Оценка степени сформированности мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Любую деятельность, включая учебно-познавательную, можно стимулировать, основываясь на потребностях человека.

Нами было проведено исследование уровня сформированности мотивации к изучению химии, заключающееся в анкетировании учащихся (см. Приложение 2).

Разработанная анкета состоит из двух блоков «А» и «Б». Вопросы блока «А» направлены на выявление степени сформированности мотивации у учащихся 9-го предпрофильного класса. Задачей блока «Б» явилось оценка степени влияния различных педагогических факторов на степень сформированности мотивации. Бланки ответов предварительно зашифровывали и раздавали учащимся в соответствии с заранее подготовленном списком. Шифр представлял большое число, включающее год, месяц тестирования, номер школы, класса, три последние цифры – личный код учащегося (20050566094000). Шифр ставился в нижнем углу и печатался мелким шрифтом. Помимо анкетирования анализировались успеваемость школьников по химии за 2004/2005 учебный год (годовая оценка).

Результаты исследования представлены в таблице 1 и на рисунке 1. По результатам анкетирования было выделено три группы уровня сформированности мотивации: высокий, средний и низкий.

 

Таблица 1.

Результаты анкетирования и успеваемости за 2004/2005 учебный год по химии учащихся 9 «Г» класса МОУ «СОШ № 66» г. Пензы

№ п/п

Список класса

Степень сформиро-ванности мотивации

Годовая оценка

Педагогические условия

Роль учителя Роль роди-телей Соц. фактор Средства обучения
1. Абрамова О. 6 Б. – низкая 4 9 4 2 4
2. Волков Е. 8 Б. – низкая 3 9 4 4 13
3. Гатыло А. 5 Б. – низкая 3 11 3 4 10
4. Дмитриевский Е. 25 Б. – средняя 4 14 4 1 8
5. Драндалуш Н. 7 Б –низкая 3 10 1 2 4
6. Егоров М. 14 Б –низкая 3 12 2 2 11
7. Егорова Ю. 32 Б –высокая 5 11 9 6 7
8. Каденкова М. 19 Б – средняя 4 11 3 2 9
9. Крылов Н. 17 Б – средняя 4 14 7 5 12
10. Козлова Е. 4 Б – низкая 4 12 3 5 3
11. Кусакин О. 16 Б – средняя 4 10 3 5 11
12. Лапин С. 25 Б– средняя 5 13 3 1 13
13. Мараева С. 18 Б – средняя 4 14 7 1 9
14. Новичкова И. 30 Б- – средняя 5 13 6 6 5
15. Паксяев А. 20 Б - – средняя 4 7 4 3 6
16. Петрушов И. 10 Б–низкая 3 14 2 8 15
17. Попков С. 14 Б–низкая 3 13 3 5 7
18. Романенко В. 6Б – низкая 3 14 1 4 13
19. Родионов Д. 3Б – низкая 3 10 2 4 10
20. Спирин М. 16 Б– средняя 5 12 6 1 10
21. Спирин Н.. 16 Б– средняя 5 13 3 1 10
22. Сурудина К. 17 Б– средняя 4 14 5 4 10
23. Толстова О. 17 Б– средняя 4 12 3 3 6
24. Толстиков М. 15 Б– средняя 5 12 3 1 11
25. Тремасова Е. 28 Б– средняя 5 7 3 2 3
26. Ханжов Ю. 16 Б– средняя 4 13 4 3 4

Рис. 1. Диаграмма уровня сформированности мотивации к изучению химии у учащихся 9-х предпрофильных классов.

 

Было обнаружено, что большинство учащихся имеют средний уровень мотивации (57,7 %), низкий уровень мотивации имеют 38,5 % и высокий уровень – 3,8 % учащихся.

Результаты анкетирования были сопоставлены с годовой оценкой по химии за 2004 – 2005 учебный год. Было установлено, что учащиеся с высоким уровнем мотивации имеют годовую оценку «5», учащиеся со средним уровнем мотивации в основном оценки «5» и «4» и с низким уровнем мотивации – «4» и «3».

 


3.2 Анализ влияния педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии в предпрофильных классах

 

Педагогическое исследование показало (рис. 2), что на формирование мотивации к изучению химии на всех учащихся оказали влияние в порядке убывания следующие педагогические факторы: профессиональные и личностные качества учителя, средства обучения, родители, социальные факторы.

