Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с ПрАООП позволяет получить:
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
- осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
- личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:
- анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Регулятивные УУД позволяют:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД позволяют:
- формулировать ответы на вопросы;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и конкретизацией в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР должны проявиться в перечисленных ниже знаниях и умениях.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других;
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
В соответствии с ПрАООП для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц. Погода, её составляющие.
Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек — часть природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Человек и общество
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Профессии людей. Значение труда в жизни человека и общества. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Новый год, Рождество,
Наша Родина — Россия, Российская Федерация.
Президент Российской Федерации — глава государства.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название,
Правила безопасной жизни
Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Тема | Примерное содержание уроков | |
1 четверть | ||||
1 | Человек и общество. (5 часов) Правила безопасной жизни (2 часа) Человек и природа (3 ч.) Человек и общество (2 ч.) Правила безопасной жизни (4 часа) | Мы теперь ученики . Правила вежливого поведения. Культура поведения в школе. Наши одноклассники. Дорога в школу. Экскурсия. Правила безопасного поведения в школе. Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ) Явления природы: листопад, перелеты птиц Смена времен года в родном крае. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Правила поведение на дороге. Пожар. Правила противопожарной безопасности. Электричество. Правила обращения с электроприборами. | Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Правила поведения по дороге в школу. Места, требующие особого внимания (переход улицы). Отработка безопасного маршрута от школы домой. Лестницы, школьная столовая, раздевалка. Ориентировка в пространстве.
Осенние изменения в природе. Осенние листья. Наблюдение за осенними изменениями. Уборка урожая. Что люди делают осенью. Актуализация детского опыта. Беседа о смене времен года, признаках ранней и поздней осени, приближении зимы. День Учителя. Праздник Осени.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Внимание к движущимся автомобилям. Задний ход автомобиля. Городской общественный транспорт. Поведение при посадке и высадке из городского транспорта. Опасность открытого огня. Элементарные правила противопожарной безопасности. Пожарная охрана. Правильное поведение при обнаружении возгорания. Телефон экстренной помощи. Розетки. Выключатели. Бытовые электроприборы. Правила пользования плитой, микроволновой печью. | |
2 четверть | ||||
2 | Человек и природа. Чудесный мир растений и грибов. (9 часов) Человек. | Живая и неживая природа Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов (3 ч). Растения. Фрукты (3 ч.). Признаки предметов: цвет, форма, сравнительные размеры. Овощи (3 ч.) Человек-часть природы (3 ч). Новогодняя елка. Новый год. Рождество (2 ч.) | Природа-то, что не создано человеком. Живая природа: растения и животные. Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Беседа о детском опыте сбора грибов. Лепка грибов. Раскрашивание изображений грибов. Отношение человека к грибам: каким оно должно быть?
Растения, их разнообразие. Яблоко, груша, персик, абрикос, лимон, апельсин, ананас, грейпфрут, гранат, банан. Их распознавание на рисунках, муляжах. Беседа о детском опыте. Угадывание загадок о фруктах. Обсуждение цвета фруктов. Рисование и раскрашивание фруктов. Знакомство с вкусовыми характеристиками фруктов и фруктовых соков. Ранжирование фруктов по форме (круг, овал). Места хранения фруктов (коробки, контейнеры). Их форма: квадрат, прямоугольник.
Картофель, капуста, свекла, морковь, горох, лук, чеснок, огурец, помидор. Лепка овощей. Раскрашивание овощей. Кулинарные блюда из овощей. Вырезка фрагментов рисунков и составление картин по темам «Овощи», «Фрукты». Цвета овощей. Ранжирование по цвету. Игры на угадывание по расположению в пространстве.
Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека (голова, туловище, руки, ноги, кисти, ступни). Верх-низ, право-лево. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Елка – дерево. Ствол, ветви, иглы. Рисование новогодней елки. Расположение игрушек на елке (лево-право, верх-низ). | |
3 четверть | ||||
3 | Человек и природа. Сезонные изменения в природе (4 ч.) Животные и птицы зимой (6 ч.) Домашние животные (6 ч.). Сезонные изменения в природе (4 ч.) | Зимняя погода.
Зимняя одежда: шуба, шапка, варежки, теплая обувь.
Правила безопасности на зимних улицах.
Зимние занятия.
Природные дома зверей. Смена окраски у зверей.
Зимняя спячка. Звери, впадающее и не впадающие в спячку.
Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Птицы зимой. Потребность птиц в подкормке.
Домашний скот
Домашние птицы.
