Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с ПрАООП позволяет получить:

Личностные результаты:

- осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;

- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

- осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;

- личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;

- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;

- установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.

Познавательные УУД позволяют:

- анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

Регулятивные УУД позволяют:

- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

- планировать свои действия в течение урока;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД позволяют:

- формулировать ответы на вопросы;

- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и конкретизацией в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР должны проявиться в перечисленных ниже знаниях и умениях.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:

- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других;

- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

В соответствии с ПрАООП для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц. Погода, её составляющие.

Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек — часть природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Человек и общество

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Профессии людей. Значение труда в жизни человека и общества. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Новый год, Рождество,

Наша Родина — Россия, Российская Федерация.

Президент Российской Федерации — глава государства.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название,

Правила безопасной жизни

Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Раздел Тема

Примерное содержание уроков

 

1 четверть

1 Человек и общество.   (5 часов)     Правила безопасной жизни (2 часа)   Человек и природа (3 ч.)   Человек и общество (2 ч.)     Правила безопасной жизни (4 часа)     Мы теперь ученики . Правила вежливого поведения. Культура поведения в школе. Наши одноклассники.     Дорога в школу. Экскурсия. Правила безопасного поведения в школе. Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ)     Явления природы: листопад, перелеты птиц Смена времен года в родном крае.   Школьные праздники и торжественные даты. День учителя.   Правила поведение на дороге.     Пожар. Правила противопожарной безопасности.     Электричество. Правила обращения с электроприборами.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Ценность здоровья и здорового образа жизни.

 

Правила поведения по дороге в школу. Места, требующие особого внимания (переход улицы). Отработка безопасного маршрута от

школы домой.

Лестницы, школьная столовая, раздевалка. Ориентировка в пространстве.

 

Осенние изменения в природе. Осенние листья.

Наблюдение за осенними изменениями. Уборка урожая.

Что люди делают осенью.

Актуализация детского опыта.

Беседа о смене времен года, признаках ранней и поздней осени, приближении зимы.

День Учителя. Праздник Осени.

 

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Внимание к движущимся автомобилям. Задний ход автомобиля. Городской общественный транспорт. Поведение при посадке и высадке из городского транспорта.

Опасность открытого огня. Элементарные правила противопожарной безопасности. Пожарная охрана. Правильное поведение при обнаружении возгорания. Телефон экстренной помощи.

Розетки. Выключатели. Бытовые электроприборы. Правила пользования плитой, микроволновой печью.

 

2 четверть

2 Человек и природа. Чудесный мир растений и грибов.   (9 часов)     Человек. Живая и неживая природа     Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов (3 ч).     Растения. Фрукты (3 ч.). Признаки предметов: цвет, форма, сравнительные размеры.     Овощи (3 ч.)     Человек-часть природы (3 ч).   Новогодняя елка. Новый год. Рождество (2 ч.)

Природа-то, что не создано человеком. Живая природа: растения и животные.

Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Беседа о детском опыте сбора грибов. Лепка грибов. Раскрашивание изображений грибов. Отношение человека к грибам: каким оно должно быть?

 

Растения, их разнообразие. Яблоко, груша, персик, абрикос, лимон, апельсин, ананас, грейпфрут, гранат, банан. Их распознавание на рисунках, муляжах. Беседа о детском опыте. Угадывание загадок о фруктах. Обсуждение цвета фруктов. Рисование и раскрашивание фруктов. Знакомство с вкусовыми характеристиками фруктов и фруктовых соков. Ранжирование фруктов по форме (круг, овал). Места хранения фруктов (коробки, контейнеры). Их форма: квадрат, прямоугольник.

 

Картофель, капуста, свекла, морковь, горох, лук, чеснок, огурец, помидор. Лепка овощей. Раскрашивание овощей. Кулинарные блюда из овощей. Вырезка фрагментов рисунков и составление картин по темам «Овощи», «Фрукты». Цвета овощей. Ранжирование по цвету. Игры на угадывание по расположению в пространстве.

 

Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека (голова, туловище, руки, ноги, кисти, ступни). Верх-низ, право-лево.

Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Елка – дерево. Ствол, ветви, иглы. Рисование новогодней елки. Расположение игрушек на елке (лево-право, верх-низ).

 

3 четверть

3 Человек и природа.   Сезонные изменения в природе (4 ч.)   Животные и птицы зимой (6 ч.) Домашние животные (6 ч.).   Сезонные изменения в природе (4 ч.)

Зимняя погода.

 

Зимняя одежда: шуба, шапка, варежки, теплая обувь.

 

Правила безопасности на зимних улицах.

 

Зимние занятия.

 

Природные дома зверей.

Смена окраски у зверей.

 

 

Зимняя спячка. Звери, впадающее и не впадающие в спячку.

