Глава 2. Методы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Неэксперементальные методы

 

Наблюдение

Наблюдение – один из наиболее часто используемых методов изучения мотивации учения. Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Цель наблюдения конкретизируется также регистрируемыми учителем показателями мотивации учения. В качестве таких показателей могут выступать, например, различные признаки активности учащихся на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках [21].

Наблюдение как метод исследования мотивации может использоваться не только на уроке, но и во внеклассной работе. Объектом наблюдения в этом случае могут стать избирательность круга чтения: любимые увлечения и занятия во время досуга; участие по собственному желанию в различных кружках, секциях, факультативных занятиях; особенности поведения учащихся на экскурсиях, при посещении различных выставок, музеев и т.д. [20].

Этот метод использовался учителем для изучения мотивации к предмету химия. Наблюдение проводилось в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66» г. Пензы (9 класс).

 



Эмпирические методы

 

2.2.1 Анкетирование

Анкетирование относится к опросным методам, которые проникли в педагогику из социологии и называются еще социологическими.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами [22].

Анкетирование – также один из наиболее распространенных методов изучения мотивации учения. Обычно применяют три типа анкет: во-первых, анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление мотивировок и осознанных мотивов учащихся; во-вторых, анкеты селективного типа, где учащимся на каждый вопрос анкеты предлагают несколько готовых ответов, из которых учащиеся выбирают наиболее подходящий; в-третьих, анкеты-шкалы, в которых при ответе на вопросы учащиеся должны не просто выбирать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать, оценить в баллах правильность каждого из предлагаемых ответов. Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных отличий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования [21].

Анкетирование – это средство первой ориентировки в мотивах учения, средство предварительной разведки. Чтобы в какой-то мере компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, этот метод следует сочетать с использованием более содержательных непрямых методов, проводить повторные анкетирования, маскировать от учащихся подлинные цели опросов [23].

Таким образом, анкетирование – это наиболее часто применяемые методы изучения процессов обучения [22].

Этот метод использовался для выявления степени сформированности мотивации на изучение химии и для оценки влияния педагогических условий на формирование мотивации. Анкетирование проводилось по специально подготовленной анкете (см. Приложение 2). Анкетирование учащихся проводилось в 9-х классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66» г. Пензы.

 

Беседа с учителем

Беседа относится к традиционным методам педагогических исследований. В беседах выявляются намерения, позиции, оценки людей. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими методами получить невозможно.

Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками проникнуть во внутренний мир собеседника. Беседы – очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма используют специальные меры. К ним относятся:

· обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных курсах и связях;

· варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

· умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах [22].

Таким образом, планируя беседу, определяя ее цель, нужно построить ее так, чтобы возможно более полно использовать и непосредственные и опосредованные данные.

Беседа с учителем основывалась на заранее подготовленных вопросах (Приложение 1). Целью беседы являлось выяснение взгляда учителя на степень сформированности мотивации к изучению химии, выявить наиболее важные, с точки зрения учителя, педагогические факторы, обуславливающие успешное формирование мотивации.

Беседа проводилась с учителем химии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66» г. Пензы Махониной Верой Ивановной.

 

2.3 Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся

 

Как известно, наиболее общей характеристикой изменения успеваемости обучения до сих пор является так называемый процентный показатель успеваемости учащихся, который в последнее время часто используется в формулировке «процент обученности учащихся». Данный показатель учитывает процентное отношение учащихся, успевающих по определенной дисциплине на «4» и «5», к общему количеству учащихся, который рассчитывается по формуле:

 

,

 

где n5 – количество учащихся, занимающихся на оценку «5», n4 – количество учащихся, занимающихся на оценку «4», N – общее количество учащихся.

Для оценки успеваемости класса или группы школьников рассчитывается также процент успеваемости:

 

,


где n5 – количество учащихся, занимающихся на оценку «5», n4 – количество учащихся, занимающихся на оценку «4», n3 – количество учащихся, занимающихся на оценку «3», N – общее количество учащихся.

Таким образом, традиционным в школе становится отслеживание состояния успеваемости при помощи двух показателей: выполнение стандарта (процент успеваемости), качество знаний (процент качества знаний). Эти два показателя отражают степень обученности учащихся по одному предмету [33].

 


Теоретические методы

 

К теоретическим методам относятся анализ учебной деятельности и методической литературы. Нами была проанализирована педагогическая и психологическая литература, в том числе, литература периодической печати и материалы конференции по данной проблеме, а также методическая литература.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 180.