При рассмотрении влияния педагогических факторов на формирование мотивации у учащихся каждой из трех выделенных групп выявили некоторые отличия от общей картины.

Было установлено, что на формирование мотивации к изучению химии на учащихся с высоким уровнем мотивации (I группа) оказали влияние в порядке убывания следующие педагогические факторы: профессиональные и личностные качества учителя, родители, средства обучения, социальные факторы (рис. 3).

На формирование мотивации к изучению химии у учащихся со средним уровнем мотивации (II группа) в порядке убывания оказали влияние следующие факторы: профессиональные и личностные качества учителя, средства обучения, родители, социальные факторы (рис. 4).

И, наконец, на формирование мотивации к изучению химии у учащихся с низким уровнем мотивации (III группа) в порядке убывания оказали влияние в порядке убывания следующие факторы: профессиональные и личностные качества учителя, средства обучения, социальные факторы, родители (рис. 5).

Результаты анализа всех трех групп показали, что на выбор предмета химии в качестве профильного обучения повлиял «профессиональный учитель химии».


Рис. 2. Влияние педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов.

 

Рис. 3. Влияние педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов с высоким уровнем мотивации.

 

Рис. 4. Влияние педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов со средним уровнем мотивации.


Рис. 5. Влияние педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов с низким уровнем мотивации.

 

Учитель очень хорошо объясняет материал, на уроке царит атмосфера доброжелательности, радости. Учитель правильно организует самостоятельную работу учащихся, ребята готовы проявлять свою индивидуальность, реализовывать свои возможности. Учитель всегда показывает лабораторные работы, организовывает демонстрационный опыт, проводит занятие по химии в нетрадиционной форме. Детям нравится, когда идет работа сразу со всем классом.

Из беседы с учителем было выявлено, что результатами деятельности по повышению мотивации учащихся являются ежегодное поступление учеников МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66» г. Пензы в педагогические (ПГПУ им. В.Г. Белинского, специальность «химия-биология»), химические (Химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова) химико-технологические (РХТУ им. Д.И. Менделеева), медицинские и другие вузы, где на вступительных экзаменах нужно сдавать химию.

В ходе беседы с учителем было установлено, что он всегда использует дополнительную литературу, причем как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Таким образом, учитель использует весь богатейший инструментарий для формирования мотивации к изучению химии.

Учитель проводит все практические и лабораторные работы, предлагаемые программой, показывает демонстрационные опыты на вводных уроках, не только с целью обучения, формирования практических навыков, но для повышения интереса к предмету, создания красоты на уроке. Раз в четверть учитель проводит экскурсию в лаборатории техникумов, в аптеку.

Учитель химии обменивается опытом своей работы с другими учителями. Совместно с психологом намечает пути по выявлению наклонностей, способностей учащихся.

Учитель использует на уроке такие формы работы, как групповые, парные, индивидуальные. Внеурочная работа в предпрофильных классах организована, в большей степени, по желанию в рамках факультативов.

Чтобы добиться развития мотивации ребенка в процессе обучения учитель считает, что это достигнуть в лучшей степени можно при использовании учебно-методического комплекта О.С. Габриеляна и соавторов, в котором предлагаются разноуровневые задачи, а также использует межпредметные связи.

Кроме того, для повышения мотивации учитель использует авторские разработки, среди которых – программа пропедевтического курса химии 5-7 классы, методические рекомендации по сложным темам.

 


Глава 4. Практические рекомендации по развитию мотивации к изучению химии

 

Учебная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, побуждается мотивацией. Современная психология рассматривает мотивацию как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков. Побудительным мотивом учебной деятельности является познавательная потребность, то есть потребность в познании нового. Познавательная потребность относится к высшим духовным потребностям, и ее реализация происходит в результате приобретения знаний.

Психологии разделяют мотивацию на внешнюю и внутреннюю. Основой внутренней мотивации служит познавательный интерес, стремление получить знания, желание разобраться в свойствах изучаемого объекта, решить задачу. Только в случае внутренней мотивации имеет место познавательная деятельность учения, направленная на удовлетворение познавательной потребности. При внешней мотивации учение может происходить ради удовлетворения других потребностей. Характер учебных мотивов существенно влияет на эффективность учебного процесса.