Признаки весны. Экскурсия.
Таяние льда на реках.
Изменения в лесу. Линька животных.
Обобщающий урок по теме
| Снегопад, метель. Снежинки-замерзшие капельки воды. Короткий день. Мороз. Погода в стихах русских поэтов. Зарисовывание зимней погоды. Беседа о детском опыте. Рисование и раскрашивание зимней одежды. Предупреждение простудных заболеваний. Снегопад. Гололед. Сосульки и сползание снега с крыш. Труд дворников. Зимние виды спорта: Правила безопасности при катании с горок, на лыжах, коньках. Рисование лыж, коньков. Дупло, нора, берлога. Заяц, белка. Угадывание загадок. Прочтение рассказов. Знакомство с чучелами (при наличии возможности). Рисование, раскрашивание зайца и белки. Лепка. Медведь, медвежья берлога. Угадывание загадок. Прочтение рассказов. Волк, лиса, олень, лось. Раскрашивание рисунков. Жизнь животных, не впадающих в спячку, зимой. Воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки. Распознавание птиц на картинках. Подкармливание птиц. Беседа о детском опыте. Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Лошадь, корова, овца, коза, свинья – домашний скот. Распознавание домашних животных на картинках. Детеныши домашних животных. Чтение рассказов. Уход людей за домашними животными. Расположение изображений перечисленных животных в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Беседа о детском опыте. Петух, курица, утка, гусь, индюк – домашние птицы. Польза домашних птиц. Чтение рассказов. Уход людей за домашними птицами. Птенцы домашних птиц. Раскрашивание изображений. Беседа о детском опыте. Таяние снега. Изменение внешнего вида людей, улиц. Предупреждение простудных заболеваний. Правила безопасности на водоемах. Чтение рассказов. Пробуждение животных и природы от зимней спячки. Проталины. Изменение окраса животных. | |
4 четверть | ||||
4 | Человек и общество. (5 часов) Правила безопасной жизни (3 часа) Человек и природа (6 ч.) | Наша Родина
Москва – столица нашей Родины.
Президент Российской Федерации.
Моя малая Родина
Экскурсия Мой город (село)
Основные правила безопасности при обращении с водой.
Правила безопасного поведения в общественных местах (магазин, кинотеатр).
Правила безопасности на улице и при общении с незнакомыми людьми.
Первые лесные растения весны. Труд людей весной: посадка рассады, огородов, цветов.
К нам прилетели перелетные птицы.
Повторение изученного за год. | Наша страна-Россия. Демонстрация слайд-шоу[8] с фотографиями красивых мест нашей страны (Олимпийский город Сочи, Родина деда Мороза – Великий Устюг, сады Придонья, Байкал-жемчужина Сибири, Санкт-Петербург – северная столица). Параллельно обозначается воздушный, железнодорожный, водный транспорт. Вокзал, аэропорт. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Москва. Рассказ о Москве. Демонстрация слайд-шоу (Кремль, Красная площадь, Москва-река, улицы и парки Москвы). Фамилия и функции Президента. Большой Кремлевский Дворец. Закрепление сведений о Москве. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название. Название своего населенного пункта. Беседа о месте проживания детей. Экскурсия с целью ознакомления с ближайшими окрестностями школы: названиями улиц, общественными учреждениями (магазин, почта, поликлиника), остановками общественного транспорта (при наличии). Водоемы. Водоемы родного края. (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Правила безопасного поведения на водоемах в разное время года. Температура воды. Правила обращения с водопроводными кранами и горячей водой. Правила безопасного поведения в общественных местах (магазин, кинотеатр). Правила безопасности на улице и при общении с незнакомыми людьми. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Наблюдение сезонных изменений в природе. Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения. Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения. | |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие научно-методические разработки и пособия:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гризик Т.И. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 5-6 лет.
Гризик Т.И., Лаврова Т.В. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 6-8 лет.
Плешаков А.А. Зеленая тропинка.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. М.: Парадигма, 2010.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
Дополнительная литература
Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: метод. пособие к специализир. комп. программе «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е. Л. Гончарова. Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Полиграф Сервис, 2008. – 144 с.
Компьютерный инструмент педагога для оценки представлений о мире в контексте формирования жизненной компетенции ребенка [Текст] / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2013. -№1.-С. 55-67.
Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология - 2006,- №5.- С.30-35
Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3.
Хайдарпашич М. Р. Изучение представлений о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени» [Текст] / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2007. -№ 2. - С. 58-66.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 2239.