным сценарием утренника.

3 четверть

3   Основные закономерности музыкального искусства.   (10 часов)     Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.   Музыка в цирке.   О чем может сказать музыка.   Композитор – исполнитель –слушатель.     Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл.   Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Закрепление пройденного. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп и др.). Расширение словаря перечисленными терминами. Обучение выделению ритма хлопками. Медленная и быстрая музыка. Мажорные (бодрящие) и минорные (успокаивающие) мелодии (из перечня рекомендованных для возраста). Разучивание песен. Интонационно­образная природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи . Понимание музыкальной интонации.   Интонационное богатство музыкального мира (музыкальное сопровождение к кинофильмам)[12]: угроза, радость, любовь. Активизация словарного запаса, помощь в вербальном (двигательном) выражении чувств. Передача смысла музыки в движении.   События и музыка к ним. Музыка ко Дню защитника Отечества. Закрепление пройденного ранее (марш, песня). Песня для мамы. Образ мамы в музыке. Волк и семеро козлят (просмотр фрагмента фильма). Распевки. Разучивание песен. Двигательно-ритмические упражнения под музыку.   Музыка утра и музыка вечера (колыбельные песни). Закрепление представлений о времени суток, временах года. Тема весны в произведениях композиторов. Народные попевки и заклички (доступные детям произведения). Первое знакомство детей с нотами: демонстрация нотного стана, его оформления, звукоряда, клавиатуры в соотнесении с нотами (без заучивания).

4 четверть

4 Музыкальная картина мира. (8 часов) Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Различные виды музыки.     Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.   Родина Россия в произведениях композиторов. Великая Победа.   Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио‑ и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Закрепление изученного за год.   Общие представления о музыкальной жизни страны.   Музыка вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая (примеры и названия без требований к воспроизведению кроме «хоровая»). Попевки и распевки. Встреча весны. Закличка «Солнышко».   Термины «хор» и «хоровод»(семантическая близость). Детские хоровые песни: разучивание. Дифференциация голоса (мужской, женский, детский).   Песня «День Победы». Военные марши. Лирические песни. Подготовка концерта ко дню Победы.   Оркестр. Дирижер. Музыкальные инструменты в оркестре. Парад на Красной площади. Музыкальная жизнь большой страны. Просмотр и прослушивание видеоклипов. Выработка эмоциональной избирательности («нравится –не нравится», «понимаю – не понимаю»).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Дата: 2019-07-30, просмотров: 226.