Разные авторы дают различные определения мотивации [22, 29, 30, 31, 34].
Мотивация – (от лат. moveo – двигаю) система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности [29]. Есть такие определения:
1. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.
2. Побуждающий и определяющий выбор направленности, деятельности, предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.
3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора и поступков личности.
Мотивация – совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, то есть направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К мотивации относят все то, что реально побуждает или может побуждать активность [30].
Мотивация выражается в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность [31].
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность [34].
Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация – это конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Очень сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений [22].
В отечественной психологии в качестве общего механизма возникновения мотива рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы, «предметы потребностей». Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность [34].
У животных диапазон объектов, выступающих в качестве мотива, дан от природы и жестко ограничен специального для каждого биологического вида кругом приспособительных инстинктивных форм деятельности [35]. У человека же источником развития мотива является не имеющий границ процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими мотивами. Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования, то есть придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности личностный смысл.
Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности [36]. Функция контролирования осуществляется не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции» поведения: эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью подситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и появлению новых мотивов деятельности. Изучение мотивационно-смысловой сферы составляет центральную проблему психологии личности, ее исторического и онтогенетического развития.
Мотивы по степени осознанности делятся на:
· осознанные, когда человек может сказать, что его побуждает к деятельности;
· неосознанные (человек не может назвать причину).
Мотивы по степени действия делятся на:
· потенциальные (сформированные на уровне сознания, но реально не побуждают к деятельности);
· реальные (реально побуждают человека к деятельности) [34].
1.2.2 Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школьника
И так, рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, то есть то, что определяет, побуждает учебную активность ребенка, что в целом детерминирует его учебное поведение.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует на всех его этапах, во всех его звеньях. Единство этих трех функций обеспечивает регулирующую роль мотивации в поведение. Причем третья – «смыслообразующая» функция (А.Н. Леонтьев) специфически человеческая и имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет учебная деятельность для данного конкретного ребенка, зависят проявления и других функций: побуждающей и направляющей. А это, в свою очередь, означает, что и побудительная сила мотивов учения (выраженность, интенсивность, длительность, устойчивость, эмоциональная окраска), и их роль в реальной организации учебной деятельности зависит, прежде всего, от сформированности смыслообразующей функции мотивации учения. Именно эта функция (роль учения в жизни ребенка) должна быть главным объектом воспитания [20].
Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и др. Эти побуждения выполняют разную роль в общей картине мотивации, на различных этапах развития учебной деятельности приобретают то большее, то меньшее значение, поэтому знание их поможет учителю более дифференцированно воздействовать на отдельные моменты мотивации учения школьников.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 239.