Важнейшие требования к организации процесса обучения – формирование положительной мотивации к изучению предмета, а одно из условий формирования мотивов и интереса – наличие образовательных потребностей.

Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы. Внесение элементов оживления в содержание, в методы обучения и в формы работы учащихся с целью вызвать или упрочить их познавательный интерес, как отдельный эпизод, может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не передает во внутренний план деятельности, в отношение к учению. С устранением внешней занимательной ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть.

В последние годы в методике обучения химии на целенаправленное формирование мотивации обращают все большее внимания. Однако отнести эту проблему к числу достаточно изученных нельзя. Решенным можно считать лишь вопрос о роли мотивации в процессе усвоения знаний и способов действий. Функционирование разработанной методической системы развития внутренней мотивации изучения химии обеспечивается применением комплекса конкретных средств предметного обучения, которые в своей взаимосвязи способны сформировать мотивацию и вывести ученика на уровень самодвижения. Среди них логическое структурирование материала, занимательная информация и т.д.

В результате проведенного нами исследования было выявлено, что очень большой процент учащихся имеют низкий уровень мотивации. Для повышения уровня мотивации следует, как можно чаще использовать на уроках химии дидактические игры, так как именно в играх ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно. Дидактическая игра позволит ярко реализовать все ведущие функции обучения, а также использовать комплекс познавательных задач межпредметного характера (интегрированные задачи), комплект карт по самотестированию индивидуальных достижений и самостоятельному повышению уровня знаний и умений.

Большую роль для повышения мотивации мы отводим внеклассной работе. Во время проведения недель химии с этим предметом знакомят и младших школьников. Очень важно заинтересовать детей, так как первое впечатление о новой учебной дисциплине играет существенную роль в формировании дальнейшего отношения к ней.

Также мы предлагаем такой вид внеклассной работы как химические вечера. Их форма и тематика могут быть самыми разнообразными. Такие вечера не просто развлекательные, они имеют большую познавательную ценность, поскольку при подготовке и во время проведения вечера, а также при обсуждении его итогов можно решить целый ряд образовательных и воспитательных задач, например, сформировать устойчивый интерес к химии, расширить и углубить знания школьников, показать разнообразие использования химических знаний на практике, помочь учащимся найти дорогу к научным и техническим идеям, научить их работать самостоятельно.

Один из таких химических вечеров «Знакомьтесь – химия!» мы предлагаем в Приложении 3.

Широкое распространение получили вечера по химии, проводимые в форме соревнований. Проведение таких вечеров делает их интересными и занимательными. Для слабо подготовленных учеников вечера-конкурсы могут стать первыми шагами на пути к овладению химией.

Большая роль в формировании мотивации отводится эксперименту. Так как первый этап знакомства с предметом, связанный с новым для учащихся методом познания – химическим экспериментом, обеспечивает некоторое усиление любознательности.

В развитии мотивации школьников к химии кроме учебников, внеклассной работы и т.д., большую роль играют химические олимпиады. За последние 5 лет число предметных олимпиад резко возросло за счет того, что многие вузы в поисках новых форм привлечения абитуриентов стали проводить собственные олимпиады и засчитывать результаты этих олимпиад в качестве вступительных экзаменов.

Приведенные данные подтверждают актуальность проблемы и обосновывают необходимость специальной работы учителя химии по развитию внутренней мотивации учения у школьников.








Выводы

 

1. Проведено комплексное психолого-педагогическое исследование, результатом которого стала оценка уровня сформированности мотивации школьников 9-х предпрофильных классов к изучению химии.

2. Разработана методика анкетирования и анкета для школьников 9-х предпрофильных классов, позволяющая оценить уровень сформированности мотивации к изучению химии, а также выявить степень значимости влияния педагогических условий на формирование мотивации.

3. Разработана инструкция беседы с учителем, позволяющая оценить составляющие компоненты одного из важнейших педагогических факторов – роли личностных и профессиональных качеств учителя.

4. Показано, что большинство учащихся имеют средний уровень мотивации к изучению химии и имеют, в основном, оценку по химии «5» или «4»; несколько меньшее число учащихся имеют низкий уровень развития мотивации к изучению химии и имеют оценку «4» или «3»; учащихся с высоким уровнем развития мотивации довольно мало.

