Успех инвестиционной деятельности определяется уровнем развития инфраструктуры. Наличие развитой инвестиционной инфраструктуры является необходимым условием привлечения инвестиций в Тульский регион.
По отношению к институтам инвестиционной инфраструктуры усилия органов местного самоуправления региона должны быть направлены на консолидацию инвестиционного потенциала в целях реализации инвестиционных программ.
Создание эффективной рыночной инфраструктуры - один из главных региональных приоритетов.
Проблема нехватки финансовых средств для функционирования и развития бизнеса может быть решена двумя способами - привлечением средств из внешних источников (акционеры, инвесторы, кредиторы) и поиском внутренних резервов, т.е. путем реструктуризации предприятий. При проведении реструктуризации необходимы услуги аудиторских и консалтинговых организаций. Профессиональный консалтинг является неотъемлемым элементом инфраструктуры бизнеса и необходим как для крупных, так и для малых предприятий. В данный момент в деятельности аудиторских организаций преобладает проверка финансово - хозяйственной деятельности предприятий, правильности налоговых расчетов; невостребованным остается анализ показателей финансового состояния и реального положения дел на предприятии с точки зрения возможности вложения в него инвестиций. Также недостаточно развит управленческий консалтинг и практически отсутствуют услуги по маркетингу.
В регионе необходимо иметь базу данных по инвестиционным проектам и потенциальным инвесторам. Предоставление проектов потенциальному инвестору для финансирования предполагает разработку бизнес - планов, отвечающих требованиям международной практики, а также адаптированных к местным экономическим условиям.
Одним из приоритетных направлений поддержки инвестиционной деятельности является развитие финансового лизинга, который также является важным элементом системы, ориентированной на работу с инвестиционными проектами. Лизинговые организации в целом ряде случаев представляют собой оптимальную организационную форму для продвижения инвестиционных средств, в том числе и кредитов зарубежных банков, в конкретные инвестиционные проекты. Проблема нехватки у предприятий высокотехнологичных основных фондов может быть решена именно на основе финансовой аренды (лизинга) оборудования. Преимущество лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоит в том, что предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а средства производства. Заинтересованность в лизинге проявляют представители бизнеса, которые, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут в этом случае использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии. Для развития лизинга в Тульском регионе необходимо исследование потребности в том или ином производственном оборудовании, а также содействие органов местного самоуправления в накоплении инвестиционного потенциала организациями, предоставляющими услуги по финансовому лизингу.
3.6 Совершенствование системы управления на федеральном уровне
Наиболее перспективным направлением модификации действующей системы управления является:
- создание специализированного агентства при Министерстве экономического развития и торговли РФ (далее - Агентство по иностранным инвестициям), к компетенции которого относились бы вопросы разработки и реализации предложений по совершенствованию системы привлечения ПИИ;
- учреждение постоянно действующей Комиссии Правительства РФ по вопросам иностранных инвестиций, в функции которой входило бы обеспечение координации деятельности министерств и ведомств в сфере привлечения ПИИ на основе предложений, подготовленным Агентством по иностранным инвестициям.
С одной стороны, создание при Министерстве экономического развития и торговли РФ специализированного Агентства, ответственного за разработку ключевых направлений политики регулирования ПИИ, позволило бы наконец сформировать реально действующий центр принятия решений в данной области. До настоящего времени данные вопросы входили в компетенцию Департамента международного сотрудничества Министерства экономики, который наряду с ПИИ занимался также многими другими вопросами, что обусловливало распыление усилий и нередко вело к тому, что проблемам привлечения ПИИ не уделялось должного внимания.
С другой стороны, принимая во внимание трудности, с которыми сталкивалось в свое время Министерство экономики в сфере межведомственной координации вопросов привлечения ПИИ, решение наиболее важных вопросов координации целесообразно передать на более высокий уровень. Для этого следует рассмотреть вопрос о создании постоянно действующей Комиссии Правительства РФ по вопросам иностранных инвестиций под руководством заместителя Председателя правительства, курирующего внешнеэкономическую сферу. В состав ее членов должны входить представители (на уровне руководителей и их заместителей) основных министерств и ведомств, ответственных за разработку политики в отношении ПИИ, а также региональных администраций. Это позволит обеспечить качественно новый уровень координации усилий как между органами федеральной власти, так и между органами федеральной и региональной власти в деле привлечения ПИИ.
Функции и структура Агентства по иностранным инвестициям при Министерстве экономического развития и торговли РФ. В компетенцию создаваемого Агентства по иностранным инвестициям должны быть отнесены следующие функции:
• в области политики привлечения ПИИ
- разработка и проведение государственной политики в отношении ПИИ;
- разработка нормативно-правовой базы в области привлечения ПИИ, экспертиза законодательных предложений других органов власти;
- разработка предложений по координации стратегических аспектов деятельности министерств и ведомств, территориальных органов управления и других государственных организаций в области привлечения ПИИ, утверждение которых может относиться к сфере компетенции Комиссии Правительства РФ по вопросам иностранных инвестиций;
- координация инициатив министерств и ведомств, территориальных органов управления и других государственных организаций в области политики привлечения ПИИ;
- разработка и реализация эффективного механизма межотраслевых, межведомственных и межтерриториальных согласований, необходимых для реализации инвестиционных проектов.