 

Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.

 

 

Птицы зимой. Потребность птиц в подкормке.

 

Домашний скот

 

 

Домашние птицы.

 

Признаки весны. Экскурсия.

 

Таяние льда на реках.

 

Изменения в лесу. Линька животных.

 

 

Обобщающий урок по теме

 

Снегопад, метель. Снежинки-замерзшие капельки воды. Короткий день. Мороз. Погода в стихах русских поэтов. Зарисовывание зимней погоды. Беседа о детском опыте. Рисование и раскрашивание зимней одежды. Предупреждение простудных заболеваний. Снегопад. Гололед. Сосульки и сползание снега с крыш. Труд дворников.   Зимние виды спорта: Правила безопасности при катании с горок, на лыжах, коньках. Рисование лыж, коньков.   Дупло, нора, берлога. Заяц, белка. Угадывание загадок. Прочтение рассказов. Знакомство с чучелами (при наличии возможности). Рисование, раскрашивание зайца и белки. Лепка. Медведь, медвежья берлога. Угадывание загадок. Прочтение рассказов. Волк, лиса, олень, лось. Раскрашивание рисунков. Жизнь животных, не впадающих в спячку, зимой.   Воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки. Распознавание птиц на картинках. Подкармливание птиц. Беседа о детском опыте. Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.   Лошадь, корова, овца, коза, свинья – домашний скот. Распознавание домашних животных на картинках. Детеныши домашних животных. Чтение рассказов. Уход людей за домашними животными. Расположение изображений перечисленных животных в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Беседа о детском опыте.   Петух, курица, утка, гусь, индюк – домашние птицы. Польза домашних птиц. Чтение рассказов. Уход людей за домашними птицами. Птенцы домашних птиц. Раскрашивание изображений. Беседа о детском опыте.   Таяние снега. Изменение внешнего вида людей, улиц. Предупреждение простудных заболеваний.   Правила безопасности на водоемах. Чтение рассказов. Пробуждение животных и природы от зимней спячки. Проталины. Изменение окраса животных.
 

4 четверть

4 Человек и общество.   (5 часов)   Правила безопасной жизни (3 часа)   Человек и природа (6 ч.)  

Наша Родина

 

Москва – столица нашей Родины.

 

 

Президент Российской Федерации.

 

 

Моя малая Родина

 

 

Экскурсия

Мой город (село)

 

 

Основные правила безопасности при обращении с водой.

 

Правила безопасного поведения в общественных местах (магазин, кинотеатр).

 

Правила безопасности на улице и при общении с незнакомыми людьми.

 

Первые лесные растения весны.

Труд людей весной: посадка рассады, огородов, цветов.

 

 

К нам прилетели перелетные птицы.

 

Повторение изученного за год.

Наша страна-Россия. Демонстрация слайд-шоу[8] с фотографиями красивых мест нашей страны (Олимпийский город Сочи, Родина деда Мороза – Великий Устюг, сады Придонья, Байкал-жемчужина Сибири, Санкт-Петербург – северная столица). Параллельно обозначается воздушный, железнодорожный, водный транспорт. Вокзал, аэропорт. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.   Москва. Рассказ о Москве. Демонстрация слайд-шоу (Кремль, Красная площадь, Москва-река, улицы и парки Москвы). Фамилия и функции Президента. Большой Кремлевский Дворец. Закрепление сведений о Москве. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название. Название своего населенного пункта. Беседа о месте проживания детей. Экскурсия с целью ознакомления с ближайшими окрестностями школы: названиями улиц, общественными учреждениями (магазин, почта, поликлиника), остановками общественного транспорта (при наличии). Водоемы. Водоемы родного края. (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Правила безопасного поведения на водоемах в разное время года. Температура воды. Правила обращения с водопроводными кранами и горячей водой.  Правила безопасного поведения в общественных местах (магазин, кинотеатр).   Правила безопасности на улице и при общении с незнакомыми людьми.     Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Наблюдение сезонных изменений в природе. Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения. Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.
         

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

 

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие научно-методические разработки и пособия:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гризик Т.И. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 5-6 лет.

Гризик Т.И., Лаврова Т.В. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 6-8 лет.

Плешаков А.А. Зеленая тропинка.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. М.: Парадигма, 2010.

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

Дополнительная литература

Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: метод. пособие к специализир. комп. программе «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е. Л. Гончарова. Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Полиграф Сервис, 2008. – 144 с.

Компьютерный инструмент педагога для оценки представлений о мире в контексте формирования жизненной компетенции ребенка [Текст] / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2013. -№1.-С. 55-67.

Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология - 2006,- №5.- С.30-35

Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3.

Хайдарпашич М. Р. Изучение представлений о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени» [Текст] / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2007. -№ 2. - С. 58-66.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 2239.