5. Выявлено, что учащиеся предпрофильных классов всех трех уровней мотивации в качестве наиболее значимого фактора выделяют роль личностных и профессиональных качеств учителя.

6. Показано, что при рассмотрении влияния педагогических факторов на формирование мотивации у учащихся каждой из трех выделенных групп выявили некоторые отличия от общей картины.

7. Предложены рекомендации по повышению уровня развития мотивации к изучению химии.



Литература

 

1. Андреева Н.Д., Левченко А.Л. Профильное обучение: вчера, сегодня, завтра.// Биология в школе, 2004, №5. – С. 21-24.

2. Болотов В.А. Перспективы перехода школы на профильное обучение. //Воспитание школьников, 2004, №1. – С. 2-7.

3. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования [Исторический опыт России] Дубна, 2001. – 198 с.

4. Ваулина Н.М. О мотивации изучения химии. //Химия, 2004, №2 – С. 53-59.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования, 2002, №4. – С. 5-22.

6. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учебник для вузов (О.С. Гребенюк, М.И. Рожков). – М.: Владос, 2003. – 160 с.

7. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие для вузов (Л.А. Григорович, Т.Д. Мэрцинковская). – М.: Гардэреки, 2003. – 432 с.

8. Джуринский А.А. История педагогики: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2000. – 432 с.

9. Днепров Э.Д. современная школьная реформа в России. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

10. Дьякович С.В., Кнозова Р.Н. Профориентация учащихся при обучении химии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – 159 с.

11. Евстафьева Е.И. Развитие внутренней мотивации изучения химии. // Химия в школе, 2003, №2. – С. 33-40.

12. Ермаков Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы. // Народное образование, 2004, №7. – С. 101-107.

13. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учебное пособие для студентов и слушателей фак. обществ. профессий. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.: ил.

14. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – 2-е изд., доп. и дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.: ил.

15. Концепция профильного обучения. // Биология в школе, 2003, №7. – С. 27-31.

16. Кузнецова Н.Е., Гаркунов В.П. и др. Методика преподавания химии: Учебное пособие для студентов пед. институтов по хим. и биол. спец. – М.: Просвещение, 1984. – 415 с., ил.

17. Кузнецов А.И. Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления учебно-воспитательным процессом. // Завуч, 2000, №8. – С. 13-17.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (1975). (Мотивы, эмоции и личность: 189-206).

19. Малиновская Н. Развитие мотивации к профильному обучению с использованием элементов профессиональной ориентации. // Учитель, 2004, №2. – С. 13-17.

20. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

21. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для чтения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

22. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук. СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 64 с.

23. Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С., Смирнова Т.В. Химия -8. – М.: Школа-пресс, 1998. – 365 с., ил.

24. Мишина Л.Г. Химический вечер в школе как средство повышения интереса учащихся к предмету. // Химия, 2004, №2. – С. 71-78.

25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов 7-ое издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.

26. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х книгах. – 4-ое издание. – М.: Гуманист. Издательский центр Владос, 2003 – кн. 2: Психология образования. – 608 с.

27. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов. А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зимченко и др.; под ред. А.В. Петровского – 3-е изд.: пер. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с., ил.

28. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.

29. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

30. Педагогический словарь в 3-х томах. Т: 1 А – Н. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1960. – 774 с.

31. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, – 3-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 512 с.

32. Пинский А.А. Концепция профильного обучения: все идет по плану. // Народное образование, 2004, №1. – С. 55-58.

33. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2-х книгах. – М.: Гуманист. изд. Центр Владос, 2003. – кн. 1: Общие основы. Пресс обучение. – 576 с.

34. Ручкова Н.А., Мухамеджанова В.Ф. Практикум по курсу «Основы общей психологии». – Пенза.: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2004. – 108 с.

35. Чернобельская Г.М. Основы методики обучения химии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2122 «Химия». – М.: Просвещение, 1987. – 256 с., ил.

36. Чистякова С.Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассника в выборе профиля обучения // Профильная школа, 2004, №5. – С. 5-10.

37. Школа и выбор профессии. Под ред. А.Е. Голомштока и др. – М.: Просвещение, 1970. – 239 с.

38. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике – М.: Педагогика, 1971. – 352 с., ил.

39. Ярошевский М.Г. Психология в 20 столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. – 2-е изд. – М., 1974 (Фрейдизм и категория мотивации: 219 - 252).