• функции взаимодействия с инвесторами
- разработка административных процедур по открытию и ведению хозяйственной деятельности с участием иностранных инвесторов, обеспечение единства принципов и подходов в работе с инвесторами;
- разработка мер по развитию инвестиционной инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях, в том числе форм и методов гарантирования и страхования инвестиций;
- открытие и координация деятельности представительств Агентства на территории субъектов РФ;
- открытие и координация деятельности иностранных представительств Агентства, действующих самостоятельно либо при посольствах и торговых представительствах России (в зависимости от ранга соответствующей страны в списке инвестиционных приоритетов России);
- проведение рекламных кампаний по созданию позитивного инвестиционного имиджа России;
- сотрудничество с международными организациями, иностранными торгово-промышленными палатами, ассоциациями и союзами в области инвестиционной деятельности;
- проведение переговоров с потенциальными инвесторами от лица государства;
- консультирование потенциальных и фактических инвесторов по вопросам инвестирования;
- осуществление процедур регистрации предприятий с иностранными инвестициями;
- мониторинг ПИИ;
- сбор и распространение информации по инвестиционным возможностям
- регионов России (базы данных инвестиционных проектов, условия осуществления предпринимательской деятельности);
- организация системы обучения специалистов в области ПИИ.
Выполнение этих функций диктует следующую организационную структуру Агентства по иностранным инвестициям:
• Департамент по вопросам политики привлечения ПИИ, в сферу деятельности которого входит выполнение всех функций в области политики привлечения ПИИ.
• Информационный департамент, задачами которого является
- обеспечение руководства Агентства и других его структурных подразделений необходимой для их деятельности информацией;
- изучение глобальных тенденций в области ПИИ, а также тенденций на секторальных и региональных рынках;
- сбор информации об отраслевых и региональных инвестиционных возможностей России и формирование банка данных о перспективных предприятиях и проектах, которые могут представлять интерес для потенциальных инвесторов;
- проведение информационных компаний, направленных на улучшение общественного мнения в отношении ПИИ и преодоление негативных стереотипов, связанных с хозяйственной деятельностью иностранных инвесторов на территории РФ.
Данный департамент может быть организован на базе ныне функционирующего Российского центра содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики РФ.
• Департамент инвестиционного промоутинга - подразделение, несущее ответственность за
- осуществление PR-деятельности по улучшению инвестиционного имиджа страны и проведение кампаний по привлечению внимания потенциальных инвесторов к инвестиционным возможностям на территории России путем использования каналов СМИ, специализированных инвестиционных выставок, и др.;
- селекцию иностранных компаний с целью установления контактов и зондирования возможностей осуществления ими ПИИ на территории России;
- установление прямых контактов с потенциальными инвесторами на стадии разработки планов реализации инвестиционных проектов;
- координацию деятельности зарубежных отделений Агентства и сети посредников, оказывающих консультационные услуги в рамках подготовки инвестиционных проектов.
• Административный департамент, отвечающий за решение комплекса вопросов, связанных с регистрацией компаний с иностранными инвестициями компаний и обеспечение консультационного обслуживания инвесторов на стадии реализации инвестиционных проектов. Важнейшей составляющей деятельности данного подразделения этого департамента является межведомственное согласование вопросов, связанных с осуществлением конкретных проектов. В рамках административного департамента целесообразно создание протокольного отдела, предоставляющего инвесторам соответствующие услуги.
• Департамент регионального сотрудничества, осуществляющий координацию политики привлечения ПИИ в субъектах РФ и вырабатывающих рекомендации по совершенствованию и унификации регионального законодательства, включая вопросы предоставления льгот и гарантий иностранным инвесторам. Данное подразделение должно заниматься также анализом законодательства субъектов РФ на предмет оценки возможностей использования наиболее удачных его положений для совершенствования правовой базы привлечения ПИИ на федеральном уровне. Это касается, в частности, положений о льготах и гарантиях иностранным инвесторам (включая формулировку стабилизационной оговорки), которые в региональном законодательстве зачастую сформулированы более удачно, чем федеральном. С целью создания условий для эффективного выполнения Департаментом своих задач необходимо законодательное закрепление требования об обязательном направлении ему текстов всех принимаемых на региональном уровне правовых актов, имеющих отношение к регулированию ПИИ.
• Департамент по управлению проектами, призванный разрабатывать и сопровождать инвестиционные проекты, признанные приоритетными для экономического развития страны и создания ее благоприятного имиджа в глазах инвесторов.
• Департамент по инвестиционным договорам государства, в компетенцию которого должны входить функции подготовки предложений по совершенствованию правового режима соглашений о разделе продукции, концессий и других инвестиционных договоров государства, а также сопровождение соответствующих инвестиционных проектов.
Важнейшим условием эффективного функционирования Агентства является действенный механизм финансирования его деятельности. Ввиду необходимости привлечения к работе с Агентством квалифицированных специалистов частного сектора, обладающих опытом работы по проведению PR-кампаний, правового взаимодействия с иностранными инвесторами и т.д., деятельность Агентства, несмотря на его правительственный статус, должна финансироваться по особому регламенту, включая организацию эффективной системы бонификации сотрудников в зависимости от достижения поставленных целей. Учитывая лимитированность бюджетных ресурсов, направляемых на содержание управленческого аппарата, возможна первоначальная ориентация на такой источник, как целевые кредиты международных финансовых организаций. Следует учитывать тот факт, что в случае интенсификации потоков прямых иностранных инвестиций и одновременной организации полноценного сервиса инвесторов и сопровождения инвестиционных проектов у Агентства может появиться существенный коммерческий источник финансирования его деятельности.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 242.