Анализ показателей производства и переработки льна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В повышении эффективности производства и конкурентоспособности льнопродукции ключевую роль в настоящее время играют интенсивные технологии, поскольку почти на 80% качество и конкурентоспособность создаются в сфере производства, т.е. в процессе технологического формирования свойств продукции, в результате чего она приобретает потребительскую стоимость. И только немногим более 20% качества создается в процессе доработки сельскохозяйственной продукции, упаковки, хранения и т.д.

Для всесторонней характеристики уровня интенсивности и эффективности сельскохозяйственного производства необходимо применять систему показателей , учитывающих не только отличительные особенности сельскохозяйственного производства, но и специфические особенности конкретных его отраслей. В частности, важной проблемой при построении системы оценочных показателей интенсивности и эффективности производства в льноводстве являются трудности приведения их к единому измерителю. Исходя из принципов системного подхода, показатели эффективности должны отображать содержание процесса воспроизводства и, соответственно, кругооборота капитала. В этом случае обеспечивается целостность системы показателей, которые учитывают взаимосвязи исследуемого объекта и отображают элементы и стадии процесса производства.

В современных условиях выращивание сырья является наиболее слабым звеном в льняной отрасли. Низкая урожайность, плохое качество тресты явились причиной нестабильности валовых сборов волокна в республике. Не способствуют выходу продукции с высокими качественными характеристиками устаревшие технологии переработки тресты, не позволяющие обеспечить оптимальные режимы переработки, что, в свою очередь, обуславливает низкую долю наиболее ценной по прядильным свойствам фракции- длинного волокна.

При анализе эффективности возделывания льна прежде всего необходимо исследовать характер поведения затрат на возделывание одного гектара и себестоимости продукции при разной урожайности. Очень важно одновременно рассмотреть диапазон фактических цен реализации продукции, поведение затрат и ресурсов по статьям расходов.

 

Таблица 6- Анализ эффективности возделывания льнопродукции

Наименование затрат 2006г. 2007г. 2008г. 2008г. к 2006г. 2008г. к 2007г.
Площадь возделывания льна, га 940 1000 1100 +160 +100
Объем производства: тонн  льносемена  льнотреста 1280,3 101 1179,3 2939 296 2643 3646,2 334 3312,2 +2365,9 +233 +2139,9 +707,2 +38 +669,2
Урожайность, ц/ га льносемена льнотреста   1,3 15,6   3,7 33.0   3,9 31,1   +2,6 +15,5   +0,2 - 1,9
Затраты на возделывания, млн.руб.. 849 1400 1864,1 +1015,1 +464,1
Затраты в расчете на 1 га: млн.руб в расчете на (тыс.руб).  1т. льносемян  1т. льнотресты 1123     1229,5 592,7 1750     1145,3 401,4 1752     930,2 469,0 +629     - 299,3 - 123,7 +2     - 215,1 -67,6

 

Для определения конкурентоспособности производства тресты на льнозаводе можно использовать семь основных показателей для оценке эффективности с целью выявления конкурентоспособности продукции растениеводства: балл плодородия почвы, урожайность, себестоимость центнера основной продукции, рентабельность, прибыль от реализации продукции в расчете на гектар, прямые затраты труда на центнер продукции, коэффициент устойчивости урожайности за последние 3 года.

Ранжирование районов республики по перечисленным показателям, построение на их основе графиков и картограмм обеспечивает выявление регионов, наиболее благоприятных для производства льнотресты с точки зрения их конкурентоспособности. С этой целью каждый из семи показателей по району относится к аналогичному показателю по республике. Полученные показатели суммируются и делятся на их количество, в результате чего получается комплексный показатель конкурентоспособности производства льнотресты каждого района. Чем выше величина данного коэффициента, тем более высоким уровнем конкурентоспособности отличается льноводство и тем выше возможность получения конкурентоспособной продукции как на внутреннем, так и внешнем рынках за счет более высокой урожайности при меньших издержках на единицу продукции.

Очевидно, что перспективы развития белорусского льноводства органично связаны с эффективностью его научного обеспечения. При этом положительный эффект использования результатов отраслевой науки рассматриваются как мощный экономический рычаг каждого этапа производства, повышая рентабельность продукции в зависимости от сектора льняного подкомплекса до 10 раз.      

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усилия конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.

Темп роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная продукция и валовая продукция.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем.

Анализ заключается в изучении динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Рассмотрим динамику производства за 2006-2008 гг. (таблице 7).

 

Таблица 7 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем производ-ства продукции, млн.р.

Темпы роста, %

Объем реализации, млн.р.

Темпы роста, %

Соотноше-ние между РП и ТП

Базис-ные

Цеп-ные

Базис-ные

Цеп-ные

2006

633

100,0

100,0

857

100,0

100,0

1,354

2007

1234

194,9

194,9

2825

329,6

329,6

2,289

2008

1347

109,2

109,16

3771

133,5

133,4

2,799

 

Из таблицы 7 видно, что объем производства за последние три года возрос на 9,2 %, а объем реализации – на 33,5 %.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать, используя среднегеометрическую взвешенную.


 

Как видим, среднегодовой темп прироста выпуска продукции составил 45,8%, а реализации продукции – 109,7 %.

Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически .

 

Рисунок 4 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах за период с 2006 по 2008 год.

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.