 



Приложение 1

 

Вопросы к беседе с учителем

Инструкция по организации беседы.

Время проведения: 8 февраля 2005 года

Место проведения: г. Пенза, ул. Медицинская, 1а, шк. №66

Постановка проблемы:

Основные вопросы беседы:

1. Ф.И.О., стаж работы.

2. Имеются ли в школе предпрофильные и профильные курсы по различным направлениям?

3. Какие направления в работе предпрофильных курсов?

4. Как организована работа предпрофильных курсов в школе. Существует распределение профилей по

· классам,

· желанию,

· возрасту?

5. Каковы результаты Вашей деятельности по повышению мотивации учащихся?

6. Используете ли вы дополнительную литературу для развития мотивации учащихся?

7. С помощью, каких средств методов Вы добиваетесь развития мотивации ребенка в процессе обучения при работе с учебником?

8. Какие виды деятельности на уроке способствуют развитию мотивации учащихся?

9. Какие учебно-методические комплексы, на Ваш взгляд в лучшей степени влияют на развитие мотивации. Почему?

10. Какие методические пособия (если они есть) способствуют повышению мотивации?

11. Используете ли Вы авторские (адоптированные) разработки (программы и т.д.) для повышения мотивации?

12. Какие формы организации деятельности учащихся на уроке способствуют повышению мотивации?

13. Как часто и с какой целью проводится эксперимент?

14. Как часто и с какой целью проводится экскурсия?

15. Обмениваетесь ли вы опытом своей работы по повышению мотивации с другими учителями?

16. Какую роль отводите работе с родителями с точки зрения данной проблемы?

17. Используете ли Вы в своей работе компьютер с целью увеличения мотивации учащихся?



Приложение 2

 

Вопросы анкеты учащихся

Дорогой друг! Ответив на вопросы этой анкеты, ты сможешь облегчить свое изучение химии в дальнейшем. Отвечай на вопросы только «да» или «нет». Укажи фамилию, имя полностью.

Блок А

1. Я хочу связать свою жизнь с химией.

2. При изучении химии я не испытываю никаких трудностей.

3. Я с большим интересом решаю усложненные задачи по химии из сборника для поступающих в вузы.

4.  Я выберу профессию, не связанную с химией.

5. Я постоянно посещаю факультативы по химии.

6. Я принимаю участие в городских олимпиадах школы по химии.

7. Я хочу, чтобы моя будущая профессия была связана с химией.

8. Обычно я ленюсь делать домашние задания по химии.

9. При выполнении домашней работы мне не понятно заданий больше половины.

10. Я регулярно участвую в химических олимпиадах в школе.

11. Я участвую в научных конференциях по химии в школе.

12. Я выполняю домашнее задание по химии (устные и письменные) регулярно.

13. Я редко хожу на факультативные занятия по химии.

14. Мне нравится самому «химичить» и я делаю это в школе, дома, на даче и т.д.

15. Я участвую в областных олимпиадах по химии и более высокого уровня.

16. Дома у меня есть своя химическая лаборатория.

17. Я посещаю факультативные занятия по другим предметам.

18. Мне скучно на уроках химии.

19. Я занимаюсь научно-исследовательской работой по химии под руководством преподавателя.

20. Дома у меня есть хорошая химическая библиотека.

21. При поступлении в вуз мне нужно будет сдавать химию.

22. Я хочу поступить в химический вуз на химический факультет

23.  Я хочу поступить в нехимический вуз, где мне придется сдавать химию.

24. Дома у меня есть книги по химии в основном по школьной программе.

25. При изучении некоторых тем по химии я использую вузовские учебники, химические энциклопедии и другую специальную литературу.

26. У меня дома есть несколько вузовских учебников по химии.

27. Я с удовольствием читаю химическую литературу.

28. Решение задание по химии и чтение химической литературы доставляет мне удовольствие.

29. Я хочу поступить в вуз, не связанный с химией.

30. Я выписываю издания периодической печати по химии.

Блок Б

31. Интерес к химии мне привил учитель.

32. Химией мне посоветовали заняться родители.

33. Меня полностью устраивает учебник химии.

34. Мне все понятно при объяснении нового материала учителем.

35. Я считаю, что в нашем городе можно устроиться работать по химической специальности.

36. В учебнике химии есть темы, которые я не могу разобрать самостоятельно.

37. Я не могу разобраться с учебным материалом без помощи учителя.

38. Я хотел бы в дальнейшем учиться в другом городе (вузе, техникуме, в том числе и в химическом)

39. Учебник химии плохо проиллюстрирован.

40. Мы всегда можем подойти к учителю после урока за разъяснением непонятных моментов.

41. В Пензе, Пензенской области хорошо развита химическая промышленность.

42. Весь материал в учебнике химии, по которому я занимаюсь, изложен понятно.

43. Учитель (в том числе и по химии) должен быть требовательным.

44. Я считаю, что в нашем городе можно устроиться по химической специальности.

45. Мне нравится проводить лабораторные работы на уроке.

46. Оценку «5» заработать по химии очень сложно.

47. Я в семье один ребенок.

48. Учебник химии хорошо проиллюстрирован.

49. Я хожу на дополнительные занятия (в том числе на факультатив, кружки и др.) к моему учителю химии.

50. Я живу с одним из родителей.

51. Мне не нравится как изложен материал в учебнике химии.

52. Мне нравится предмет, так как нравится учитель.

53. Мне кажется, что тяжело устроиться на высокооплачиваемую работу по специальности химии.

54. Мне нравится химия, так как показывают демонстрационные опыты.

55. Учитель по химии всегда проверит выполнение домашней работы.

56. Я информирован, какие есть вузы в г. Пензе и по каким специальностям они готовят специалистов.

57. Мне нравится, когда на уроке нам показывают различные модели строения элементов, атомов….

58. Учитель разбирает с классом непонятные задания.

59. Родители равнодушны к моим школьным успехам.

60. Я не могу самостоятельно разобраться с новым материалом по химии.

61. Мне нравится как учитель ведет уроки химии.

62. Мнение родителей и мое по поводу дальнейшей профессии совпадают.

63. Я могу самостоятельно разобраться с новым материалом по химии.

64. Учитель организует свою работу так, что мы работаем только на уроке.

65. Родители высказывают свой совет по поводу будущей профессии.

66. Мне интересны иллюстрации в учебнике химии.

67. Наш учитель химии не ставит оценку «2».

68. Мои родители имеют химическое образование (высшее, техническое, педагогическое, медицинское) (или один из родителей).

69. Мне на уроке химии нравится только смотреть различные опыты.

70. Учитель по химии очень скуп на оценки.

71. Родители не советуют заниматься мне химией.

72. Мне не нравятся лабораторные занятия на уроке химии.

73. На уроке у нас идеальная дисциплина.

74. Родители всегда поддерживают мои увлечения по школьным предметам (в частности химии)

75. Меня не устраивает учебник по химии.

76. На уроке у нас царит творческая атмосфера.

77. Мне безразлично по какой специальности работать, лишь была бы высокооплачиваемая работа.

78. При подготовке домашнего задания я использую дополнительную литературу.

 

Вид опросного листа

№ вопроса Да Нет
1. +  
2. +  
  -
77. +  

 

Ключ к анкете

Блок А

 

«Да»

1 (2б) 11 (2б) 19 (2б) 26 (1б)
2 (1б) 12 (1б) 20 (2б) 27 (2б)
5 (1б) 13б (1б) 21 (1б) 28 (2б)
6 (2б) 14 (3б) 22 (2б) 29 (2б)
7 (2б) 15 (2б) 23 (1б) 30 (2б)
10 (2б) 16 (3б) 25 (2б)  

 

«Нет»

4 (1б) 9 (1б) 17 (2б) 24 (2б)
8 (1б) 13а (1б) 18 (2б)  

 

Критерии оценки уровня сформированности мотивации по результатам анкетирования (Блок А)

Низкая мотивация Средняя мотивация Высокая мотивация
0-14 баллов 15-29 баллов 32-48 баллов

 

Блок Б

Если ответ учащихся совпадает с номером ответа «да» или «нет», то ставится 1 балл.

 

«Да»

31 42 52 62 73
32 43 53 63 74
33 45 54 65 76
34 46 55 66 77
35 47 56 68 78
37 48 57 69  
38 49 58 71  
40 50 61 72  

 

«Нет»

36 41 59 64 70
39 51 60 67 75

 



Приложение 3

Дата: 2019-07-30, просмотров: 206.